Многие думают, что золотодобывающие компании прямо-таки «купаются» в золоте. Но как на самом деле живут недропользователи? Разбираемся на примере одной золотодобывающей артели из Амурской области.
Недропользователи неразрывно связаны с лесом. А точнее, с Лесным кодексом России. Согласно этому документу, после того как недропользователь получил на аукционе право пользования недрами, он должен оформить лесной участок в аренду, заключив соответствующий договор. Во сколько это обходится недропользователю?
На первый взгляд — сущий пустяк. Согласно постановлению Правительства РФ № 310 от 22 мая 2010 года в зависимости от экологической характеристики земель ориентировочная стоимость колеблется
от 1 500 до 12 000 рублей. Для предприятия, которое мы рассматриваем, эта цифра составляет 2 500 рублей за гектар. В нашем случае артель имеет несколько договоров на разные участки общей площадью 250 гектаров, а это значит, что аренда составит 625 тысяч рублей в год.
Однако заключение договора аренды требует предварительных работ по составлению акта натурно-технического обследования лесного участка. Порядок подготовки и утверждения такого акта утверждён Приказом № 701 от 24 ноября 2004 года МП РФ. Такие работы должны выполнятся лесхозом, стоимость их составляет 2 130 рублей за 1 гектар, то есть ещё 533 тысячи рублей. Фактически на местности лесхозом эти работы не выполняются, а делает их недропользователь своими силами. Но вот счёт выставляется, и недровики вынуждены платить.
Перед заключением договора аренды также необходимо разработать и согласовать проект освоения лесов. Он отражает состав лесных насаждений, разрешённые для недропользователей виды деятельности, мероприятия по охране и восстановлению растительного и животного мира и другие важные при обращении с лесами моменты. В Амурской области созданы все «благоприятные условия» для успешного составления проекта освоения лесов и согласования его с Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области силами лесхозов. Причём участие недропользователя в составлении проекта полностью исключено, его составляет лесхоз, что в дальнейшем порождает проблемы.
Стоимость работ по составлению проекта порой превышает 100 тысяч рублей и зависит от арендуемой площади. Есть в договорах на аренду лесных участков и подводные камни (ещё какие!), например обязанность арендатора производить работы по лесовосстановлению. Причём в этот пункт вбиваются какие-то невероятные цифры, например приобретение 500 000 саженцев. В рублях это уже 2 миллиона.
Подсчитали? Плата за аренду 250 гектаров на год уже дошла до 3 258 000 рублей. Это неподъёмная сумма для предприятия. И если считать, что компания ежегодно оформляет договоры аренды земель в таком объёме уже в течение 10 лет, то хочется спросить, остались ли свободные земли в Амурской области, где не посажены молодые саженцы? И где они посажены?
Думаете, это всё?
Горящий лес не нужен никому — ни властям, ни жителям области, ни предпринимателям. Поэтому кажется логичным, что к пожарной безопасности предъявляются строгие требования. Но иногда ситуация становится абсурдной.
Проект освоения лесов составляется на основании приказа Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161, как говорилось выше, лесхозом. Данный приказ предполагает ужесточение требований к самым разным объектам. Не обошли законодатели вниманием и недропользователей.
По последним правилам пожарной безопасности, в проекте освоения лесов, на территории, в зависимости от класса пожарной опасности лесов, должны находиться 1 машина высокой проходимости или вездеход и ещё 2 машины, оборудованные пожарным инвентарём. И это на каждые 10 гектаров участка.
Как мы говорили выше, артель работает на участке площадью 250 гектаров. Легко вычисляем, что ей нужны 25 вездеходов и 50 машин, оборудованных пожарным инвентарём только для того, чтобы выполнить правила пожарной безопасности. На предприятии работает всего 50 человек. Парадокс: откуда в случае пожара взять 25 «вездеходчиков» и 50 водителей, не говоря об огромном количестве вышеобозначенной техники базовой стоимостью не менее 100 миллионов рублей. Золотодобытчики — специализированная команда пожарников или недропользователи?
В министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области понимают, что эта задача для небольших артелей непосильная, но сделать ничего не могут — федеральный закон.
Кроме автомобилей на участке должны быть специальные пожарные рукава и прочий инвентарь, например ранцевые огнетушители в количестве 140 штук. Отсутствие автопарка необходимого объёма послужило причиной составления двух протоколов на рассматриваемую нами артель с общей суммой штрафов в 100 тысяч рублей.
Согласно постановлению правительства России от 23 июля 2009 года № 604, недропользователь должен вырубить лес и продать его Росимуществу, которое официально считается продавцом. Использовать полученную древесину для своих нужд предприятие сможет только после того, как выкупит её через аукцион. Получается, что покупатель в этой «выгодной» сделке должен и произвести товар, и купить. Вот такая «простая» схема.
Таким образом, лес арендатор приобретает 4 раза, первый — оплачивая лицензию, второй — заключая договор аренды лесного участка, третий — покупая саженцы и четвёртый — на аукционе. Причём складированная древесина, если её не купить через год, также становится объектом штрафных санкций — создаёт угрозу пожара. Учитывая, что в последние годы недропользователи переходят на электроотопление своих посёлков и сборные дома из металлических конструкций, потребность в древесине существенно уменьшилась. В труднодоступных районах вырубленную древесину никто не купит: вывозить дорого. Остаётся один выход — оставлять вполне пригодный для использования лес лежать и гнить. Сколько уже пропало и сколько ещё пропадёт этой древесины, наверное, знают только те, кто придумал это постановление. Но никто за это не отвечает.
Кстати, со штрафами у золотодобытчиков «всё в порядке» — жизнь в этом направлении просто бьёт ключом. Из-за таких необоснованных претензий артели в Амурской области не один раз судились с контролирующими органами. Складывается впечатление, что главная функция проверяющих органов — найти нарушение любыми способами. Ведь действительно, ни разу не появлялись новости о том, что, например, росприроднадзор гордится отсутствием нарушений на своей подведомственной территории. Эффективность работы госорганов сегодня измеряется только миллионами штрафов.
Для предприятий, занимающихся добычей россыпного золота, в Налоговом кодексе предусмотрена нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость после реализации товаров. А это значит, что после продажи драгметалла можно вернуть значительную сумму уплаченного НДС. Однако не всё так просто.
Предприятие подаёт в контролирующие органы налоговую декларацию, все необходимые счета по передаче товара покупателю и прочие необходимые документы. После этого в течение трёх месяцев документы проходят камеральную проверку, и налоговый орган в течение семи дней выносит конкретное решение — возвращать деньги или нет. После решения в пятидневный срок средства должны быть уже у производственника.
В последние годы подходы к вопросу возврата НДС стали более жёсткими и требования меняются на глазах. Раньше возврат производили по началу реализации товаров, но с учётом доли от списанных затрат текущего года; в 2013 году, ссылаясь на решение арбитражного суда Хабаровского края, налоговая Амурской области возмещала НДС в доле реализованного золота; в 2014 году правила снова поменялись. Теперь вычитают из НДС стоимость не только непроданного золота, но и серебра, которое золотодобывающая артель не добывает. Причём в количественном выражении металлов. А то, что цена серебра почти в 80 раз меньше цены золота, то, что лицензии на добычу серебра нет — даже запасы этого металла предприятие не считает и никак не учитывает, потому что оно извлекается только технически при аффинаже, — эти моменты никого не интересуют.
Деньги эти, надо сказать, не маленькие. А главное, они необходимы для подготовки к новому промывочном сезону.
Проверки предприятий, конечно, должны быть. Но ведь они должны и заканчиваться.
Проверяющие из налоговой уже практически стали сотрудниками артели. Руководство даже шутит: «Надо уже их в штат брать». Пока проводится одна проверка, специалисты в налоговой меняются, кто-то уходит в отпуск и прочее. Проверка не заканчивается, а растягивается. Потом на следующий год ситуация повторяется. И так может длиться до бесконечности. Когда же предприятию работать, а не отвечать на бесконечные запросы налоговиков?
Вообще во взаимодействии промышленников и государства наблюдается явный перекос. Одни просят обратить внимание на проблемы и решить их, другие глухи и вводят всё новые требования. Главный козырь у государства — закон, и с ним поспорит не каждый. Как будто специально создаются условия, рассчитанные на уничтожение группы мелких и средних предприятий.
Екатерина ВАСЮКОВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >