«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06(146), июнь 2019
Главная тема

Главная тема 

«При разработке «техногена» государство ничем не рискует»

Наша газета не раз рассказывала о проблеме, связанной с техногенными россыпями российского Севера. Точнее, об этом на страницах нашего издания говорили специалисты. Они предельно конкретно доказывали: уже сейчас более половины колымского золота добывается на «техногене». Это стало возможным во многом благодаря схеме разведочно-промышленных полигонов (РЭП), которая, увы, два года назад попала под официальный запрет. На смену РЭПам пришёл формат опытно-промышленных разработок (ОПР). Но и это временный, пока не узаконенный метод. И получается, что вопрос не решается, несмотря на то, что участники отраслевого рынка давно предлагают оптимальный вариант решения проблемы.

НЕ УСЛЫШАЛИ

Вот как обозначает ситуацию гене­ральный директор одной из стабиль­но работающих золотопромышленных компаний Севера ООО «Райз» Олег ПЕТРОВ:

— С одной стороны, наша компания с проблемами «техногена» непосред­ственно не сталкивается. С другой — мы поддерживаем наших коллег, которые озвучивают эту ситуацию. Это ведь ка­сается многих недропользоваталей. Причём руководители золотодобыва­ющих предприятий, а также извест­ные геологи писали множество писем в разные инстанции. Они доказывали, что при разработке «техногена» госу­дарство ничем не рискует, — оно только выигрывает. К сожалению, федераль­ная власть старателей пока не услыша­ла. Но долго останавливаться на этой теме я не хочу, поскольку, повторюсь, наша компания работает в несколько иных отраслевых условиях. А вам я бы посоветовал побеседовать с известным и уважаемым на Севере России геоло­гом Виктором Фёдоровичем ПОТИРИДИ. Он не только обозначит саму проблему, но и озвучит конкретные предложения, которые касаются и техногенных россы­пей, и геологоразведки.

КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ

Мы прислушались к совету и подроб­но пообщались с Виктором Потириди. И вот какие проблемы он обозначил.

— Виктор Фёдорович, так чем может рисковать государство при отработке недропользователями техногенных ме­сторождений?

— А ровным счётом ничем. Все риски берут на себя недропользователи. Это касается в первую очередь финансо­вых затрат. Но мне хотелось бы начать не с этого. Основная проблема заключа­ется в том, что до сих пор нет законо­дательно закреплённого определения: а что же является техногенным ком­плексом? Ведь для чиновников Роснедр это как бы открытие. Хотя есть извест­ные документы, где соответствующие понятия прописаны довольно точно. В «Методических указаниях по подсчёту запасов» на странице 87 недвусмыслен­но сказано: «Запасы техногенных ме­сторождений — это запасы в галечных, эфельных, гале-эфельных и торфяных отвалах, бортовых и внутриконтурных целиках, в недоработках по плотику». Казалось бы, что неясного? Но поче­му-то никто из руководства не спешит замечать очевидного.

— Но ведь частично проблему отра­ботки техногенных месторождений вам решить удалось?

— Если вы имеете в виду работы по техногенному комплексу путём про­ходки полигонов по принципу ОПР, то да, удалось. Однако это временные ре­комендации, которые в любой момент могут отменить. В связи с этим в сроч­ном порядке необходимо принимать изменения в Федеральный закон «О не­драх», в части добычи полезных иско­паемых из россыпей, разработанные министерством природных ресурсов Магаданской области при прямом уча­стии недропользоваталей.

— Вы имеете в виду исключение тре­бований вести геологоразведочные ра­боты на техногенных площадях?

— Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны: а на каком основа­нии нас заставляют проводить ГРР по техногенному комплексу, в формиро­вании которого никакие геологические процессы задействованы не были и где нет никакой зависимости в распреде­лении металла по площади? Ведь оце­нить «техноген» можно лишь пример­но, промыв 20—40 процентов отвалов. Но, несмотря на все эти очевидные для каждого специалиста вещи, нам дают указания проводить ГРР, да ещё и методами, применяемыми для целико­вых площадей, то есть траншеями. Пой­мите, если у компании есть необходи­мость в геологоразведке, то она сама её проведёт, безо всяких указаний, своими силами и на основании своего же пред­принимательского риска. Найдёт золо­то — хорошо, не найдёт — ну что же, это бизнес, а в бизнесе бывают и потери. Вот только государство здесь при чём? Оно ничем не рискует, а в случае пред­принимательского успеха получает мно­гое. В первую очередь дополнительные отчисления НДПИ. Ну и дополнительные объёмы золота, конечно же.

— Вы не раз говорили, что проблема ГРР многогранная, что в ней много со­ставляющих. Каких ещё, например?

До сих пор нет законодательно закреплённого определения: а что же является техногенным комплексом? Мы считаем (и это показывает практика), что отработанные на 75—80 процентов месторождения должны полностью квалифицироваться как техногенные. Каждая из таких россыпей должна включать в себя и недоработанный плотик, и бортовые, а также внутриблоковые целики, гале-эфельные и торфяные отвалы. Все эти параметры должны быть закреплены в Федеральном законе «О недрах». Также там должна быть закреплена упрощённая система получения и продления лицензий для участков недр, включающих техногенный комплекс и остаточные целиковые балансовые запасы.
Кстати, соответствующий проект изменений в ФЗ «О недрах» был разработан министерством природных ресурсов Магаданской области при прямом участии недропользователей. И поправки в закон, на мой взгляд, нужно принимать незамедлительно.
Виктор ПОТИРИДИ, геолог

— Если на месторождении имеются прогнозные ресурсы, то первым пун­ктом в лицензионном соглашении стоит проведение геологоразведочных работ. При этом законодателя не интересует, а есть ли необходимость в таких работах. Ведь месторождение неоднократно раз­ведывалось в ранние годы, там давно уже все бурено-перебурено. И, как правило, с общим результатом — промышленного золота в интервалах, где числятся про­гнозные ресурсы, нет в принципе. Тем не менее мы обязаны провести ГРР ещё раз и именно по этим интервалам. Зачем недропользователей заставляют зани­маться ерундой? Причём за их же деньги. И деньги немалые, полученные в банках под серьёзные проценты. Я уж не говорю про время, потраченное на такую нико­му не нужную геологоразведку. Проект геологоразведочных работ, экспертиза проекта, сами ГРР, ежеквартальные от­чёты, отчёт о результатах, экспертиза от­чёта… Перечень можно продолжить. Так что могу сказать: проводить или не про­водить ГРР на месторождениях с про­гнозными ресурсами — вопрос самих предприятий. И государство не должно вмешиваться в эти процессы.

— Можно ли в наше время в Магадан­ской области найти новые месторожде­ния полезных ископаемых?

— По оценке специалистов-геологов, это практически невозможно. Вся терри­тория в достаточной степени исследова­на и разведана. Поэтому на месторожде­ниях, где ведутся добычные работы, да и на площадях, которые находятся в госрезерве, это исключено. Там чрез­вычайно высокая степень изученности, и проведение дополнительных ГРР — пу­стая трата времени и денег. Имеет смысл только эксплуатационная разведка, даю­щая возможность уточнить контуры пе­реданных запасов, а также немного уве­личить запасы, что называется, за счёт «протяжки» россыпи по её простира­нию. Вот и получается, что единствен­ный способ увеличить минерально-сы­рьевую базу — это введение упрощённой системы получения и продления ли­цензий для участков недр, включающих техногенный комплекс и остаточные целиковые балансовые запасы. Золото­промышленникам необходимо предо­ставить возможность в упрощённом по­рядке, на основе предпринимательского риска осваивать не только техногенные, но и отработанные месторождения. И де­лать это нужно как можно быстрее. Пока ещё в области есть специалисты, вла­деющие сутью вопроса. Скоро их здесь совсем не останется. Особенно с таким подходом к старательскому труду, кото­рый демонстрирует государство.

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров