Член совета директоров ПАО «РусГидро» Вячеслав КРАВЧЕНКО в официальном письме признал: «Сроки реализации указанных объектов (ВЛ 110 кВ Певек — Билибино.— Ред.) соблюдены не будут». ПАТЭС уже построена. В неё вложены громадные бюджетные деньги. И менее чем через год она прибудет на Чукотку. И что дальше? Дорогостоящая станция будет стоять «колом», поскольку высоковольтная линия в срок построена не будет? А зачем тогда было, как говорится, огород городить? Для чего строилась сама ПАТЭС?
На прошлогоднем III Восточном экономическом форуме на острове Русский во Владивостоке губернатор Чукотского автономного округа Роман КОПИН рассказал, что идёт подготовка к вводу в эксплуатацию единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Также он подчеркнул: «Мы рассчитываем, что в 2019 году она будет введена в эксплуатацию и внесёт значительный вклад в дело создания экологически чистой энергетики будущего Чукотки». По этому поводу наша редакция вот уже несколько месяцев ведёт собственное расследование. И мы можем утверждать — своевременная реализация этого проекта под угрозой.
Итак, коротко напомним, о чём шла речь в наших прошлых публикациях. Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» — это часть большого проекта. Хоть и ключевая, но всё-таки часть. Это очень важная ремарка. По сути, ПАТЭС должна обеспечить Чаун-Билибинский промышленный узел электроэнергией, а город Певек — теплом. А по большому счёту стать базисом для устойчивой энергетики российского Севера. Кроме этого, проект интересен ещё и тем, что в случае успешности данные технологии вполне могут быть экспортированы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, с которыми Россия имеет тесные экономические и деловые связи.
Но! Помимо самой ПАТЭС, которая уже построена на верфях ОАО «Балтийский завод» и в следующем году прибудет на Чукотку, должно быть уделено серьёзное внимание развитию сетевого хозяйства. Для этого ПАО «РусГидро», через свою дочернюю компанию АО «Чукотэнерго», готовится к реализации другого проектного этапа — строительству двух одноцепных ВЛ 110 кВт Певек — Билибино. И это понятно, ведь без высоковольтных линий электропередачи ПАТЭС «Академик Ломоносов» превратится в мёртвый груз на воде. Тем более что в следующем году плавучая теплоэлектростанция уже прибудет на Чукотку. А с сетями здесь пока всё обстоит более чем непросто. И это ещё мягко сказано.
По плану одну цепь должны построить в 2019-м, а вторую в 2021 году. Но своевременная реализация этого проекта находится под большим вопросом. Не случайно член совета директоров ПАО «РусГидро» Вячеслав КРАВЧЕНКО в письме полпреду Президента РФ в ДФО Юрию ТРУТНЕВУ ещё год назад недвусмысленно заявил: «Сроки реализации указанных объектов (ВЛ 110 кВт Певек — Билибино.— Ред.) соблюдены не будут». Почему? А г-н Кравченко конкретизировал: «При условии строгого соблюдения указанного срока обеспечить ввод первой цепи не позднее декабря 2019 года было возможно, однако никаких реальных действий компанией (ПАО «РусГидро».— Ред.) до сих пор не предпринято. Конкурс на проведение строительно-монтажных работ до настоящего времени не проведён, генеральный подрядчик не отобран, оборудование не заказано, навигация 2017 года фактически упущена. Экспертиза получена, поэтому лучше это опустить.
То есть получается, что сроки реализации важнейшего государственного проекта могут быть сорваны?
Второй момент. По нашим данным, на основании служебной записки члена центральной закупочной комиссии (ЦРК) АО «Чукотэнерго» Н. КАРПУХИНА выбор подрядчиков строительства ВЛ 110 кВт скорее всего проводиться не будет. По крайней мере, в протоколе отражено, что будет применена схема «закупки у единственного источника». Первым из таких «источников» стала компания АО УК «ГидроОГК», которая будет оказывать «услуги по управлению строительством» на сумму 575 662 030,90 рубля. Второй «едиственный источник» — АО «Ленгидропроект» должен выполнить «работы по разработке рабочей документации и выполнению инженерных изысканий» опять-таки за весьма приличные деньги — за 774 158 344,92 рубля. Несложно подсчитать, что общий объём средств на вышеназванные цели значительно превышает 1 миллиард 300 миллионов рублей. И вновь возникают риторические вопросы. Правда ли, что решение о выборе «единственного источника» в АО «Чукотэнерго» принималось на основании служебной записки члена центральной закупочной комиссии? И если это правда, то почему? Также интересно узнать, на каком основании государственная компания, при реализации государственного проекта за государственный же счёт, не проводит конкурсы, а выбирает эти самые «единственные источники»? И как вообще рассчитывалась столь громадная сумма?
Со всеми этими вопросами мы, на основании ФЗ «О средствах массовой информации», обратились к руководителями разных уровней. К полпреду президента РФ в ДФО Юрию ТРУТНЕВУ, к генеральному прокурору РФ Юрию ЧАЙКЕ, к министру энергетики РФ Александру НОВАКУ, к главе Минвостокразвития Александру КОЗЛОВУ, к губернатору ЧАО Роману КОПИНУ, к председателю правления — генеральному директору ПАО «РусГидро» Николаю ШУЛЬГИНОВУ.
А дальше началась весьма показательная история нашей переписки с высокопоставленными чиновниками. И тут мы столкнулись с двумя составляющими. Во-первых, некоторые руководители, как это обычно и происходит, поспешили просто отписаться. Ничего удивительного в этом нет, эпистолярный жанр многих чиновников зачастую состоит из фразы: «Ваш запрос направлен для рассмотрения…» А далее меняется лишь название ведомств, куда документ был всё-таки «направлен». Но есть и другая сторона медали. В этом конкретном случае наше обращение было перенаправлено прямиком в правоохранительные органы. Значит, наши адресаты поняли серьёзность ситуации.
Впрочем, перейдём непосредственно к делу.
Одной из первых структур, которая откликнулась на наше обращение, стало полпредство Президента РФ в ДФО. Кстати, стоит отметить, сотрудники Юрия Трутнева традиционно быстро и эффективно реагируют на журналистские запросы. И, в свою очередь, требуют ответов от компетентных ведомств. Видимо, на этот раз они посчитали, что в запутанной ситуации со строительством ВЛ Певек — Билибино должны разбираться правоохранительные органы.
Потому что следующее письмо мы получили от замначальника управления Генпрокуратуры РФ в ДФО С. БЕЛОВОЙ, которая сообщила: «Ваше обращение, поступившее из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, по вопросам правомерности закупочных процедур при строительстве высоковольтной линии (ВЛ) 110 кВт Певек — Билибино, соблюдения сроков сдачи в эксплуатацию данного объекта, направлено для проверки прокурору Чукотского автономного округа. О результатах рассмотрения вы будете проинформированы».
На сегодняшний день прокурор ЧАО нам о результатах не сообщил. Но это и понятно, проверка по столь серьёзным фактам требует времени. Словом, ждём. Тем более что аналогичное поручение прокурор Чукотского автономного округа получил ещё и из центрального аппарата Генпрокуратуры, о чём нас уведомил начальник отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики этого ведомства М. УМРИХИН.
Также сотрудники полпредства Президента РФ в ДФО перенаправили наш запрос в аппарат губернатора и правительства Чукотского автономного округа. Ответ, подписанный начальником департамента промышленности и сельскохозяйственной политики ЧАО Л. НИКОЛАЕВЫМ, к нам уже поступил. Процитируем его с небольшими сокращениями:
«По поручению правительства Чукотского автономного округа, на ваше обращение, поступившее из аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, сообщаем следующее. В соответствии с планом мероприятий („дорожной картой“) „Об обеспечении энергоснабжения Чукотского автономного округа при замещении выбывающих мощностей объектов генерации“ от 12 декабря 2016 года № 9519 п-П9, согласован перечень объектов энергетики, сооружение которых необходимо для обеспечения энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла. Одним из пунктов перечня является ВЛ 110 кВт между городами Певек и Билибино.
Организацией, ответственной за проектирование и строительство линии электропередачи, является ПАО „РусГидро“.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 532 образован оперативный штаб по вопросам энергоснабжения Чукотского автономного округа. Основными задачами оперативного штаба являются координирование взаимодействия сторон, участвующих в разработке планов мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов энергетики на территории округа, и разработка механизмов реализации указанных планов мероприятий.
По информации ПАО „РусГидро“, с учётом текущего статуса реализации проекта строительства ВЛ 110 кВт Певек — Билибино (этап строительства № 1) предлагается СКОРРЕКТИРОВАТЬ (выделено нами.— Ред.) срок строительства и ввода в эксплуатацию указанной линии. На данный момент сведения о переносе сроков строительства и ввода в эксплуатацию в нашем департаменте отсутствуют».
Показательно, не правда ли? ПАО «РусГидро» предлагает «скорректировать» сроки строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди высоковольтной линии Певек — Билибино. Но что это означает? Если сроки «корректируются», то варианта может быть только два — либо построят объект раньше, либо позже. Иначе зачем отступать от ранее утверждённых планов и что-то «корректировать»? Но вряд ли при сегодняшних условиях ПАО «РусГидро» перейдёт на стахановский режим и сдаст ВЛ раньше. Это практически нереально. Соответственно, объект будет сдан позже, то есть сроки будут всё-таки сорваны? Не «скорректированы», а именно сорваны, если уж называть вещи своими именами? По крайней мере, возникает такое впечатление. И странно, что созданный на Чукотке штаб, называемый ОПЕРАТИВНЫМ, до сих пор об этом не оповещён. В противном случае, почему тогда в профильном департаменте Чукотки отсутствуют «сведения о переносе сроков»?
Короче говоря, вопросов пока больше, чем ответов. По крайней мере, нам так и не ясно самое главное — что же будет со сроками строительства?
Кстати, о возможном переносе сроков строительства ВЛ 110 кВт Певек — Билибино. Ещё один ответ мы получили от директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России П. СНИККАРСА, который акцентировал внимание на следующем моменте:
«Проект „Строительства двух одноцепных ВЛ 110 кВт Певек — Билибино“ находится на особом контроле Правительства Российской Федерации.…Решение о сроках реализации всех мероприятий по энергоснабжению Чукотского автономного округа принимаются исключительно на уровне Правительства Российской Федерации при безусловном соблюдении условий обеспечения надёжного и безопасного энергоснабжения потребителей региона».
Получается, если сроки строительства ВЛ будут всё же «скорректированы» (или, продолжим говорить по-русски, сорваны), то это может осуществиться только в одном случае — коль скоро соответствующий документ подпишет лично председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ. Что же, посмотрим…
Если вернуться непосредственно к письму г-на Сниккарса, то там есть ещё одна любопытная ремарка. Он сообщает, что не вправе давать «юридическую оценку действий лиц при осуществлении закупок». Это к вопросу о том самом «выборе единственного источника» в ПАО «РусГидро», о котором мы написали выше. Далее идёт ссылка на Федеральную антимонопольную службу. Мол, это она осуществляет «функции по контролю (надзору) в сфере закупок». Далее в письме говорится: «Информация о нарушении ПАО „РусГидро“ законодательства Российской Федерации в сфере закупок, товаров, работ, услуг при реализации проекта… в Минэнерго России не поступало».
Посмотрим, что будет дальше. Хотя непонятно, какой именно «информации о нарушениях» ждут в Минэнерго? И главное, от кого?
Ещё один ответ к нам поступил из Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Исполняющая обязанности директора департамента инфраструктурных проектов С. УТЯШЕВА проинформировала, что перенаправила запрос в… Минэнерго. Как говорится, комментарии излишни.
Также на наше обращение отреагировал председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О. МЕЛЬНИЧЕНКО. И реакция была именно такой, какую мы, собственно, и ожидали. Наш запрос был перенаправлен опять же в Минэнерго России.
Однако помимо этого ведомства г-н Мельниченко обратился с просьбой разобраться в ситуации в ФАС и… опять-таки в Генпрокуратуру РФ. Получается, что из нашего расследования всё-таки видно — речь идёт о вещах, которые подведомственны именно надзорным структурам. Так что теперь у прокуратуры ЧАО работы определённо прибавилось. Будем надеяться, что «момент истины» всё же восторжествует. И прокурорские сотрудники разберутся в этом деле максимально объективно.
Наконец, мы получили ответ на свой запрос от заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России В. КОРОЛЁВА. И это действительно любопытный документ. По сути, это целая лекция на тему: чем занимается ФАС. Разумеется, всё это сопровождается ссылками на различные нормативные акты. Что же касается сути вопроса, то этому отведено всего несколько предложений. Зато чрезвычайно показательных. В частности, сказано следующее: «На момент размещения информации о закупках, закупочная деятельность АО „Чукотэнерго“ регулировалась положением о закупке продукции для нужд АО „Чукотэнеро“, утверждённым советом директоров АО „Чукотэнерго“. Пунктом 5.11 указанного положения предусмотрены случаи проведения закупок у единственного поставщика. К таким случаям, например, относится наличие срочной потребности в продукции, в связи с чем на проведение закупок иным способом нет времени при реализации стратегических решений органов управления АО „Чукотэнерго“, и в таких случаях, как закупки у профильных сервисных специализированных организаций группы лиц АО „Чукотэнерго“, наличие иных обстоятельств, требующих закупки у единственного источника (только по специальному решению центральной закупочной комиссии). При этом объём закупок, осуществляемых в соответствии с настоящим пунктом, не должен превышать пять процентов общего годового объёма закупок продукции в стоимостном выражении».
А вот на этом стоит прерваться. Потому что тут проявляются, как минимум, два интересных момента. Первое — если вспомнить письмо члена совета директоров ПАО «РусГидро» Вячеслава Кравченко полпреду Президента РФ в ДФО Юрию Трутневу, то выходит следующее: руководители ПАО «РусГидро» «никаких реальных действий» по реализации проекта не предприняли. Ведь в письме не зря сказано: «Конкурс на проведение строительно-монтажных работ не проведён, генеральный подрядчик не отобран, оборудование не заказано…» Вот и получается, что у ПАО «РусГидро» возникла та самая «срочная потребность» в проведении закупки, на которую обратил внимание заместитель руководителя ФАС В. Королёв.
Красиво, ничего не скажешь. Вначале затянуть сроки реализации проекта, а потом на этом же основании (это ведь логично?) провести закупку у «единственных источников», то есть у специально отобранных компаний. Дескать, времени на проведение открытого конкурса не осталось. Более того, простая аналитика сайта zakupki.gov.ru показывает, что и в случае выбора единственного источника по рекомендации Карпухина с одобрения Шульгинова продолжают происходить, мягко говоря, странные вещи.
Выбранный «единый источник» бодро отдаёт полученный объём на сторону, при этом из статистики отчётливо видно, что некоторые закупки продолжают осуществляться в текущем времени. О каком выполнении в срок поставленной задачи может идти речь?! При этом ещё в 2017 году управленцы нескольких местных чукотских предприятий, проводивших сопровождение проектно-изыскательских работ в рамках этого проекта (к слову, до сих пор не получивших вознаграждение за выполненные работы от «РусГидро»), били во все колокола и доказывали — сроки могут быть сорваны. И вот — такой пассаж.
Ну а теперь второй момент. В предыдущей статье мы публиковали информацию, которая показывала, что стоимость работ по управлению строительством (575 миллионов рублей) и по разработке рабочей документации, а также по проведению изысканий (774 миллиона) завышена более чем существенно. В первом случае
на 553 миллиона. Поскольку реальная стоимость такой деятельности не превышает 22 миллиона рублей. Во втором случае завышение составляет 452 миллиона. Потому что вполне возможно разработать рабочую документацию и провести инженерные изыскания за 322 миллиона рублей.
В итоге, как следует из имеющейся у нас аналитической записки, суммарный коэффициент завышения по обеим позициям в среднем составляет 2.92. Но на это почему-то никто внимания не обратил.
Мы, конечно, не можем утверждать, что завышение настолько высоко. Но всё это, как минимум, сигнал для серьёзной проверки. А не для отписок в духе: «…не представляется возможным прийти к выводу о неправомерности», как это фигурирует в ответе ФАС.
Впрочем, прокурорская проверка на Чукотке ещё не закончена. Будем ждать, что же она выявит. Ведь это — прямое поручение Генеральной прокуратуры РФ.
Вот такая у нас получилась история переписки с высокопоставленными чиновниками. Но очевидно одно — если сроки строительства ВЛ 110 кВт Певек — Билибино будут сорваны, крайне важный для всего российского Севера проект окажется под угрозой. Не говоря уж о громадных деньгах, по сути, выброшенных на ветер. Ведь если построенная за средства федерального бюджета плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», которая, напомним, уже в следующем году будет доставлена на Чукотку, станет «мёртвым грузом», от этого проиграют все. В том числе и бюджет Российской Федерации.
Но главное, в проигрыше окажется весь Север нашей страны. Поскольку именно ПАТЭС, со всей её сетевой инфраструктурой (в первую очередь ВЛ 110 кВт Певек — Билибино), должна стать импульсом для отечественной экономики. Речь идёт об обеспечении электроэнергией таких крупных месторождений полезных ископаемых, как Майское, Кекура, Купол, Песчанка и так далее. То есть всего Чаун-Билибинского промышленного узла. Инвесторам уже сегодня нужно устойчивое энергообеспечение. Без этого о каком-то развитии даже мечтать не приходится.
Пострадает и население Чукотки. Не случайно в одном из интервью нашей газете начальник департамента промышленности и сельского хозяйства ЧАО Леонид Николаев заявил: «За счёт ПАТЭС город Певек будет обеспечен теплом».
Ну и, конечно же, в проигрыше окажутся стратегические интересы России в АТР. Ведь ещё совсем недавно говорилось о том, что этот проект (ПАТЭС и сетевое хозяйство) будет распространяться в странах Юго-Восточной Азии. А о каком распространении можно говорить, коль скоро всё оказалось под угрозой, коль скоро есть вероятность срыва сроков реализации проекта? Но ответа от руководства ПАО «РусГидро» мы до сих пор не получили. Хотя отправили запрос два с половиной месяца назад. Мы хотели узнать от первоисточника, что же происходит со сроками? Есть ли угроза срыва? Но в ответ — тишина. К чему бы это?
Так что к этой теме мы ещё вернёмся.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >