Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (138), август 2018
Рассказывать о том, как живут люди на Севере, можно долго. Ведь проблем здесь более чем достаточно. Однако одной из самых больших бед является отсутствие устойчивой связи на громадных территориях Якутии и Магаданской области. Это мы в полной мере прочувствовали во время своей командировки по федеральной автодороге «Колыма». Телефоны здесь начинают работать лишь в непосредственной близости от населённых пунктов. Но летом-то можно и по нескольку часов быть «вне зоны действия сети». А вот зимой, когда морозы давят под минус 60, в дороге может случиться всякое. Поэтому не иначе как «спасательным кругом» здесь стали пикеты экстренной связи (ПЭС), установленные компанией «Арбуз» в рамках государственного заказа. Пикеты представляют собой автономные станции связи, в которых есть комнаты обогрева. Сегодня приобрести пикеты хотят не только дорожные, но и золотодобывающие компании, а также государственные ведомства из разных регионов ДФО. О преимуществах и сферах применения этих установок рассказывает директор компании «Арбуз» Кирилл ЭТТЕНКО.
— Кирилл Геннадьевич, насколько знаю, проект установки ПЭС относительно молодой, однако вашу компанию знают на Дальнем Востоке уже давно.
— Всё верно. Компания «Арбуз» начала свою деятельность в 1998 году. В те времена в дефиците был Интернет, поэтому мы начали с того, что открыли первое на Колыме и одно из первых на Дальнем Востоке интернет-кафе. Спустя шесть лет, в 2004 году стали сервис-провайдером в Магадане. Предоставляем услуги как юридическим, так и физическим лицам. Также занимаемся подключением цифрового телевидения. Сейчас же наш приоритетный проект связан с автономной возобновляемой энергетикой и возможностями её применения в различных областях. Одним из таких практических решений является как раз ПЭС.
— Расскажите, что такое ПЭС?
— ПЭС — это пикеты экстренной связи, которые оснащаются автономными источниками энергии. То есть топливными электрохимическими генераторами и солнечными батареями. Основное электропитание обеспечивают именно солнечные батареи. Это особенно актуально для дальневосточных регионов, где в весенне-летний и даже в зимний периоды солнечная активность достаточно высокая. Плюс задействуются аккумуляторы высокой ёмкости. Это позволяет обеспечивать бесперебойное энергоснабжение вдали от линий электропередачи. В радиусе 200 метров от пикетов доступна сотовая связь.
Собираются ПЭС на базе 20-футовых контейнеров. Свайного фундамента не требуют, установка осуществляется на бетонных блоках. Это является большим плюсом для территорий вечной мерзлоты со сложным горным ландшафтом.
— Это ваша авторская разработка?
— Разработка запатентована нами, аналогов в стране у неё нет. Разумеется, при её создании мы использовали опыт международных партнёров. В частности, наши специалисты посещали коллег и партнёров в Германии, Норвегии и других странах.
— Как пришла идея создать такие пикеты?
— Да идея-то лежала давно на поверхности. В Магаданской области работают десятки недропользователей, задействованных в добыче драгоценных металлов. У многих лицензионные участки находятся в труднодоступной местности, где плохо ловит связь или вовсе отсутствует. Некоторые доставляют груз по зимникам. Такие участки можно отнести к объектам повышенной опасности, поэтому связь там необходима.
То же самое касается и дорожных служб, и тех, кто постоянно передвигается по автодорогам Колымы. Что может быть страшнее для водителя, чем остановиться на безлюдной трассе вдали от «цивилизации»? Особенно в зимний период, когда морозы достигают 60 градусов с отметкой минус.
— А сколько уже таких пикетов компания «Арбуз» установила на дорогах Магаданской области?
— К настоящему моменту на дорогах Колымы действует десять ПЭС. Пять из них оборудованы тревожными кнопками и комнатами обогрева. Кроме того, в этих пунктах есть запас питания — сухой паёк, одежда и аптечка. В остальных ПЭС имеется кнопка вызова спасателей через Единую диспетчерскую службу. В случае непредвиденной ситуации всем этим можно воспользоваться.
— На каких участках автодорог стоят ПЭС?
— Пикеты установлены на федеральной автодороге и областных трассах. В частности, на перевале Дедушкина Лысина на километре 243, в районе перевала Яблоневый на 157-м километре, а также на 311-м километре федеральной автодороги «Колыма», где начинается трасса Герба — Омсукчан.
Три пикета запустили непосредственно на Омсукчанской трассе: на 53-м километре — перевал Жаркий, на 106-м — посёлок Купка и на 209-м километре — в районе Капрановского перевала. Также несколько пикетов установили и на Тенькинской трассе: на 60-м километре в районе перевала Гусакова, на 125-м и на 233-м — в районе реки Нелькоба.
— На колымских дорогах ещё планируется установка ПЭС или остановитесь на этом?
— Однозначно необходимо устанавливать ещё. Мы уже написали письмо врио губернатора Магаданской области, что необходимо дополнительно запустить, как минимум, пять пикетов, чтобы расстояние между ними было хотя бы 50 километров.
Это важно, поскольку Тенькинская трасса достаточно опасная и практически безлюдная. До Кулинского перевала ещё есть какая-то жизнь, а дальше, примерно 174 километра, вообще безлюдно. И на пересечении Тенькинской трассы с федеральной автодорогой тоже нужно ставить, поскольку вплоть до Якутии на трассе нет связи.
— Вы упомянули, что ПЭС могут быть интересны и для добывающей отрасли.
— Само собой. Нам есть что предложить горнодобывающим предприятиям Магаданской области и Дальнего Востока. В частности, установку ПЭС на зимниках. Например, протяжённость зимников одной из крупных золотодобывающих компаний в Магаданской области примерно 200 километров, а у нескольких золотобытчиков в Якутии — 700 километров зимника. Завезти грузы на участки возможно только в зимний период. В феврале компании начинают забрасывать на свои объекты людей, технику, продовольствие. На это у них есть буквально два-три месяца до наступления тепла.
Мы предлагаем установить пикеты на этот короткий период. При этом речь идёт не только о пикете как о средстве связи. В зависимости от потребностей компании, можно создать склад с инструментами, запчастями, горюче-смазочными материалами и так далее. Выезжая в лютый мороз, водитель уже будет чувствовать себя гораздо спокойнее.
— Предполагается, что золотодобытчики будут выкупать пикеты?
— Не обязательно. Могут выкупить, а могут взять в аренду. Если пикет нужен только на зимнее время, значит, будут оплачивать только за этот период. Мы всегда готовы к диалогу в этом вопросе. Наша задача — обеспечить альтернативную энергетику в суровых условиях зимой и летом, ночью и днём. Мы несём за это ответственность.
— Исходя из того, что вы говорите, понятно, что использовать систему можно в самых разных областях деятельности?
— Разумеется. Хотите перевалочную базу со связью — будет вам перевалочная база. Хотите полноценную наземную станцию спутниковой связи — будет станция спутниковой связи. То есть можем «запитать» различные объекты, где необходима устойчивая связь и автономное электропитание: карьеры, шахты, пункты предупреждений о возникновении ЧС и так далее. Мы полезны также бизнес-сегменту в сфере грузоперевозок.
— Даже грузоперевозок? Это как?
— Сегодня отслеживать место и время остановки водителя возможно только путём передачи сигнала с GPS-трекеров. Как правило, сигнал улавливается только в посёлках, где есть устойчивая связь. То есть если водитель остановился поспать вне населённого пункта, то сигнал может не пройти. В случае если пикеты установить на парковочных зонах, оборудование связи позволит считывать и передавать показания приборов.
— Вы сказали, что вашу технологию возможно применять на пунктах предупреждений о чрезвычайных ситуациях. Речь идёт о применении ПЭС в службах МЧС?
— Всё правильно, в МЧС. Применять нашу технологию службы МЧС и службы по охране лесов могут при организации мобильных пунктов слежения за паводками или же пунктов для обнаружения очагов лесных пожаров.
— Наверняка интерес к вашей разработке уже вышел за пределы Магаданской области.
— Без лишней скромности скажу, что да, интерес к нам есть. Сегодня ведём переговоры с компаниями из разных регионов Дальнего Востока. Не так давно к нам обратились представители МЧС и представители органов власти двух соседних с Магаданской областью регионов ДФО. Безусловно, они заинтересованы установкой наших пикетов на своих объектах.
Сегодня в Магаданской области знают, что компания «Арбуз» имеет опыт эффективного внедрения технологий возобновляемой энергетики. Система связи и автономного электроснабжения здесь будет работать в любое время — в жару и холод, 365 дней в году.
От себя скажу, что грамотно применить свою технологию мы можем на любом объекте ДФО и за качество отвечаем.
Беседовала Мария ВАСИЛЕНКО
ООО «АРБУЗ»
685000, г. Магадан, ул. Транспортная,19.
Тел.: +7 4132 692 000,
моб.: +7 914 854 99 33.
E-mail: info@arbuz.ru
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >