Территория

Территория 

Анализ потоков золота в россыпях и примеры его практического применения. Часть III

Анализ аллювиального потока золота позволяет зачастую определить низ склоновой россыпи, выше которого и расположен коренной источник.

4. Примеры практического применения анализа потоков

4.1. Выделение зоны поисков рудных тел

В отчётах о работах на россыпное золота часто встречается фраза: «рудный источник золота для россыпи не определён». Таким образом, заранее предполагается наличие единого рудного источника в виде месторождения. Теория потоков изначально ориентируется на рудное тело — т.е. иной иерархический уровень. При этом рудное тело вполне может быть нерентабельным к отработке и представлено жилой, минерализованной зоной, породой обогащённой золотом (например, экзоконтактовые роговики или скарны) и т.д.

Анализ аллювиального потока золота позволяет зачастую определить низ склоновой россыпи, выше которого и расположен коренной источник. Все эти участки фиксируются нами соответствующими звёздами.

  Зачастую местоположение звезды совпадает:

— с имеющимися элементами геологической структуры участка (Стойба Нижняя — Южный разлом и др., река Бурпала — Джелтулакский трог);

— с первичными (река Никонда — штуфные пробы с граммовыми содержаниями золота) или косвенными (ручей Аимкан и 9 км — экзоконтакт с гранитоидами) признаками оруденения.

   К сожалению, до сих пор материалы геологической съёмки и поисков масштаба 1:50 000 являются секретными (даже 50–60-х годов XX столетия) из-за имеющейся на них топоосновы. А используемые при анализе геологической ситуации геологические карты масштаба 1:200 000 недостаточно детальны, что, безусловно, влияет на точность анализа и прогноза.

  Тем не менее анализ продуктивности отработанных россыпей в районах производимых поисковых и геологоразведочных работ на рудное золото, безусловно, добавит достаточно много дополнительной полезной информации.

  В качестве примера приводятся графические приложения 2, 3, на которых показана продуктивность отработанных россыпей и запасов 2-х рудно-россыпных узлов Верхнеселемджинского РРР. Это карта фактической россыпной золотоносности территории, на которой недостаёт лишь данных о ресурсах россыпей и морфологии (пробность, крупность, примеси) золота. В перспективе предполагается сформировать банк фактической золотоносности территории и составить карту золотоносности, в которой помимо данных о россыпях золота будет включена вся информация о рудной золотоносности.

   Однако анализ уже имеющейся информация позволил определить на данной территории 3 участка: Ухаза, Екея и Мариинский, наиболее перспективных на обнаружение золоторудных объектов. В Роснедра подана заявка на проведение на этих участках силами ОАО «Амургеология» поисков масштаба 1:10 000.

   На участке Ухаза предполагается обнаружение минерализованной зоны субширотного разлома Таруха (Тарнах-Ухаза), сформировавшей потоки россыпей ручьёв Тарнах, Большой, Тарнах Малый, Экимчанский, а также поток Ухаза р. Караурак М. Общая золотоносность потоков всех месторождений составляет 1,6 т золота (по кассе), что соответствует иерархическому уровню месторождения.

  На участке Екея наибольшие перспективы связаны с наличием минерализованной зоны разлома Екея в непосредственной близости от штока гранодиоритов раннемелового возраста. Золотоносность потока Екея (или КБ 7 на Карте россыпной золотодобычи) по реке Караурак Большой составляет также 1,6 т золота.

  На Мариинском участке выделена Мариинская призма, ограниченная с севера Еленинским разломом, погружающимся на юг, с юга — Баганджинским разломом, погружающимся на север, с востока и с запада — субвертикальными разломами Улигданской зоны. Наиболее узкая часть призмы прорвана штоком гранодиоритов. Именно на этом участке сконцентрирована основная часть звёзд, фиксирующих местоположение потенциальных рудных источников россыпей. Общая россыпная золотодобыча по водотокам, расположенным в пределах Мариинской призмы, составляет 3,1 т (без учёта россыпи ручья Мартыжак Средний — 0,3 т).

   Предполагается, что в процессе камеральной обработки работ масштаба 1:10 000 будет сформирован банк фактической информации и составлена Карта золотоносности анализируемой территории.

  Кстати, наличие подобных карт золотоносности было бы весьма полезно в золотоносных районах при проведении любых работ на золото, начиная с ГДП-200. На графическом приложении 4 представлены схемы золотоносности территории Мельникова В.Д. (1998 г.). В настоящий момент у них есть 3 преимущества перед картами россыпной золотоносности (далее — карты Ильина А.А.):

1. Отображение ресурсов россыпей.

2. Отображение известных рудных источников.

3. Охват золотоносной территории всей Амурской области.

  Все эти недостатки карт Ильина могут быть ликвидированы при наличии стабильного финансирования работ, например из Роснедра. И тогда уровень информативности первичного материала, обрабатываемого перед производством любых работ, поднимется на порядок. Помимо качественной характеристики россыпей (цветная заливка отработок, запасов и ресурсов) в распоряжении пользователя карты и банка данных будет полная количественная характеристика россыпей и рудных объектов, начиная от конкретного элементарного участка до рудно-россыпного района.

   Кроме этого, банк информации, включающий все фактические цифровые показатели золотодобычи и разведки (рудной и россыпной) позволит в дальнейшем создавать любые количественные модели россыпных месторождений и их участков, рудных тел, месторождений, рудных полей, рудно-россыпных узлов и районов.

4.2. Выделение целиков на ранее отработанных россыпях

   На рис. 1 нижняя часть головки потока красно-синего цвета, непосредственно примыкающая к ручью Ухаза, была оконтурена автором в 1987 г. в виде весьма перспективного для отработки целика. В течение 1988–1989 гг. участком раздельной добычи Селемджинского прииска здесь было добыто 79,4 кг (по кассе) со средней Ws = 1,87 г/кв. м. При этом средняя Ws по отработкам реки Караурак Малый составила 0,84 г/кв. м.

   Аналогичный целик был оконтурен автором на отработанной россыпи ручья Тарнах Большой. Он был отработан с/а Луч в 1990 г. Добыча составила 63,4 кг (по кассе) при средней продуктивности 2,38 г/кв. м (средняя по месторождению — 1,38 г/кв. м).

   Это лишь два наиболее ярких примера использования анализа потоков для выделения целиков в пределах отработанных россыпей.

4.3. Прогноз продуктивных на россыпное золото боковых притоков

   В процессе анализа отработок порой выявляется, что головка потока весьма однозначно указывают на наличие подпитки россыпи из бокового притока. Иногда эти притоки оказываются не только не отработанными, но и не разведанными.

   По ручью Осипкан из предполагаемых к доразведке 12 боковых притоков нами, на основе анализа продуктивности отработанной россыпи, были даны рекомендации по перспективности лишь 4-х из них. В настоящий момент 3 из рекомендованных притоков (ручей Киса, ручей Раин, ручей Наташин) отработаны. По четвёртому рекомендованному (ручей Сашин) разведка, проведённая в наименее информативной приустьевой части дала отрицательный результат. Все остальные 8 притоков также были разведаны, но, как и предсказывал наш анализ, оказались бесперспективными.

   Зачастую топооснова масштаба 1:2 000 отработанных и разведанных россыпей весьма некачественная, что приводит к отсутствию на ней имеющихся боковых притоков основного водотока.

   В то же время отмеченные нами головки потока, вынесенные на планы масштаба 1:100 000, однозначно указывают на наличие подпитки россыпи из бокового притока, отсутствующего на плане масштаба 1:2 000.

   К таковым относятся рекомендованные к доразведке, но пока не разведанные ручей Наташин по реке Никонда, ручьи Сашин (рис. 5) и Сара по реке Стойба Нижняя и др.

   В очередной раз приходится ссылаться на невозможность качественного анализа из-за непонятной секретности топографических планов масштаба 1:25 000 и 1:50 000. На равнинной местности отдельные водотоки на планах масштаба 1:100 000, с которыми приходится работать, просто не отображаются в рельефе. Пример: ручей Весёлый, левый приток реки Некля в Мазановском районе, добыча золота по которому составила сотни кг.

4.4. Блокировка запасов (на примере реки Кутыкан)

   В части практического применения анализ потоков золота может дать максимальные результаты именно на стадии блокировки запасов.

    Приведённые ниже примеры (рис. 2–6) достаточно ярко, на наш взгляд, иллюстрируют это.

   На рис. 2 залитая цветом отработка россыпи реки Кутыкан была проведена с/а Сибирь в 1990 г. практически точно в пределах оконтуренных ранее балансовых запасов категории С1.

Рис. 2. План отработки участка россыпи реки Кутыкан.   Анализ площадной продуктивности россыпи позволил выделить 3 источника подпитки россыпи. Два из них (северный и средний) расположены соответственно в правом и левом бортах долины реки Кутыкан. Третий (южный) — соответствует потоку ручья Маристый — левого притока реки Кутыкан, а точнее — его правой приустьевой террасы. Заштрихованными участками и жёлтыми стрелками показаны направления потоков золота.

Рис. 2. План отработки участка россыпи реки Кутыкан.

  Случайный балансовый показатель одной выработки буровой линии 61 позволил разведчикам провести блокировку запасов россыпи практически поперёк долины. При этом северный поток золота остался неразведанным. По словам очевидца, отработки стоянки промприбора, примыкающие к буровой линии 61, были абсолютно непродуктивными. Но за счёт усреднёний и весьма несовершенной методики списания добытых запасов, в целом резкого изменения цветовой гаммы отработок не наблюдается.

   В результате анализа распределения продуктивности нами было отрисовано наиболее вероятное расположение потоков золота. В результате отчётливо проявились как направления доразведки, так и наиболее вероятные местонахождение и ориентировка прироста запасов вдоль потоков золота.

Рис. 3. План блокировки запасов по реке Бурпала.

  При анализе потоков золота в нижней части россыпи реки Бурпала (рис. 3) выявилась странная блокировка блока 9-С1. Понятно, что в природе данной ориентировки запасов не может существовать, хотя бы потому, что поток золота не может двигаться вверх по склону, а точнее из долины на террасу.

  Блок 9-С1 в принятом контуре просто необходимо исключить из свода запасов. В то же время правая терраса осталась недоразведанной. И в процессе её доразведки помеченный звездой источник золота может значительно сместиться к северу.

  Аналогичная ситуация ориентировки потока из долины на террасу наблюдается по многим проанализированным нами запасам. Конечно же, эта блокировка в процессе эксплуатации не подтверждается, что приводит к необоснованным затратам предприятия-разработчика россыпи.

  Перечень аналогичных примеров может пополнить любой геолог, проработавший некоторое время на эксплуатации россыпей.

   На рис. 4 указаны контуры запасов, утверждённых АмурТКЗ, и лицензий, выданных на основании имеющейся блокировки запасов. На наш взгляд, блокировка запасов требует значительной коррекции.

   В частности, имеется 3 самостоятельных потока золота 3–4-го уровней по реке Тында, ручью Тындыкан и ручью Сивали Большой,— ручей Сивали Большой, впадающий ныне в ручей Тындыкан, по-видимому, был ранее притоком реки Тында (отмечен на рис. 7 синим штрихом). В настоящий момент от старого русла остался лишь залив реки Тында. Именно вдоль этого русла и расположен поток золота от источников, расположенных в бассейне ручья Сивали Большой.

   Это предположение принципиально изменяет блокировку запасов. В результате появляются запасы, не вошедшие в контуры лицензий. И наоборот, часть имеющихся запасов (заштрихованный жёлтый контур) признаются нами необоснованными, не имеющими потенциальных источников золота. Отработка их будет убыточной.

Рис.4. Варианты блокировки запасов по реке Тында и ручью Сивали Большой.

Обращает на себя внимание и крайний западный контур запасов, проведённый напрямую через увал реки Тында. Имеющиеся данные скважин и характер долины не предполагают наличие в пределах увала аллювиальных отложений. Фактически, на наш взгляд, здесь имеется вариант, противоположный варианту с ручьём Сивали Большой.

Безусловно, в обоих случаях после проведения дополнительных работ эксплуатационной разведки по детализации запасов снимутся многие вопросы, и блокировка значительно изменится. Однако сегодняшние бюрократические преграды в проведении работ эксплуатационной разведки предопределяют риски предприятий, производящих отработку запасов без их детализации.

Фактически здесь анализ потоков золота позволил произвести реставрацию прежнего положения долины ручья Сивали Большой и, как следствие, положение россыпи.

Отсутствие анализа продуктивности россыпи при блокировке запасов практически всегда приводит к их необоснованному увеличению. Это впоследствии сказывается на низких коэффициентах сходимости данных разведки и эксплуатации.

Классическими является вариант, приведённый на рис. 5. На нём по запасам произведена цветовая заливка в соответствии с площадной продуктивностью (рис. 1). Основной поток золота реки Стойба Нижняя практически завершается блоком 8-С1. Значения выработок буровой линии 255 соответствует лишь учитываемому забалансу. Тем не менее проведено оконтуривание блока 7-С1 по высоким содержаниям золота буровой линии 253.

Рис. 5. Варианты блокировки запасов по реке Стойба Нижняя.

На наш взгляд, источник золота расположен либо в бассейне ручья Сашин, который становится перспективным для доразведки, либо выше него на левобережье реки Стойба Нижняя.

В этом случае запасы блока 7-С1 не существуют, и их отработка будет убыточна, несмотря на сравнительно высокие характеристики блока по подсчёту запасов (Ws более 0,5 г/кв. м — зелёный цвет заливки).

Горный инженер-геолог А.А.Ильин

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru