Привлечение иностранных инвесторов к реализации крупных отечественных проектов — тема для нашей страны более чем актуальная. Особенно на фоне санкций, когда и без того не слишком широкий инвестиционный круг заметно сузился. Тем не менее повод для оптимизма тут вроде бы есть. В последние годы руководство Китая демонстрирует серьёзный интерес к российскому промышленному сектору. В частности, только на майской встрече президента РФ Владимира ПУТИНА с председателем КНР Си ЦЗИНЬПИНОМ были подписаны десятки документов, затрагивающих конкретные направления в экономическом сотрудничестве двух государств. Между тем на Сахалине также готов к реализации крупный и весьма перспективный инвестиционный проект. Который, к сожалению, тормозился в течение нескольких последних лет. Подробности — в интервью с заместителем генерального директора ООО «Морской порт Поронайск» Виктором СВАРЧЕВСКИМ.
— Виктор Михайлович, ваша компания является официальным владельцем инфраструктуры Поронайского морского порта?
— Да, причём стопроцентным. Вся территория порта, за исключением причальной стенки (её мы арендуем, как и положено по закону, у государственного ФГУП «Росморпорт»), принадлежит нам.
— Насколько известно, ваша компания, в сотрудничестве с крупнейшими игроками китайского портового рынка, разработала проект масштабной реконструкции морского порта Поронайск. И сделано это было ещё несколько лет назад, даже, насколько мы помним, в 2011 году, когда вы с китайскими партнёрами проводили официальную презентацию проекта. Почему сама реконструкция до сих пор не началась?
— К сожалению, прежнее руководство Сахалинской области, по непонятным нам причинам, не проявило интерес к этому проекту. И это, действительно, странно, поскольку от региональной власти тут не требовалось ни денег, ни каких-то других особых затрат. Мы, будучи владельцами Поронайского морского порта, сами нашли потенциальных инвесторов из КНР, которые готовы вложить в масштабную реконструкцию в общей сложности свыше 1,5 миллиарда долларов США. Мы сами разработали всю документацию. Мы готовы взять на себя все согласования с федеральными органами власти. По сути, от областного правительства в те годы требовалось одно — изучить сам проект и обозначить свой к нему интерес.
Поймите правильно, китайским партнёрам нужна уверенность, что государство в лице областной администрации поддерживает бизнес-идею. Не случайно многие проекты сопровождаются подписанием межправительственных соглашений. Так что мешало нашим региональным властям сделать такой шаг? К ним что, каждый день приходили с предложениями вложить полтора миллиарда долларов в местную экономику? Сомневаюсь. Их что-то смущало в самом проекте? Так они его даже толком не изучали, просто делали вид, что он им не нужен в принципе. Я могу, конечно, догадываться, что могло бы побудить некоторых чиновников (теперь уже бывших) областного правительства внимательнее отнестись к нашему предложению. Но это всего лишь мои предположения.
Отрадно другое, нынешний временно исполняющий обязанности губернатора области Олег Николаевич КОЖЕМЯКО — это руководитель другой формации. Думаю, он прекрасно осознаёт, что привлечение инвесторов, а соответственно и наполнение регионального бюджета из различных источников, является ключевой задачей. Нефть и газ — это, конечно, хорошо. Но от развития профильной инфраструктуры также зависит очень многое. Впрочем, мы в любом случае готовы предъявить новому руководству Сахалинской области все необходимые документы и уже с цифрами и фактами продемонстрировать все преимущества своего проекта. Мы готовы к планомерной работе государства и бизнеса по развитию экономики Сахалинской области. И это не какие-то мечты, а реальность, подкреплённая конкретным инвестиционным интересом со стороны бизнеса из КНР.
— Какая китайская компания готова проинвестировать проект?
— Речь идёт о крупнейших в АТР игроках портового рынка — Группе «Даньдуньский порт» (провинция Ляонин) и компании Bestway Development, центральный офис которой находится в Шанхае. Причём второе предприятие работает по всему миру, в том числе прорабатывает профильные проекты в России.
— В России?
— Да, насколько мне известно, эта компания проявляет серьёзный интерес к развитию Северного морского пути (Камчатка). То есть этот игрок рынка реально демонстрирует желание работать в нашей стране, желание вкладывать свои средства в нашу экономику. Мы ведь тоже внимательно изучили возможности наших потенциальных инвесторов. И могу с полной уверенностью констатировать — тут всё серьёзно и перспективно.
— Каким образом будут инвестироваться средства ваших зарубежных партнёров?
— Как я уже и говорил, Группа «Даньдуньский порт» высказала желание участвовать в совместном предприятии, инвестиционный портфель которого превышает 1,5 миллиарда долларов. А компания Bestway Development планирует инвестиционно участвовать в реализации проекта в три этапа. Первый этап предполагает первоначальные строительно-ремонтные работы, оценённые в 100 миллионов долларов. Второй — строительство и расширение терминальных комплексов, а также освоение новых площадок. Цена вопроса в этом случае составляет 400 миллионов долларов. Третий этап — это непосредственно строительство завода по переработке газового конденсата и выносного терминала по отгрузке продукции. Это ещё 1 миллиард 100 миллионов долларов. Такие вот предполагаются инвестиции.
— А чем интересен китайским инвесторам морской порт Поронайск?
— Удивляться этому не приходится. Начнём с того, что Поронайский морской порт находится в самом центре Сахалина, причём в непосредственной близости от мест реализации шельфовых нефтегазодобывающих проектов. Не случайно компания «Сахалинская энергия» планировала в своё время построить здесь терминал отгрузки нефти и завод СПГ. Также речь шла о строительстве трубопроводной системы, которая должна была дойти непосредственно до порта.
По сути, именно здесь должен был появиться главный пункт отгрузки углеводородов с шельфа. Но впоследствии стратегия развития проектов несколько изменилась, хотя максимально полноценное использование всех возможностей портовой инфраструктуры по-прежнему остаётся актуальным вопросом.
Вот вам конкретный пример — Поронайск находится всего в 10 километрах от нефтегазопроводных систем, что создаёт все возможности для строительства трубопровода от насосно-компрессорной станции № 2 в посёлке Гастелло до порта, то есть до места строительства выносного терминала отгрузки нефтегазовых продуктов. Также стоит отметить, что Поронайский порт находится непосредственно в месте сосредоточения основных сырьевых ресурсов Сахалина, а это ВБР, уголь, известняк, лес, песок…
— Получается, что нефтегазовый терминал является составной частью проекта развития морского порта Поронайск?
— Ну а как же? Это, я бы сказал, один из ключевых пунктов проекта, рассчитанного на масштабную переработку и транспортировку углеводородных продуктов. Поэтому терминал на 120 тысяч тонн углеводородных продуктов, я уверен, обязательно будет построен. Это позволит загружать танкеры не только в Пригородном, но и непосредственно в Поронайске для других потребителей стран АТР и Дальнего Востока.
— Проводились ли здесь изыскательские работы?
— Конечно, но результаты изысканий, экономическое обоснование, мониторинг и все другие необходимые материалы, которые готовили наши партнёры из Китая целых два года с привлечением Первого транспортного института в Пекине, так и не дошли до адаптации в России в связи с неподписанием межправительственного соглашения между правительствами Сахалинской области и провинцией Ляонин. А для любого инвестора требуется прозрачность проекта, несмотря на обозначенные административные проблемы.
— А чем интересен инвесторам сам порт? Я имею в виду не его промышленные возможности, а бухту в первую очередь?
— Это также одна из базовых составляющих инвестиционной привлекательности. Дело в том, что залив Терпения в принципе чрезвычайно удобен для судоходства. В этом районе, действительно, развито судоходное движение. И это очень важный момент. Что же касается самого залива, то акватория здесь не замерзает. Сами понимаете, насколько это удобно для отраслевой деятельности. Соответственно, залив полностью защищён от льдов, северных ветров и больших штормов. Так что все преимущества налицо.
— Вы сказали, что Поронайский порт находится в непосредственной близости от реализации шельфовых проектов. Планируется ли использовать его возможности для обеспечения буровых платформ?
— Безусловно, все возможности для этого есть. Мы и рассматриваем наш порт как максимально удобную береговую базу снабжения. Я вам могу так сказать, максимальное время транспортировки различных грузов из нашего порта до буровых платформ составляет 16 часов. А из других портов — минимум двое суток.
— Получается, что руководителям нефтегазодобывающих компаний Поронайский порт крайне выгоден? Это ведь прямая возможность сократить расходы на логистику?
— Да, так оно и есть. Расходы на логистику могут быть сокращены в разы. И топ-менеджеры промышленных компаний, думаю, прекрасно осознают все преимущества такой схемы. Впрочем, тут есть ещё один момент, который я бы назвал не менее, а может быть, и более важным.
— Какой?
— Экологическую безопасность. Всем нам памятна крупнейшая техногенная катастрофа в Мексиканском заливе, когда в апреле 2010 года произошёл взрыв на платформе Deepwater Horizon, после чего за несколько месяцев в воду попало более 5 миллионов баррелей нефти. И эта ЧС реально продемонстрировало — чем ближе платформа находится к береговой базе, тем больше возможностей для минимизации рисков.
— Получается, что Поронайский морской порт может выполнять ещё и природоохранные функции?
— Вне всякого сомнения. Порт удобен для этого во всех отношениях. И его природоохранный потенциал может быть использован на полную мощность. Повторюсь, чем ближе база находится к платформам, тем меньше риски. Но и это ещё не всё. Технология добычи нефти подразумевает использование торфа (точнее, сорбента) для утилизации бурового шлама. Это достаточно строгое экологическое требование. Так вот, в непосредственной близости от порта находится крупное торфяное месторождение. Соответственно, это также повышает промышленные возможности ООО «Морской порт Поронайск».
— Нетрудно догадаться, что дальнейшее развитие шельфовых проектов повлечёт за собой и развитие Поронайского порта?
— Совершенно верно, ведь проекты «Сахалин-4», «Сахалин-5», «Сахалин-6», «Сахалин-7» и так далее также будут нуждаться в мощной транспортной составляющей. И эта транспортная составляющая, в своём базовом варианте, уже существует. Я больше скажу, дальнейшее развитие нефтегазовых проектов позволит нам говорить и о перспективах строительства в порту нефтеперерабатывающего завода. А для Сахалина собственный НПЗ — давно назревший вопрос.
— Какие суда могут обслуживаться в Поронайском морском порту?
— Согласно планам строительства, рассматриваются варианты обслуживания судов с водоизмещением до 5–10 тысяч тонн. Сами понимаете, это чрезвычайно серьёзные объёмы, которые имеются далеко не во всех портах.
— А каковы глубины бухты?
— В среднем на рейде глубина до 20–25 метров. Более того, там ничего не препятствует ведению дноуглубительных работ, поскольку донный грунт не содержит скальных пород.
— Мы с вами говорили о транспортировке и переработке углеводородов, а также об обслуживании буровых платформ. Предусмотрена ли в порту обработка других грузов?
— Не просто предусмотрена, это серьёзная составляющая нашего проекта. Речь идёт и о международном логистическом центре с контейнерными площадками и складскими помещениями, и о терминале для обработки сыпучих грузов (песка, щебня), лесоматериалов и так далее, и о ёмкостях для хранения агрессивных веществ, и о топливном терминале для бункеровки судов, и о судоремонтном комплексе.
— Будут ли реконструированы железнодорожные пути в порту?
— Да, мы предусмотрели модернизацию железнодорожного тупика. Это позволит перевозить в порт и вывозить из порта немалые объёмы грузов.
— Вы упомянули, что порт должен быть международным. Но ведь для этого необходимо выстраивать серьёзный диалог с Федеральной погранслужбой ФСБ РФ, чтобы создать пограничный пункт пропуска?
— Такой пункт пропуска тут давно уже существует. И это, действительно, позволяет обслуживать различные зарубежные суда. Да, проект у нас масштабный. Но реализовываться он будет не на пустом месте. Да и приход крупного зарубежного инвестора — это не мечты, а реальность. Так что всё возможно. Особенно при поддержке региональных властей.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
«Ускоренное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока — один из национальных приоритетов России в XXI веке. Сейчас реализуется целый пакет программ, связанных с модернизацией и расширением инфраструктуры этих регионов: транспортной, энергетической, социальной».
Владимир ПУТИН,
президент Российской Федерации.
«Мы совместно с нашими китайскими инвесторами готовы не просто развивать транспортную инфраструктуру Сахалинской области, мы планируем создать крупнейший в регионе центр по транспортировке и переработке углеводородов, а также по реализации других промышленных проектов. Но для этого нам требуется работа в контакте с региональными властями, ведь речь идёт о крайне масштабном и очень важном для Дальнего Востока направлении».
Виктор СВАРЧЕВСКИЙ,
заместитель генерального директора ООО «Морской порт Поронайск».
Временно исполняющему обязанности губернатора Сахалинской области КОЖЕМЯКО Олегу Николаевичу.
Уважаемый Олег Николаевич!
В бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 6 (105), июнь 2015 года) опубликовано интервью с заместителем генерального директора ООО «Морской порт Поронайск» СВАРЧЕВСКИМ Виктором Михайловичем под заголовком: «Есть возможности для создания крупнейшего в регионе морского порта». И в этом материале рассказывается, в числе прочего, о масштабном инвестиционном проекте, который готовы реализовать на территории порта китайские промышленные группы. В итоге ООО «Морской порт Поронайск» может стать крупнейшей базой по отгрузке и переработке углеводородов, а также по обслуживанию платформ, задействованных в разработке сахалинского шельфа. В общей сложности зарубежный бизнес готов вложить в реконструкцию порта более 1,5 миллиарда долларов США.
Просим Вас, Олег Николаевич, в соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответить нам на вопрос: насколько руководство Сахалинской области заинтересовано в привлечении крупных иностранных инвесторов и может ли проект реконструкции морского порта Поронайск стать таким инвестиционным проектом?
Просим считать опубликованный материал официальным запросом.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >