«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06(146), июнь 2019
Главная тема

Главная тема 

Работаем успешно, рассчитываем только на себя

Освоение месторождения золота в таком отдалённом регионе страны, как Чукотский автономный округ, дело непростое. А уж тем более если речь идёт об отработке участков россыпного золота подземным способом. О том, как проходит подготовка к новому добычному сезону, с какими трудностями приходится сталкиваться коллективу артели и как решаются проблемы предприятия, мы беседуем с основателем и генеральным директором ООО «Артель старателей «Шахтёр» Владимиром РУППЕЛЬ.

ЕДИНСТВЕННЫЕ НА ЧУКОТКЕ 

— Владимир Иванович, в следующем году у артели «Шахтёр» большой юбилей — тридцать лет со дня основания. На сегодняшний день это единственное предприятие на Чукотке, осуществляющее добычу россыпного золота подземным способом? 

Справка

Артель старателей «Шахтёр» осуществляет деятельность на территории Крайнего Севера — в Иультинском районе Чукотского автономного округа — с 1990 года. Организация владеет четырьмя лицензиями на добычу золота в пределах ручья Сквозной и реки Рывеем. «Шахтёр» является единственным предприятием на Чукотке, осуществляющим работы подземным способом. В 2017 году артель добыла 611 килограммов золота, в 2018 году увеличила производственный результат на 123 килограмма — до 734 килограммов драгоценного металла.
— Всё верно: в 2020 году отметим юбилей — тридцать лет, не побоюсь сказать, успешной и стабильной работы. Разумеется, без сложностей не обходится ни один сезон, но мы всегда с ними справлялись и продолжаем справляться, причём исключительно своими силами. Чукотка — регион в плане золотодобычи перспективный, но очень непростой. Поэтому неудивительно, что запасы золота на россыпях открытым способом отрабатывают менее десяти компаний. А что касается «подземки», то наша артель на сегодняшний день действительно является единственным предприятием, которое добывает драгметалл шахтным способом. 
— Как сложился для артели прошлый золотодобывающий сезон? 
— Вы уже знаете, что артель «Шахтёр» имеет четыре лицензии на добычу золота в Иультинском районе Чукотского автономного округа — на ручье Сквозной и реке Рывеем. Работаем на участке «Ленинградский» — это основной наш объект, и на участке «Сквозной». 
Ежегодно «Шахтёр» добывает не менее 600 килограммов драгметалла — почти четверть от всего объёма россыпного золота, которое получают на Чукотке за весь сезон. А в прошлом году благодаря вводу в эксплуатацию новой техники и модернизации действующих механизмов мы добыли 734 килограмма золота. 

ПЛАН — РЕАЛЬНЫЙ 

— Прошлый сезон сложился для вашей артели удачно. А как идёт подготовка к очередному сезону? 
— Её мы обычно начинаем ещё в сентябре. Сначала завозим бригаду подземных рабочих для подготовки участков к промывке песков. Весной заменяем её на старателей, непосредственно задействованных в промывке. На данный момент мы как раз выводим наших шахтёров. Несмотря на некоторые сложности, они отработали все намеченные объекты — пять шахт. 
— А с какими сложностями им пришлось столкнуться? 
— Все объекты, на которых мы работаем, сложные по горно-геологическим условиям. Так, например, на участке «Ленинградский» очень сложная кровля, которая не давала работать, и часто встречаются отслоения породы. Всё это могло привести к незапланированным потерям. Поэтому, чтобы производственный процесс был максимально эффективным и безопасным, к нему проявляли повышенное внимание и установили за работой на этом участке серьёзный контроль. 
— Какие объёмы песка для промывки заготовили шахтёры на этот сезон? И, исходя из данных объёмов, сколько золота рассчитываете добыть в этом году? 
— На двух участках мы подготовили для переработки 860 тысяч кубометров горной массы, из которых 477 тысяч кубометров — на участке «Ленинградский», а 383 тысячи кубометров — на участке «Сквозной». Выданные нашими бригадами горные объёмы проверены геологической службой, которая подтвердила наличие в них заложенного в проектах содержания золота — на уровне 0,92 грамма на кубометр породы. Квота по добыче металла для нашей артели на этот сезон — 650 килограммов золота. Считаем, что это для нас вполне реальный план. 
— А когда планируете начать летний сезон? 
— Подготовку к летнему сезону мы практически завершили. Завезли на участки всё необходимое. Устанавливаем промприборы, ремонтируем технику. Думаю, что к середине мая всё для открытия нового сезона будет готово. А дальше остаётся только ждать погоду, которая каждый год бывает разная. К примеру, в прошлом году у нас была очень поздняя и затяжная весна. Поэтому приступили к добыче только в июне, а на одном участке даже в конце месяца. В этом году планируем начать мыть золото в начале июня. 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ 

— В прошлом интервью нашему изданию вы рассказали о том, что ещё два года назад артель «Шахтёр» подавала заявку в Роснедра на проведение аукциона на право освоения участка «Факторинный». Сдвинулось ли решение данного вопроса с мёртвой точки?
— К сожалению, этот процесс очень затянулся. Много времени ушло на рассмотрение нашей заявки в территори-альном органе Роснедр, на согласование документов с ФСБ, Министерством обороны РФ. Но в результате совсем недавно, в начале апреля этого года, нам сообщили, что заявка согласована. Так что в ближайшее время будет принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами «Факторинного». 
— Чем интересен «Факторинный» для вашей артели? 
— Этот участок был разведан давно, не нами, и его запасы составляют до 2,7 тонны золота. Территориально «Факторинный» очень удалён от населённых пунктов, поэтому интереса к нему никто не проявлял. Правда, ещё в девяностые годы какая-то организация пыталась там поработать, но безуспешно. Нам же участок интересен, поскольку его освоение предполагает именно подземный способ добычи. Мы уже пересчитали экономическую составляющую этого проекта с учётом применения на объекте нашей новой высокопроизводительной техники. В итоге поняли, что работать на «Факторинном» для артели рентабельно. Если получим лицензию на разработку участка, то постараемся оперативно начать свою разведку. 
— Известно, что для проведения аукциона на освоение участка необходимы минимум два участника, иначе его признают несостоявшимся. Ассоциации золотодобытчиков по всей стране уже не один год борются за то, чтобы в случае участия даже одной компании аукцион признавали действительным. Мы знаем, что вы разделяете такую позицию. Это так? 
— Да, абсолютно верно. У нас и сегодня есть опасения, что второго претендента на освоение участка «Факторинный» не окажется. И на то есть причины. Во-первых, в стране всего несколько предприятий добывают россыпное золото шахтным способом. Во-вторых, Чукотка территориально расположена далеко от Большой земли, и осваивать её недра весьма непросто. Потому и желающих работать здесь нет. А мы уже находимся здесь и готовы работать и пополнять налогами бюджет региона. Так что очень надеемся на положительный исход дела. 

РАБОТАЯ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ 

Для выполнения всех задуманных планов необходима новая, современная техника. Планируете ли вы в этом году пополнить автопарк предприятия? 
— Да, планируем, хотя уже сегодня у нас довольно внушительный парк горной техники. Только на подземных работах задействованы 21 погрузочно-доставочная машина Sandvik и Atlas Copco, пять самосвалов подземных, шесть буровых установок польского завода Mine Master, две кровлеоборочные машины, четыре многоцелевые машины Paus. В этом году автопарк артели пополнится самосвалом, погрузочно-доставочной машиной, мини-буром и многоцелевой машиной. Техника преимущественно импортная, весьма дорогостоящая. Но на её приобретении мы не экономим, поскольку обновление парка для нас — одна из приоритетных задач. 
— Доставка на Чукотку грузов, в том числе и горной техники,— тоже довольно сложная задача... 
— Да, нам приходится работать по очень сложной логистической схеме. Сначала грузы поступают в Архангельск, оттуда кораблём доставляются до Чукотки, и уже далее перевозим их на своих баржах (а их у нас три) до берега. Кстати, специально для удобной погрузки-разгрузки на участке «Ленинградский» два года назад построили портопункт. 
В период навигации стараемся завезти морем всё необходимое, даже с запасом. Особенно это касается топлива. Если другие предприятия завозят топливо на ближайший сезон, то мы уже заготовили его на сезон 2021 года. Так что имеем стратегический запас. 
Помимо морского транспорта, в случае необходимости используем и воздушный транспорт. Людей завозим вертолётом, да и грузы в экстренных случаях, когда корабль выходит из строя, отправляем самолётами. 
Но мы всегда стараемся просчитывать ситуацию и двигаться на несколько шагов вперёд. Это помогает избегать сложностей в случае непредвиденных обстоятельств, а также грамотно выстраивать работу и контролировать процесс. 

МОЛОДЫМ — ДОРОГУ 

— Владимир Иванович, в прошлом интервью вы говорили о том, что штат артели полностью укомплектован, но остро стоит проблема высококвалифицированных кадров. Изменилась ли эта ситуация к сегодняшнему дню? 
— Да, штат артели «Шахтёр» укомплектован практически полностью: 200 человек работают зимой и около 140 человек — летом. Но кадровая проблема у нас, как и на многих предприятиях горной отрасли, конечно, существует. Прежде всего, это касается уровня профессионализма, образования работников.
Но, как я уже сказал, мы всегда стараемся просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд. Это касается и кадрового вопроса. Учитывая, что в артели задействована современная, высокотехнологичная техника, требования к уровню знаний специалистов предъявляются соответствующие. Но, если ждать, пока придёт высокообразованный специалист, толку будет немного. Поэтому обучаем новичков сами, а также отправляем их на обучение за счёт предприятия. Но определённых специалистов найти не можем до сих пор. Например, рады бы принять ещё одного маркшейдера и готовы обеспечить ему достойные условия труда и высокую заработную плату. Но найти такого специалиста пока не удаётся. Причём острый дефицит специалистов горной отрасли существует не только на нашем предприятии или в нашем регионе, а в целом по России. 
— Не раз приходилось слышать от руководителей золотодобывающих предприятий о существующей в отрасли так называемой возрастной тенденции, когда старшее поколение постепенно покидает предприятие, а «в обойме» остаются молодые, неопытные специалисты. А вот работников среднего возраста практически нет. В артели «Шахтёр» знакомы с этой проблемой? 
— Мы не только знакомы с ней, но и предвидели её ещё лет шесть назад. Предугадали, что опытный костяк коллектива начнёт уходить на пенсию и образуется возрастная «яма». Поэтому начали очень активно принимать на работу молодёжь. И результат сегодня впечатляет: средний возраст работников артели — 42 года, а на основных, подземных, работах ещё ниже — 39 лет. Так что частично эту проблему мы решили, но продолжаем двигаться вперёд — стараемся принимать на работу как можно больше молодёжи. 
Если говорить о кадрах, то здесь есть ещё одна проблема. 60 процентов работающих на «подземке» — граждане Украины, в основном из Луганска, Донбасса. А проблема связана с оформлением иммиграционных дел. Все необходимые документы оформляют в Певеке, и процесс этот занимает большое количество времени. Поэтому, на мой взгляд, крайне необходимо упростить оформление документов желающим работать на золотодобывающих предприятиях таких отдалённых регионов, как Чукотка. 

НЕ ЗАБЫВАЯ ОБ ЭКОЛОГИИ 

— Но есть ещё одна актуальная проблема, на этот раз связанная непосредственно с производством, — проблема экологии. Как известно, каждое золотодобывающее предприятие обязано соблюдать природоохранное законодательство. И к вашей артели, мы знаем, в этом отношении нареканий нет. А что конкретно делается на предприятии в плане экологии? 
— Вы справедливо заметили, что у региональных природоохранных ведомств к нам претензий нет. Артель «Шахтёр» выполняет работы, соблюдая все необходимые нормы. Мы очень бережно относимся к территории, на которой ведём добычу золота. Могу сказать, что за последние годы мы серьёзно продвинулись в решении вопросов экологии. Прежде всего, тщательно очищаем занимаемую территорию. Большое внимание уделяем утилизации металлолома, который накопился ещё со времени работы в этом районе Полярнинского ГОКа. И бытовой мусор, который ранее вывозили на свалку, также утилизируем — поставили для этого специальные котлы. Кроме того, активно ведём на предприятии экологическую пропаганду, размещаем наглядную агитацию, проводим природоохранные мероприятия. И ситуация с экологией заметно изменилась в лучшую сторону. 
— Насколько я знаю, ваше предприятие заботится не только об улучшении окружающей среды, но и о живущих в регионе людях. 
— Мы никогда не оставляли вниманием людей, живущих здесь, вдали от Большой земли. В небольшом селе Рыркайпий проживают всего человек 300. И помощи им ждать неоткуда. И как им не помочь? Вот наша артель и обеспечивает продуктами дом-интернат и детский сад. 
Мы прекрасно понимаем, что к территории, на которой мы работаем, необходимо относиться бережно, а к живущим здесь людям — с заботой и уважением. Ведь это же наша земля, мы проработали здесь почти 30 лет и, надеемся, проработаем ещё несколько десятилетий. 
ПОДГОТОВИЛА МАРИЯ ВАСИЛЕНКО
 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров