Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 08 (138), август 2018
Кадровая проблема является едва ли не основной бедой почти всех производственных предприятий Дальнего Востока. И Якутия в этом ряду не исключение. Руководители региональных организаций, кроме того, отмечают дефицит квалифицированных рабочих. Но позитивные моменты в этом вопросе всё-таки начинают проявляться. Об этом рассказал генеральный директор крупной дорожной компании ОАО «Таттаавтодор» Иван БОЧОНИН.
— Иван Иванович, сколько человек работает в вашей компании?
— В общей сложности порядка 120 специалистов. В летний период времени, то есть в разгар дорожного сезона, когда идут ремонты и производится вырубка насаждений вдоль трассы, численность работников увеличивается. За счёт сезонных рабочих, разумеется.
— Вы испытываете дефицит кадров?
— Конечно, для нас это серьёзная проблема. Молодёжь зачастую хочет всё и сразу. Кроме того, у некоторых молодых работников отсутствует чувство ответственности за порученное дело. В данное время у нас не хватает водителей автосамосвалов, автоскреперистов и трактористов.
— Может, их зарплата не устраивает?
— Я думаю, зарплаты у нас достойные. Нормальный специалист на руки получает 60–80 тысяч рублей. А в разгар сезона суммы и до 100 тысяч доходят. И при желании даже больше можно получить, если выполнять работу качественно, ответственно и в срок. Так что дело не в деньгах.
— Но ведь у вас, если говорить о молодых специалистах, и позитивные примеры есть?
— Да, есть. В первую очередь благодаря автодорожному факультету Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Этот вуз выпускает хороших инженеров-дорожников. Конечно, высококлассными специалистами они становятся непосредственно на производстве, получив трудовые навыки. А университет даёт им прекрасные актуальные знания. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководителей и преподавателей СВФУ за качество подготовки кадров для нашей отрасли. Да и экономистов там готовят безупречных.
— Кто из выпускников СВФУ у вас на предприятии на особом счету?
— Таких у нас несколько. Это и мой заместитель Роман Петрович ЕФИМОВ, и начальники участков Дмитрий Николаевич НИКОЛАЕВ и Семён Иннокентьевич ПАВЛОВ, а также заместитель начальника участка Михаил Васильевич БОППОСОВ.
— А ещё из каких вузов и техникумов к вам приходят работать молодые специалисты?
— С Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске — главный инженер НИКОЛАЕВ Артём Егорович, инженер-механик ОХОТИН Андрей Абекович, с Хабаровского автодорожного техникума — ЧАШКИН Савелий Михайлович и многие другие специалисты.
— То есть молодые люди могут сделать в вашей компании хорошую карьеру?
— Так и есть. Если выпускник вуза проявил себя в качестве хорошего специалиста и к тому же ответственен, у нас он может довольно быстро занять серьёзную должность.
— Берёте ли вы на работу выпускников из техникума в Хандыге?
— Берём. Но хотелось бы, чтобы квалифицированных рабочих у нас было больше.
— А кадровый костяк компании у вас сохраняется?
— ОАО «Таттаавтодор» является одним из старейших предприятий дорожной отрасли в Республике Саха (Якутия). С богатой производственной историей. Так что наш кадровый костяк давно сложился. Некоторые люди трудятся у нас в течение десятилетий. И своими рабочими местами они, разумеется, дорожат. А мы, в свою очередь, дорожим такими специалистами.
— Кроме работы у вас проводятся какие-нибудь культурные мероприятия?
— Да, вот буквально 3–4-го августа у нас в местности «Дьаам» очень успешно прошла Четвёртая Спартакиада дорожников заречных районов и Управления автомобильных дорог РС (Я). Соревновались по девяти видам спорта и проводился конкурс на национальную одежду. Всего участвовало порядка 180 дорожников.
— Вы занимаетесь в основном содержанием дорог?
— В основном — да. Хотя в нашем активе есть и ремонт, и реконструкция, и строительство автомобильных трасс.
— А сколько километров дорог вы поддерживаете в нормативном состоянии?
— Если говорить о федеральной автодороге «Колыма», то это в общей сложности 175 километров. Речь идёт об участке 190-й — 365-й километр, буквально до берега реки Алдан. Также мы обслуживаем 111 километров региональной дороги Уолба — Булун — Ытык-Кюель — Харбалах — Чычымах. Кроме этого в этом году наше предприятие занимается строительством муниципальной дороги Ытык-Кюель — Туора-Кюель.
— Вы работаете в условиях вечной мерзлоты. Какие-то особые технологии, в этой связи, вы для содержания и строительства дорог применяете?
— Да, используем такие материалы, как дорнит, геоматрацы, георешётки, матрацы рено, габионы, пеноплекс и т.д. В таких случаях мы избегаем оттайки дорог для предотвращения проседания грунта. Применяем и другие методики, позволяющие эффективно работать в условиях вечной мерзлоты.
— Какие водопропускные трубы вы используете?
— Главным образом гофрированные, диаметром полтора метра.
— Карьеры у вас свои?
— Да, конечно, у нас восемь карьеров песка и ПГС. Без них работать эффективно крайне сложно, так как покупать их на стороне — дорого.
— И каково качество стройматериалов в ваших карьерах?
— Тут всё нормально. Это позволяет нам выполнять любые виды необходимых работ в дорожном комплексе.
— Правда, что в своё время ваше предприятие построило один из самых больших мостов в городе Якутске?
— Да, это так. Этот мост находится непосредственно в Якутске, на улице имени Платона Ойунского. С поставленными в ходе строительства задачами мы успешно справились. Мост получился красивый и надёжный. Ни заказчики, ни население претензий нам не предъявляли.
— Получается, вы работаете не только в Таттинском улусе?
— За свою производственную историю мы вели работы в девяти районах республики, в городе Якутске застроили и ремонтировали мосты и дороги, проводили берегоукрепительные работы, сооружали дамбы и т.д. Готовы продолжать это в дальнейшем. Были бы заказы.
— Сколько у вас дорожно-строительной техники?
— На сегодняшний день более 100 единиц. Это и автоскреперы, и бульдозеры, и грейдеры, и самосвалы и многое другое. Так что техникой мы обеспечены в полном объёме. Также у нас есть собственный асфальтобетонный завод.
— Техника у вас в основном зарубежного производства?
— Примерно половина на половину, то есть много зарубежной и отечественной техники.
— Иван Иванович, возникают ли у вас проблемы с госзакупками, связанные с исполнением ФЗ-44?
— Отмечу, что в последние годы негативных факторов, связанных с торгами, стало меньше. Хотя они всё-таки периодически проявляются. Например, на одном из конкурсов московская компания «сбросила» объявленную цену контракта на 18 процентов. Для Якутии, с её сложной логистикой и непростыми природно-климатическими условиями, в которых приходится обслуживать и ремонтировать дороги, это довольно серьёзное понижение.
— Последний вопрос: каковы ваши финансовые объёмы заключённых контрактов?
— Если говорить об объёмах текущего года, то это 388 миллионов рублей. Для нашего предприятия вполне нормальный показатель. Хотя, конечно, мы всегда стремимся к большему.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >