Добыча рудного золота — процесс непростой. Тут есть множество специфичных моментов, влияющих на рентабельность производства. О чём идёт речь? Подробности — в интервью с директором ООО «ЭлектрумПлюс» Галимом АКЧУРИНЫМ.
— Галим Гарифович, насколько известно, ваша компания давно и успешно осваивает месторождение Ветренское. Где именно оно расположено?
— В Тенькинском районе Магаданской области. Неподалёку от посёлка Синегорье.
— И сколько золота компания ООО «ЭлектрумПлюс» добыла в этом году?
— Объём добычи у нас составил 550 килограммов. Это, кстати, наши стандартные отраслевые параметры. При этом объём переработки нашей обогатительной фабрики составляет 180 тысяч тонн руды.
— А какими запасами располагает золоторудное месторождение Ветренское?
— Речь идёт о запасах общим объёмом в 10 тонн золота. Но об этом можно говорить достаточно условно, ведь мы ведём постоянную работу по приросту запасов. У нас собственная геологическая служба, поэтому все профильные работы выполняем самостоятельно.
— И насколько эффективно работает эта служба?
— Могу сказать, что защита запасов у нас происходит постоянно. Вот недавно мы прошли одну штольню — защитили запасы в объёме двух с половиной тонн золота. При проходе другой штольни защитили ещё одну тонну. Сейчас все соответствующие документы проходят отчётную экспертизу. Также мы занимаемся разведкой одного участка и ожидаем прироста ресурсов примерно на пять тонн металла.
— Подрядчиков на эти работы вы нанимаете?
— Подрядные организации мы нанимаем только на бурение. Всё остальное производим своими силами. И возможностей у нас хватает.
— С каким содержанием золота вам приходится работать?
— Могу сказать, что среднее содержание у нас составляет в пределах 10 граммов золота на тонну руды.
— С геологической позиции месторождение Ветренское является сложным?
— Да, ситуация тут непростая. Если говорить языком профессиональным, то могу отметить — золото у нас кварцевой формации, а само месторождение относится к четвёртой группе. Так что горно-геологические условия у нас специфичные, поскольку руды на 85–99 процентов состоят из кварца, а количество сульфидов не превышает один процент. И по мнению многих специалистов, Ветренское — самое сложное месторождение в Магаданской области с точки зрения геологии. Сложна сама морфология, вот в чём дело.
— А с добычей сложности возникают?
— Конечно, и это также объяснимая отраслевая ситуация. Тут проявляется целый комплекс специфичных проблем. Это и неустойчивые породы, и высокий уровень обрушений, и большое разубоживание, и сложное обогащение, и многое другое.
— А с обогащением какие проблемы?
— Дело в том, что у нас проявляется высокая примесь углеродов, углистых сланцев. Проще говоря, углероды абсорбируют на себя металл, утаскивают его. И нам приходится делать несколько ступеней гравитационного обогащения, чтобы этот металл поймать.
— Какая компания разрабатывала для вас схему обогащения?
— Соответствующую схему разрабатывали специалисты предприятия «Дальрудпроект». Но впоследствии, по ряду причин, мы её дорабатывали собственными силами.
— И сколько руды вы перерабатываете?
— В год порядка 180 тысяч тонн, хотя ещё не так давно соответствующий показатель равнялся 100 тысячам тонн.
— У какой компании вы приобрели свою мельницу?
— Мельница у нас импортного производства. И она нас полностью устраивает. Это хорошее оборудование.
— Какие концентраторы вы используете для обогатительных схем?
— Главным образом марки Knelson. Хотя до недавнего времени применяли концентраторы Falcon, но они очень дорогие в обслуживании. Впрочем, у нас много современного обогатительного оборудования. Технически мы оснащены полностью.
— Теперь давайте перейдём непосредственно к золотодобыче. Вы работаете подземным способом?
— Да, исключительно подземным. Соответственно, добыча ведётся круглогодично. При этом сам рудник функционирует по вахтовой схеме.
— А каким образом добываете золото в штольнях?
— Тут мы используем систему подэтажного обрушения. То есть проходим подэтажные горизонты. Впоследствии бурим веера скважин, затем всё это взрывается и падает вниз. Для бурения используем специализированную технику Simba, а для извлечения руды — погрузочно-доставочные машины ST-2 D. Имеется у нас и другое профильное оборудование, позволяющее добиваться серьёзных отраслевых результатов.
— Кто является учредителем ООО «ЭлектрумПлюс»?
— Компания «Сусуманзолото». Именно это предприятие и является держателем лицензии на месторождение Ветренское.
— А сколько лет вы эксплуатируете это месторождение?
— Около 15 лет.
— Сколько человек работает в вашем предприятии?
— Порядка 300 специалистов. При этом «на подземке» смена составляет до 50 человек, на фабрике — до 30 человек. Ну а сама схема работы, повторюсь, подразумевает вахтовый метод.
— А какова у вас производительность труда?
— Скажу так — на каждого, кто у нас непосредственно занят на золотодобыче, приходится примерно по два килограмма золота в сезон. Это весьма неплохой показатель, влияющий на общий уровень рентабельности.
— Специалисты утверждают, что для рентабельности хватает и килограмма золота на человека. Так ли это?
— Это зависит от многих факторов. Но при сегодняшней цене на золото оптимальный вариант — полтора, а лучше два килограмма металла на человека. В этом случае можно вести речь о хорошей производственной рентабельности.
— После банкротства Колымского аффинажного завода (КАЗ) куда отправляете золото?
— Мы сотрудничаем с красноярским заводом «Красцветмет» и с предприятием «Уралэлектромедь».
— Сотрудничество продуктивное?
— Вы знаете, да, весьма продуктивное. Ведь проблемы на Колымском аффинажном заводе были связаны не только с тем, что там в один момент «исчезли» тонны золота и 16 тонн серебра. Сданные на это предприятие драгметаллы «худели» постоянно. Если раньше на КАЗе мы получали стабильный минус по сданному промпродукту, то в том же Красноярске у нас выходит постоянный плюс. Проще говоря, после аффинажа мы стали получать на 10 процентов больше золота. А это серьёзно.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >