«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (171), декабрь 2021
Главная тема

Главная тема 

ТОР уполномочен заявить?

Наше издание продолжает отслеживать ситуацию в ТОР «Надеждинская» Приморского края. Напомним: мы обратились в разные ведомства с запросами о том, что сейчас происходит на территории опережающего развития. И главное: какие именно проекты реализуют резиденты? Но, увы, в ответ мы получили либо откровенные отписки, либо информацию, которая ещё больше запутала ситуацию.

Направляет для рассмотрения

Краткость — сестра таланта, как известно. Вот настолько «талантливо» нам ответило Министерство финансов России (официальный ответ по ссылке). В шести строках содержалась информация, что наш запрос направлен «для рассмотрения и ответа заявителю». Но вот кто должен дать этот самый ответ, не сообщалось. Немного больше ясности внесла Счётная палата РФ. Нас уведомили (официальный ответ по ссылке), что как раз в это время проводится «Оценка влияния деятельности институтов развития Дальнего Востока и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на достижение целей ускоренного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа». В том числе оцениваться будет и происходящее в ТОР «Надеждинская», а также (косвенно, как было сказано в документе) и деятельность конкретных резидентов. Работа завершится в первом квартале 2022 года. Хорошо, подождём. Но в любом случае большинство ответов на наши запросы носило откровенно формальный характер. И, честно говоря, это несколько настораживает.

9 — 8 — 20

Впрочем, в некоторых ответах проявилась и конкретика. В частности, специалисты Минвостокразвития уведомили, что из 74 резидентов ТОР «Надеждинская» на сегодняшний день свои проекты реализовали 9 (официальный ответ по ссылке). То есть 1/8 часть. Даже на первый взгляд цифра явно не впечатляет, особенно с учётом масштабности задачи, которая должна быть реализована на территории опережающего развития. Ещё момент… В стадии активного выполнения строительно-монтажных работ находятся 8 проектов, соответственно, 1/9 часть. Получается, ещё меньше, чем в первом случае. Несколько лучше обстоит дело с закупкой оборудования. Из тех же 74 резидентов его приобретают 21, или 1/3 часть. Тоже, конечно, немного, но всё-таки не вышеприведенные показатели. Правда, при этом не уточнено, речь идёт о разных резидентах или об одних и тех же. Ведь одна компания может и проект реализовывать, и оборудование закупать. Даже, скорее всего, так и есть.

Не менее любопытна история с категорией организаций, которые занимаются разработкой проектной документации. Нам ответили, что таковых 20, из них 16 готовят бизнес-планы и оформляют земельные участки. Непонятно лишь, как долго они это делают. И когда их включили в соответствующий реестр. Ведь, по логике, такую работу могут вести именно новые резиденты. При этом ещё год назад их было 69, сейчас — 74. Выходит, новых всего пять. А на начальной стадии находятся 20. Чем всё это время занимались остальные? Кроме того, если в ответе Минвостокразвития говорится, что из 20 резидентов 16 готовят бизнес-планы, то в письме УК ТОР «Надеждинская» это уже как бы две разные группы. Кто ошибается? И ошибка ли это? Ну и самое показательное. Даже если предположить, что под каждой позицией подразумеваются разные организации, то судьба как минимум 15 неизвестна. Ни в какую категорию они не попали. То есть они ни проекты не реализуют, ни оборудование не приобретают. И даже к написанию бизнес-планов ещё не приступали.  

Молчание — золото?

Кстати, перед тем, как готовить публикацию, мы разослали запросы и самим резидентам. Ответ получили только от одного, да и там содержалась «информация» из разряда «не ваше дело», что тоже не может не наталкивать на определённые мысли. Кстати, чиновники сообщили нам, что, скорее всего, это произошло по причине отсутствия на таких предприятиях сотрудников, отвечающих за внешние коммуникации. Честно говоря, верится с трудом. О том, что делается в ТОР (если в этом плане всё прозрачно), по поручению руководителя компании может рассказать любой специалист, включая офис-менеджера. Если, конечно, скрывать нечего.

Хотя лично для нас было удивительно другое. ТОР «Надеждинская» изначально позиционировалась как чрезвычайно масштабный проект. Но сегодняшние показатели как-то не впечатляют. К примеру, заявлялось, что общий объём инвестиций составит 60,229 миллиарда рублей. Но пока инвестировано 18,17 миллиарда, то есть менее трети. Из планируемых к созданию 7978 рабочих мест создано 2552. Тоже лишь третья часть. А на сайте Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в числе якорных резидентов фигурирует лишь «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Скромно как-то для столь масштабного проекта.

Впрочем, странностей, на наш взгляд, здесь хватает. Самый главный вопрос: какие договорные обязательства несут резиденты перед государством? Например, за срыв сроков реализации проектов. Эту информацию во внешних источниках мы не нашли. Зато на сайте КРДВ есть заявка на получение статуса резидента ТОР, в которой как раз обозначены сроки планируемой реализации проекта, что является обязательством, а значит, появляется возможность требовать исполнения. Но ведь, как выясняется, есть как минимум 15 организаций, которые сроки не выполняют. К ним применялись какие-то санкции? Как реагируют в КРДВ на таких вот предпринимателей? Увы, этой информации мы также не обнаружили. Хотя в плане перспективного развития ТОР «Надеждинская» от 2018 года (а это объёмный документ на 487 страницах) сроки реализации также расписаны.

Далее. В заявке отражено, что кандидаты указывают, какие ресурсы (газ, электроэнергия и другое) им требуются для реализации проекта. То есть государство всё это заранее резервирует под конкретных пользователей, не предоставляя другим. Соответственно, часть дорогостоящих государственных ресурсов не используется.

А иски где?

Территории опережающего развития — новый инструментарий в системном освоении Дальнего Востока. Государство связывает с ними большие надежды. Вот только насколько реальны те масштабные проекты, которые были задекларированы? Соответственно, насколько эффективно осваиваются государственные средства? На каком основании строится инфраструктура для резидентов, которые не подтверждают свою деятельность и фактически ее не ведут? Эти вопросы мы обязательно зададим руководству КРДВ. В первую очередь нас интересует, есть ли, по мнению руководства корпорации, в ТОР «Надеждинская» недобросовестные резиденты? Если есть, сколько их? Применялись ли к ним какие-то санкции? Какие именно? И к какому количеству резидентов они были применены?

По крайней мере, на сайте Арбитражного суда Приморского края есть информация, что в течение 2019—2021 годов КРДВ в качестве истца участвовала в 33 процессах: о взыскании задолженности, о расторжении договора аренды земельного участка, о взыскании неустойки и даже о расторжении соглашения с резидентом свободного порта Владивосток. Получается, есть такая законная возможность. Но ни один иск не касался резидентов ТОР «Надеждинская».

Конечно, мы будем продолжать освещать эту тему. Но и сегодня ясно: даже из официальных ответов государственных структур можно сделать вывод — как минимум 15 резидентов свои обязательства не выполняют. При этом реализованных проектов явно недостаточно, а объём инвестиций далёк от плановых показателей. Как и количество созданных рабочих мест. Такая вот история получается.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров