«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (91), март 2014
Территория

Территория 

Про  бомжей, законы и туберкулез

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 02–03 (91), март 2014

О том, что рядом с нами, вполне или относительно благополучными гражданами, живут те, кому, в общем-то, и жить негде, знают все. Но большинство из нас привычно отворачиваются, когда серые тени роются в помойке или пристраиваются у батареи в подъезде. До них никому нет дела, и замечают их разве только для того, чтобы турнуть подальше. Между тем, если взять на веру постулат о том, что Бог создал всех равными, то это такие же люди, как, допустим, министры или президенты. Только грязные и голодные. А часто и больные.

О доступности рентгена 

   Наша редакция не так давно приняла участие в судьбе одного бомжа. Кто не знает, слово это не ругательное и означает «без определенного места жительства». Ночевал он в подъезде одного из наших сотрудников, а поскольку на дворе суровая зима, простудился вдрызг. Кашлял наш подопечный так, что стены тряслись, и мы, естественно, заподозрили неладное, то есть туберкулез. Все знают, что в таких случаях первым делом надо пройти флюорографию. Но в Хабаровске, который, как говорят, активно борется с туберкулезом, без паспорта сделать это оказалось невозможно. Даже за деньги, которые мы готовы были заплатить за медицинскую услугу. Противотуберкулезный диспансер также не принимал на обследование человека без «флюры» и направления. И это по меньшей мере странно. Ведь именно категория граждан без рентгеновских снимков и без документов наиболее уязвима в смысле распространения столь коварного и опасного недуга.
   Проведя некоторые изыскания, мы обратились в Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску». И надо сказать, что директор центра Валентина Николаевна СЕРГИЕНКО проблему решила. За нашим бомжом приехали из КГКУ «Хабаровский центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию», там дали направление в поликлинику № 15, с которой у этой организации договор, и рентгеновские снимки были, наконец, сделаны. Опустим некоторые детали и скажем, что у нашего подшефного оказался абсцесс легкого. Сейчас он лечится в городской больнице № 10. И это отдельная история.
Кто заплатит за бомжа?
Не секрет, что в больницы бомжей берут крайне неохотно. Только в случае необходимости оказания экстренной помощи по жизненным показаниям. И не потому лишь, что от них дурно пахнет. Больницы живут на деньги, которые им платит за пролеченных пациентов Фонд обязательного медицинского страхования. А ФОМС может платить только за тех, кто застрахован. Соответственно, за асоциальных больных не платит никто.
— Нам приходится лечить их за счет тех пациентов, которые проходят оплаченный курс лечения,— рассказывает заместитель главного врача по медицинской работе больницы № 10 Галина Алексеевна СИВОРАКША.— Расходы по лечению бомжей, порой весьма значительные, берет на себя больница. Да, конечно, если хозяин продал 50 буханок, то 51-ю буханку он может кому-то и подарить. Но это будет милостыня. Вот этим мы, по сути, и занимаемся. Тем, у кого есть хотя бы паспорт, мы сами помогаем получить полис, потому что больше этого никто не сделает. Но, согласитесь, это неправильно.
Как не согласиться! С одной стороны, больница обязана в экстренных случаях принять любого пациента, а с другой стороны, для нее это — сплошные убытки. 
   О тех же самых проблемах говорит и главный врач городской больницы № 11 Петр Владиславович КРЯЧЕК:
— Мало того, что мы лечим таких больных за свой счет, так и после выздоровления их некуда выписать. Центр социальной адаптации один на весь город, количество мест там ограничено, так что бывает, что бомжи задерживаются у нас надолго. Правда, с этого года Краевое министерство здравоохранения оплачивает нам паллиативную помощь для тех, кто болен неизлечимо и заканчивает жизнь у нас. А вот те, кто может выздороветь, выходит, никому не нужны.
   Между тем стоимость лечения по стандартам ФОМСа достаточно высока. Так, лечение пневмонии стоит 25 000 рублей, ампутация, допустим, обмороженной конечности — 30 000. Для больницы накладно. А число бездомных, попадающих в лечебные учреждения, не уменьшается. Несколько лет назад была закрыта городская больница № 3, потом расформировали терапевтическое отделение краевой больницы № 2. Соответственно, увеличилась нагрузка на другие медучреждения. В основном это больницы № 10 и 11. Вдобавок, в одиннадцатой больнице принимают роды у всех незастрахованных и, как следствие, необследованных женщин. Тоже за счет лечебного учреждения.

Последний приют

Остается один путь — строить дополнительные центры социальной адаптации, которые бы не только давали кров и пищу, но и занимались восстановлением документов попавших к ним граждан. Это сегодня и делается в КГХУ «Хабаровский центр социальной адаптации граждан, попавших в экстремальную ситуацию». Но, как уже говорилось, мест там катастрофически не хватает. Есть в Хабаровске еще четыре общественные организации, которые с разным успехом занимаются тем же. Но и этого слишком мало.
— За прошлый год мы обслужили более 500 человек,— рассказывает директор центра Маргарита Васильевна КОЗЛОВА.— Центр рассчитан на 50 коек, но у нас сейчас живут 60 человек. По преимуществу это инвалиды. Кто-то имеет соответствующий документ, кому-то мы оформляем и паспорт, и полис, и инвалидность. Доживают свой век в центре и онкобольные люди, от которых медицина отказалась, а другого пристанища у них нет.
   Действительно, здоровых людей здесь практически не бывает — за год из числа вновь прибывших постояльцев на лечение в тубдиспансер после прохождения рентгена отправляются 20–22 человека. Только в конце 2013 года было выявлено четыре случая открытой формы туберкулеза. Стоит отметить, что если бы эти люди не попали в центр, то они распространяли бы опаснейшую болезнь «на воле». 

Если можно, вернуть в социум

   Ни центр, ни четыре хабаровские некоммерческие организации не справляются с тем потоком бездомных, конца которому не видно. Нужны новые центры социальной адаптации, поскольку бродяги всегда были, есть и будут. Между тем новый федеральный закон о соцобслуживании населения № 442 ФЗ, который вступит в силу 1 января 2015 года, перекладывает основную нагрузку по возвращению к жизни бомжей именно на общественные организации. Им обещана моральная и материальная поддержка, но разве не долг государства позаботиться о тех членах социума, которые из него выпали? Страна, у которой находятся деньги на помпезные проекты, не может построить достаточное количество ночлежек и приютов для бездомных. А ведь кого-то из них еще можно вернуть к нормальной жизни. 
Справедливости ради надо сказать, что такие случаи есть. Как рассказал заместитель министра соцзащиты Хабаровского края, начальник управления соцобслуживания населения Хабаровского края Михаил Иванович БУРЛАКА, за прошлый год общими усилиями удалось извлечь из колодцев и теплотрасс 23 человека. И не просто извлечь, а вернуть им человеческий облик. Сегодня эти люди получили документы и работают.
— За последние три-четыре года сделано немало,— говорит Михаил Иванович.— Прежде всего, 16 мая 2012 года утверждена «Краевая государственная программа развития социальной защиты населения Хабаровского края на период с 2013 по 2018 год». Там много хороших мероприятий, и в числе прочего предусмотрено строительство центров социальной адаптации в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани и в Николаевске-на-Амуре. Как вы понимаете, в краевом центре это будет второе учреждение такого плана. Каждый центр рассчитан на 50 коек, это будут специализированные здания, соответствующие СанПиНам и другим стандартам. Но и этого всё равно не хватит.

Кто им поможет?

Тесно взаимодействуя с общественными организациями, министерству и центру социальной поддержки населения по городу Хабаровску удалось если не переломить ситуацию, то хотя бы смягчить ее. Во всяком случае, ни в прошлом, ни в нынешнем году не было случая, чтобы бездомный человек замерз насмерть. Хотя обморожения и ампутации, к сожалению, случались.
В планах министерства и расширение центра социальной адаптации в Хабаровске. У директора этого учреждения М.В. Козловой уже готов пакет проектно-сметной документации. Но, как всегда, всё уперлось в деньги. Все планы Минсоцзащиты по реконструкции и строительству специализированных центров адаптации могут рухнуть, если не удастся получить средства из бюджета. 
Проблема бездомных характерна не только для Хабаровского края. Беда эта общероссийская. И заботиться о пусть опустившихся, но всё же людях и гражданах Российской Федерации должны в первую очередь не общественные организации, а государство. Которое к этому не особенно стремится.
Ольга ГЛАЗУНОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru