«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (176), июль 2022
Главная тема

Главная тема 

Тарынское золото на полюсе холода

Оймяконский район Якутии — территория, уникальная во всех отношениях. Во-первых, это знаменитый полюс холода, где зимние температуры нередко опускаются до минус 60 градусов по Цельсию. Неслучайно именно эта земля считается родиной Чысхаана — якутского Деда Мороза. Ну а во-вторых, Оймяконье традиционно богато своими полезными ископаемыми, в первую очередь золотом. Поэтому предложение посетить Тарынский ГОК, производственный участок АО «ТЗРК» (Тарынская бизнес-единица GV Gold), мы приняли с благодарностью — давно хотели посмотреть, как добывается благородный металл на одном из самых современных отраслевых предприятий.

Островок цивилизации

Расстояние от райцентра Усть-Неры до вахтового посёлка Тарынского ГОКа составляет порядка 70 километров. С учётом местного бездорожья на машине пришлось бы добираться не один час. Но компания любезно предоставила в наше распоряжение собственный вертолёт с опытным пилотом, так что на месте мы были уже через 20 минут. Пользуясь случаем, оценили с высоты местный колорит. Да, посмотреть было на что: с одной стороны — суровая северная природа с серыми сопками и не очистившимися ото льда водоёмами, с другой — заброшенные посёлки, где ещё лет 15 назад жили люди, а сейчас — полное запустение.

И вот мы снижаемся. На взлётно-посадочной площадке нас встречают сотрудники службы безопасности. Следует вежливый, но тщательный досмотр вещей. И сразу становится понятно: мы на режимном объекте, где действуют строгие, однако крайне необходимые правила. Это подтверждается ещё и тем, что первым делом для нас проводят инструктаж. Именно по технике безопасности. Здесь всё так же строго: на производстве передвигаться можно только в сопровождении специалистов, ношение спецодежды, касок, очков и перчаток обязательно.

Убедившись, что мы вроде всё поняли, начальник службы управления персоналом Андрей КИМ и заместитель начальника административно-хозяйственной службы Евгения ДУНАЕВА провели для нас короткую экскурсию по вахтовому посёлку. Да, впечатлило. Особенно после Усть-Неры, где, не в обиду местным властям, разруха (и это самое мягкое слово, которое можно подобрать).

А здесь — реальный островок цивилизации в 70 километрах от ближайшего жилья. Общежития и домики для ИТР, бытовой комплекс, теплицы, прочие постройки — всё это как будто появилось лишь вчера (хотя запуск предприятия состоялся в 2017 году). Но посёлок, действительно, удивляет своей аккуратностью: всё продумано до мелочей и всё чрезвычайно удобно для жизни. Даже уличное освещение какое-то особенно яркое. А гравийные дорожки содержатся столь тщательно, что ходить по ним можно, как по асфальту.

После экскурсии нас поселили в общежитие для ИТР. Здесь есть всё, что нужно для комфортного времяпрепровождения. Впрочем, во всех жилых помещениях ТЗРК сотрудники обеспечены максимально возможными в условиях вахтового посёлка удобствами. Здесь люди после работы отдыхают вполне комфортно.

Едва успеваем осмотреться, как зовут на обед. В столовой на выбор по три-четыре первых блюда, по пять-шесть вторых, примерно столько же салатов. Плюс всевозможная выпечка, плюс торты и пирожные, плюс разные компоты… О предпочтениях спрашивают примерно так: «Жаркое будете? А какое — со свининой или говядиной?»

Да, готовят здесь просто отлично. Кстати, организацией питания на предприятии занимается по схеме аутсорсинга компания ООО «Литона». Она же отвечает за клининг, услуги прачечной и химчистки. Да-да, сотрудники ТЗРК и в этом плане обеспечены всем необходимым.

После обеда мы продолжили экскурсию. И вновь нашлись поводы для удивления. Например, когда увидели спортзал, оборудованный тренажёрами нового поколения. Или сауну, что для вахтового посёлка кажется даже некоторым излишеством. Хотя нет, всё это отходит на второй план, когда выясняется — здесь есть даже… солярий. Можно представить реакцию жены, муж которой вернулся с вахты на полюсе холода с южным загаром. Так что в вахтовом посёлке есть всё необходимое для комфортной жизни. Связь, WI-FI также в наличии. Для любителей активного отдыха имеется футбольное поле. Для тех, кто предпочитает отдохнуть в тишине — мини-библиотека.

А ещё здесь крайне тщательно относятся к здоровью сотрудников. Перед началом смены каждый проходит осмотр в медпункте с современным оборудованием, и если, например, давление хоть немного не в норме, человек к работе не допускается.

Мотивация к лидерству

В АО «ТЗРК» работают порядка 800 человек. Приезжают сюда, что называется, со всей России — из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Тюмени, Иркутска, Хабаровска, Магадана… Многие работают с момента запуска предприятия. Условия здесь настолько достойные, что люди за свои места держатся. Схема, разумеется, вахтовая и круглосуточная: в две смены с 8 до 20 и с 20 до 8.

И вот что показательно. Помимо высоких зарплат, компания мотивирует сотрудников работать как можно лучше и другими методами. Например, премиями. Хотя серьёзная ставка делается и на моральные поощрения. На следующее утро после прибытия мы побывали на награждении передовиков и сразу вспомнили лучшие традиции СССР. На площадке перед своими машинами собрались те, кто управляет карьерной техникой и большегрузными автомобилями. Заместитель директора по производству Евгений ПИЧУГИН поблагодарил всех за честный, добросовестный труд.

Именно всех, поскольку бездельников в ТЗРК просто не может быть — они здесь не задерживаются по определению. А вот лучшие из лучших, конечно же, имеются. И вот они-то и были отмечены нагрудными именными знаками: «Водитель июня 2022 года» и «Машинист июня 2022 года». Ну а те, кто становится передовиком регулярно, впоследствии будут награждены ещё и солидными денежными премиями.

«Карьерный» рост

После награждения мы отправились на производство — к карьеру. Зрелище было впечатляющим. Особенно с импровизированной смотровой площадки, откуда было отлично видно, как работает карьерная техника. Евгений Пичугин объяснил суть производственного процесса. Итак, Тарынский ГОК ежегодно добывает порядка трёх тонн драгоценного металла, включая золото в гравифлотоконцентрате. Работа ведётся в карьере золоторудного месторождения Дражное, где один борт уже полностью отработан и, как говорят горняки, поставлен в конечное положение. Но добывают здесь в среднем порядка полутора миллионов тонн руды в год. А если говорить об объёмах горной массы в целом (с учётом вскрыши, вторичной перевозки с рудных складов, которых здесь, кстати, два, и так далее), то соответствующие показатели приближаются к 10 миллионам кубометров. Есть в активе предприятия ещё два участка — Перешеек и Террасовое, которые входят в структуру месторождения Дражное. Но добычная деятельность там пока не началась. В первом случае ведётся вскрыша, во втором — подготовка проектной документации. Но уже в ближайшей перспективе оба объекта будут введены в эксплуатацию.

Так что можно с уверенностью сказать: горные работы будут наращиваться. Проект уже есть, поэтому вся деятельность в карьерах соответствует намеченным планам. Как говорит Евгений Пичугин, в этом году горняки должны углубить карьер и «сесть на шапку руды». То есть объёмы добычи будут увеличены. Кроме того, учитывается ресурсная база карьеров Перешеек и Террасовое. Также стоит отметить, что при освоении месторождений АО «ТЗРК» активно работает с подрядчиками, но с подрядчиками исключительно надёжными и проверенными. Например, на буровзрывные работы привлекают известную на востоке России компанию «Колымавзрывпром» (AV Group), на геологоразведочные — Росгеологию.

Для работы на участках используется самая современная техника. В частности, два экскаватора Komatsu PC2000 c ёмкостью ковшей в 10—11 кубов, четыре экскаватора Komatsu PC1250 с ёмкостью ковшей в 6,5 куба и один экскаватор Komatsu PC800. Также в парке компании 28 самосвалов Komatsu, из которых 17 грузоподъёмностью в 55 тонн и 11 грузоподъёмностью в 90 тонн. Даже грейдеры здесь также от Komatsu. И вот что показательно. ТЗРК — компания, современная во всех отношениях, поэтому производственная деятельность ведётся с точностью часового механизма. Учитывается всё, в том числе плановость технического обслуживания и ремонтов.

К примеру, из 28 самосвалов в день задействовано 27, а одна машина проходит плановое ТО. Поэтому вся техника традиционно находится в полном порядке.

Безостановочный процесс

Побывали мы и на золотоизвлекательной фабрике и увидели производственный процесс, как говорится, от и до. Нашими гидами на ЗИФ стали заместитель директора по обогатительному комплексу Дмитрий ХАНИН и главный обогатитель Александр МИНЯЕВ. Они-то и продемонстрировали все производственные схемы.

Руда из карьера доставляется на рудный склад, после чего её транспортируют на ЗИФ. Через бункерпитатель она поступает на ленточный конвейер, а оттуда — на первую стадию измельчения, а именно на мельницу полусамоизмельчения (МПСИ) производительностью 220  тонн в час. Далее в процесс включается гравитационное оборудование — отсадочные машины МОД-3Т. Там под действием гравитационных сил происходит разделение на золото и пустую породу. Затем полученный концентрат направляется на концентрационные столы, а хвосты (пустая порода) — дальше, на доизвлечение в центробежные сепараторы Falcon с предварительным грохочением. В итоге полученный на концентраторе Falcon концентрат поступает на концентрационный стол Gemeni 1000 для дальнейшей переработки и получения золотой головки.

Просим Дмитрия Ханина подробнее рассказать о флотационной схеме, и он профессионально проясняет ситуацию:

— Для начала — один нюанс. Существует проблема извлечения золота из сульфидов, но с помощью трёх стадий флотации мы «вытягиваем» всё, что нельзя извлечь. А сейчас — непосредственно к вашему вопросу. Сам процесс начинается с сульфидизации, при которой происходит смешивание измельчённой руды с реагентами. Далее схема подразумевает первую основную флотацию, вторую основную флотацию и контрольную флотацию. Также есть три стадии перечистки, где мы получаем золотосодержащий пенный продукт, который в дальнейшем поступает на сгущение. Неслучайно наша флотация и называется пенной, ведь сульфидную часть мы забираем именно в виде пены — именно там собирается мелкодисперсное золото. Ну а после сгущения пресс-фильтром получаем готовую продукцию в виде гравиофлотоконцентрата.

Остаётся лишь добавить, что основной продукцией компании в любом случае остаётся не концентрат, а золото. И доведение его до готовой продукции (то есть до производства слитков путём плавки) производится здесь же, на ЗИФ.

На перспективу

АО «ТЗРК» неслучайно считается новым флагманским проектом в составе операционных активов ПАО «Высочайший». Мало того что предприятие смогло в рекордные сроки выйти на проектную мощность и регулярно наращивает производственные объёмы, оно ещё и постоянно приращивает запасы.

Вот что рассказал нам главный геолог Азамат УРАЛОВ:

— В настоящее время в нашем активе шесть лицензий в рамках Тарынского рудного поля. В 2022 году планируем начать бурение на месторождении Дражное и на месторождении Сох. Рудные залежи месторождения Дражное относятся к типу субгоризонтально и полого залегающих минерализованных штокверкообразных жильно-прожилковых залежей повышенной трещиноватости. Оруденение не имеет чётких геологических границ. Очертания рудных залежей определены по результатам кернового опробования на основании объединения сближенных в плане и в разрезе рудных интервалов.

А вот недавно приобретённые лицензии на месторождения Малтан, Зайка однозначно интересны — руда там состоит из кварцевых жил. Технология переработки руды месторождения Малтан предусматривает гравитационно-флотационную схему с извлечением золота в концентраты от 90%. На месторождении Зайка планируются оценочные работы.

Так что работы хватает, и есть кому работать: в состав нашей службы входят два старших геолога, два участковых геолога, четыре горнорабочих и три мастера шихтования. Буровые работы производят специалисты Росгеологии, сопровождение буровых работ ведёт ООО «ИГТ-Сервис».

Вместо послесловия

На производственных объектах Тарынского ГОКа мы провели более суток и реально убедились: лидерами в отрасли становятся структуры, в которых всё взаимосвязано и нет второстепенных вещей.

В ТЗРК всё так и есть. Современное производство и техника нового поколения неразрывно связаны с квалифицированными специалистами. А наличие квалифицированных специалистов подразумевает высокие зарплаты и достойный уровень жизни в вахтовом посёлке нового поколения. Это именно история ТЗРК. Здесь невооружённым глазом видно: компания соответствует всем передовым стандартам золотодобывающей группы компаний GV Gold. Ну и, конечно же, это отражается на производственных и экономических показателях. Всего лишь за пять лет создать столь успешную отраслевую структуру — сродни фантастике. Но ведь получилось! Видимо, всё дело в умении менеджмента выстроить безупречный процесс, который работает без сбоев, и в прекрасной команде специалистов всех уровней. Так что можно не сомневаться — АО «ТЗРК» сможет эффективно реализовать проект любого уровня сложности. Это уже реальность.


Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров