Объём регулярных авиаперевозок внутри Магаданской области, к сожалению, не увеличивается. Например, если в 2016 году общий налёт по регулярным рейсам в нашей авиакомпании «СиЛА» в регионе составил 1 тысячу 870 часов (100 % от плана), то по итогам 2018 года этот же показатель едва достиг 958 часов. Такая ситуация крайне проблематична, ведь северные территории — это громадные, причём бездорожные пространства, и авиационное сообщение здесь остаётся одним из самых доступных и уж точно комфортных. Наша авиакомпания «СиЛА» готова и в дальнейшем обслуживать отдалённые населённые пункты Магаданской области. Для этого у нас есть и высокопрофессиональные пилоты, и надёжный авиапарк, и большой опыт, и безупречная репутация. Это, кстати, уже давно поняли руководители тех сибирских регионов, где мы работаем. Неслучайно нам предлагают перерегистрироваться в Сибири и обещают всевозможные преференции. Но мы пока от этого отказываемся, поскольку считаем себя патриотами колымской земли. Мы готовы и дальше работать на благо Магаданской области.
Андрей БОГДАНОВ, генеральный директор ООО «Сибирская лёгкая авиация»
Магаданская область — одна из наиболее труднодоступных в транспортном отношении территорий России. Железной дороги здесь нет и никогда не было, поэтому львиную долю грузов завозят морским путём. Если же вести речь о передвижении людей внутри региона, то здесь есть две основные возможности — либо по автодорогам, либо воздушным транспортом. Что касается первого варианта, то он очень непростой. Во время нашей командировки мы проехали от Сусумана до областной столицы по федеральной трассе «Колыма». Потратили на это около десяти часов и заплатили за билеты в автобусе около двух с половиной тысяч рублей на человека. Поэтому можем констатировать: движение по, мягко говоря, проблемной федералке сродни экстремальному виду спорта. Причём, как оказалось, мы совершили большую глупость — из Сусумана до Магадана можно было добраться на самолёте. Цена вопроса — четыре тысячи шестьсот рублей, зато время в пути составило бы менее полутора часов. Каким образом выстроена авиационная логистика в Магаданской области, нам рассказал генеральный директор ООО «Сибирская лёгкая авиация» («СиЛА») Андрей БОГДАНОВ.
— Андрей Александрович, получается, авиационные перевозки по Магаданской области по-прежнему востребованы?
— Если вы имеете в виду непосредственно местных жителей, то да, и даже более чем востребованы. Вы сами проехали по нашей федеральной автотрассе и видели, насколько это тяжело физически. А ведь «Колыма» — далеко не худший в этой связи вариант, тем более что её все-таки ремонтируют. Региональные и муниципальные дороги находятся в более плачевном состоянии. Поэтому авиаперевозки внутри области, действительно, востребованы: и населением, и работниками золотопромышленных предприятий.
— Если вести речь непосредственно о Магаданской области, то АК «СиЛА» осуществляет полёты не только в Сусуман?
— Нет, конечно! Помимо Сусумана, выполняем рейсы в Сеймчан, Омсукчан.
— Авиабилеты в вашей компании, пожалуй, одни из самых доступных по цене. С чем это связано?
— Здесь две причины. Во-первых, такие перевозки дотируются из бюджета. А во-вторых, мы выстраиваем гибкую ценовую политику, поскольку осознаём степень своей ответственности перед населением Магаданской области. Ведь мы в прямом смысле местная организация, зарегистрированная и работающая в этом северном регионе и имеющая сертификат эксплуатанта в Магаданской области. Поэтому интересы Колымы для нас не пустой звук.
— В своё время ваша компания осуществляла пассажирские авиаперевозки не только в Магаданской области. А в каких ещё регионах?
— Оговорюсь сразу — мы и сейчас работаем не только в Магаданской области, но и в нескольких сибирских регионах. В частности, в Красноярском крае, Новосибирской, Томской и Иркутской областях. Что же касается нашей истории, то АК «СиЛА» осуществляла полёты из Магадана в Чукотский автономный округ (Анадырь, Кепервеем, Певек), сейчас только в Омолон, а также в Петропавловск-Камчатский.
— Когда авиакомпания «СиЛА» начала работать в Магаданской области?
— Наша «колымская» история началась ещё в 2008 году. Тогда власти территории во главе с губернатором Николаем ДУДОВЫМ объявили конкурс на выполнение полётов в Омсукчан, Сеймчан, который мы выиграли. Взяли в аренду у авиакомпании «Регион-Авиа» самолёт и приступили к работе. Но для любого успешного авиационного предприятия главное — это развитие и постоянное движение вперёд. Вскоре мы поняли, что без собственного авиапарка нам не обойтись, и стали решать эту проблему. Вначале заключали договоры аренды с правом выкупа самолётов. Так у нас появились четыре Ан-28. Впоследствии приобрели ещё два L-410 УВП Э 20, так что на сегодняшний день парк АК «СиЛА» составляет шесть самолётов.
— Что можно сказать об этих самолётах?
— Только одно: это надёжные машины, как нельзя лучше подходящие для условий Севера, где крайне мало полноценных аэропортов, а в основном функционируют взлётно-посадочные площадки. Вот для таких площадок Ан-28 и L-410 УВП Э 20 — оптимальный вариант. Особенно мы довольны Ан-28. Эти воздушные суда исключительно надёжные. Они могут в течение длительного времени эксплуатироваться без капитальных ремонтов. Да и ресурс у них весьма объёмный — 15 тысяч часов полёта при 15 тысячах посадок. Что же касается L-410 УВП Э 20, то это также очень хороший самолёт. Но самое главное, подчеркну ещё раз, все эти машины словно созданы для эксплуатации именно в условиях Севера — они могут садиться на любых взлётно-посадочных площадках.
— На какие годы пришёлся пик работы вашей авиакомпании в Магаданской области?
— Могу точно сказать — на 2016 год. Именно тогда мы закрыли 100% регулярных рейсов внутри Магаданской области. То есть в рамках таких рейсов выполнили 1 тысячу 870 часов общего налёта. Также на 100% мы достигли показателей по пассажирообороту и самолётовылетам. И это не считая того, что в тот же период АК «СиЛА» активно работала в рамках частных, коммерческих заказов.
— А как впоследствии развивалась история с авиаперевозками по Колыме?
— Если говорить именно о Колыме, то с 2017 года началось падение показателей по регулярным рейсам. Объём общего налёта в 2018 году составил всего 958 часов, то есть упал на 48%. На 53 % снизился и пассажирооборот. Что же касается 2019 года, то стало ещё хуже — объём перевозок по Магаданской области регулярно снижается. Ранее мы летали (в летний период) в Сусуман и Омсукчан четыре-пять раз в неделю, а сейчас только дважды в неделю. Такая вот показательная картина.
— С чем это связано?
— Видимо, с ограниченным финансированием на субсидирование перевозок, что обусловлено общей экономической ситуацией в стране. Иного объяснения нет.
— Об этом вам говорят чиновники?
— Да дело не в том, что они говорят. Вопрос в самом субсидировании авиаперевозок внутри региона — они не увеличиваются. И это однозначно плохо даже не для нас, а для всех жителей северной территории, поскольку и без того слабая транспортная доступность здесь ещё более минимизируется. Причём минимизируется постоянно, я вам уже приводил цифровые показатели по регулярным рейсам.
— В каких регионах наблюдается рост авиаперевозок?
— Например, в Томской области. Вот вам конкретные показатели: сегодня мы выполняем рейсы Томск — Каргасок — Новый Васюган три раза в неделю, Томск — Барнаул — три раза в неделю, Томск — Кедровый — два раза в неделю… Список можно продолжить. И объёмы перевозок там постоянно увеличиваются. Мы даже установили на взлётно-посадочных площадках в Каргасоке и Новом Васюгане наземное мобильное светосигнальное оборудование, то есть пришли туда всерьёз и надолго. Неслучайно губернатор Томской области Сергей ЖВАЧКИН предлагал нашей авиакомпании перерегистрироваться в этом регионе. Та же история и с другими сибирскими областями. Помимо этого, мы ежедневно летаем из Новосибирска в Горно-Алтайск, наши рейсы (опять-таки ежедневно) направляются в тот же Горно-Алтайск из Красноярска. Хотелось бы отметить и Иркутскую область, где АК «СиЛА» также представлена весьма активно. Наши регулярные рейсы — Иркутск — Улан-Удэ (ежедневно), Иркутск — Казачинск (четыре раза в неделю), Иркутск — Усть-Илимск (четыре раза в неделю) и другие. Словом, сами видите — в Сибири власти также заинтересованы в развитии внутрирегиональных перевозок и активно сотрудничают с нашей авиакомпанией.
— Вы сказали об установке наземного мобильного светосигнального оборудования на некоторых взлётно-посадочных площадках. С чем это связано?
— С местной спецификой в первую очередь, которая, кстати, весьма характерна и для Магаданской области. Вот смотрите — в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Абакане и Барнауле функционируют полноценные аэропорты. А вот в небольших населённых пунктах, в том же Каргасоке или Новом Васюгане, есть только взлётно-посадочные площадки, которые могут принимать самолёты определённых классов (но наши Ан-28 и L-410 УВП Э 20 этому как раз соответствуют) и исключительно в светлое время суток. Но в зимний период, как известно, темнеет рано, поэтому для осуществления регулярных авиаперевозок мы и установили наземное мобильное светосигнальное оборудование на этих площадках. Плюс к этому закупили такое же оборудование для площадки в Кедровом и по этому же принципу планируем оборудовать аналогичные объекты в других населённых пунктах. Это позволит повысить не только интенсивность использования самолётного парка, но и качество оказания авиауслуг за счёт обеспечения большей регулярности.
— Если продолжить разговор об авиаперевозках в сибирских регионах, то планируете ли вы и далее развивать эти направления?
— Безусловно! Тем более заинтересованность в этом проявляют и местные власти, и местные жители. Здесь даже появляются дополнительные перспективы.
— Какие, например?
— В частности, планируем осваивать авиаперевозки на остров Ольхон на Байкале. Это крайне интересный туристический маршрут, ведь именно на Ольхоне расположена скала Шаманка, о которой говорят, что это одно из древнейших бурятских сакральных мест. Также многие хотят посетить священные столбы Сэргэ. Да и других достопримечательностей там хватает, и мы надеемся, что этот маршрут будет серьёзно востребован.
— Как этот проект развивается уже сейчас?
— Первый технический рейс из Иркутска на остров Ольхон (посёлок Хужир) мы уже осуществили. С 26 сентября запустили регулярные рейсы из Улан-Удэ. Сейчас решаем организационные, правовые и технические вопросы по увеличению загрузки, корректированию условий для привлечения туристов.
— Как будет выстроен маршрут?
— Мы планируем сделать рейс Иркутск — Улан-Удэ — Хужир — Улан-Удэ — Иркутск. То есть туристическим маршрутом могут воспользоваться жители Иркутской области и Республики Бурятия, а также гости этих регионов.
Продолжая о перспективах, хочется сказать, что близка к завершению работа по организации полетов — регулярных рейсов на посадочные площадки в Кош-Агач и Усть-Кокса (Республика Алтай). Следует отметить, что и регулярный рейс из Томска в Кедровый был открыт буквально недавно.
— Понятно, что в Сибири ваша работа выстроена. Но вернёмся к ситуации в Магаданской области. Как мы слышали, власти региона намерены сделать авиаперевозки более динамичными. А конкретные сдвиги в данном направлении уже есть?
Как уже сообщали магаданские СМИ, в регион вот-вот прибудут новые самолёты ТВС-2МС. По замыслу авторов проекта эти машины должны заменить легендарные Ан-2 («кукурузники»). Как вы к этому относитесь?
— Я сейчас выскажу исключительно собственное мнение, не более того. Знаете, у людей, имеющих отношение к авиации, есть такая пословица: хочешь получить головную боль — купи себе самолёт. И дело даже не в том, каким будет этот самолёт: хоть Ан-2, хоть Ан-28, хоть другой модели. Просто авиационное направление весьма серьёзное, его нужно развивать постоянно, на профессиональной основе, в рамках успешных авиакомпаний. Мы никуда из области уходить не собираемся, несмотря на предложения руководителей сибирских субъектов Федерации. Будем работать и дальше. Совместно с правительством Магаданской области проводим консультации по процедурам внедрения данных самолётов на регулярные авиалинии, выполнению авиационных работ. Самолёт однодвигательный, и есть особенности его эксплуатации, есть особенности по выполнению полётов. Пока рано говорить о результатах — процесс подготовки продолжается. Следует сказать, что выполнение полётов и определение эксплуатанта будет результатом конкурса, и нельзя однозначно заявить, что это будем мы. Но сам подготовительный процесс позволяет нам учиться новым технологиям — есть планы по приобретению нами такого самолёта и для работы в других регионах.
— Но вы же здесь пока работаете?
— Пока да, работаем, несмотря на сокращение регулярных рейсов. И опять-таки я хочу подчеркнуть: мы не просто занимаемся авиаперевозками, мы ещё и зарегистрированы именно в Магаданской области. А значит, все деньги, заработанные в той же Сибири, где мы выполняем наш основной объём перевозок, в виде налогов «везём» на Колыму. Хотя, следует сказать, в Иркутске нами зарегистрировано обособленное подразделение — это административный состав. Исторически мы созданы и были зарегистрированы там (до 2012 года), поэтому бухгалтерия, экономический отдел, отдел кадров и подразделение производственного обеспечения находятся в Иркутске.
— И много денег?
— За 2018 год в виде налогов мы заплатили в бюджет Магаданской области более 40 миллионов рублей. При этом 80% от всех наших регулярных рейсов осуществляется не здесь, а в Сибири. Такое вот показательное соотношение.
— А у вашей авиакомпании «СиЛА» есть какие-то перспективные проекты, которые будут реализовываться в ближайшее время?
— В первую очередь мы будем по-прежнему расширять свой авиапарк. Соответствующие схемы у нас уже давно отработаны — лизинг воздушных судов с правом дальнейшего выкупа. Такой формат в нашем случае себя полностью оправдал. Также планируем введение новых рейсов. Какие-то конкретные параметры я пока озвучивать не стану, это зависит от целого ряда факторов — финансовых, организационных, правовых, сугубо отраслевых и других. Но на достигнутом мы останавливаться не собираемся, это уж точно. Тем более, как я уже говорил, в Сибири мы развиваемся довольно динамично. Хотелось бы, чтобы и в Магаданской области наша авиакомпания развивалась столь же эффективно. От этого выиграют все, и в первую очередь колымчане. А это, наверное, главное.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >