Магаданская область, в сознании любого человека, прочно ассоциируется с золотодобычей и рыбной промышленностью. Всё это, конечно же, так и есть. Но с одной поправкой — эта северная территория исключительно богата еще и своими угольными ресурсами. Не случайно десятилетие ЗАО «Колымская угольная компания» стало праздником не только для непосредственных работников отрасли, но и для всех жителей региона. А теперь — интервью с генеральным директором этого предприятия Эдуардом ЛОСИНСКИМ.
— Эдуард Вячеславович, давайте вспомним события десятилетней давности. Это правда, что угольная отрасль Колымы того периода находилась в глубоком кризисе?
— На самом деле отраслевой кризис для колымских угольщиков начался гораздо раньше — в девяностые годы. Как, наверное, и во всех сферах народного хозяйства. Но если же говорить непосредственно о нашей отрасли, то тут получилась такая ситуация. В Магаданской области работало одновременно несколько крупных шахт, в том числе Омсукчанская, Кадыкчанская, а также разрез «Тал-Юрях». И тут возникли две серьезные проблемы. Первая — эти предприятия фактически полностью выработали свои технические и технологические ресурсы. Плюс ко всему каждое из них было обременено большой (но устаревшей) производственной базой и громоздкой социальной инфраструктурой. Поэтому никаких перспектив для рыночного развития эти структуры не имели. Хотя какой уж тут рынок. Люди месяцами без зарплаты сидели, вот что было по-настоящему грустно. В итоге власти региона приняли решение закрыть бесперспективные объекты, а остальные объединить в ОАО «Колымская угольная компания». Но спустя четыре года выяснилось — проблемы здесь не решаются. Более того, в отдельных моментах они еще и усугубляются. И руководители нашей территории решили продать контрольный пакет акций (он находился у государства) частному инвестору — ОАО «Сусуманский ГОК» ОАО «Сусуманзолото». В итоге именно эта структура в сентябре 2003 года, то есть ровно 10 лет назад, и учредила ЗАО «Колымская угольная компания».
— А зачем крупному золотодобывающему холдингу нужно было покупать столь проблемный актив?
— Да хотя бы потому, что любой серьезный холдинг в той или иной степени заинтересован в расширении своей производственной деятельности. А уголь — интересный актив, особенно для северных территорий. Тут, конечно, тоже многое зависит от конъюнктуры рынка, но безусловно другое — для нашего региона угольные ресурсы были и остаются основой энергетической безопасности. Вот смотрите, сегодня мы ежегодно добываем порядка 400 тысяч тонн угля. И большая часть этого объема идет в предприятия ЖКХ нашей территории. В котельные, проще говоря, которые и обеспечивают энергией множество населенных пунктов. То есть ЗАО «Колымская угольная компания» непосредственно занимается важнейшими вопросами жизнеобеспечения в Магаданской области. Это, скажем так, наша основная задача.
— Вы говорите о большей части угля. Вы еще и поставляете этот ресурс в другие регионы?
— Да, порядка 70 тысяч тонн мы поставляем в Республику Саха (Якутия). В Оймяконский и Момский улусы РС (Я), если быть точным.
— Насколько известно, в настоящее время вы отрабатываете открытым способом Верхне-Аркагалинское каменноугольное месторождение в Сусуманском районе Магаданской области. Этот природный запасник обладает серьезными объемами твердого топлива?
— Более чем. Мы просчитали, что если наша компания будет добывать по 400 тысяч тонн угля в год, то запасов нам хватит на 155 лет. Так что у нас есть плацдарм для развития даже в рамках одного месторождения.
— Для любой отраслевой компании 10 лет — вполне значимый срок. И уже можно делать выводы об эффективности работы. Чем вы гордитесь в первую очередь?
— Я бы выделил сразу четыре повода для нашей профессиональной гордости. Во-первых, за все годы работы мы ни разу не нарушили своих контрактных обязательств. Сами понимаете, это весьма серьезный момент. Во-вторых, мы постоянно проводим техническую модернизацию своего парка и внедряем современные технологии в свою основную деятельность. Достаточно сказать, что когда я в 2003 году возглавил компанию, техника здесь была изношена до предела. Теперь же ситуация изменилась кардинально. Могу отметить, что сейчас мы успешно используем высокотехнологичное горное
оборудование, как российское, так и зарубежное. Из отечественной специализированной техники на добыче угля и вскрыше горных пород хорошо себя зарекомендовали экскаваторы ЭКГ-8И и ЭКГ-5А. Что же касается буровых станков для подготовки мерзлых пород к рыхлению взрывным способом, то тут мы применяем буровые станки СБШ-250МН. А для приготовления взрывчатого вещества «Игданит» мы используем новую смесительно-зарядную машину МСЗ-15-НПК на базе КАМАЗ. Что же касается перевозок, то здесь мы эксплуатируем БЕЛАЗы грузоподъемностью в 45 тонн каждый. Для сравнения: еще относительно недавно грузоподъемность таких машин у нас не превышала 28 тонн. Теперь об импортной технике. Тут я бы хотел выделить, в первую очередь, высокопроизводительные бульдозеры типа Komatsu, D-375 и D-65, а также погрузчики WA-420. Ну а для перевозки взрывчатых материалов, ГСМ, запчастей и прочих материально-технических ценностей нами были приобретены автомобили от известного мирового производителя Volvo. Хотелось бы в этой связи выделить еще один существенный момент. Труд у нас на предприятии стал гораздо механизированнее, нежели раньше. Это и позволяет нам решать самые сложные производственные задачи с максимальной эффективностью. Третий момент, который я хотел бы обозначить. Можно проводить любую, самую масштабную модернизацию, но без квалифицированных работников всё это рано или поздно превратится в пшик. Люди — вот что главное для промышленного предприятия любого уровня. И мы своими сотрудниками гордимся. У нас трудится в общей сложности около 300 человек. Среди них я хотел бы отметить таких профессионалов, как заместитель генерального директора по производству О.Н. ЕЛИЗАРОВ, заместитель генерального директора по геолого-
маркшейдерской службе С.Н. БАТУЕВ, главный экономист Л.И. МАРАПУЛЕЦ, главный бухгалтер И.А. ЗАОСТРОВСКАЯ, главный геолог Н.Б. КАТЕРЕНКО и главный маркшейдер филиала Л.А. КОРОЛЕВА. Также мне хотелось бы поблагодарить наших рабочих, непосредственно обеспечивающих производственный процесс. Это, в первую очередь, машинисты экскаватора Н.Н. ПОГУДО и А.А. БУЗЬКО, машинисты бурового станка И.А. КАТЕРЕНКО и Ю.Ю. ШИПИЛОВ, взрывник А.А. БАРАНОВ, водитель В.И. КРАВЧЕНКО и многие другие. Все эти люди — гордость нашего предприятия. И вот что интересно. Нам удалось сохранить баланс опытных сотрудников, имеющих солидный трудовой стаж, и молодых специалистов, обладающих при этом серьезными профессиональными и деловыми качествами. У нас молодежь занимает весьма и весьма значимые позиции. Например, ведущим звеном в структуре компании является наш филиал — разрез «Кадыкчанский». Так вот, руководит им еще молодой, но уже опытный производственник С.А. ХАРЧЕНКО. И таких примеров у нас хватает.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >