«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (152), январь 2020
Территория

Территория 

Новый поворот в деле хабаровской «Медтехники»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 01 (152), январь 2020

Ситуация с попыткой рейдерского захвата одной из ведущих дальневосточных компаний по поставкам медицинского оборудования давно превратилась в триллер. Здесь есть всё: угрозы убийством, обыски, прослушки телефонных разговоров, вынужденная эмиграция, подделка документов, отравление неизвестным ядом, многомесячные судебные разбирательства, целенаправленное уничтожение бизнеса… И самое страшное — покалеченные человеческие судьбы.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Итак, ещё в 2013 году одна из самых успешных компаний по поставкам медоборудования — АО «Торговый дом «Медтехника» — стала испытывать финансовые трудности. И это было странно, поскольку предприятие активно реализовывало многочисленные профильные проекты.
Позже выяснилось: проблема была одна, но в этом случае почти глобальная. Президент и единственный акционер «Медтехники» Лев ПОЛИЩУК много времени проводил в Москве, договариваясь с зарубежными инвесторами из Израиля, Китая и Сингапура о совместной работе по реализации ряда проектов в сфере здравоохранения на Дальнем Востоке. Кроме этого, бизнесмен (а также известный врач) был советником на общественных началах губернатора Еврейской автономной области Александра ВИННИКОВА по вопросам инвестиций в экономику области. И, соответственно, для решения этих вопросов ему приходилось больше времени находиться в столице. Как бы то ни было, от прямого руководства компанией он временно отстранился, сосредоточившись на более масштабных проектах. И вот тут-то выяснилось: у самодостаточной во всех отношениях «Медтехники» стало не хватать финансовых средств.
Внутреннее расследование выявило: деньги предприятия выводились через липовые контракты и другие незаконные схемы. И похищал их генеральный директор акционерного общества Евгений ЛЫКОВ. Этот факт позже был доказан в судебном порядке. А в тот момент Лев Полищук решил, что называется, не сажать своего подчинённого в тюрьму. Он предложил ему уволиться и вернуть хотя бы половину от украденных средств. Мол, работником ты был хорошим, будем считать, что половину заработал. Со своей стороны владелец компании обязался не обращаться в правоохранительные органы с заявлением о хищениях и не выносить сор из избы. По словам Льва Полищука, бывший генеральный директор в тот момент с радостью согласился на эти предложения, но ситуация на этом не завершилась. Деньги возвращены не были, более того, Лыков создал собственную фирму — ООО «Первый», которая стала работать в той же сфере, что и «Медтехника».

СНЕЖНЫЙ КОМ

Узнав о таких действиях генерального директора, пострадавшая компания — АО «ТД «Медтеника» — обратилась в правоохранительные органы. По результатам проверки изначально в отношении Евгения Лыкова было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере», которая впоследствии была переквалифицирована на часть 4 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата» в особо крупных размерах. Но накануне ситуация стала раскручиваться с быстротой камнепада в горах.
Как рассказал нам сам Лев Полищук, вначале, при проведении внутреннего расследования в «Медтехнике», была получена информация, указывающая, что Лыков планировал осуществить захват компании. Также владелец АО, подсчитав все финансовые потери, приобрёл уверенность: «благодаря» деятельности бывшего гендиректора предприятие в совокупности лишилось суммы, которая значительно превышала сто миллионов рублей. И не исключено, что Лыков «работал» не в одиночку, поскольку уже после того, как в его отношении возбудили уголовное дело, со Львом Полищуком встретился одиниз «авторитетных» предпринимателей и попросил «не топить Женю Лыкова».
Попутно другой «авторитетный бизнесмен» предложил владельцу «Медтехники» продать компанию за откровенно смешную сумму. Разумеется, получил отказ, и буквально сразу после этого в офисе «Медтехники» появились сотрудники УФСБ по Хабаровскому краю. Причём оперативные мероприятия производились не только на работе, но и в московской квартире Льва Полищука. Забегая вперёд, отметим: никакого обвинения хабаровские чекисты никому не предъявили, несмотря на жесткий силовой сценарий, который имел, мягко говоря, не всегда законный характер.
Например, один из сотрудников УФСБ приходил домой к новому гендиректору «Медтехники» Алексею ЛЕЦКИНУ и предложил изменить показания по делу Лыкова, угрожая ему появлением личных серьёзных проблем и проблем у компании. Накалялась ситуация и вокруг Льва Полищука. Ему позвонил неизвестный со скрытого номера и недвусмысленно заявил: тебя «заказали» в Хабаровске, ты не жилец. Владельцу компании пришлось срочно уехать за границу.
Туда вскоре уехал и Алексей Лецкин. Однако в этом случае обстоятельства также были необычными: Лецкин за-болел, и ни один российский специалист не смог поставить диагноз. Диагностировали пациента только в клинике Израиля. И вот он, этот врачебный вердикт: «Токсичный гепатит, вызванный отравлением неизвестным экзогенным ядом». Словом, всё было, как в детективе.

ПОЛНЫЙ АБСУРД

Между тем в УФСБ по Хабаровскому краю не стали продолжать расследование по делу «Медтехники». Видимо, новый руководитель управления Андрей СЕРЕЖНИКОВ решил по закону разобраться в ситуации. И понял: никакого состава преступления в данном случае нет и быть не может. Но связанные с компанией события перекочевали в соседнюю Еврейскую автономную область. Здесь было возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления здравоохранения правительства области Александра МАЦАНОВА и его заместителя Натальи ГРАДУСОВОЙ. Чиновников обвинили в том, что при проведении аукционов на оснащение местного онкологического диспансера (точнее, при реализации федеральной программы «Онкология») они создали преференции для …АО ТД «Медтехника». Но, во-первых, общая финансовая составляющая торгов составляла 492 миллиона 143 тысячи рублей, из которых «Медтехника» выиграла конкурсы на сумму чуть более 170 миллионов, всё остальное досталось другим компаниям.
Во-вторых, сумма ущерба была рассчитана не специалистами в области медицинского оборудования, а почему-то экспертом по техническим объектам и транспорту Хабаровского филиала таможенного управления г. Владивостока, который вряд ли до этого не только оценивал, но и видел подобное медицинское оборудование. В основу определения ущерба следователи областного УФСБ вложили… письмо Евгения Лыкова. Да, именно Лыков, обворовавший «Медтехнику» и к этому времени имевший статус подсудимого, сам обвинял компанию, а в письме недвусмысленно заявлял: мол, я бы мог поставить оборудование дешевле. Кстати, в тех самых злополучных торгах ни он, ни его компания не участвовали. То есть здесь всё было за гранью.
Тем более вскоре г-н Лыков был осуждён на три года лишения свободы в колонии общего режима и с обязательством выплатить «Медтехнике» финансовые средства для покрытия нанесённого ущерба в особо крупном размере.
В-третьих, Александр Мацанов и Наталья Градусова через два года после возбуждения уголовного дела пошли на «сотрудничество» со следствием, заключили досудебное соглашение, и их дело рассматривалось в суде в особом порядке, без проведения судебного следствия. Как их в этом «убедили» — неизвестно. Да и смысл в другом: «Медтехника» в каждом из этих судов фигурировала в качестве гражданского ответчика. Компания вину не признавала, но при этом была лишена права на защиту — судьям было достаточно показаний Мацанова и Градусовой. А ведь как раз торговый дом был готов защищаться предельно доказательно и убедительно, поскольку заказал экспертное исследование и получил заключение в одной из лучших экспертных организаций страны — АНО «СОДЭКС МГЮА имени О.Е. Кутафьина». Специалисты чётко определили: завышения цены на торгах не было. Более того, «Медтехника» поставляла оборудование даже ниже его рыночной стоимости. Но следствие отказалось приобщать это экс-
пертное заключение к делу, в отличие от письма г-на Лыкова.
В-четвёртых, представитель компании, адвокат Максим МИЗИН, акцентировал внимание на том, что оснащение онкодиспансера велось в рамках федеральной целевой программы за счёт средств федерального бюджета. Потому управление здравоохранения ЕАО не могло быть ни потерпевшей стороной, ни, соответственно, гражданским истцом.
Наконец, в-пятых, журналисты нашего издания были практически на всех судебных заседаниях, и мы можем констатировать: со стороны обвинения не прозвучало ни одного реального факта, свидетельствующего о сговоре между «Медтехникой» и чиновниками.
Ни одного, хотя чекисты в течение длительного времени записывали разговоры Мацанова, Градусовой, Полищука, Лецкина и других. Также они установили в кабинетах подозреваемых скрытые камеры, но, кроме обычных рабочих моментов, не записали ровным счётом ничего.
Тем не менее Мацанов и Градусова были приговорены к условным срокам лишения свободы. Кроме того, на всех фигурантов был распределён якобы нанесённый ими ущерб в размере 24 миллионов рублей. То есть на Мацанова, Градусову и «Медтехнику» пришлось по 8 миллионов. Вот только все эти 24 миллиона рублей «почему-то» взыскали только с самой компании, а Мацанов и Градусова сейчас выплачивают предприятию свои доли «ущерба». Со своих пенсий, видимо, поскольку иных источников дохода у них вроде как и нет.
Но тут уж люди сами оказались кузнецами своих бед. Они ведь не только признали явно несуществующую вину, но и оговорили других людей, в том числе и экс-губернатора ЕАО Александра Винникова.

УДАР ПО ГУБЕРНАТОРУ

Да, уже вскоре начался судебный процесс над бывшим руководителем области. И даже формула обвинения в этом случае звучала абсурдно: «Подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями». Странными были и доказательства обвинения, в которых фигурировали те же материалы оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), что и в делах Мацанова и Градусовой. То есть прослушки и записи скрытых камер, на которых были зафиксированы обычные рабочие разговоры и где не было и намёка со стороны Александра Винникова на «особое отношение» к «Медтехнике». Да и предстоящие конкурсы он обсуждал (по телефону) со своим советником Львом Полищуком лишь однажды, в контексте того, что если конкурсная документация будет вовремя не готова, освоить федеральные средства в 2014 году не удастся и деньги на оснащение столь нужного области онкодиспансера вернутся в казну РФ. Кстати, слава Богу, что не вернулись.
Уже после того, как онкодиспансер был введён в эксплуатацию, министр здравоохранения России Вероника СКВОРЦОВА публично признала его одним из лучших профильных медучреждений ДФО. Там и сейчас спасают жизни сотням жителей области. И это прямая заслуга Александра Винникова. Видимо, за это его и судят. Да и как судят!
Помимо отсутствия прямых доказательств вины экс-губернатора, нет и косвенных. Например, в одной из бесед между Мацановым и Градусовой (это фигурирует в материалах ОРМ) последняя предупреждает: по торгам есть претензии со стороны ФАС. Казалось бы, если Александр Винников понуждал подчинённых действовать в интересах «Медтехники», то тот же Мацанов мог ответить Градусовой просто и лаконично: нам шеф приказания отдавал, вот пусть он и «разруливает» проблему. Но нет, Мацанов начинает обсуждать, что ему делать в этой ситуации. И таких нестыковок множество. 
Даже показания вышедшего из тюрьмы Евгения Лыкова не дали обвинению никаких козырей, поскольку он больше рассказывал, как в принципе выстроена система организации торгов.
Правда, как он оказался в качестве свидетеля на суде по делу Александра Винникова, с которым не был даже знаком, тоже не совсем понятно. А вот показания Александра Мацанова, который на этот раз был свидетелем обвинения, получились просто «блестящими». Он крайне путано ответил на вопросы обвинения, зато на вопросы защиты и подсудимого отвечать категорически отказался, сославшись на 51 статью Конституции РФ, дающую право не свидетельствовать против себя и своих близких. Насколько известно, Винников Мацанова не усыновлял. Какая здесь может быть 51-я статья? Получается, сторона защиты была лишена права на саму защиту.
Аналогичная история приключилась и с Натальей Градусовой, ещё одним свидетелем. Её никому не удалось допросить. Прямо накануне суда женщина вроде как сломала ногу, что, правда, подтверждалось только справкой, подписанной главврачом областной больницы, а не членами комиссии, как это положено по закону при вызове заболевшего свидетеля в суд.
Словом, после всех судебных заседаний у нас возникло стойкое ощущение: Александр Винников абсолютно невиновен, как невиновно и руководство АО ТД «Медтехника», не причинившее ни области, ни Федерации ровно никакого ущерба, но оснастившее онкодиспансер самым современным оборудованием по ценам даже ниже рыночных. Тем не менее судья Биробиджанского районного суда Александр КУЛИКОВ приговорил Александра Винникова к четырём годам лишения свободы условно. Но, видимо, нарушения в судопроизводстве были настолько очевидными, что апелляционная инстанция областного суда ЕАО отменила этот приговор и направила дело на повторное рассмотрение в новом составе в тот же Биробиджанский районный суд.

ПО ВТОРОМУ КРУГУ

Между тем в этой связи есть ещё одно весьма значимое решение. АО ТД «Медтехника» дошло до Верховного Суда Российской Федерации, пытаясь доказать свою невиновность. Верховный Суд РФ
постановил отменить все предыдущие решения судов в ЕАО, которые касались компании, на основании трёх основных нарушений, допущенных в судах ранее. Поскольку суды проходили в особом порядке, «не были исследованы доводы гражданского ответчика», то есть «Медтехника» была лишена конституционного права на защиту. Также Верховный Суд РФ констатировал, что компания может нести финансовую ответственность только за своих работников.
Коль скоро тот же Мацанов в «Медтехнике» никогда не работал, то компания не может отвечать за его действия при нанесении им ущерба. Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что в соответствии с законом не была определена потерпевшая сторона и, следовательно, надлежащий гражданский истец.
Короче говоря, Верховный Суд Российской Федерации предложил решать вопрос, связанный с ущербом, отдельно, в гражданском порядке. Соответственно, судебные инстанции в ЕАО должны были обеспечить «поворот решения» и вернуть предприятию взысканные ранее 24 миллиона рублей. Однако до сих пор это не сделано. Судьи в Еврейской автономной области приостановили исполнение решения Верховного Суда и почему-то ждут окончания процесса над Александром Винниковым, хотя он тоже никогда не работал в «Медтехнике». Даже внешне эти два дела между
собой не связаны, чему есть прямое доказательство, а именно ответ на официальный запрос АО ТД «Медтехника» со стороны судьи Биробиджанского райсуда Александра Куликова, который вёл первый процесс по делу Александра Винникова. Вот он, этот документ: «На ваш запрос от 06.05.2019 сообщаю, что в производстве Биробиджанского районного суда ЕАО находится уголовное дело № 1-17/2019 по обвинению Винникова Александра Ароновича в совершении преступления, предусмотренного ст. 33 ч. 4 — ст. 285 ч. 2 УК РФ. В ходе рассмотрения уголовного дела в суде потерпевшей стороной не заявлено каких-либо исковых требований, в связи с чем гражданским ответчиком какое-либо лицо не признавалось».

КТО ИСТЕЦ, А КТО ОТВЕТЧИК?

Казалось бы, всё предельно ясно. «Медтехника» в деле Александра Винникова не фигурирует ни в каком качестве. Так почему предприятию не возвращают его деньги со ссылкой как раз на «дело Винникова»? Но уже в новом процессе словосочетание «гражданский ответчик» по отношению к «Медтехнике» опять промелькнуло, и сейчас компания вновь ждёт ответ на новый запрос в суд. Также уже в нынешних судебных заседаниях до сих пор окончательно не проявился статус потерпевшей стороны и гражданского истца.
Вначале речь шла о том, что ущерб был нанесён управлению здравоохранения области, но сторона защиты смогла «разбить» эти доводы. Затем в судебное заседание была приглашена представитель Управления Федерального казначейства. Однако и она рассказывала в основном о схемах движения финансовых средств и констатировала, что сами средства являются собственностью федерального бюджета в лице Министерства здравоохранения РФ.
После этого представители прокуратуры вызвали заместителя начальника контрольно-правового отдела финансового управления правительства ЕАО Дмитрия ВЛАДИМИРОВА, который в числе прочего пояснил, что не является ни экономистом, ни финансистом, но считает, что средства, выделенные из казны РФ на реализацию федеральной программы «Онкология», являлись… областной собственностью. Такую финансовую коллизию он попытался обосновать сравнением с обычным банковским кредитом, что, кажется, вызвало удивление даже у судьи.
Словом, новый процесс по делу Александра Винникова обещает быть долгим и интересным. Будет любопытно посмотреть, как на этот раз поведут себя свидетели обвинения Александр Мацанов и Наталья Градусова. Пройдут ли здесь ссылки на 51-ю статью Конституции или сломанную конечность? И какие ещё сюрпризы тут проявятся. Так что продолжение следует.
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru