Наша газета не раз рассказывала о проблеме, связанной с техногенными россыпями российского Севера. Точнее, об этом на страницах нашего издания говорили специалисты. Они предельно конкретно доказывали: уже сейчас более половины колымского золота добывается на «техногене». Это стало возможным во многом благодаря схеме разведочно-промышленных полигонов (РЭП), которая, увы, два года назад попала под официальный запрет. На смену РЭПам пришёл формат опытно-промышленных разработок (ОПР). Но и это временный, пока не узаконенный метод. И получается, что вопрос не решается, несмотря на то, что участники отраслевого рынка давно предлагают оптимальный вариант решения проблемы.
Вот как обозначает ситуацию генеральный директор одной из стабильно работающих золотопромышленных компаний Севера ООО «Райз» Олег ПЕТРОВ:
— С одной стороны, наша компания с проблемами «техногена» непосредственно не сталкивается. С другой — мы поддерживаем наших коллег, которые озвучивают эту ситуацию. Это ведь касается многих недропользоваталей. Причём руководители золотодобывающих предприятий, а также известные геологи писали множество писем в разные инстанции. Они доказывали, что при разработке «техногена» государство ничем не рискует, — оно только выигрывает. К сожалению, федеральная власть старателей пока не услышала. Но долго останавливаться на этой теме я не хочу, поскольку, повторюсь, наша компания работает в несколько иных отраслевых условиях. А вам я бы посоветовал побеседовать с известным и уважаемым на Севере России геологом Виктором Фёдоровичем ПОТИРИДИ. Он не только обозначит саму проблему, но и озвучит конкретные предложения, которые касаются и техногенных россыпей, и геологоразведки.
Мы прислушались к совету и подробно пообщались с Виктором Потириди. И вот какие проблемы он обозначил.
— Виктор Фёдорович, так чем может рисковать государство при отработке недропользователями техногенных месторождений?
— А ровным счётом ничем. Все риски берут на себя недропользователи. Это касается в первую очередь финансовых затрат. Но мне хотелось бы начать не с этого. Основная проблема заключается в том, что до сих пор нет законодательно закреплённого определения: а что же является техногенным комплексом? Ведь для чиновников Роснедр это как бы открытие. Хотя есть известные документы, где соответствующие понятия прописаны довольно точно. В «Методических указаниях по подсчёту запасов» на странице 87 недвусмысленно сказано: «Запасы техногенных месторождений — это запасы в галечных, эфельных, гале-эфельных и торфяных отвалах, бортовых и внутриконтурных целиках, в недоработках по плотику». Казалось бы, что неясного? Но почему-то никто из руководства не спешит замечать очевидного.
— Но ведь частично проблему отработки техногенных месторождений вам решить удалось?
— Если вы имеете в виду работы по техногенному комплексу путём проходки полигонов по принципу ОПР, то да, удалось. Однако это временные рекомендации, которые в любой момент могут отменить. В связи с этим в срочном порядке необходимо принимать изменения в Федеральный закон «О недрах», в части добычи полезных ископаемых из россыпей, разработанные министерством природных ресурсов Магаданской области при прямом участии недропользоваталей.
— Вы имеете в виду исключение требований вести геологоразведочные работы на техногенных площадях?
— Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: а на каком основании нас заставляют проводить ГРР по техногенному комплексу, в формировании которого никакие геологические процессы задействованы не были и где нет никакой зависимости в распределении металла по площади? Ведь оценить «техноген» можно лишь примерно, промыв 20—40 процентов отвалов. Но, несмотря на все эти очевидные для каждого специалиста вещи, нам дают указания проводить ГРР, да ещё и методами, применяемыми для целиковых площадей, то есть траншеями. Поймите, если у компании есть необходимость в геологоразведке, то она сама её проведёт, безо всяких указаний, своими силами и на основании своего же предпринимательского риска. Найдёт золото — хорошо, не найдёт — ну что же, это бизнес, а в бизнесе бывают и потери. Вот только государство здесь при чём? Оно ничем не рискует, а в случае предпринимательского успеха получает многое. В первую очередь дополнительные отчисления НДПИ. Ну и дополнительные объёмы золота, конечно же.
— Вы не раз говорили, что проблема ГРР многогранная, что в ней много составляющих. Каких ещё, например?
— Если на месторождении имеются прогнозные ресурсы, то первым пунктом в лицензионном соглашении стоит проведение геологоразведочных работ. При этом законодателя не интересует, а есть ли необходимость в таких работах. Ведь месторождение неоднократно разведывалось в ранние годы, там давно уже все бурено-перебурено. И, как правило, с общим результатом — промышленного золота в интервалах, где числятся прогнозные ресурсы, нет в принципе. Тем не менее мы обязаны провести ГРР ещё раз и именно по этим интервалам. Зачем недропользователей заставляют заниматься ерундой? Причём за их же деньги. И деньги немалые, полученные в банках под серьёзные проценты. Я уж не говорю про время, потраченное на такую никому не нужную геологоразведку. Проект геологоразведочных работ, экспертиза проекта, сами ГРР, ежеквартальные отчёты, отчёт о результатах, экспертиза отчёта… Перечень можно продолжить. Так что могу сказать: проводить или не проводить ГРР на месторождениях с прогнозными ресурсами — вопрос самих предприятий. И государство не должно вмешиваться в эти процессы.
— Можно ли в наше время в Магаданской области найти новые месторождения полезных ископаемых?
— По оценке специалистов-геологов, это практически невозможно. Вся территория в достаточной степени исследована и разведана. Поэтому на месторождениях, где ведутся добычные работы, да и на площадях, которые находятся в госрезерве, это исключено. Там чрезвычайно высокая степень изученности, и проведение дополнительных ГРР — пустая трата времени и денег. Имеет смысл только эксплуатационная разведка, дающая возможность уточнить контуры переданных запасов, а также немного увеличить запасы, что называется, за счёт «протяжки» россыпи по её простиранию. Вот и получается, что единственный способ увеличить минерально-сырьевую базу — это введение упрощённой системы получения и продления лицензий для участков недр, включающих техногенный комплекс и остаточные целиковые балансовые запасы. Золотопромышленникам необходимо предоставить возможность в упрощённом порядке, на основе предпринимательского риска осваивать не только техногенные, но и отработанные месторождения. И делать это нужно как можно быстрее. Пока ещё в области есть специалисты, владеющие сутью вопроса. Скоро их здесь совсем не останется. Особенно с таким подходом к старательскому труду, который демонстрирует государство.
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >