Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 05 (104), май 2015
Камчатка — это не просто один из самых удалённых от Москвы регионов России. Это ещё и изолированная от материковой части страны территория. Со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. И подход к реализации любых проектов в этом субъекте, как, собственно, и вообще в Дальневосточном федеральном округе, должен быть особым. Но особым не в декларативном формате, а реально. Именно такую позицию озвучил в интервью нашей газете опытный производственник и управленец, генеральной директор известной в Камчатском крае отраслевой компании — ООО «Дорремстрой» Олег КУЦ.
— Олег Владимирович, многие высокопоставленные чиновники довольно часто высказывают в прессе одну и ту же мысль — необходимо создавать условия, чтобы качество жизни на Дальнем Востоке было высоким. Всё правильно, кто бы спорил. Но почему-то мало кто говорит о тех мерах, которые могут поддержать дальневосточный бизнес. А ведь это ключевой момент. Чем больше будет создано условий для развития регионального бизнеса, тем лучше станут жить люди. Вы опытный транспортный строитель и управленец. Поэтому интересно ваше мнение — а что нужно сделать в том же Камчатском крае для нормализации ситуации, например, в дорожной отрасли? Ведь от этого инфраструктурного направления зависят и другие экономические составляющие.
— Если говорить непосредственно о дорожной отрасли, то здесь одной из ключевых проблем являются аукционы. Дело в том, что в сегодняшнем формате система организация торгов ничего, кроме вреда, отрасли не приносит. Я имею в виду и демпинг, и выход на рынок организаций-однодневок, и откровенный лоббизм, и коррумпированность чиновников, и многие другие известные всем нюансы. Причём по большому счёту ФЗ-44 ничем не отличается от своего предшественника ФЗ-94. Всё то же самое, ничего не изменилось. Поэтому могу сказать однозначно — аукционы просто губят дорожный комплекс территории.
Ситуация, конечно, типичная для всей страны, но на Камчатке она приобретает особую остроту. У нас в принципе сравнительно мало дорожных объектов, связанных с ремонтом, реконструкцией и содержанием. Что, собственно, объяснимо — плотность населения небольшая, соответственно, и объектов меньше, чем на западе страны. А сегодняшняя аукционная система выстроена таким образом, что даже к этим небольшим объёмам работ многие отраслевые компании просто не допускают.
— И какой выход из этой ситуации?
— Выход тут может быть только один — учитывая особую географическую и экономическую специфику Дальнего Востока вообще и Камчатского края в частности, здесь требуется вообще отказаться от распределения государственных заказов по аукционным схемам. Нужно возвращаться к «хорошо забытому старому», когда при выборе подрядчиков среди местных предприятий (я вот это специально подчёркиваю — среди МЕСТНЫХ предприятий) заказчики руководствовались прозрачными и понятными всем правилами. Я имею в виду и технический, и технологический потенциал организаций, а также отраслевой опыт, и кадровый состав, и репутацию, и даже рабочую загруженность.
Последний момент, кстати, чрезвычайно важен — не должно быть так, чтобы одна структура просто «задыхалась» от объёмов, а другая перебивалась мелкими заказами. Словом, все участники рынка должны в обязательном порядке проходить единый предквалификационный отбор. Но, в любом случае, систему аукционов именно на Дальнем Востоке необходимо отменять и переходить на иные контрактные схемы.
— Но ведь аукционы — это требования единого для всей страны закона?
— А кто сказал, что законодательство в экономической сфере должно быть единым для всей России? Это вообще, на мой взгляд, величайшая глупость. У нас слишком большая и слишком разнообразная по своим географическим и экономическим особенностям страна, чтобы можно было подходить ко всем территориям с одной правовой меркой. Согласитесь, промышленность в Подмосковье и промышленность на Камчатке — это две разные промышленности. Принципиально разные. И проблемы у них также отличаются, причём кардинально. Поэтому никакой единой мерки тут быть не может.
— И что нужно сделать, чтобы мерки эти учитывали именно специфику территорий?
— Не стану говорить за всю Россию, но что касается нашей территории, то ответ лежит на поверхности — необходимо принимать новый федеральный закон «Об особом экономическом и социальном статусе Дальнего Востока», где все правила игры будут прописаны максимально чётко и последовательно. В том числе, кстати говоря, и налоговые льготы для регионального производственного бизнеса, зарегистрированного и реально работающего в Дальневосточном федеральном округе.
— А они нужны, эти льготы? Вопрос на самом деле не праздный, поскольку многие участники рынка говорят примерно следующее — налоговая система должна быть единой для всей страны, другое дело, что государство имеет возможность поддержать региональный бизнес собственными гарантиями.
— Налоговые льготы крайне необходимы. Поймите правильно, речь идёт не о каких-то дополнительных преференциях для дальневосточных компаний, а об уравнивании правил игры для всей российской промышленности, для всего производственного сектора страны.
Вот смотрите, на Дальнем Востоке, а особенно на севере страны, отраслевые компании и так несут многочисленные обременения, которые и не снились нашим коллегам на западе. Это и выплаты своим работникам северных коэффициентов и надбавок, и более продолжительный отпускной период для каждого специалиста, и повышенная стоимость буквально всех товаров и услуг. В итоге получается, что дорожная организация, допустим, в Саратове несет гораздо меньшие расходы, нежели такая же дорожная структура, например, на Камчатке. Но при этом условия на аукционах едины для всех. На торгах ведь никого не интересуют наши дополнительные обременения? Правильно, не интересует. Но получается, что у участников рынка из европейской части страны есть гораздо больше возможностей снижать цены, нежели у нас. Поскольку у них нет дополнительных расходов, а у нас есть.
Так что, повторюсь, налоговые льготы — это не «шуба с барского плеча», а просто уравнивание правил игры для всех участников рынка. И в этом я полностью солидарен с лидером ЛДПР Владимиром ЖИРИНОВСКИМ, который в своё время предлагал ввести на Дальнем Востоке налоговые каникулы. Тем более предприятий здесь сравнительно немного, так что федеральный бюджет особого дискомфорта не ощутит.
— Петропавловск-Камчатский, как известно, находится в непростой управленческой ситуации. Не так давно была отправлена в отставку сити-менеджер краевого центра. Как вы считаете, какие первоочередные меры необходимо принять, чтобы жизнедеятельность города была нормализована?
— В первую очередь требуется поменять само отношение к системе управления городским округом. По сути, сити-менеджер должен быть не политиком, а чистой воды хозяйственником. Главным дорожником, главным сантехником, главным дворником, если хотите.
Второй момент — крайне необходимо сменить команду в городской администрации, по крайней мере костяк этой команды. К работе надо привлекать профессиональных и неравнодушных людей, которые будут в состоянии работать в режиме антикризисной структуры. А иначе и не получится, город уже давно живёт в атмосфере постоянного кризиса.
Далее, начинать работу тем же новым городским властям нужно с аудита. Надо разобраться, какие активы в городе могут приносить пользу, а от каких уже давно требуется избавляться. И всю дальнейшую работу было бы целесообразно выстраивать как раз в этом ключе. Экономическая целесообразность — вот основа хозяйственной деятельности любой территории. Именно под этот формат стоит «затачивать» все направления, от земельных отношений и сугубо производственных аспектов до торговли и сферы услуг.
Также стоит уделять большее внимание формированию и распределению бюджета. Пока же мы наблюдаем ситуации, при которых какие-то второстепенные траты, от которых можно легко отказаться, становятся приоритетными. Зато средства на неотложные нужды (например, на уборку города после буранов и метелей) выделяются несвоевременно. Конечно, ситуацию нужно выправлять, причём уже в ближайшее время.
Ещё один момент — инвестиции, привлечённые в город. К сожалению, когда сегодня чиновники говорят об инвестиционной привлекательности, это не означает ровным счётом ничего. Потому что даже если на горизонте и появляется потенциальный инвестор, ему просто не дадут начать работать. Его загоняют по кабинетам, его замордуют необходимостью собирать тонны всевозможных документов. В итоге такой инвестор просто плюнет и забудет о своих перспективных проектах, как о страшном сне.
— А как привлекать инвесторов?
— Делать это нужно обязательно, причём тут как раз и требуется создать при городской администрации небольшую, но работоспособную структуру, которая возьмёт на себя все организационные мероприятия, связанные с интересами инвесторов. По принципу — если городу интересен какой-то проект и есть компания, которая собирается его развивать, значит, все разрешения, все согласования, все земельные вопросы городская власть берет на себя. Инвестор должен получать от чиновников не препоны, а реальную организационную и правовую поддержку. Тогда и толк будет. Но пока этого не происходит. На мой взгляд, последним по-настоящему профессиональным управленцем в Петропавловске-Камчатском был ныне покойный Владислав СКВОРЦОВ. Все остальные, по моему мнению, занимались и продолжают заниматься никому не нужными экспериментами, вместо того, чтобы нормально работать.
— Если говорить конкретно, то какие направления могут быть привлекательными в городском хозяйстве уже сегодня?
— Я же сказал, что для определения таких направлений первым делом требуется провести системный аудит. Тогда картина будет полной. Впрочем, кое-что уже ясно. К сожалению, у нас отсутствует определённость и прозрачность в формировании арендных ставок на объектах муниципальной собственности. Тут всё довольно хаотично. А должна быть предельная открытость. Приносит недвижимость прибыль? Хорошо, создаём условия, чтобы эта прибыль была постоянной. Не приносит? Избавляемся от такой недвижимости. Я, конечно, не имею в виду социальные объекты, это, что называется, святое. Но вся остальная муниципальная собственность должна приносить прибыль. Тогда городские власти и не будут побираться с протянутой рукой, у них появится возможность зарабатывать самостоятельно. Зарабатывать, разумеется, для города. Впрочем, подчеркну это в очередной раз, первые шаги в этом направлении должны начинаться с аудита и смены команды. А уж потом высветятся конкретные приоритеты.
— ЖКХ традиционно называют одной из самых проблемных отраслей экономики. Какие меры, на ваш взгляд, стоит принять, чтобы изменить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве того же Петропавловска-Камчатского?
— Тут требуется уделить внимание повышению конкуренции среди управляющих компаний (УК). Цивилизованная конкуренция — это вообще основа любого бизнеса, и жилищно-коммунального в том числе. Но сделать это можно лишь одним способом — придать большую динамику деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ).
— Что вы имеете в виду?
— Объясню. Что такое ТСЖ в нормальном варианте? Это люди, живущие в одном доме и стремящиеся к естественному комфорту. Соответственно, для достижения такого комфорта они и объединяются в товарищество. Поэтому схема ТСЖ ни в коем случае не должна распространяться на несколько жилых зданий. Иначе убивается сам смысл идеи. Только формат «один дом — одно ТСЖ» приносит реальную пользу. А то ведь бывают случаи, когда товарищества собственников жилья создавали… сами управляющие компании. Это в корне неверный подход, поскольку никогда такое карманное ТСЖ не станет требовать у «материнской» УК надлежащего исполнения своих обязательств.
Далее, каждое ТСЖ должно выбрать для себя УК. Причём на конкурсной основе. Опять-таки по схеме: мы, собственники жилья, формируем перечень требований к соискателям. И обозначаем — вот на сегодняшний день мы готовы платить управляющей компании такой-то тариф за такие-то услуги. А вы, господа из УК, предлагайте нам свои дополнительные условия. Допустим, представители одной компании скажут: за эти деньги мы сможем только мусор во дворах убирать и подъезды мыть. Зато их конкуренты предложат за эту же сумму ещё и детский городок построить. Ну, а третьи участники рынка озвучат, что могут в рамках этих же средств ещё и услуги консьержа оплачивать.
У всех УК возможности разные. Но чтобы эти возможности были реализованы полноценно, необходима здоровая конкуренция. Вот для чего и нужна прозрачная модель взаимоотношений: ТСЖ — УК. А городская администрация должна осуществлять системный контроль такой деятельности. Не «кошмарить» бизнес, а контролировать исполнение участниками рынка своих обязательств.
— Кстати о контроле. Участники рынка говорят, что бизнес «уходит» за пределы Камчатского края, то есть всё чаще регистрируется в других регионах. С чем это связано? И что нужно, чтобы остановить отток налогоплательщиков?
— В первую очередь поменять отношение к плательщикам со стороны самих налоговых органов. Пока же ситуация для налогоплательщиков в Петропавловске-Камчатском крайне неудовлетворительна. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример, связанный именно с нашей компанией.
Как-то налоговая насчитала нам недоимки на общую сумму в 10 миллионов рублей. В 10 миллионов, обратите внимание. Мы с этим не согласились и обратились в суд. И что вы думаете? В результате суд установил, что общая сумма недоимок, в этом случае, не превысила 280 тысяч рублей. Что называется, почувствуйте разницу — 10 миллионов и 280 тысяч.
И ведь никто за этот «недочёт» не ответил, никто нам даже извинений не принёс. Мол, ну и ладно, ошибочка вышла. Ничего себе, «ошибочка», в размере 10 миллионов. И как работать в таких условиях? Поэтому многие камчатские компании уже покинули наш регион, сменив место налоговой регистрации. И я их прекрасно понимаю. А вот город от такой политики только теряет. Общий объём потерь даже подсчитать сложно.
— Что делать?
— Как раз власть и должна выстраивать чёткие взаимоотношения с налоговыми службами. И разъяснять задачу — все мы жители Петропавловска-Камчатского, и каждый из нас должен быть заинтересован не в декларативном, а в реальном процветании города. Каждый, я это подчёркиваю. Вот когда власть и бизнес станут работать на общий результат, ситуация изменится кардинально. В лучшую, естественно, сторону. У Петропавловска-Камчатского большой потенциал. Важно правильно его использовать. И это — самое главное.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >