Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 03 (154), март 2020
14 февраля в Благовещенске состоялась конференция «О проблемах, сдерживающих развитие золотодобычи на Дальнем Востоке и Забайкалье». Инициатором мероприятия, при поддержке Союза старателей России, стала Ассоциация золотопромышленников Амурской области. По итогам конференции недропользователи подготовили восемь обращений в органы государственной власти о наболевших проблемах отрасли.
На конференцию приехали недропользователи со всего Дальнего Востока. Самая большая группа была представлена золотодобытчиками из Амурской области. Также участниками форума стали представители золотодобывающей отрасли из Приморского, Камчатского, Забайкальского и Хабаровского краёв. Даже золотодобытчики Сахалина, где золото добывают лишь две компании, и те побывали в этот день в Благовещенске.
Кроме этого, на мероприятие приехал советник председателя Союза старателей России Павел ЛУНЯШИН.
Стоит отметить: на конференцию были приглашены все профильные некоммерческие организации горной отрасли Дальнего Востока — НП «Горнопромышленная ассоциация Камчатки», НКО «Ассоциация недропользователей Магаданской области», НКО «Союз золотопромышленников Якутии», Межрегиональная ассоциация недропользователей (Хабаровск).
На официальную часть мероприятия был приглашён, но не прибыл губернатор Амурской области Василий ОРЛОВ. Поэтому официальную встречу с недропользователями (от имени региональной власти) открыл министр природных ресурсов Амурской области Сергей МАХУ, который и представил доклад о состоянии горной отрасли в регионе. А вот представители исполнительной власти из других регионов на конференцию не приехали. Ну и нельзя не сказать, что в дискуссиях с недропользователями принимали участие представители силовых структур: начальник Межрайонного отдела УЭБ и ПК УМВД России по Амурской области Анатолий ШАРЕНКОН и начальник УФСБ России по Амурской области Андрей КУРДУКОВ.
Высказали свою позицию по ряду вопросов представители надзорных органов горной отрасли: руководитель Приамурского Межрегионального Управления Росприроднадзора Вячеслав ГОРЯЧЕВ, заместитель руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора Геннадий КУЗЬМЕНКО, природоохранный прокурор Амурской области Олег ЗЮБИН. Также на конференции присутствовал заместитель начальника департамента — начальник Амурнедр Николай МЕЛЬНИКОВ.
Забегая вперёд, стоит отметить: по итогам мероприятия будет сформировано восемь обращений. Для их подготовки недропользователи выбрали координационный совет и поручили ему сформировать и отправить предложения в адрес федеральных министерств и ведомств. Документы будут направлены председателю Правительства РФ М.В. Мишустину, полномочному представителю президента РФ в ДФО Ю.П. Трутневу, министру РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А.А. Козлову, министру природных ресурсов и экологии РФ Д.Н. Кобылкину, министру промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурову, а также руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, министру внутренних дел (миграционное управление).
Самую длительную и эмоциональную дискуссию вызвала тема «засилья» китайцев в экономике Амурской области, в частности в золотодобыче. Недропользователи Приамурья давно бьют тревогу: в регионе процветают «чёрные» старатели. Килограммы драгоценного металла регулярно уходят за рубеж, в соседнюю КНР. Об этом в своём докладе говорил и представитель Союза старателей России Павел Луняшин.
Объективности ради скажем, что проблему «чёрных» старателей органы исполнительной власти Амурской области признают, и в СМИ регулярно публикуется информация об очередных рейдах по золотодобывающим районам области. Например, в октябре 2019 года министр природных ресурсов Сергей Маху сообщил, что на территории области приостановлена деятельность пяти бригад «чёрных» старателей, пресечены действия 24 физических лиц и изъято 11 килограммов золота.
Но амурские золотодобытчики считают, что речь идёт не об одиночках с лотками, которые моют золото на свой страх и риск. Всё гораздо хуже: китайские бизнесмены договариваются с российскими предпринимателями, выделяют им большие деньги на покупку лицензий и, таким образом, работают вполне легально. Вот только соблюдением законов РФ они, что называется, не заморачиваются.
Данную тему наше издательство отслеживает уже несколько лет (бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» и портал NEDRADV). Об этом активно говорят руководители золотодобывающих предприятий — АС «Александровская» и АС «Восток-1».
Вот что отметил председатель артели старателей «Александровская» Анатолий КУЛИАШВИЛИ: «Золото они моют, что называется, на прямотоках, по сути, уничтожая реки. И никому это не интересно, надзорщики смотрят на такую ситуацию сквозь пальцы. Им проще нас, легальных старателей, штрафовать либо за мелочи, либо по надуманным причинам. Нас-то искать не нужно, мы прямо здесь и работаем. Пришёл и штрафуй. А с теми, кто реально нарушает законы, предпочитают не связываться».
Об этом писала наша газета:
Ещё момент…
Государство продаёт недропользователю лицензию на право геологического изучения и освоения месторождений полезных ископаемых. И продаёт за большие деньги. Но при этом не гарантирует, что на участке есть возможность вести добычу полезных ископаемых, потому что лицензионный участок может быть расположен на сельскохозяйственных угодьях, на землях лесного фонда или на берегозащитных полосах.
Об этом в своём докладе рассказал Павел Луняшин. Вот показательная цитата:
— Большая часть месторождений золота расположена на землях лесного фонда и преимущественно в границах резервных и защитных лесов различных категорий, в том числе на особо защитных участках (ОЗУ). Россыпные месторождения, поскольку они связаны с долинами рек и ручьёв, как правило, находятся на особо охраняемых территориях. Особенно остро данная проблема касается дражного флота — драги работают в поймах рек и берегозащитные полосы вдоль водных объектов никак не минуют. Водный кодекс РФ, который определяет понятия и объём водоохранных зон (защитные леса) и берегозащитных полос (особо защитные участки леса — ОЗУ) в статье 65 (п. 15), прямо указывает на возможность разработки месторождений полезных ископаемых без ограничений в границах предоставленных пользователям недр горных отводов на основании утверждённого технического проекта.
Лесной кодекс (ст. 17, ст. 21 п. 1 п. 5.1, ст. 43, ст. 104, 105, 106, 107) также разрешает геологоразведочные работы и добычу полезных ископаемых в защитных лесах и ОЗУ.
Однако постановление Правительства РФ № 849-р от 27.05.2013 запрещает размещение объектов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых на территории ОЗУ. Тем самым фактически запрещается и сама разработка месторождений.
Для примера: в одной только Амурской области в границы водоохранных зон попадает почти 100% площадей участков лесного фонда, где ведётся россыпная золотодобыча. По сути, чтобы выполнить требования Правительства РФ, нужно повсеместно прекратить добычу золота из россыпей на лесных землях.
Добавим от себя: это еще не всё. Большое значение имеет и срок оформления документов. По оценкам наших недропользователей, чтобы перевести земли из одной категории в другую, например земли сельскохозяйственного назначения в категорию промышленных земель, потребуется не менее двух лет.
Об этом писала наша газета:
В настоящее время идёт активное лоббирование закона, который может легализовать вольный принос. Эту тему поддержали президент РФ В.В. Путин, полпред президента РФ в ДФО Ю.П. Трутнев, председатель магаданской ассоциации недропользователей А.А. Басанский.
Но недропользователи единодушно высказались против. Вот, по сути, их общее мнение:
— Это приведёт только к воровству драгоценного металла. Будут тащить золото, что называется, с драг и выдавать за найденное. Докажи после этого, что вор — это вор, а не вольный старатель. Кстати, для тех, кто хочет добывать золото самостоятельно, и сейчас есть все возможности. Можно зарегистрировать фирму и зайти на подряд к крупной золотодобывающей организации. Как правило, у неё есть небольшие участки, на которые забрасывать крупную технику и большое число рабочих нерационально. Там лежат-то килограммов пять-десять металла. А для подрядчика это хорошие объёмы. В чём проблема? Добыл золото — сдал на предприятие — получил деньги. Но нет, кто-то продолжает лоббировать вольный принос. Сейчас уже эта история до президента РФ Владимира Путина дошла. Ладно, посмотрим, чем всё это закончится. Но повторю ещё раз: старатели Приамурья против вольного приноса. Без вариантов.
Отметим, что Союз старателей России, как и большинство руководителей золотодобывающих предприятий, категорически против принятия закона о вольном приносе.
Проблему отработки техногенных месторождений золота затронул в своём докладе советник председателя Союза старателей России Павел Луняшин. Он рассказал о том, что в очередной раз были отклонены предложения Союза старателей, подготовленные для внесения в законопроект № 664487-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования».
Напомним перечень предложений Союза старателей:
Об этом писала наша газета:
Представитель нашего издательства вошёл в координационный совет дальневосточных недропользователей, поэтому все движения по запросам и обращениям мы постараемся оперативно отслеживать и ставить о них в известность недропользователей.
Посмотрим, как отреагирует власть на предложения недропользователей. Но, заметим, объединение дальневосточных горняков — это уже благо.
Читайте на сайтах портала NEDRADV и «Бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» в рубрике «Есть проблема».
Алексей Пешко
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >