Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 07 (126), июль 2017
В первое воскресенье июля в России традиционно отмечается День работников морского и речного флота. И, разумеется, к этому празднику непосредственно имеют отношение те, кто занят в развитии портовой инфраструктуры. Что не удивительно, ведь речь идёт о важнейшей отраслевой составляющей. Особенно на Дальнем Востоке, где каждый порт имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Поэтому реализации профильных проектов тут уделяется особое внимание. Характерный пример — порт Углегорск на Сахалине, чья история связана не только с нашей страной, но и вообще с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Итак, порт Углегорск был создан ещё в двадцатые годы прошлого века. И его основателями стали японцы, поскольку Сахалин в то время входил в состав Страны восходящего солнца. Излишне говорить, что Япония тогда развивалась довольно динамично, пытаясь застолбить место не только в Азии, но и во всём мире. Разумеется, порты в этом процессе играли более чем заметную роль.
Ещё бы! Для островного государства этот аспект был фактически ключевым. Поэтому после окончания Второй мировой войны, когда Сахалин стал составной частью Советского Союза, наша страна автоматически получила и современный порт Углегорск. И надо отдать должное властям СССР — они не только сохранили все преимущества этого порта, но и в разы нарастили его технический, а также технологический потенциал. Делалось это во всех смыслах грамотно.
Во-первых, его отраслевая специфика была, что называется, «заточена» под перевалку генеральных грузов — сельскохозяйственных, продуктовых, лесопромышленных и так далее. Это однозначно способствовало росту грузоперевозок и влияло на развитие всей сахалинской экономики. Ну а во-вторых, было создано крупнейшее на западном побережье Сахалина предприятие, где работало более полутора тысяч человек, а количество флота превышало 80 единиц. И это если не принимать во внимание береговую технику, которой здесь также было более чем достаточно. Так что можно констатировать — в советские годы порт Углегорск стал одним из самых значимых отраслевых предприятий Дальнего Востока.
Однако в девяностые годы ситуация стала меняться в худшую сторону. Это коснулось экономики всей страны. Но и порт Углегорск также не избежал весьма серьёзных проблем. Дело в том, что на Сахалине стали один за другим банкротиться леспромхозы, чьи грузы были для порта, без преувеличения, весьма значимыми. Это же касалось и сельхозпредприятий, которые также были во многом завязаны на портовую перевалку.
В результате за два десятилетия порт из крупнейшего игрока рынка превратился фактически в банкрота. Парк техники изнашивался, долги перед бюджетами росли, люди сидели без зарплаты. Типичная для того времени картина. Но в 2011 году всё в очередной раз изменилось. Причём на этот раз изменения были позитивными. Порт Углегорск был приобретён компанией ООО «Углегорскуголь», которая привлекла более чем серьёзные южнокорейские инвестиции. И результат не замедлил сказаться.
Стоит отметить, новые владельцы разработали программу, согласно которой порт должен был переориентироваться на перевалку угля. И этот уголь впоследствии должен был направляться на внешние рынки. Что было не удивительно, поскольку компания «Углегорскуголь» до сих пор является одним из крупнейших угледобывающих предприятий Сахалина. Поэтому техническому перевооружению было уделено серьёзное внимание.
Но для начала — показательный пример. К сожалению, в последние годы слово «модернизация» изрядно набило оскомину. Потому что за этим термином нередко скрывается пустота. Или один из способов «отбить» государственные инвестиции. Однако в случае с ООО «Углегорскуголь» всё было с точностью до наоборот. Здесь, действительно, была проведена масштабная модернизация. Причём не за государственный счёт, а за средства зарубежных инвесторов. В частности, были капитально отремонтированы все семь арендованных у государства причалов, что в разы повысило возможности по перевалке грузов. Помимо этого был утилизирован давно устаревший флот. Его сменили современные самоходные плашкоуты нового поколения. И теперь шесть таких плашкоутов являются технической основой предприятия.
Также стоит отметить, что руководство компании создало фактически новые складские помещения, позволяющие хранить одновременно до 100 тысяч тонн угля. Ну и, конечно же, масштабная модернизация коснулась всей портовой инфраструктуры. Всей без исключения. Как отмечает генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений МЕЙЕР: «Перед нами стояла задача создать один из самых современных портов по перевалке угля на всём Дальнем Востоке. И мы с этой задачей справились. Причём исключительно за счёт инвестиционных ресурсов».
Результат такой модернизации не замедлил сказаться. Если в 2012 году ежегодный объём перевалки грузов в порту составлял максимум 200 тысяч тонн, то сегодня этот показатель приблизился к отметке в миллион тонн. То есть производственные объёмы выросли в пять раз.
И техническое перевооружение предприятия продолжается. В частности, в планах компании приобрести два новых самоходных плашкоута грузоподъёмностью в 400 тысяч тонн каждый. Плюс к этому здесь же будет создана конвейерная система перевалки угля. Всё это наверняка приведёт к более чем серьёзному наращиванию производственных объёмов. Ведь в планах компании — довести ежегодную перевалку угля до 2 миллионов тонн. Это вполне реальные перспективы, поскольку порт сотрудничает не только с компанией «Углегорскуголь», но и с другими участниками рынка.
В частности, недавно был подписан договор с ООО «Солнцевский угольный разрез», согласно которому поставки угля от этого предприятия составят 400 тонн в год. А со следующего года объёмы увеличатся и приблизятся к планке в полмиллиона тонн. И это лишь один из примеров.
Хотелось бы отметить и природоохранные инициативы компании «Углегорскуголь». Это также важный момент, поскольку в последние годы портовые города Дальнего Востока, в частности Ванино, Советскую Гавань и Находку, всё чаще сотрясают экологические скандалы. Люди выходят на митинги из-за выбросов угольной пыли и обвиняют в этом руководителей местных портов, в которых и осуществляется перевалка угля. О чём говорить, если видеообращения граждан регулярно направляются президенту РФ Владимиру ПУТИНУ.
А вот в порту Углегорск природоохранные мероприятия изначально были поставлены на иной качественный уровень. Например, здесь установили зарубежные пылеулавливающие сети, применяющиеся на электростанциях. То есть на тех объектах, где экологическая безопасность — однозначный приоритет. И это не полный перечень оборудования для обеспыливания, которое позволяет исключить даже малейшие риски, связанные с выбросами вредных веществ. Высота ограждения вокруг предприятия (снабжённая соответствующим оборудованием) составляет 13 метров. Так что экологическая безопасность в порту однозначно на высоте.
Впрочем, это предприятие вообще развивается стремительно во всех направлениях. В том числе и в социальных. Достаточно сказать, что средняя зарплата в компании составляет 60 тысяч рублей. Полный соцпакет для каждого из 150 работников, разумеется, прилагается. Так что динамика развития порта Углегорск показательна во всех смыслах. Ну и, конечно же, эта градообразующая компания играет большую роль в развитии своего Углегорского района.
К примеру, она выполнит укладку асфальтобетонного покрытия на въезде в порт. А также руководители ООО «Углегорскуголь» приняли решение разбить рядом с портом сквер, который наверняка станет одним из украшений Углегорска. Так что всё здесь развивается крайне динамично. Правда, и проблем хватает. Главной из них является отсутствие ресурсов у угледобывающих подразделений ООО «Углегорскуголь», без чего немыслима дальнейшая работа современного порта. Об этом мы писали не раз. Поэтому стоит напомнить, что запасов сырья ООО «Западная угольная компания» (также входит в холдинг) хватит лишь на пять лет. И эту проблему нужно решать в ближайшее время.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >