Строительная отрасль переживает сейчас непростые времена. И это ещё мягко сказано. С одной стороны, строителям не хватает объёмов, с другой — российские банки зачастую демонстрируют удивительную нелояльность по отношению к своим клиентам. В итоге страдает экономика страны. Да и социальный сектор тоже, поскольку без экономической подпитки ни о каком социальном развитии не может быть и речи. Сегодня на вопросы нашей газеты отвечает генеральный директор одной из наиболее крупных строительных компаний Якутии — ООО «Строймонтаж-2002» Роман ПРИХОДЬКО.
— Роман Владимирович, ощущается ли экономический кризис именно в вашем предприятии?
— Конечно, ощущается. Мы же работаем в реальном секторе экономики, поэтому любые колебания на рынке отражаются и на нашей деятельности.
— Видимо, вам не хватает объёмов?
— А это, кстати, не главная наша проблема. Да, для крупной компании объёмы лишними не бывают. И нам бы хотелось, чтобы работы у нас было больше. Наш производственный потенциал позволяет нам выполнять самые серьёзные задачи. Но с другой стороны, у нас достаточно много заказов, связанных с реализацией различных государственных программ, например по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, по предоставлению квартир бюджетникам и так далее.
Не говоря уж о том, что мы и сами достаточно активно возводим многоквартирные дома в рамках собственных проектов. По принципу — сами выкупили землю, сами построили жилое здание, сами продали квартиры. Так что с объёмами у нас дело обстоит более или менее нормально. Беда в другом — к величайшему сожалению, многие российские банки ведут себя не как современные финансовые институты, а как обычные ростовщики, для которых главное — любой ценой выдать клиенту максимально дорогой кредит, а потом как можно скорее получить свою максимальную прибыль. И самое интересное, что такой подход демонстрируют, как правило, государственные банки. Хотя, казалось бы, именно они обязаны руководствоваться в первую очередь государственным интересом. Не гробить бизнес, а поддерживать реальный сектор экономики.
— Вы сказали о получении максимальной прибыли любой ценой. Что имеется в виду?
— У нас был случай, когда тот же Сбербанк, после повышения ЦБ РФ ключевой ставки, потребовал от нас досрочно погасить кредит. Хотя мы все свои кредитные обязательства выполняли и продолжаем выполнять безупречно. У нас нет ни единой просрочки. И тем не менее такое вот отношение. Причём это не единичный случай, я могу привести и другие примеры.
— А как ведут себя частные банки?
— На мой взгляд, гораздо лояльнее. По крайней мере, тот же Азиатско-Тихоокеанский банк, да и некоторые другие региональные финансовые учреждения всегда стараются идти навстречу добросовестным заёмщикам. И это правильный подход. Причём речь-то идёт не о спонсорской помощи, давайте не будем забывать, что банки заинтересованы в наращивании клиентской базы. Да и вообще в развитии производства. Ведь если промышленные предприятия перестанут кредитоваться, наступят очень тяжёлые времена и для всей финансовой системы. Так что тут ещё большой вопрос, кто от кого зависит.
Но дело-то не только в кредитовании бизнеса. В этой связи возникает и ещё одна финансовая проблема, которая непосредственно связана со строительной отраслью. Я имею в виду ипотечные кредиты, объём которых в последние месяцы также существенно снизился. И получается, что многие люди, имеющие и желание, и возможности покупать квартиры на первичном рынке, не в состоянии это делать.
— Им отказывают в выдаче ипотечных кредитов?
— По крайней мере, количество таких отказов, по нашим данным, существенно увеличилось. Разумеется, логику банков понять можно, они страхуются от так называемых плохих кредитов. Да и ситуация в экономике шаткая, что влечёт за собой дополнительные риски, связанные с заёмщиками. Но тут и должно проявить себя наше государство.
— Каким образом?
— Да хотя бы системой субсидирования кредитных ставок. Я вам могу с полной ответственностью сказать — квадратные метры востребованы на рынке. Это ощущается и здесь, в Якутии, где люди, особенно молодёжь, нуждаются в комфортном и доступном жилье. Поэтому если будет оказана государственная поддержка, которая позволит снизить ставки до 6–8 процентов, выиграют все. И население, и само государство.
— Выиграют за счёт чего?
— А тут ведь всё взаимосвязано. Вот сморите, не секрет, что одной из ключевых проблем и Якутии, и Дальнего Востока в целом является отток молодёжи в европейскую часть России. Как можно остановить этот процесс? А всё очевидно — доступным жильём и достойной работой. Так что субсидирование тех же ипотечных ставок позволит не просто обеспечить молодёжь квартирами, это ещё и позитивно отразится на экономике территории, ведь чем больше в регионе живёт трудоспособных людей, тем лучше для самого региона.
Мы можем сколько угодно рассуждать о реализации мега-проектов. Но без постоянного населения делать это будет невозможно. Вахтовый метод освоения Дальнего Востока — это утопия. Или вообще трагедия, поскольку дальневосточная территория слишком лакомый кусок для многих. Так что потерять эту землю очень легко. И чтобы этого не случилось, необходимо стимулировать местных жителей, в первую очередь ипотечными квартирами.
Второй момент — сугубо экономический. Уже очевидно, что дешёвые и длинные ипотечные кредиты могут привлечь в экономику нашей страны очень большие деньги. И я уже имею в виду не только Дальний Восток. По самым скромным подсчётам, каждые 100 миллиардов рублей, выделенные в виде государственной поддержки, в этом случае, в самом недалёком будущем превратятся в 2 триллиона. Это элементарный закон рынка. Так что государственный интерес тут очевиден.
— Получается, что чем больше будет выдано дешёвых и длинных кредитов, тем лучше для экономики?
— Да это же очевидно! Во время кризиса в США спасали экономику именно так — дешёвыми и длинными кредитами. И ведь спасли. Так что не надо изобретать велосипед. Всё уже придумано и внедрено до нас, необходимо использовать уже существующие рецепты. И всё будет нормально. При системной государственной поддержке населения и предприятий развитие экономики и социальной сферы приобретёт именно сбалансированный и однозначно позитивный характер.
— В одном из интервью нашей газете вы сказали, что государственную поддержку видите только на бумаге. Что-то изменилось?
— Ровным счётом ничего. Я ведь помню, как в своё время многие федеральные руководители говорили о необходимости поддерживать дальневосточных производственников налоговыми и иными льготами. Мол, это позволит стимулировать промышленный сектор территории. Слова-то были правильными. Но к реальным действиям они не привели. Всё осталось только в декларациях.
— А такая поддержка нужна?
— Если мы хотим действительно развивать Дальний Восток, то должны в обязательном порядке учитывать местные экономические, географические и природно-климатические условия. А с учётом региональной специфики очевидно — без поддержки тут не обойтись. Я уже как-то говорил вам, одним из немногих крупных российских политических деятелей, досконально изучившим суть вопроса, был Пётр Аркадьевич СТОЛЫПИН.
Да, в начале XX века Дальний Восток стал развиваться, без преувеличения, в перспективном формате. Учитывали это и большевики, надо отдать им должное. Не случайно именно при советской власти появились северные коэффициенты и надбавки, которые выплачивались из государственной казны. Из государственной, я это подчёркиваю. Власти понимали — людей нужно стимулировать реальными деньгами. Но сегодня мы такой заинтересованности не наблюдаем. Вот сколько говорится о необходимости принимать федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока, а воз и ныне там.
— Якутия — территория северная. Насколько высока у вас стоимость квадратного метра жилья?
— А вот это интересный вопрос. По логике, с учётом именно северной специфики, она у нас вроде бы должна быть высокой. Но на самом деле стоимость квадратного метра жилья в нашей республике — самая низкая среди субъектов Дальневосточного федерального округа. В рамках социальных проектов цена колеблется в пределах 57–58 рублей за квадратный метр. С учётом стоимости наших стройматериалов, а также с учётом транспортных расходов это совсем небольшие ценовые параметры. Север есть север, и этим всё сказано.
— А сколько стоит квадратный метр жилья на свободном рынке?
— В пределах 65–67 тысяч рублей за квадратный метр. Так что на строительстве у нас в республике никто не наживается. И это совершенно точно. Скажу больше, большинство строителей готовы работать с минимальной прибылью. Лишь бы были объекты. Но это, кстати, общая картина для всего строительного рынка России. И на Дальнем Востоке эти тенденции проявляются в первую очередь.
— Роман Владимирович, вы отметили, что производственных объёмов у вас, в принципе, хватает. А какие объекты для вашей компании являются основными?
— Повторюсь, говорить о том, что нам хватает объёмов, можно лишь условно, по принципу — в наше непростое время грех жаловаться. Что же касается основных объектов, то тут я бы не стал на чём-то акцентировать внимание. Для нас все объекты — самые важные, второстепенных нет.
— Тогда поставлю вопрос иначе: что было построено вами в последнее время и что именно вы строите сейчас?
— Не стану перечислять все без исключения объекты, поскольку их действительно много, но некоторые назову. Но для начала отмечу, что наша компания ведёт комплексную застройку в 84, 93 и 94-м кварталах Якутска. Также мы работаем в 31, 43 и 45-м кварталах республиканской столицы. Если же говорить о построенном жилье, то недавно мы сдали 133-квартирный дом в 43-м квартале. Ещё два дома (в общей сложности более чем на 300 квартир) планируем сдать уже в ближайшее время. Также мы начали строительство жилого здания (на 380 квартир) на улице 50 лет Октября. Помимо этого, началось строительство 157-квартирного и 171-квартирного домов в 43-м и 93-м кварталах соответственно. И это не полный перечень наших объектов в Якутске. Но ведь мы работаем не только в республиканской столице. Поэтому могу сказать, что и в других населённых пунктах территории мы также ведём большое строительство.
— Насколько я знаю, вы активно работаете в Мирнинском улусе РС (Я)?
— Не только, хотя отчасти вы правы — Мирнинский район для нас уже давно стал, скажем так, родной территорией. Не случайно мы в течение многих лет сотрудничаем и с администрацией района, и с компанией АК «АЛРОСА». Поэтому и дома строим как в рамках различных государственных программ (по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, для работников бюджетной сферы), так и для алмазодобывающей компании.
— Под названные вами программы отводятся целые дома?
— Схемы бывают разные. В основном под эти программы выкупается (точнее, заказывается) определённое количество квартир. Например, столько-то квартир отводится переселенцам, столько-то медикам, столько-то другим бюджетникам. Хотя бывает, что у нас выкупают дома и полностью.
— Вы ведь работаете не только в Якутске и Мирном. Какие ещё районы находятся в сфере ваших интересов?
— Например, Ленский район Якутии. Там мы, кстати, в посёлке Витим сейчас начинаем строительство 36-квартирного жилого дома, жильё в котором будет предназначено исключительно на продажу по ипотечным схемам. Раньше ничего подобного в Витиме не было. Точнее, ипотека распространялась на вторичный рынок, а вот абсолютно новые квартиры, таким образом, не продавались. Это будет первый опыт. Если же говорить о нашей производственной географии, то стоит упомянуть и райцентр Нюрба, в котором мы построили котельную. Ну и, конечно же, Алаиховский улус, точнее посёлок Чокурдах, где мы строим 36-квартирный жилой дом для бюджетников. Это вообще Крайний Север, поэтому работать там непросто, но интересно. Ну а вообще за годы нашей деятельности мы трудились во многих районах Якутии. Помимо перечисленных, это Алданский, Олёкминский, Среднеколымский и многие другие улусы.
— Известно, что ваша компания строила множество социальных объектов. Это, в частности, дом престарелых и инвалидов в Нюрбинском районе, два блока центра здоровья в Олёкминске, учебно-лабораторный корпус СВФУ в Мирном и многое другое. Но я не ошибусь, если скажу, что самые памятные для вас проекты — реконструкция уникальных торговых рядов «Кружало» и памятника архитектуры «Здание Русско-Азиатского банка»?
— В принципе, не ошибётесь. Это действительно уникальные объекты, ставшие в определённой степени визитными карточками Якутска. Но, с другой стороны, в нашей производственной истории было много по-своему уникальных объектов. Тут ведь важен ещё и функционал того или иного здания. Важно осознавать значимость конкретного объекта. Например, реконструкция школы под кадетскую школу-интернат была интересна как раз своим функционалом. Когда ты понимаешь, что создаёшь объект для воспитания будущих защитников Отечества, — настрой становится позитивным.
— Сколько человек работает на сегодняшний день в ООО «Строймонтаж-2002»?
— Наш штат насчитывает более 700 сотрудников. И могу отметить со всей ответственностью — в подавляющем большинстве это настоящие профессионалы. Скажу больше, строительство на Севере подразумевает, что тот или иной специалист является не просто профессионалом, но и человеком с большой буквы. Север он ведь выкристаллизовывает характеры. Вот что главное.
— С какими промышленными и государственными компаниями, помимо АК «АЛРОСА», сотрудничает ваше предприятие?
— Перечень здесь также довольно большой. Это и ОАО «Сургутнефтегаз», и ОАО «Алмазы Анабара», и Республиканское ипотечное агентство, и управление Федерального казначейства, администрации городов Якутска и Мирного, Служба государственного заказчика РС (Я) и так далее. Мы гордимся, что сумели оправдать доверие своих деловых партнёров. Безупречная репутация — это наша основа. Иначе и не скажешь.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >