Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 04 (145), апрель 2019
Май текущего года должен стать весьма значимым месяцем для российского Севера — в Чукотский автономный округ (ЧАО) должна прибыть плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», созданная лучшими специалистами ОАО «Балтийский завод». Значение этого события переоценить сложно, ведь ПАТЭС должна обеспечить тепловой и электрической энергией как крупнейшие месторождения полезных ископаемых региона, так и население территории. Неслучайно наша газета писала об этом в течение длительного времени. Но есть одна серьёзная проблема. Даже если «Академик Ломоносов» получит постоянную «прописку» в ЧАО, далеко не факт, что в энергетической сфере Чукотки что-то изменится в лучшую сторону.
Для начала — один показательный момент. Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — это лишь часть большого энергетического проекта. Речь идёт о генерирующих мощностях, которые, конечно же, должны сопровождаться профильной инфраструктурой. В первую очередь сетевым хозяйством. Имеется в виду строительство высоковольтных линий (ВЛ) электропередачи Певек — Билибино. Когда этот проект только зарождался, всё было логично и убедительно даже по срокам. То есть в мае 2019 года на Чукотку прибывает «Академик Ломоносов», и в этом же году, в декабре, должно было завершиться строительство одной из двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино. Соответственно, станцию планировалось «запитать» практически сразу. Что же касается второй одноцепной высоковольтной линии, то срок её сдачи в эксплуатацию был обозначен 2021 годом. Получается, что к этому времени энергетика Чукотки должна была получить мощный профильный базис. Но теперь всё это под большим вопросом.
Почему у нас появились такие сомнения? А вот по какой причине. Итак, с одной стороны, ОАО «Балтийский завод» со своими задачами справилось, и ПАТЭС «Академик Ломоносов» вот-вот должна прибыть на Чукотку. С другой — строительство ВЛ 110 кВ Певек — Билибино не только не началось, но и непонятны его сроки. Получается, дорогостоящая плавучая атомная теплоэлектростанция будет как минимум два года стоять мёртвым грузом. Кстати, ещё в 2017 году из Минэнерго России было направлено письмо полпреду Президента РФ в ДФО Юрию ТРУТНЕВУ, в котором недвусмысленно сообщалось о возможном срыве сроков строительства высоковольтных линий Певек — Билибино. Впоследствии его прогноз не просто оправдался, но и превзошёл самые пессимистичные ожидания. Дело в том, что только в январе текущего, 2019 года, были объявлены… нет, не торги на объекты сетевого хозяйства, а лишь публичные обсуждения. Хотя, казалось бы, что обсуждать в уже давно утверждённом проекте? Тем не менее факт остаётся фактом. При этом согласно информации, которая содержится в проектно-сметной документации, выполненной институтом АО «ЛенГидропроект» и размещённой на сайте публичных обсуждений, стоимость реализации первой цепи вдруг была определена в размере 17 миллиардов 700 миллионов рублей. Как это ни парадоксально, только в ноябре 2018 года был выбран исполнитель технического и ценового аудита (ТЦА) проекта. Им стала компания АО «ССИ Инжиниринг». Нами был подготовлен запрос в адрес данной организации, дабы выяснить причины повторного ТЦА проекта (первый ТЦА, по нашим данным, проводился еще в 2017 году), а также насколько изменились технические решения проекта и ценообразование. Однако ответа от исполнителя мы не получили. При этом, как можно предполагать, исполнитель ТЦА 2018 года подтвердил превышение стоимости реализации проекта. И это несмотря на указ Президента РФ, в котором заложена гораздо меньшая сумма. То есть стоимость проекта увеличивается. Как и сроки его реализации, ведь при таком раскладе нетрудно догадаться: об окончании строительства одной из двух высоковольтных линий 110 кВ Певек — Билибино в 2019 году не может быть и речи.
Кроме этого, выяснилась ещё одна интересная деталь. В 2019 году в газете «Прогноз развития» № 72 (100), аккредитованной в администрации Президента РФ, был размещён материал, в котором одной из причин срыва срока реализации проекта называются неверные выводы комиссии под председательством директора «ЛенГидропроекта» В.А. ПЕХТИНА, того самого, у которого обнаружилась зарубежная недвижимость и который вынужден был покинуть думское кресло.
Как утверждается в этой статье, неверные выводы и легли в основу различных ненужных обсуждений проекта и его корректировок. Что в конечном итоге привело как к повышению цены, так и затягиванию сроков реализации.
Кстати, застройщик объекта, АО «Чукотэнерго» (дочерняя компания ПАО «РусГидро»), свою позицию по поводу новых сроков сдачи в эксплуатацию высоковольтных линий Певек — Билибино, по нашей информации, не обозначал. По крайней мере, мы об этом ничего не слышали. Также у нас нет данных о стоимости строительства объекта. И это крайне важный момент, ведь ещё 3 мая 2018 года Президент РФ Владимир ПУТИН подписал указ об увеличении уставного капитала ПАО «РусГидро» на 13 миллиардов рублей. Как раз под реализацию проекта, связанного с ВЛ Певек — Билибино. А теперь — внимание! — в тексте президентского документа фигурирует показательная формулировка: «в размере НЕ БОЛЕЕ 13 миллиардов рублей». Честно говоря, с таким мы сталкиваемся впервые. К чему это уточнение «не более»? Не для того ли, чтобы сразу ограничить аппетиты тех, кто может попытаться увеличить стоимость проекта на этапе его реализации? Косвенно это подтверждается определённой закрытостью информации. И это мы можем доказать.
Чтобы снять все «ценовые» вопросы, мы обратились в Хабаровский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» и попросили уточнить, а какова же стоимость строительства двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино. Ответ руководителя филиала Э. БУРДИНСКОГО состоял, по сути, из двух пунктов. В первом он признал: да, федеральный закон «О средствах массовой информации» позволяет любой редакции направлять во все государственные ведомства официальные запросы. Что же касается второго пункта, то г-н Бурдинский сообщил следующее: «Согласно пункту 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145… ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — учреждение) не имеет права разглашать проектные решения и иную конфиденциальную информацию, которая стала известна в связи с проведением государственной экспертизы. Учитывая изложенное, а также то, что предмет обращения не имеет отношения к деятельности непосредственно самого учреждения, запрашиваемая информация не будет предоставлена».
И вот здесь, на наш взгляд, содержатся как минимум два элемента лукавства. Во-первых, строительство одноцепных высоковольтных линий 110 кВ Певек — Билибино — это известный проект, реализация которого должна вестись за государственные деньги. Да ещё и в рамках обозначенного президентом России бюджета. Это не оборонное направление, поэтому о какой-то конфиденциальности речи и быть не может. А во-вторых, предмет нашего официального запроса имел непосредственное отношение как раз к деятельности государственной экспертизы. Ведь именно государственная экспертиза выносит свой вердикт относительно всех профильных аспектов, связанных в том числе и со стоимостью проекта. Но чиновники предпочли закрыть соответствующие данные. И это наталкивает на определённые размышления.
Если же говорить непосредственно о деньгах, выделенных на реализацию проекта, то здесь давно уже прослеживаются интересные моменты. И мы о них уже рассказывали. Например, в своё время нас удивило то, как центральная закупочная комиссия АО «Чукотэнерго» организовала закупки по двум лотам. Первый был обозначен как «Организация услуг по управлению строительством для реализации первого этапа строительства проекта «Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино». Его стоимость была определена более чем в 575 миллионов рублей. Второй лот обозначался следующим образом: «Выполнение работ по разработке рабочей документации и выполнению инженерных изысканий, необходимых для разработки рабочей документации» для реализации того же проекта, связанного со строительством всё той же высоковольтной линии. В данном случае стоимость была ещё выше — более чем 774 миллиона рублей. То есть только на управление строительством и создание рабочей документации планировалось потратить свыше 1 миллиарда 300 миллионов рублей — десятую часть от тех 13 миллиардов, которые Федерация выделила ПАО «РусГидро». В итоге закупка в АО «Чукотэнерго» была проведена… у единого источника. По первому лоту таким источником стало АО «УК «ГидроОГК», по второму — АО «ЛенГидропроект». И, по мнению ряда специалистов, цены здесь были завышены в разы. Соответствующие письма есть в нашей редакции. Конечно, мы не можем обвинять топ-менеджеров АО «Чукотэнерго» в непрофессионализме или в более худших огрехах, поэтому и обратились к председателю правления — генеральному директору ПАО «РусГидро» Н. ШУЛЬГИНОВУ с просьбой развеять сомнения и обосновать траты своей дочерней компании. Казалось бы, что проще, если означенные финансовые показатели были, как и положено, просчитаны и утверждены? Мы бы их опубликовали, и все вопросы были бы сняты. Однако на наш официальный запрос г-н Шульгинов… не ответил. Хотя, если речь и шла о завышении цены, то говорить о виновности этого человека или его подчинённых можно лишь условно. Ведь при формировании ценовой политики учитывались различные факторы. В том числе неверные выводы комиссии г-на Пехтина. Впрочем, в этом вопросе мы ещё будем разбираться и к теме обязательно вернёмся.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >