Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 05 (124), май 2017
Население многих дальневосточных городов и посёлков всё чаще выходит на экологические митинги. Это особенно характерно для тех населённых пунктов, где ведётся добыча или перевалка полезных ископаемых. Угля, в первую очередь. И что бы ни говорили власти или представители бизнеса, но граждане имеют право требовать соблюдения своих прав. Ведь дышать угольной пылью, как это ни банально звучит, не просто неприятно, а ещё и крайне опасно. Так что возмущаются люди не зря. Правда, есть и другие примеры. Во время нашей командировки на Сахалин мы побывали в портовом городке Невельск, где работают и угледобывающая компания ООО «Горняк-1», и Невельский морской торговый порт, в котором осуществляется перевалка сырья. И вот что интересно. В это время на Сахалине ещё лежал довольно чистый снег. Что нетипично для населённых пунктов, связанных с углём. Как удаётся региональным угольщикам сохранять экологическую безопасность? Это и стало одной из тем нашего разговора с генеральным директором ООО «Горняк-1» Алексеем ЦМОКАНИЧЕМ.
— Алексей Николаевич, как вам удаётся поддерживать экологический баланс? Ведь перевалка угля в порту почти всегда сопряжена с вредными выбросами. А в Невельске это не ощущается. Воздух в городе чистый. Да и снег на удивление белый. Какой тут секрет?
— Мне интересно, с чего вы взяли, что снег у нас в городе должен быть чёрным, а воздух — тяжёлым? С чего? Для нас такой проблемы не существует в принципе.
— Но ведь в других регионах, например, в Ванинском районе Хабаровского края население регулярно выходит на митинги и требует нормализовать ситуацию, связанную с выбросами угольной пыли при перевалке угля. С недавних пор такие же скандалы стали происходить в Советско-Гаванском районе. Да и в Приморье порой возникают аналогичные проблемы.
— Не стану говорить о других регионах. Что же касается нашей ситуации, то тут всё предельно прозрачно. Вот смотрите, компания «Горняк-1» ведёт добычу угля на двух участках. На «Лопатинско-Восточном» в Невельском районе и на «Хандаскинско-Семиреченском» в Смирныховском районе. Это — наши основные промышленные активы. Но! Участок «Лопатинско-Восточный» — это буроугольное месторождение. Влажность угля, в этом случае, достаточно высокая, более 20 процентов. А любой специалист подтвердит — при таких отраслевых параметрах пыль не может распространяться в принципе. Что же касается «Хандаскинско-Семиреченского» участка, то здесь, действительно, добывается каменный уголь. И влажность в нём довольно низкая, что может способствовать распространению угольной пыли. Поэтому в Невельском морском торговом порту, который также входит в наш холдинг «Горняк», внедряется целый комплекс технических и технологических мер, способствующих минимизации рисков, связанных с выбросами угольной пыли.
— О каких именно мероприятиях идёт речь?
— А технологии тут давно апробированы. Например, мы устанавливаем вдоль забора, ограждающего порт, ещё и пылеулавливающие сети. Это позволяет снизить риск выброса пыли в атмосферу. Есть у нас и другие технологические разработки, позволяющие не нарушать экологический баланс. Например, не так давно мы приобрели специализированный пылесос японского производства. С его помощью мы регулярно производим уборку дорожного полотна. И ещё момент — роза ветров в нашем районе не способствует распространению пыли.
— Если говорить о сохранении экологического баланса в целом, то какие меры здесь необходимо принимать?
— В первую очередь необходим серьёзный контроль государства. И самоконтроль со стороны бизнеса. К примеру, у нас этот вопрос прорабатывается максимально тщательно. На всех уровнях. Я понимаю, что такие проблемы в стране существуют. Их необходимо решать комплексно. Ведь речь идёт о сохранении окружающей среды, а по большому счёту — о будущем наших потомков. Всё это мы прекрасно понимаем. Поэтому экологический контроль у нас на предприятии максимально жёсткий.
— Но перейдём непосредственно к вашей профильной деятельности. Сколькими лицензиями располагает компания ООО «Горняк-1»?
— У нас семь лицензий. И два добычных участка, которые я уже называл.
— Какой общий объём ваших сырьевых запасов?
— Более 50 миллионов тонн. У нас достаточно хорошая сырьевая база.
— А как обстоит дело с экспортом?
— Объём экспорта мы постоянно увеличиваем. В том числе и в этом году.
— Алексей Николаевич, ваш холдинг ощущает влияние экономического кризиса?
— Разумеется, а как иначе? Мы ведь постоянно приобретаем новую технику, в том числе и импортную. Только за последние три года на модернизацию производства нами был израсходован почти миллиард рублей. Собственных средств, прошу заметить. А цены на оборудование регулярно растут. Так что влияние кризиса мы ощущаем. Но это не главная наша проблема. Для нас гораздо важнее ситуация с неплатежами.
— Что имеется в виду?
— Вот смотрите, мы отгружаем уголь как на экспорт, так и на внутренний рынок. С экспортом, собственно, проблем нет. Система расчётов отработана чётко. Что же касается внутреннего рынка, то тут всё непросто. Наш уголь используется в коммунальной сфере нескольких районов Сахалинской области — Невельском, Смирныховском, Долинском, Корсаковском, Холмском, Поронайском и Макаровском… Плюс к этому часть угля мы отгружаем в Южно-Сахалинск. Со всеми муниципальными районами у нас заключены соответствующие договоры, где прописаны обязанности сторон.
Так вот мы свои обязательства выполняем в полном объёме. Поставляем качественный уголь в строго установленные сроки. И прекрасно осознаём степень своей ответственности перед населением. Ведь от этого зависит жизнеобеспечение десятков населённых пунктов. Как начинать отопительный сезон без угля? Однако с оплатой за сырьё нередко возникают проблемы. То есть уголь-то мы поставляем. Но вот коммунальные службы некоторых районов рассчитываются за него крайне нерегулярно.
— Какие именно районы?
— Знаете, не хотелось бы перечислять их в прессе. Тем более что большая часть муниципалитетов аккуратно рассчитывается по своим обязательствам. Однако неплатежи для нас, повторюсь, серьёзнейшая проблема. Ведь добыча и доставка угля сопряжена с немалыми затратами. С нашими затратами, хотелось бы это подчеркнуть. Мы производим модернизацию производства, выплачиваем зарплату сотрудникам, платим налоги в бюджеты всех уровней… Это всё — серьёзные финансовые обременения. Но неплатежи подрывают саму основу производства. И считаются с этим далеко не все.
— Чем мотивируют сами должники такую, скажем так, неаккуратность?
— Ответ стандартный — денег нет, просим подождать. А как ждать, если производство — это процесс постоянный, он требует множество ежедневных расходов? Такая вот получается коллизия. Отопительный сезон у нас заканчивается в мае. Соответственно, в июне с нами должны быть произведены окончательные расчёты. А на деле свои деньги мы получаем в лучшем случае в октябре, то есть с полугодовой задержкой. Мы несём прямые убытки. Ведь деньги-то нам отдают по старым ценам. А за это время мы уже входим в новые ценовые форматы. Например, стоимость дизельного топлива, без которого, разумеется, мы не можем нормально работать, в течение года неоднократно повышается.
— И сколько денег вам должны на сегодняшний день?
— Счёт идёт на несколько сотен миллионов рублей. Сами понимаете, это серьёзные суммы для любой промышленной компании. Тем более что часть этих средств мы уже никогда не увидим.
— Почему?
— Если предприятие-должник банкротится, а такое у нас бывает, то прежде всего отдаются долги по зарплате и задолженность по налогам. Это — требование закона. А наша очередь, в лучшем случае, четвёртая. При таком раскладе свои средства мы точно не получим.
— Почему так происходит? Ведь муниципалитеты работают с бюджетными средствами. Почему они не рассчитываются с вами?
— Причины тут разные. Не в последнюю очередь они связаны с состоянием котельных в некоторых районах Сахалинской области.
— А при чём тут котельные?
— Я объясню. Просто некоторые котельные у нас давно морально устарели. И в силу этого они потребляют просто огромные объёмы угля. Тут уж о какой-то экономической составляющей даже речи не идёт. Поэтому, образно говоря, бюджетные деньги сжигаются в топках.
— Что делать?
— Необходима модернизация котельного оборудования. А по большому счёту, требуется строить современные котельные, современные мини-ТЭЦ. Это позволит сократить отраслевые затраты. На Сахалине такая работа ведётся. И в этом серьёзная заслуга правительства области. Но тут необходима другая динамика. А средств на это, как нетрудно догадаться, не хватает. Это общая беда для всей страны. Тут уж областные или районные власти обвинить сложно, они и так делают всё от них зависящее для нормализации ситуации.
— Ваш холдинг платит в бюджеты всех уровней большие средства. Это общеизвестный факт. О каких суммах идёт речь?
— Никакого секрета здесь нет. Наша компания прозрачна во всех отношениях, поэтому могу сказать — только за последние годы в виде налогов мы заплатили в бюджеты всех уровней свыше полумиллиарда рублей.
— Но и в реализации социальных программ вы также участвуете?
— А как же? Чтобы всё было понятно, скажу: наш холдинг является градообразующим предприятием для двух районов Сахалинской области — Невельского и Смирныховского. У нас работает более тысячи человек, многие из которых — местные жители. Поэтому мы участвуем в реализации большей части социальных проектов на своей территории.
— С районными администрациями вы также постоянно контактируете?
— Иначе и быть не может. И соответствующую поддержку мы населению оказываем. Причём как на районных уровнях, так и на уровне области. Это — наш долг перед своей малой родиной. Иначе и не скажешь. Мы отдаём себе отчёт, что наше предприятие является в определённой степени основой для развития всей территории.
— Вы сказали о том, что модернизация вашего холдинга носит системный характер. А какое именно оборудование приобреталось для того же Невельского морского торгового порта в последние годы?
— Перечень также довольно большой.
Не так давно нами был приобретён современный мультидокер. Теперь их у нас три. Также мы приобрели перегружатель нового поколения. Плюс к этому у нас появился новый штабелер. И это лишь малая часть наших технических и технологических ресурсов.
— Но ведь, помимо этого, у вас есть и свой флот, и свой парк железнодорожных вагонов. Это так?
— Так оно и есть. Мы не можем останавливать модернизационный процесс, поскольку и задачи перед нами стоят серьёзные. Мы ведь снабжаем топливом не только Сахалин и Курилы, но также и Камчатку. Не говоря уж о зарубежных потребителях. А это требует использования серьёзных технических ресурсов. Например, сейчас у нас производится реконструкция причальных сооружений и, кстати, комплекса экологических мероприятий портовой инфраструктуры.
— Какова средняя зарплата в вашем холдинге?
— Достаточно высокая — порядка 50 тысяч рублей. Разумеется, у квалифицированных специалистов она значительно выше.
— Видимо, при такой зарплате вы не испытываете кадровых проблем?
— Как раз наоборот, мы ощущаем не просто кадровые проблемы, а настоящий кадровый голод.
— С чем это связано?
— Можно долго рассказывать. Причин множество. Это и отток населения (в первую очередь квалифицированных специалистов) на запад страны, и недостатки в системе профильного образования, и типично региональная специфика.
— Какая региональная специфика?
— В сезон рыбалки многие мужчины в наших районах традиционно, из года в год, уезжают на путину. Это, скажем так, региональная данность, и с ней нужно считаться. Но, в любом случае, мы испытываем недостаток во многих специалистах.
— Каких именно работников вам не хватает?
— Перечень большой. Это и геологи, и маркшейдеры, и горные инженеры, и механизаторы, и докеры, и водители, и экскаваторщики, и слесари… Продолжать я могу долго. Но факт остаётся фактом — кадровую проблему мы ощущаем достаточно остро.
— Приглашаете специалистов из других регионов?
— А как иначе? Для нас это сопряжено с дополнительными затратами, конечно же, но другого выхода у нас нет. Мы бы и рады трудоустраивать исключительно местных жителей. Но при сегодняшних реалиях это, увы, невозможно.
— Вы сказали о системе образования. Имеется в виду, что высшие и средние профессиональные учебные заведения выпускают мало специалистов для вашей отрасли?
— Я так скажу, на Сахалине многих необходимых нам специалистов вообще не обучают. Например, маркшейдеры к нам приезжают из Иркутска. Да и из других регионов страны берём сотрудников. Та же история и с квалифицированными рабочими. Хотя мы и сотрудничаем со средним профессиональным училищем № 5, расположенном на Сахалине, где готовят некоторых специалистов для нашей отрасли, но этого явно недостаточно. Тем более что средний возраст на нашем предприятии предпенсионный. То есть люди уходят, а заменить их некем.
— И что делать?
— Это общегосударственная проблема. Характерная не только для Сахалина, но и для других регионов страны, особенно дальневосточных. И решать её необходимо на государственном уровне. Мы со своей стороны и так делаем всё, что возможно. Платим вполне конкурентоспособные зарплаты, создаём отличные производственные условия, обеспечиваем сотрудников всеми социальными гарантиями. Но проблему, повторюсь, требуется решать в гораздо более серьёзном формате. Впрочем, несмотря на все сложности, наш холдинг работает динамично. И у нас есть все возможности для дальнейшего поступательного развития.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >