Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 09 (159), август 2020
Вот уже несколько лет ООО «Палана-Уголь» остаётся единственным предприятием по добыче угля на Камчатке. И хотя на отрабатываемом Паланском месторождении богатые запасы, объёмы отгрузки угля невелики, поскольку он поступает исключительно в котельные посёлка Палана. Однако, несмотря на отсутствие перспектив наращивания производства, а также постоянный рост цен на оборудование и топливо, предприятие работает и развивается. О том, как это удаётся, рассказывает главный инженер компании Валерий МИЛЮКОВ.
— Валерий Владимирович, несколько лет назад в интервью нашему изданию руководство компании «Палана-Уголь» озвучило проблему: с того момента, как на Камчатке стали проводить конкурсы на поставку угля, комиссии начали делать выбор в пользу крупных игроков рынка из других регионов России. Изменилась ли как-то ситуация?
— Это для нас больная тема. Сегодня уголь на Камчатку поставляют из других регионов страны — преимущественно из Кузбасса и Красноярского края. В своё время мы отрабатывали, помимо Паланского, Гореловское и Хайрюзовское месторождения. Но у местных потребителей, которые пришли на место других, скажем так, юридических лиц, были уже наработки по поставкам угля с материка. В итоге из-за отсутствия рынка сбыта мы остановили работы на Хайрюзовском и Гореловском месторождениях, а лицензии сдали.
— Сегодня ваше предприятие работает исключительно на Паланском буроугольном месторождении?
— Всё верно. Мы работаем на Паланском с 2007 года. Объект расположен в Тигильском районе, недалеко от посёлка Палана. Именно для котельных Паланы мы и поставляем уголь. Контракт на поставку топлива получаем через аукцион.
— Учитывая, что уголь отгружаете жилищно-коммунальному сектору, ежегодные объёмы добычи примерно одинаковые?
— Когда мы только приступили к освоению месторождения, объём поставок в Палану составлял 24—25 тысяч тонн угля в год. А в связи с проведённой модернизацией центральной котельной, установкой новых котлов вот уже несколько лет добываем и отгружаем заказчику 20 тысяч тонн угля. Этого объёма достаточно, чтобы полностью «закрыть» отопительный сезон.
— А если предположить, что рынок сбыта вашей продукции расширился, могло бы предприятие добывать больший объём угля, чем сегодня?
— Разумеется. Мощностей предприятия достаточно, чтобы извлекать до 40 тысяч тонн угля в год.
— А каковы запасы угля на Паланском месторождении?
— Паланское разделено на два участка. На сегодняшний момент на первом участке утверждены запасы по категории С1 в количестве свыше полутора миллионов, а точнее, 1,532 миллиона тонн угля, а запасы второго — 2,126 миллиона тонн угля.
— С такими богатыми запасами вы могли бы, при условии наращивания парка техники и увеличения штата сотрудников, обеспечивать топливом основную часть региона. Не так ли?
— Чтобы ответить на ваш вопрос, следует подробнее рассказать, для чего запускался проект по освоению Паланского месторождения. Изначально Паланское предназначалось для обеспечения топливом так называемых мини-ТЭЦ. Это был большой проект — примерно с 2002 по 2008 год во многих посёлках Корякского округа построили мини-ТЭЦ, которые могли бы обеспечивать регион электро- и теплоэнергией. Для этого потребовались бы совсем другие объёмы добычи угля. Но проект закрыли — не знаю, с чем это связано. Если же говорить о нынешней ситуации, то при ежегодной добыче угля в 20 тысяч тонн мы можем работать почти 200 лет. Тем более учитывая тот факт, что лицензия предприятию выдана бессрочно.
— Сегодняшнего объёма добычи хватает для того, чтобы покрывать финансовые затраты компании?
— А какой у нас выход? Стараемся грамотно распределять средства. А расходы у нас немалые. Например, только на содержание грунтовой дороги от Паланского месторождения до посёлка, а это 18 километров, мы тратим каждый год по 4—5 миллионов рублей. А порой, когда сильные паводки, эта статья расходов вырастает до семи миллионов рублей. Кроме того, горные работы на Севере — очень затратное дело по части обслуживания техники. Мало того, что запчасти на технику дорогие, ещё и их доставка обходится в приличную сумму. Так, в этом году доставка тонны груза коммерческим плавсредством стоила 28 тысяч рублей, а вертолётом — 240 тысяч рублей за час работы.
— Удаётся ли предприятию приобретать новую технику?
— Как ни крути, а парк техники необходимо периодически обновлять. Так, в прошлом году приобрели тяжёлый китайский экскаватор SVE 470, осуществляющий весь комплекс вскрышных работ. У нас уже была аналогичная машина, и она отлично отработала семь лет. Но наступил момент, когда нужно было либо детали дорогостоящие приобретать каждый год, либо купить новый экскаватор.
— А какова стоимость этого экскаватора?
— С учётом доставки на Камчатку он обошёлся предприятию в 19,5 миллиона рублей. Кроме того, привезти его из Петропавловска-Камчатского до Паланы стоило ещё 2 миллиона. Сами понимаете, при таких ценах регулярно обновлять парк техники не получится при всём желании. Если было бы больше средств, обновили бы самосвалы, поскольку на них ложится основная производственная нагрузка. На участке работают белорусские 24-тонные карьерные грузовики Могилёвского автозавода. Но в связи с кризисом цена на них увеличилась в два раза. Так что пока чиним ту технику, которая есть. Но мы не жалуемся — всегда справлялись с трудностями своими силами. Более того, делаем всё возможное и даже невозможное, чтобы предприятие работало стабильно и развивалось.
— Меняется ли стоимость вашего топлива для заказчика?
— Как раз сейчас мы решаем вопрос с национальной энергетической комиссией, которая находится при местном ЖКХ, чтобы нам увеличили стоимость одной тонны угля. Это позволит предприятию приобретать хотя бы один автомобиль раз в три года. А поскольку в этом году снова выросла цена на дизельное топливо и горюче-смазочные материалы, то наша просьба полностью обоснованна.
— Что касается кадров... В ООО «Палана-Уголь» работают только местные жители?
— Всего у нас трудятся порядка 50 человек. Из них 35 — рабочий персонал: машинисты экскаватора, бульдозеристы, водители. Все они из Паланы. Часть сотрудников завозим из Петропавловска-Камчатского. Но есть у нас и иногородние работники. Например, уже несколько лет приезжают работать специалисты из Приморья. Даже из Краснодарского края приезжают, причём все транспортные расходы (а перелёт с материка туда-обратно для одного специалиста обходится примерно в 70 тысяч рублей) берёт на себя наша компания.
— Работа на предприятии сезонная?
— Разумеется. Причём основной фронт работ выполняем в зимний период.
— А почему именно в зимний?
— Горная выработка угля на нашем месторождении начинается на глубине в 50 метров, где наблюдается существенный водоприток. Кроме того, как я уже отметил, уголь доставляем по грунтовой дороге, и если весной по ней пустить большегрузы, то дорога просто «рухнет». Поэтому нам удобно работать именно в холодное время года. Как правило, в ноябре приступаем к выполнению комплекса горно-подготовительных и вскрышных работ, а уже к завершению отопительного сезона полностью закрываем контракт по поставке топлива. На этот год контракт закрыли, план выполнили и ждём аукцион на поставку угля в 2021 году. Мы к этому готовы.
Мария Василенко
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >