«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (138), август 2018
Главная тема

Главная тема 

Самое тёплое место на Полюсе холода

В Оймяконском районе Якутии работает уникальный детский дом. Где каждый ребёнок живёт в семье. И это не казённая фраза, призванная завуалировать проблему сиротства. Это — констатация факта. Поскольку в Усть-Нерском детдоме нет групп как таковых. А есть именно семьи, с настоящими папами и мамами. Во время нашей командировки мы здесь также побывали. Впечатления остались надолго.

Без аналогов

Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое представление в Усть-Нерском детском доме (а руководит им Людмила Ильинична НЕУСТРОЕВА) рушится буквально с порога. Здесь вообще нет общих спален. И общей столовой тоже нет. Как и однотипной одежды. Поскольку все мальчишки и девчонки живут… в семьях. И, как положено семейным людям, в отдельных квартирах.

Казалось бы, какие семьи? Какие квартиры? Детский дом же? Однако никакой ошибки нет, всё правильно. Просто Усть-Нерский детдом вот уже почти 30 лет работает по международной модели австрийского гуманиста Германа ГМАЙНЕРА «Детская деревня SOS». Это не просто семейный тип учреждения, а именно семьи, пусть и приёмные. С мамами и папами. Так их называют дети. Да и должности также звучат аналогично: мама-воспитатель и папа-воспитатель. Хотя какие уж тут должности. Всё —по-настоящему. Когда мы приехали в детдом, обязанности директора временно исполняла Валентина Бадмаевна ИМИГИНОВА. Она и рассказала, как работает сама система.

Всё по-настоящему

Итак, в детдом поступают дети разных возрастов. От двух до семнадцати лет. После чего они и распределяются по семьям. Как правило, среднестатистическая семья состоит из супругов — мамы-воспитателя и папы-воспитателя, и их приёмных детей в возрасте опять-таки от двух до семнадцати. Число детей в каждой семье может варьироваться от девяти до двенадцати. Ну а дальше всё, как в обычной, явно не детдомовской жизни. Поскольку живут здесь дети вместе с приёмными родителями в комфортабельных квартирах, оснащённых всем необходимым. О телевизорах, холодильниках и прочих бытовых вещах даже говорить не приходится, всё это есть, и всё это современное. Конечно же, имеются тут компьютеры, ноутбуки, планшеты… Как, собственно, и смартфоны у каждого ребёнка. Но главное — это настоящая любовь, окружающая всех детей. Это заметно сразу. Мы побывали в гостях у нескольких семей. И первое, что бросается в глаза,— как приёмные родители общаются со своими мальчишками и девчонками. Тут нет ни казённой строгости, ни нарочитого сюсюканья. Обычные семейные отношения, пропитанные настоящей, не показной любовью.

Когда мы пришли в семью Валентины Имигиновой, то познакомились не со всеми её детьми. Оказывается, часть из них сейчас находится на отдыхе в Анапе, куда дети ездят по очереди. Поэтому на наши вопросы отвечали Настя и Есения, которые с удовольствием рассказали, как они живут. Оказывается, более чем насыщенно. Это касается даже быта, поскольку меню семейных обедов и ужинов обсуждаются сообща. В зависимости от того, кто что хочет. Процесс приготовления пищи возлагается на тех, кто имеет к этому склонность. Что и понятно — из десятка ребят несколько кулинаров уж точно найдётся. А вот уборкой занимаются все вместе. И весело, как мы поняли. «Хотя у нас у каждого свой участок есть»,— подчёркивает Есения. Плюс к этому старшие ребята, как и положено, отвечают за младших — отводят их в детский сад. И забирают оттуда, разумеется. Но основное время занимает, конечно, школа и разные внешкольные занятия. Например, игра на гитаре и фортепиано, танцы… Или участие в детском движении «Дьулуур», что в переводе с якутского означает «Стремление». Как правило, речь идёт об экологических проектах, в частности о субботниках в лесу. А ещё Есения с Настей буквально в один голос рассказали, как они поучаствовали в акции «От сердца к сердцу». Вот выдержка из этого рассказа: «Мы ездили в посёлок Артык, в дом инвалидов. И знаете, что? Мы заранее поделки сами сделали и там людям дарили. Всякие поделки были, кто что мог, тот то и делал. А потом мы желали всем здоровья и счастья. Очень хорошо было».

И так живут все без исключения семьи в Усть-Нерском детском доме. Так своих детей воспитывают все без исключения приёмные родители. Жаль только, что у нас не хватит места, чтобы обо всех написать. Да и летний период этому не способствовал.

«Мальчик, ты ошибся…»

Когда мы были в Усть-Нере, то детдом оказался полупустым. Как уже и говорилось, многие ребята были на отдыхе в Анапе. Каникулы же! Но у оставшихся это зависти не вызывало. Тем более что все они туда уже ездили. Да и не предрасположены местные дети к зависти. Одна девочка всё переживала: «Хоть бы там хорошая погода была, а то наши и покупаться не смогут». Мы попытались успокоить, мол, в Анапе в этом году с погодой вроде всё хорошо. Надеемся, не обманули. Но вот то, что всё хорошо в Усть-Нерском детском доме — это точно. Как рассказала одна из сотрудниц, здешним ребятишкам обычные, семейные дети порой даже… завидуют. Мол, у вас спонсоры отличные. Поэтому и одежда у вас модная, и телефоны «навороченные». А у наших родителей таких денег нет.

«Нашли чему завидовать — сиротскому куску»,— вздыхает наша собеседница. И мы её понимаем. Потому что, несмотря на хорошую одежду, современные телефоны и вообще классные условия жизни, почти у каждого воспитанника здесь своя боль. И ещё какая. Нам рассказали об одной… Условно говоря, женщине, которая сдала в детдом нескольких детей. И вот как-то она шла мимо этого самого дома. Вдруг её остановил крик маленького мальчика, гулявшего здесь же: «Мама! Мама!!» Он, действительно, узнал маму. Но дамочка повернулась, смерила его холодным взглядом и отчеканила: «Мальчик, ты ошибся»… Ребёнка потом долго успокаивали.

Но, слава Богу, таким детям есть на кого опереться в жизни. Поскольку даже по окончании школы, когда настаёт время покидать стены Усть-Нерского детдома, они знают — их здесь всегда ждут. Как в любом нормальном родительском доме. Более того, почти все дети со своими мамами-воспитателями и папами-воспитателями постоянно на связи. Приёмные родители знают, что происходит у их детей. И готовы в любой момент прийти на помощь.

Правда, такое обычное родительское стремление не всегда воспринимается адекватно. Одна из сотрудниц, на условиях анонимности, рассказала нам историю, из разряда «за гранью добра и зла». Хотя внешне всё выглядело почти обыденно. Выпускница детского дома уехала в большой город. Стала учиться в вузе. Ну а потом случилась несчастная любовь. Девушка забеременела, а её молодой человек стать отцом не стремился. Увы, такое случается сплошь и рядом. Будущая мама, конечно, впала в депрессию. И стала задумываться об аборте. Но хватило ума позвонить приёмным родителям. Те отреагировали, как и положено нормальным людям: «Приезжай сюда, будешь рожать. А там видно будет». Приёмная дочь приехала, благополучно родила… С малюткой возились всем «детским миром». А потом нагрянула проверка из одного сурового федерального надзорного органа. И стала интересоваться: а на каком основании молодая мать и её младенец питаются за государственный счёт? Видимо, особенно активно «объедал» государство двухмесячный малыш. Благо вскоре всё разъяснилось, и никаких административных последствий для детдома не наступило.

Опыт тиражируется

Впрочем, такие случаи здесь происходят крайне редко. Потому что и администрация Оймяконского района, и многочисленные шефы-попечители (а это, как правило, руководители всех промышленных компаний территории) за своих подопечных стоят горой. И оказывают им всемерную помощь. Кроме того, опыт Усть-Нерского детского дома теперь тиражируется во всей стране. В России действуют шесть учреждений, работающих по схеме «Детская деревня SOS». Но первая была создана именно в Усть-Нере. Так что жителям Оймяконского района есть чем гордиться. А точнее, кем гордиться. Ведь коллектив детского дома под руководством Людмилы Неустроевой состоит из людей, каждый из которых достоин самого высокого признания. И каждый из них — гордость не только Якутии, но и страны.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров