Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 04 (103), апрель 2015
Как развивается строительный комплекс Камчатского края? Какие перспективы есть у местных строителей? И какие проблемы они испытывают? На эти вопросы мы попросили ответить генерального директора компании ООО «Юсас-Строй» Сергея Ю.
— Сергей Юнхакович, это правда, что свою отраслевую деятельность ваша компания начала со строительства социального объекта — нового и, без преувеличения, современного автовокзала в Елизово?
— Не совсем так. Самым первым объектом для нас был развлекательный центр «Небо». Его мы возвели на пустыре и при этом за довольно короткий срок. Но несмотря на это, многие местные жители до сих пор называют построенный объект самым красивым зданием Елизово.
Такая оценка приятна, конечно, хотя для нас самое главное здесь заключается в другом — благодаря центру «Небо» мы, что называется, органично влились в состав строительного комплекса Камчатского края, ведь у всех отраслевых предприятий всё начинается как раз с первого объекта. Одновременно с этим мы стали строить и жилой пятиэтажный дом из монолитного железобетона. Причём применили тут технологию несъёмной опалубки из пенополистирола. С этой задачей мы также справились в установленные сроки
и с надлежащим качеством. И после этого мы приступили как раз к возведению автовокзала. Хотя, при реализации этого проекта, первым делом мы должны были не построить, а разрушить.
— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что здание современного автовокзала находится на месте старой автостанции. Вот её-то мы как раз и разобрали. И после этого приступили к строительству нового объекта.
— Да, я был в здании нового автовокзала. И его, действительно, можно назвать современным, ведь здесь есть всё, от удобных мест в зале ожидания до комнаты матери и ребёнка.
— А почему должно быть иначе? К сожалению, у многих людей сложился устойчивый стереотип, мол, если населённый пункт относительно небольшой, то его жители могут обойтись и малым. Ну а я так не считаю. По моему мнению, наши земляки-елизовчане достойны самого высокого качества жизни. И инфраструктура, как вы понимаете, играет в этой связи далеко не последнюю роль.
В частности, именно с такой мотивацией мы и приступали к реализации этого проекта, ведь после того, как автовокзал был построен, мы безвозмездно передали помещение для осуществления пассажирских перевозок. Чтобы оно служило всем местным жителям. Так что, задавая свой первый вопрос, вы были в определённой степени правы, объект социальный, в прямом смысле этого слова.
— Можно ли назвать это строительство примером взаимодействия власти и местного бизнеса? Или это будет преувеличением?
— Никакого преувеличения тут нет. Кстати, именно на уровне губернатора Камчатского края Владимира Ивановича ИЛЮХИНА, ряда краевых руководителей и администрации Елизовского района во главе с Дмитрием Владимировичем ЗАЙЦЕВЫМ мы встречаем понимание и наших проблем, и наших потребностей. Со своей стороны мы также выполняем свои обязательства перед муниципалитетом. Так что взаимодействие районной власти и местного бизнеса у нас давно уже процесс постоянный. В конце концов, все мы заинтересованы в повышении качества жизни населения. Иначе и не скажешь. Ну а началось наше сотрудничество, действительно, со строительства автовокзала.
— Кстати, в течение какого времени вы его строили?
— В общей сложности автовокзал был построен за два года. Для такого рода объектов это оптимальный срок.
— А теперь, Сергей Юнхакович, хотелось бы поговорить с вами о жилищном строительстве. Тут в Елизово есть какие-то перспективы?
— Главная перспектива заключается в небольшой удалённости Елизово от Петропавловска-Камчатского. Наш райцентр отделяет от региональной столицы всего полчаса пути на машине. Во многих российских городах даже пригороды расположены на более серьёзном расстоянии. И не случайно многие называют Елизово «спальным районом» Петропавловска-Камчатского. То есть люди живут здесь, а работают в краевом центре. Это действительно довольно удобно. Поэтому, конечно же, перспективы строительной отрасли постоянно повышаются. Население Елизово явно нуждается в удобном и сравнительно недорогом по камчатским меркам жилье.
— Квартиры в Елизово стоят дешевле, нежели в Петропавловске-Камчатском?
— Да, дешевле. И это, повторюсь, хороший стимул для отраслевого развития. Даже в наше экономически непростое время.
— Сколько жилых домов было построено коллективом компании ООО «Юсас-Строй»?
— В общей сложности речь идёт о девяти объектах такого рода. Но это если говорить о пятиэтажных жилых зданиях, которые мы строим по типовым проектам.
— Имеется в виду, что в вашем производственном багаже есть и жилые дома другого типа?
— Да, я говорю о малоэтажном строительстве. Но тут действуют другие схемы, предусматривающие работу не с бюджетами, а с частными заказчиками. По сути, мы можем выполнить любой запрос клиента, хоть маленькую дачу построить, хоть особняк. Всё зависит от возможностей и потребностей каждого заказчика. Хотя всё это — относительно небольшая доля в нашем портфеле заказов. Главным образом мы ориентируемся на строительство жилья в рамках различных региональных и муниципальных программ. Это наше основное отраслевое направление.
— Каких программ, например?
— К примеру, программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья. Тут региональная власть, во главе с губернатором Владимиром Ивановичем Илюхиным, ведёт достаточно активную работу. То же самое можно сказать и о жилье для молодых специалистов, для работников бюджетной сферы, для очередников. Кроме того, мы регулярно предоставляем довольно большое количество квартир детям-сиротам. Так что перечень программ довольно большой.
— И жильё реально строится?
— Да, жильё строится. По крайней мере, региональные и муниципальные программы у нас работают. И наша компания в этот процесс вовлечена достаточно плотно.
— Наша газета не раз публиковала мнение дальневосточных чиновников и застройщиков из различных регионов, которые в один голос озвучивают проблему — свободных земель в населённых пунктах становится всё меньше и меньше. И скоро строить вообще будет негде. Вы согласны с такой оценкой ситуации?
— Я не стал бы высказываться столь категорично. По крайней мере, в Елизовском районе Камчатского края руководители администрации нормально работают в этом направлении и постоянно изыскивают свободные земли. Точнее сказать, в рамках своих полномочий ведут деятельность по их переводу из одной категории в другую. Так что свободные площадки у нас регулярно появляются. Может, не в тех объёмах, как нам хотелось бы, но мы реалисты и отдаём себе отчёт, что тут не может быть мгновенного эффекта.
Основная проблема заключается в другом — цены на выставляемые на аукционы земли нередко взвинчиваются, причём искусственно. И вот тут-то крайне сложно предъявлять претензии к власти, поскольку такого рода перекосы — это свидетельство внутренних проблем на самом рынке.
— Каких именно проблем?
— Вот вы знаете, я с большим уважением отношусь ко всем, кто реально работает на строительном рынке. В моём лексиконе нет даже слова «конкуренты», я всех строителей называю коллегами. Так оно, собственно, и есть, все мы коллеги, все делаем общее дело. Но, к сожалению, на нашем рынке регулярно появляются организации, имеющие в своих активах лишь печати и авторучки.
Ваша газета не раз писала обо всех нюансах, связанных вначале с ФЗ-94, затем с ФЗ-44, поэтому повторяться я не стану. Скажу о другом — если при распределении государственных заказов такие структуры нередко искусственно снижают цены, то в случае с земельными аукционами стоимость площадок, наоборот, довольно часто повышается. Причём повышается далеко не всегда обоснованно. Нетрудно догадаться, что при дефиците земли такие схемы являются для реальных застройщиков довольно критичными.
— И как тут быть?
— А выхода всего лишь два — либо самим поднимать цену непосредственно на аукционе и выигрывать участок любым способом, либо перекупать его у победителя. Благо так бывает не всегда, но такие случаи не редкость.
— Ещё одна проблема, которая не раз озвучивалась в нашей газете, касается взаимоотношений застройщиков с сетедержателями. С энергетическими компаниями, с водоканалами и так далее. И вот что говорит большинство строителей — мы отдаём производителям и поставщикам ресурсов готовые объекты, с которых они будут получать прибыль в виде тарифов. Так с нас же ещё и деньги берут, в виде платы за техприсоединение. И деньги весьма приличные. Как вы относитесь к такой позиции?
— У любой медали, как известно, всегда есть две стороны. Поэтому я не стану слишком категорично высказываться в адрес сетедержателей. Их бизнес также сопровождается расходами, и это нужно учитывать. Но при этом мне, как не сложно догадаться, понятна и позиция застройщиков. Мы работаем в реальном секторе экономики, соответственно, все наши затраты должны, как минимум, окупаться. Тем более, когда речь идёт о бюджетных проектах, где стоимость квадратного метра жилья определена изначально, и мы не можем её повысить лишь потому, что стоимость техприсоединения также высока.
К тому же мы, действительно, отдаём сетедержателям готовые объекты, с которых, как правильно отметили мои коллеги, производители и поставщики ресурсов получают впоследствии постоянную прибыль. Эти проблемы, кстати, регулярно поднимаются и у нас на Камчатке. И стоит отдать должное как строителям, так и сетедержателям — никто не уходит от обсуждений насущных вопросов.
Но могу обозначить ещё одну проблему — сроки технического присоединения очень большие, само строительство ведётся гораздо быстрее. И этот момент тоже нуждается в корректировке.
— И как изменить ситуацию в лучшую сторону?
— Лучший вариант — это всегда поиск компромисса. Бесспорно одно — строящееся жильё требуется делать не только комфортным, но ещё и доступным для населения. Это, я бы сказал, задача государственной значимости, особенно на Дальнем Востоке, где и так живёт не слишком много людей. Поэтому создать условия, чтобы наши земляки отсюда не уезжали — важнейшая задача для всех. И для властей, и для участников рынка.
— Как известно, ЦБ РФ повысил ключевую ставку, что отразилось на конкурентоспособности производственного бизнеса. Вас эта проблема коснулась?
— Нет, поскольку мы банковские кредиты не берём. Стараемся обходиться собственными оборотными средствами. Да, это не просто, рассчитывать только на свои ресурсы. Но практика показывает — так оно надёжнее. И безопаснее.
— Что вы можете сказать о кадрах? Специалистов вам хватает?
— Я бы не сказал, что нам хватает специалистов, особенно квалифицированных. Увы, молодёжь не слишком активно идёт на стройку. Думаю, с этим сталкиваются все мои коллеги по отрасли. Но и слишком критичной я бы ситуацию называть не стал. У нас трудятся порядка ста человек, и в своём большинстве это хорошие профессионалы. По крайней мере, они выполняют самые разные, в том числе и довольно сложные производственные задачи. Скажу так: я доволен своим коллективом.
— Какая проблема для вашей компании является ключевой?
— Честно говоря, я не люблю акцентировать внимание на каких-то сторонних недоработках. Это ведь самое простое — искать недостатки в работе других. Для нас важно качественно и в установленные сроки выполнять свои обязательства. Хотя и от непростых вопросов я уходить не привык. Поэтому могу сказать — к большому сожалению, мы всё чаще и чаще сталкиваемся с недоработками проектировщиков. Увы, проектная документация нередко оставляет желать лучшего. И это ещё мягко сказано.
— И что вы делаете, сталкиваясь с этой проблемой?
— Как что? По возможности стараемся доработать проект самостоятельно. Другого выхода нет. Кстати, проблема с проектировщиками также имеет общегосударственный оттенок. В своё время, а именно в девяностые годы, многие проектные организации прекратили своё существование. Такая тенденция, между прочим, прослеживалась по всей стране. И Камчатка исключением не стала. Но когда наступил строительный бум нашего времени, возник резонный вопрос: а где они, квалифицированные проектировщики? Нет, я не скажу, что они отсутствуют в принципе, однако проблема очевидна. Она отражается на всём строительном рынке.
Как, собственно, и ещё одна ситуация, связанная с деятельностью государственной экспертизы. К сожалению, необходимые нам разрешения выдаются довольно медленно, несмотря на то, что со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы всё было прозрачно, в рамках закона. По крайней мере, мы тщательно подходим к подготовке нужной документации. Ещё одна проблема связана с поздними сроками проведения аукционов.
— Для Камчатского края это также актуальный вопрос?
— Несомненно, и это момент серьёзный. Особенно с учётом того, что строительный сезон в нашем регионе довольно короткий, поэтому от того, когда будут проведены торги, зависит очень многое.
— А зимой строительство у вас идёт?
— Зимой у нас строить можно, но это всегда сопровождается серьёзным отраслевым удорожанием. А это, нетрудно догадаться, никому не выгодно. И вот что я хотел бы ещё отметить. Проблем на строительном рынке, конечно, хватает. Но не стоит искать конкретных виновных. Не стоит, понимаете? Дело не в отдельно взятых руководителях или специалистах, они-то как раз в большинстве добросовестно выполняют свои обязательства. Да, есть системные недоработки. Но и они постепенно приходят в соответствие с требованиями времени и здравого смысла. Впрочем, повторюсь, я не привык акцентировать внимание на проблемах. Необходимо просто добросовестно работать. А всё остальное приложится и выправится. Поэтому у нас впереди ещё много интересной работы.
— Сергей Юнхакович, в Елизово мне рассказывали, что вы помогаете решать многие социальные задачи. Более того, вообще стараетесь оказывать помощь людям, обратившимся к вам за поддержкой. Можно сказать, что это ваше жизненная позиция?
— Я не хотел бы говорить на эту тему. По-настоящему добрые дела делаются для себя. Улавливаете? Не для рекламы, а именно для себя, то есть для души. И делаются таким образом, чтобы об этом знало как можно меньше народа. Это первый момент.
Есть и второй, но он касается уже поддержки предпринимательства в целом. Я стараюсь не отказывать в помощи тем инициативным людям, которые ко мне обращаются. И знаете почему?
— Почему?
— А потому, что сам в этом заинтересован. Производственный бизнес — это своего рода магнит, обладающий силой притяжения. И одно направление всегда притягивает другое. Поэтому чем комфортнее чувствует себя бизнес, тем лучше станут жить люди, в первую очередь мои земляки. Я в этом твёрдо убеждён. Так что мой интерес очевиден.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >