«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (162), декабрь 2020
Территория

Территория 

АПРО: двойной юбилей

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 12 (162), декабрь 2020

В 2020 году Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО) исполнилось 10 лет. За это время рыбацкому объединению удалось решить множество непростых задач. Непростых по определению, ведь речь идёт о промышленном направлении, которое работает с государственным ресурсом и в жёстких рамках федеральных законов. Обо всём этом — в интервью с президентом АПРО и членом Общественного совета минсельхоза Хабаровского края Сергеем РЯБЧЕНКО.

Полезная  инициатива

— Сергей Михайлович, а вы помните, как была создана Ассоциация рыбной отрасли?
— Конечно, ведь это была моя инициатива. Дело в том, что в течение достаточно долгого времени я возглавлял комитет рыбного хозяйства правительства Хабаровского края. Соответственно, в рамках своих служебных полномочий постоянно работал и с чиновниками Росрыболовства, и с представителями ВНИРО, и с руководителями рыбопромышленных компаний. Уже тогда было понятно: без системного диалога между всеми заинтересованными сторонами работать нельзя. Как раз в тот период государство декларировало необходимость формировать эффективные институты гражданского общества, в том числе и в сфере бизнеса. Ну и, конечно же, возникла необходимость общественных коммуникаций (на регулярной основе) в рыбопромышленном секторе. И я стал обсуждать эту тему, в первую очередь с рыбаками.
Идею создания ассоциации поддержали многие. Но возникла проблема: а кто возглавит организацию? Нужен был человек, который, с одной стороны, имел бы административный опыт, а с другой — разбирался в отраслевой специфике. Сам я, будучи чиновником, не мог официально руководить общественной структурой. Да если бы и мог — не согласился бы, поскольку этим нужно заниматься постоянно. Ведь это не просто статус, а системная, планомерная и достаточно тяжёлая работа, и совмещать её с какой-то другой деятельностью нереально. Но нет ничего невозможного, и мы нашли человека, который дал согласие возглавить ассоциацию. Президентом АПРО стал Александр АНТИПИН, имевший необходимый опыт. Далее из нескольких руководителей рыбопромышленных компаний образовался костяк организации. И началась работа.
— Как нетрудно догадаться, не без вашей поддержки?
— А я сразу всем сказал: неофициально буду принимать самое активное участие в работе АПРО. К тому же как руководитель комитета рыбного хозяйства я просто обязан был способствовать развитию отрасли по всем направлениям, в том числе и в общественном. Ну а после ухода с государственной службы уже ничто не препятствовало моему, фигурально выражаясь, полному погружению в эту сферу, и я принял предложение участников ассоциации возглавить АПРО.
— Кстати, об участниках. Поначалу их было немного. А сколько сейчас?
— На сегодняшний день в АПРО входит 51 компания. Причём две из них вошли в объединение в конце 2020 года. Так что этот год для нас стал вдвойне юбилейным — 10 лет ассоциации и более пятидесяти вступивших в неё организаций.
Мы были правы
— В последние годы рыбопромышленный комплекс Хабаровского края переживал непростые времена. Возникло множество дискуссий, связанных и с орудиями лова, и с противоречиями между рыбаками, работающими в разных приамурских районах, и с КМНС, и со множеством других аспектов. Как в таких условиях вы отстаивали интересы участников ассоциации?
— Я бы поставил вопрос иначе: интересы участников ассоциации для нас, конечно, важны. Их мы отстаивали, отстаиваем и будем отстаивать. Но всё равно это вторичный момент. Первично сохранение и приумножение водных биологических ресурсов. Проще говоря, не станет рыбы — нечего будет ловить. Чьи тогда  интересы будем отстаивать? То есть не надо путать базис и надстройку.
— Хорошо, давайте о базисе. Ещё недавно некоторые участники отраслевого рынка публично высказывались о том, что заездки как орудия лова препятствуют лососёвым пройти на нерест. Вы же высказывали иную позицию — главной преградой на пути миграции рыбы является большое количество плавных сетей на Амуре. И вот плавные сети были запрещены. Получается, здравый смысл восторжествовал?
Руководители Федерального агентства по рыболовству, в первую очередь Илья ШЕСТАКОВ и Пётр САВЧУК, уже давно разобрались в ситуации, и решение о снижении промысловой нагрузки было абсолютно правильным. Другой вопрос — мы никогда не рубили сплеча, не настаивали на полном запрете плавных сетей. Мы говорили лишь о том, что они должны быть запрещены от определённой географической точки, а именно от устья Амгуни вверх по течению р. Амур. Это позволило бы, с одной стороны, заполнить нерести-лища, а с другой — дать возможность рыбакам спокойно работать. Но нашлись люди, которые безапелляционно требовали наложить мораторий только на использование заездков, не прислушиваясь к другим позициям. В итоге Минсельхоз России на основании научных рекомендаций принял жёсткое решение: длину крыла заездка сократить, плавные сети запретить полностью. А недавно на очередном заседании ДВНПС было официально признано: заездки не препятствуют миграции рыбы на нерест. Эти стационарные орудия лова даже по своим конструктивным особенностям не могут стать такими барьерами. Об этом, кстати, давно говорили не только мы, но и ведущие российские учёные. Так что всё — тема с заездками закрыта.
Власть реагирует
— Сергей Михайлович, на моей памяти вы стали первым руководителем отраслевой ассоциации, который поднял вопрос о жилковых сетях, наносящих ущерб окружающей среде. Ваша позиция не изменилась?
— Я высказался лишь после того, как тщательно изучил вопрос. Могу повторить ещё раз: жилковые сети — это настоящая беда для Амура. Они изготовлены из синтетического материала, поэтому при затоплении (а топят их часто, особенно браконьеры) в воде не разлагаются. По нашим данным, на дне Амура уже залежи этих орудий лова, и в них рыба, включая краснокнижную, запутывается и погибает. А по большому счёту, страдает вся экосистема реки. Поэтому я и обозначил свою позицию: сети, изготовленные из синтетических материалов, требуется запретить. Кстати, недавно и в Росрыболовстве дали поручение изучить этот вопрос и при необходимости наложить запрет на использование таких орудий лова.
— Вы давно бьёте тревогу по поводу большого количества заявок на рыболовство от представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС). По вашему мнению, под видом аборигенов работают браконьеры. Это так?
— Я вам такой пример приведу: в мою бытность руководителем комитета рыбного хозяйства представители коренных малочисленных народов подавали порядка шести тысяч заявок. Сейчас их количество превышает 30 тысяч.
Я убеждён: правами КМНС спекулируют недобросовестные пользователи. Поэтому мы ждём, когда появится официальный федеральный реестр лиц, подтвердивших свою принадлежность к КМНС края. Но, безусловно, одно: проблема чрезвычайно острая. Эти самые лже-КМНС вкупе с браконьерами вылавливают объёмы лососёвых, сопоставимые с промышленными. Причём грабят они в первую очередь настоящих представителей коренных малочисленных народов. Хотелось бы, чтобы это понимали и руководители национальных ассоциаций.
— Последний вопрос: скоро будет обсуждаться, и приниматься стратегия вылова лососёвых на 2021 год. Какие предложения внесёте вы?
— Вопросы ещё на стадии обсуждения. Но я уже говорил: оптимальный вариант — это чтобы документ был сбалансирован и с точки зрения сохранения ресурса, и с точки зрения рационального его использования.
Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru