О квотах и налоговых льготах
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий МАРТЫНОВ:
— Считаю серьёзной ошибкой, что в постановление правительства не вошло чёткое требование о строительстве флота под квоты, выделяемые на вылов краба на Дальнем Востоке, на верфях ДФО. И мы это поймём через какое-то время. Впрочем, безусловно одно — исторический принцип распределения квот должен остаться незыблемым. Все разговоры на тему изменения этого формата подавляющее большинство участников рынка неслучайно называют спекуляцией и преследованием конкретных корыстных интересов. Иначе и не скажешь.
Уходящий 2019 год стал для дальневосточных (да и для всех российских) рыбаков крайне насыщенным на события. Причём это в первую очередь касалось отраслевой нормативной базы. Не успели утихнуть скандалы, связанные с перераспределением крабовых квот, как федеральные чиновники выступили с новыми инициативами. Речь идёт о предложении Федеральной антимонопольной службы (ФАС) изменить исторический принцип в рыболовстве, а также о возможной отмене льгот для градообразующих и посёлкообразующих предприятий, прежде всего для колхозов и артелей. И это не все новации властей.
ЛОББИСТЫ ИЗВЕСТНЫ
Но начнём всё-таки с попытки отменить льготы для колхозов и артелей. Своё мнение по этому поводу мы попросили высказать заместителя председателя правления Росрыбколхозсоюза, эксперта проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Петра ДЖУНКОВСКОГО.
— Пётр Константинович, кто стоит за инициативой по отмене льгот и кому мешает исторический принцип в рыболовстве?
— Скажу так: по моему мнению, это лоббируют те, кто в своё время выступил с предложением изменить формат распределения крабовых квот. Всё это звенья одной цепи. Ну а конкретные выводы делайте сами.
— Если интересантам удастся «продавить» предложения по отмене налоговых льгот для градообразующих и посёлкообразующих предприятий, к чему это может привести?
— Только к одному — к гибели таких предприятий, главным образом рыболовецких колхозов и артелей. А вместе ними исчезнут и целые населённые пункты. У нас в отрасли не зря говорят: есть колхоз — есть посёлок, не будет колхоза — не будет посёлка. Но будем надеяться, что этого не произойдёт, поскольку многие федеральные чиновники, в том числе и руководители Росрыболовства, против скоропалительных «льготных» изменений. Такое мнение было озвучено и на недавнем заседании правления нашего Росрыбколхозсоюза. То есть рыбаков поддерживают на уровне федеральной власти.
— Тем не менее в чём, по-вашему, главная ошибка тех, кто предлагает отменить льготы?
— В данном случае, я считаю, произошёл системный сбой. Главная задача, которую ставит государство перед отраслью, заключается буквально в нескольких словах — накормить россиян качественной и доступной рыбой. Кроме этого, участники рынка обязаны производить конкурентоспособную продукцию, востребованную и в нашей стране, и за рубежом. Всех этих целей мы достигаем. Даже по официальным, то есть осторожным данным, рыбопромышленный сектор в России развивается динамично. Однако позиция Минфина и ФАС, как мне кажется, отражает другие задачи — моментально пополнить налогооблагаемую базу. Но это недальновидный подход. Да, он може дать мгновенный результат, и деньги в бюджеты поступят «здесь и сейчас».
Вот только если оставить градообразующие и посёлкообразующие предприятия без льгот, большинство из них, повторюсь, прекратят своё существование и часть налогоплательщиков исчезнет совсем. Ну и как тогда бюджеты пополнять? Впрочем, дело не только в этом. Прибыль колхозов и артелей относительно скромная. Это уж точно не олигархи от рыбопромышленного сектора. И, тем не менее, именно градообразующие и посёлкообразующие предприятия содержат в своих населённых пунктах всю социальную инфраструктуру: и школы, и детские сады, и ЖКХ, и дороги, и многое другое. Вот у вас в Хабаровском крае более полувека работает колхоз им. 50 лет Октября, которым руководит очень уважаемый в отрасли профессионал
Давыд Яковлевич ФУКС. Исключительно на этом предприятии держится всё село Датта в Ванинском районе. Исключительно, подчеркну это специально.
Вот всего один пример: колхоз содержит единственную в округе пожарную машину. То есть в случае ЧП только она может спасти ситуацию. Или возьмём в качестве примера ЖКХ. Там вся система отопления и водоснабжения функционирует за счёт колхоза. В Датте, насколько я знаю, абсолютно всё зависит от колхоза. И что будет, если это предприятие, не дай Бог, исчезнет? А догадаться несложно: село прекратит своё существование. То же самое, что и о колхозе им. 50 лет Октября, могу сказать об ООО «Востокинвест» под руководством Ольги Николаевны БУЛКОВОЙ. Её компания, работающая в Охотском районе Хабаровского края, также вносит чрезвычайно большой вклад в развитие социальной сферы. Похожая ситуация сложилась и во многих отраслевых предприятиях, работающих во всех «приморских» субъектах ДФО: в Хабаровском крае, Приморье, на Камчатке, Сахалине… Лишать налоговых льгот градообразующие и посёлкообразующие компании ни в коем случае нельзя. От них в прямом смысле зависит жизнь многих тысяч дальневосточников. И именно они сдерживают отток населения с Дальнего Востока, то есть за свой счёт решают задачи государственной значимости.
— Что вы можете сказать о попытке отмены исторического принципа распределения квот?
— Считаю, что это также может привести к негативным последствиям, ведь благодаря историческому принципу рыбопромышленный сектор выстраивает свою работу на годы вперёд. Скажу больше: это дало возможность вытеснить с рынка недобросовестных участников, заинтересованных в получении прибыли любой ценой. Я уж не говорю о том, что такой формат позволил не только развивать другие хозяйственные направления, например судостроение, но и привлекать инвестиции в отрасль. Ведь средний инвестиционный период (для выхода на окупаемость) у нас составляет от пяти до десяти лет, то есть пятнадцатилетний «квотный» цикл как раз в данном случае работает. Обо всём этом говорили специалисты на Всероссийском совещании рыболовецких колхозов (артелей), которое состоялось в Торгово-промышленной палате РФ в сентябре текущего года. Практически все участники этого мероприятия высказались против проведения новых аукционов за счёт тех, кто свои квоты уже получил на законных основаниях. Нельзя менять ФЗ «О рыболовстве» и необходимо наложить мораторий на изменение исторического принципа.
В ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ
Мы также связались с председателем комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николаем ХАРИТОНОВЫМ и попросили его высказаться по вопросу поддержки градообразующих рыбопромышленных предприятий. И вот что он сказал:
— Безусловно, такие предприятия нельзя лишать налоговых льгот. Если, конечно, речь идёт о реальных градообразующих организациях. Они обеспечивают жизнь людей в тех посёлках, где другой работы вообще нет. И очень хорошо, что директорам таких структур удалось их сохранить. Но удивляет другое — в наш комитет никто с просьбами о поддержке не обращался. Поэтому мой совет руководителям Росрыбколхозсоюза, колхозов, артелей и других градообразующих предприятий — предоставьте нам такое обращение. Можно через газету «Наш регион — Дальний Восток», раз всё уже вышло в публичную плоскость. Будем помогать. Кстати, представители некоторых федеральных ведомств не просто выступают против инициатив по лишению налоговых льгот градообразующих и посёлкообразующих предприятий, они говорят о необходимости дальнейшей поддержки таких структур. Например, на заседании правления Росрыбколхозсоюза выступил заместитель руководителя Росрыболовства Пётр САВЧУК. Вот что он сказал:
— Есть вопросы, которые необходимо решать. На мой взгляд, это вопросы, касающиеся градообразующих предприятий Севера. Мы видим, что нужно создавать условия для стимулирования данных территорий, населённых пунктов, — это и есть значимая социальная составляющая для государства. Это то, чем в ближайшее время нам предстоит серьёзно заняться.
Впрочем, существует ещё один серьёзный момент — сам статус градообразующих предприятий. На Дальнем Востоке довольно много крупных рыбопромышленных компаний, которые, не обладая таким «званием», являются градообразующими по определению. Характерный пример — Усть-Камчатский район Камчатского края, где в течение многих лет функционирует ООО «Устькамчатрыба». Из девяти с половиной тысяч жителей района более пятисот человек работают именно в этой отраслевой организации. Да и вклад предприятия в социальное развитие территории весьма приличный. Не менее яркий пример — Озерновский рыбоконсервный завод № 55 Усть-Большерецкого района на той же Камчатке. Вот как в своё время обозначил ситуацию в интервью нашей газете генеральный директор компании Сергей БАРАБАНОВ:
— Наш завод очень тесно связан с посёлком. Здесь живёт наш коллектив, ходят в школу и детский сад дети наших сотрудников, поэтому мы не рассматриваем участие в жизни посёлка как некую навязанную ношу — социальную «обязаловку». Мы считаем важным создать в нём максимально комфортные условия жизни и делаем всё, что в наших силах. Практически то же самое рассказывал нам глава Николаевского района Хабаровского края Анатолий ЛЕОНОВ о градообразующих предприятиях: ООО «РПК «Восточное» и ООО «Восточный рыбокомбинат», работающих в посёлках Иннокентьевка и Чныррах:
— Необходимо учитывать специфику Севера, где рыбопромышленный сектор — это и экономический, и социальный базис территорий. Поэтому ООО «РПК «Восточное» и ООО «Восточный рыбокомбинат» решают весь комплекс социально-экономических задач в наших поселениях. Содержат дороги в населённых пунктах, выполняют функции ЖКХ, поддерживают учреждения образования и культуры, помогают престарелым и людям с ограниченными возможностями, оказывают населению регулярную спонсорскую помощь… Перечень можно продолжить. Кроме того, они являются основными налогоплательщиками в бюджет района. Ну и, конечно же, создают здесь рабочие места. Могу сказать, что ликвидация ведущих отраслевых организаций может привести к социальной катастрофе.
ИСТОРИЮ НЕ МЕНЯЮТ
А сейчас — об историческом принципе распределения квот. Из всех известных отраслевых плюсов стоит выделить стимулирование судостроения. Неслучайно губернатор Камчатского края Владимир ИЛЮХИН в интервью нашей газете ещё в конце прошлого года привёл в качестве примера колхоз имени В. И. Ленина, строящий новые суда, и добавил:
— Надеемся, к этому процессу подключатся и другие предприятия. Главное, чтобы государство не меняло установленные правила игры, в первую очередь распределения квот «под киль». Предприятия, действительно, подключаются, причём не только на Камчатке. Ещё в начале 2019 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду первый отечественный и очень современный краболов «Русь», построенный на средства группы компаний «Антей» из Приморского края. До этого судов такого класса в нашей стране никто не строил. Но и проблем в этой сфере также хватает, особенно если вести речь о дальневосточных верфях. Так, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий МАРТЫНОВ публично заявил, что формулировки постановления о постройке именно краболовов и именно на Дальнем Востоке размыты. Он сказал:
— Считаю серьёзной ошибкой, что в постановление правительства не вошло чёткое требование о строительстве флота под квоты, выделяемые на вылов краба на Дальнем Востоке, на верфях ДФО. И мы это поймём через какое-то время. Впрочем, безусловно одно — исторический принцип распределения квот должен остаться незыблемым. Все разговоры на тему изменения этого формата подавляющее большинство участников рынка неслучайно называют спекуляцией и преследованием конкретных корыстных интересов. Иначе и не скажешь.
ХОРОШО И… ПЛОХО
Ещё момент, касающийся в этот раз общей ситуации в отрасли на Дальнем Востоке. На ноябрьском заседании ДВНПС во Владивостоке директор департамента анадромных рыб ВНИРО Сергей МАРЧЕНКО озвучил любопытные показатели. По его словам, уходящий год стал «высокоурожайным» для лососёвых в ДФО. Уловы составили почти 500 тысяч тонн, что на 8% выше прогноза. Львиную долю этого объёма (380 тысяч тонн) выловили рыбаки Камчатки. У остальных регионов успехи куда как скромнее: на Сахалине — 75 тысяч тонн, в Хабаровском крае — 26 тысяч тонн. Что же касается Приморья, Чукотки и Магаданской области, то там участники рынка добыли в общей сложности около 16 тысяч тонн лососёвых. При этом в Хабаровском крае летняя лососёвая путина на Амуре была запрещена, а осенняя урезана, поэтому осенью непосредственно в бассейне Амура рыбаки взяли не более восьми тысяч тонн лососёвых при научном прогнозе в 16 тысяч тонн. Печальную роль в данном случае сыграл в числе прочего и серьёзный паводок. Да и других негативных моментов (как объективных, так и субъективных) также хватало. Председатель ДВНПС Пётр САВЧУК констатировал: на Амуре и в дальнейшем будет ограничиваться промысел. А другие участники заседания едва ли не в один голос добавили, что в этой связи необходимо решать вопросы, связанные с сохранением нерестилищ. Более конкретную проблему озвучил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли (АПРО) Хабаровского края Сергей РЯБЧЕНКО, призвавший пересмотреть качественный и численный состав региональной комиссии по анадромным. Впрочем, заседание ДВНПС закончилось на волне сдержанного оптимизма. Правда, до сих пор непонятно, что будет с летней путиной на Амуре уже в 2020 году.
НЕ ХОТИМ ШАШКОЙ МАХАТЬ
Между тем рыбаков в следующем году ждёт несколько новаций. В частности, уже можно не сомневаться: ставки сбора за каждый добываемый объект ВБР будут повышены. Другой вопрос: на сколько? И здесь уже есть конкретные предложения. К примеру, специалисты рыболовецкого колхоза им. Ленина (Хабаровский край) предлагают повысить соответствующую ставку (для градообразующих предприятий) с 15 до 20%. С их мнением согласны многие представители рыбацкого сообщества. Ну а насколько увеличится ставка сбора за ВБР для всех рыбопромышленников и будет ли отменён в отрасли единый сельскохозяйственный налог, можно только догадываться. В этой связи министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ подчеркнул, что, по крайней мере, с градообразующими предприятиями в рамках налоговой реформы нужно поступать деликатно:
— Здесь надо действовать очень аккуратно. Я согласен, мы не хотим шашкой махать. Предлагаем проанализировать этот вопрос и… ни в коем случае не нарушать баланс, который на сегодня существует. Ещё одна правовая инициатива в отрасли связана с инвестициями. Свою лепту в решение данного вопроса внесло Правительство РФ, которое подготовило проект ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений и развитие инвестиционной деятельности в Российской Федерации». В этом документе предлагается наделить бизнес различными преференциями, в том числе в виде сохранения квот. Вот только с учётом всевозможных инициатив ФАС по изменению исторического принципа это вряд ли вызовет доверие инвесторов, поскольку менять правила долгосрочной игры однозначно нельзя. Также свой законопроект (точнее, поправки в Водный кодекс РФ) подготовил и Минсельхоз РФ. Касается он аквакультуры. Интересно, что по замыслу авторов правовой инициативы аквакультурой можно будет заниматься без лишних бюрократических препятствий, в рамках имеющихся РПУ. То есть рыбоводные участки будут выделяться в границах рыболовных и безо всяких конкурсов. Посмотрим, что из этого выйдет.
Если подытожить всё вышесказанное, то можно констатировать: рыбопромышленный сектор в очередной раз оказался на пике реформ. В первую очередь правовых. А вот к чему всё это приведёт,можно лишь догадываться.
Александр МАТВЕЕВ