«Наш регион — Дальний Восток»,  № 03 (190), август 2024
Свежий номер

Людей особая порода

АО «Разрез Тугнуйский» часто называют чёрной жемчужиной Республики Бурятия. Предприятие входит в состав АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) и в тройку лидеров России по добыче каменного угля. Славится оно и своими производственными рекордами. Один из самых известных рекордсменов — бригада водителя БелАЗа Алексея ХАЛМАКШИНОВА, которому недавно было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.

Необычный «обычный» день

Указ президента России о присвоении работникам предприятий и учреждений звания «Герой Труда Российской Федерации» был опубликован 1 мая, в Праздник Весны и Труда. 

Для Алексея Юденича Халмакшинова этот день был самым обычным. Телефон выключен — супруга Екатерина Александровна прекрасно знает, что главу семейства будить нельзя, ему нужно хорошенько выспаться перед ночной сменой. Потому и о присвоении мужу высшей награды страны узнала от подруги. Сначала не поверила — уж очень неожиданным и даже неправдоподобным показалось известие. Но после многочисленных звонков друзей, знакомых, коллег — даже глава Республики Бурятия Алексей Цыденов поздравил — сомнения рассеялись. И вот уже тогда радовалась вся семья. Понятно — такое важное событие! 

А саму высшую государственную награду Российской Федерации из рук президента страны Алексей Халмакшинов получил тоже в праздник — 12 июня, в День России, на торжественной церемонии в Кремле. 

Водитель АО «Разрез Тугнуйский» стал вторым в Бурятии Героем Труда РФ («героический» трудовой список республики в 2020 году открыл Леонид Белых, управляющий директор АО «Улан-Удэнский авиационный завод») и третьим, кто удостоен этой награды в коллективе СУЭК (его «предшественники» — бригадир шахты «Котинская» «СУЭК-Кузбасс» Владимир Мельник и бригадир шахтоуправления «Талдинское-Западное» «СУЭК-Кузбасс» Александр Куличенко). 

Если обратиться к официальной формулировке, звание Героя Труда Российской Федерации (оно учреждено президентом России в марте 2013 года) присвоено А.Ю. Халмакшинову «за выдающиеся трудовые заслуги, высокий профессионализм и многолетнюю добросовестную работу». 

А выдающихся заслуг в трудовой биографии Алексея Юденича Халмакшинова действительно немало. 

«А наше дело — сел, поехал — ночь, полночь!» 

В горняцкий посёлок Саган-Нур Алексей Халмакшинов приехал почти 40 лет назад, в 1985 году, после окончания Восточно-Сибирского технологического института. 

Правда, ни посёлка, ни разреза тогда ещё не было — пустое поле и четыре барака. Так что становление Тугнуйского угольного разреза происходило на глазах Алексея Юденича и при его непосредственном участии. 

Сначала молодой специалист работал водителем автобуса в предпусковой дирекции Тугнуйского разреза — работников не хватало, а у новоиспечённого инженера-механика были все категории вождения. После открытия разреза Алексей пересел за руль карьерного самосвала. 

— Летом 1988-го, когда на разрезе появились первые 40-тонные БелАЗы, я отучился в учебном комбинате предприятия и начал работать, — рассказывает Алексей Юденич. — Сначала породу после вскрышных работ возил, а затем, когда экскаваторы дошли до угля, стал его перевозить на самосвале. 

Тем временем разрез Тугнуйский развивался быстрыми темпами — росли и объёмы добычи угля, и размеры карьерных машин, и их грузоподъёмность. Полным ходом шло техническое перевооружение предприятия. Если в начале карьеры Алексею Халмакшинову пришлось управлять 40-тонными БелАЗами, спустя 20 лет (и по сегодняшний день) — самосвалом грузоподъёмностью 220 тонн. Именно экипаж, которым он руководит, одним из первых получил в эксплуатацию большегрузный автосамосвал БелАЗ-7530. 

Карьерные самосвалы — настоящие гиганты. 

— Представьте себе машину высотой шесть с половиной метров, шириной почти восемь метров, а длиной — 13 метров. Я как раз до половины её колеса достаю, — смеётся Алексей Юденич. — Но за 15 лет к таким габаритам уже привык. 

Действительно, рядом с шестиметровой махиной человек выглядит маленьким и беспомощным. Тем удивительнее, что он управляет ею уверенно и надёжно. 

Работа на Тугнуйском разрезе идёт непрерывно. Процесс загрузки машины отработан годами: очередь на погрузку движется быстро, чётко, экскаватор заполняет кузов БелАЗа за полторы минуты — каждые полминуты погружает в него 40 кубометров горной породы. Поэтому от водителя самосвала требуются постоянное внимание, интуиция, высокая скорость реакции, точность движений, а порой и способность решать нестандартные задачи. И так — все 12 часов за смену. 

Благодаря огромному опыту, накопленному Халмакшиновым за 35 лет работы на разрезе, и его профессиональным качествам возглавляемый им экипаж добился, без преувеличения, выдающихся производственных результатов. Ежегодно он перевозит более 9000 тысяч тонно-километров горной массы. Во многом благодаря столь высоким показателям мощность Тугнуйского разреза увеличилась до 14 миллионов тонн угля в год. И сегодня бригада Алексея Юденича не только не опускает производственную планку, но и постоянно увеличивает достигнутые результаты. 

Трудовые успехи опытного водителя не остались незамеченными — за три с половиной десятилетия работы на предприятии он стал полным кавалером знака «Шахтёрская слава». И как высшее признание заслуг — звание Героя Труда Российской Федерации. 

Воспитать достойную смену

Известно, что ценность любого специалиста не только в наработанном годами профессионализме, но и в желании и умении поделиться накопленным опытом. 

Так вот, Алексей Халмакшинов является одним из лучших наставников Тугнуйского угольного разреза. Только за последние пять лет он подготовил семь водителей автомобилей, занятых на транспортировке горной породы. А за все годы работы свой профессиональный опыт он передал не одному десятку молодых коллег.

— Главное для нас, старшего поколения, — воспитать достойную смену, — убеждён Алексей Юденич. — Мы стараемся менять экипаж через каждые 3—5 лет. Ведь за один год человека всему не научишь. Нужно и поговорить с каждым, и интуицию у них развить, и к рабочей дисциплине приучить, ведь у нас опасное производство: машина порожняя 180 тонн весит, а гружёная — все 400 тонн.

Обучаем их, а когда они наработают определённый опыт, берём в команду молодых. Вот так и действуем 36 лет. Столько народу через такую школу прошло! 

Один из таких людей — начальник горнотранспортного участка АО «Разрез Тугнуйский» Александр ПОБОКОВ

— Я работал с Алексеем Юденичем в одной смене, перенимал у него и других членов экипажей опыт, познавал азы вождения самосвала, получал профессиональные навыки, — делится Александр Сергеевич. — Результат моего обучения в этой «школе» — девять лет безаварийной работы на самосвале. 

Кстати, Александр Побоков в составе четырёх экипажей принимал участие в выполнении рекорда — транспортировке миллиона кубометров вскрышной породы. 

Но не только профессионализму он учился у старшего товарища, но и отношению к своему «напарнику». 

— Конечно, состояние машины на 100 процентов зависит от отношения к ней водителя, — уверен Александр Сергеевич. — Ну и, конечно, от состояния дорог. Алексей Юденич знает это, как никто другой, ведь одно время он был бригадиром смены и сам занимался данным вопросом. Очень важно вовремя организовать работу по подготовке условий для безопасной езды: заказать грейдер, при необходимости подсыпать ямы… А к своему БелАЗу Алексей Юденич относится очень бережно. И этому у него можно поучиться. 

Человек позитива

А ещё начальнику горнотранспортного участка импонируют человеческие качества Алексея Халмакшинова. Вот как Александр Побоков говорит об этом: 

— Алексей Юденич — человек с активной жизненной позицией. Можно сказать, человек позитива, душа компании. У нас на разрезе каждый год проходит туристический слёт, так он первый, кто начинает активную подготовку к нему. 

И это на самом деле так. Спорт до сих пор является любимым занятием ветерана. Он во многом помогает ему оставаться в хорошей физической форме. В молодости Алексей Юденич играл в составе местной футбольной команды «Шахтёр», участвовал в различных соревнованиях. Даже сейчас, несмотря на возраст и постоянную занятость, в своём плотном графике он всегда выкраивает время для занятий спортом. 

— Алексей любит, чтобы всё было сделано быстро, — говорит его супруга Екатерина Александровна. — Уж если за что возьмётся — обязательно доведёт до конца. В доме всё делает своими руками. И характер у него позитивный. Люди любят с ним общаться — он и посмеётся, и что-то серьёзное скажет. А главное, любит свою семью — у нас двое детей и пятеро внуков. 

С большим уважением Алексей Юденич Халмакшинов относится и к тем, с кем ему приходится работать: водителям БелАЗов, грейдеров, машинистам экскаваторов… Ведь его успех неотделим от успеха всего коллектива АО «Разрез Тугнуйский». 

Коллектив рекордсменов

А коллектив разреза действительно успешный. На его счету десятки мировых, российских и даже один внесённый в Европейскую книгу рекордов. Уже в мае текущего года на предприятии был установлен новый мировой рекорд производительности — за месяц бригада буровиков под руководством Алексея Николаевича Горюнова пробурила 42 888 погонных метров буровзрывных скважин. Кстати, буровики побили свой же апрельский рекорд — 31 518 погонных метров буровзрывных скважин.

То есть шахтёры не останавливаются, а идут только вперёд, и их целеустремлённость и преданность своей профессии, своему предприятию не могут не вызывать уважения.

 Конечно, проблема нехватки кадров, актуальная для всех промышленных компаний, существует и в коллективе Тугнуйского разреза, но здесь решают её активно и своими силами. Во-первых, недавно организовали вахтовый метод работы, привлекая специалистов со стороны, а во-вторых (и это очень важно), сами готовят кадры для своего предприятия. В учебно-курсовом комбинате разреза желающих обучают практически всем востребованным профессиям: машинист бульдозеров, водитель самосвалов, электрослесарь по ремонту оборудования… 

Интересный факт: профессию водителя карьерного самосвала наряду с мужчинами получают и представительницы слабого пола. 

— До 2021 года у нас работали две женщины: одна — на маленьком самосвале, другая — на 220-тонном, — рассказывает начальник службы по работе с персоналом Анна Сергеевна НЕМЧИНОВА. — Но в начале 2021 года запретили использовать женский труд на такой технике из-за вредного производства. Сейчас у нас на бортовых и грузовых КамАЗах работают три женщины, а ещё две, уже подготовленные водители карьерных БелАЗов, — «в запасе». Мы планируем изменить режим работы на карьерных самосвалах и создать полностью женский экипаж. 

На первый взгляд, идея довольно смелая. Но сомнений в том, что женщины не уступят в профессионализме представителям сильного пола, нет. 

Ещё один резерв для пополнения коллектива АО «Разрез Тугнуйский» —выпускники подшефного филиала Бурятского колледжа недропользования, расположенного в районном центре. 

Надежды на предприятии возлагают и на сегодняшних школьников — учащихся профильного класса СУЭК. Кроме того, на месторождения разреза часто приезжают школьники и студенты различных учебных заведений района, которые уже выбрали или только собираются выбрать шахтёрскую профессию. А в том, что выбор будет правильным, сомнений тоже нет. 

Память в сердцах жива 

Саган-Нур — горняцкий посёлок, поэтому к профессии у его жителей отношение более чем уважительное. А профессиональный праздник — День шахтёра — давно уже стал традиционным не только для саганнурских горняков и их семей, но и для всех жителей Мухоршибирского района. 

В АО «Разрез Тугнуйский» бережно хранят и поддерживают сложившиеся десятилетиями традиции. Здесь с уважением относятся к рабочим династиям, в которых из поколения в поколение передаются опыт, мастерство, верность выбранной профессии. Кстати, трудовую школу Тугнуйского разреза прошли три брата Алексея Халмакшинова (и сегодня водителем БелАЗа на карьере работает его младший брат Евгений, в послужном списке которого — 30 лет стажа, а в отделе капитального строительства разреза трудится жена Алексея Юденича — Екатерина Александровна. 

У центрального входа на предприятие установлена Доска почёта с фотографиями заслуженных ветеранов и лучших работников Тугнуйского угольного разреза, а в поселковом парке есть аллея Славы, посвящённая полным кавалерам почётного знака «Шахтёрская слава». 

Наверняка ещё одной доброй традицией станет недавняя инициатива генерального директора разреза — присваивать новой технике имена заслуженных шахтёров. Так, в мае этого года пять карьерных автосамосвалов грузоподъёмностью 220 тонн получили имена заслуженных ветеранов предприятия: Владимира Ивановича Иванова, Бориса Степановича Оселедца, Валерия Ивановича Кравца, Анатолия Прокопьевича Колобкова, Николая Яныча Калашникова. А через месяц технический парк предприятия пополнили ещё четыре «именных» самосвалов, названных в честь Николая Геннадьевича Малеева, Василия Лукича Невмержицкого, Гавриила Ивановича Петрякова, Владимира Петровича Смагина.

А управлять «именными» самосвалами доверяют лучшим экипажам разреза, ведь это и ответственно, и почётно. 

На благо России 

На торжественной церемонии в Кремле Алексей Халмакшинов поблагодарил президента России за высокую награду и отметил особую роль коллективного труда в угледобыче. 

— Все достижения на разрезе — это результат работы всего коллектива, — сказал он. — Считаю свою высокую награду признанием заслуг всего нашего разреза, который в этом году отмечает 35-летие, всей нашей компании СУЭК. 

Алексей Юденич признаётся, что хотя и чувствовал себя в этот торжественный момент уверенно, высказал далеко не всё, что хотел, — сказалось волнение. Всё-таки Кремль, прямая трансляция, президент рядом. А хотелось выразить признательность руководству страны за внимательное отношение к Республике Бурятия, поблагодарить свой экипаж, весь коллектив Тугнуйского разреза, компанию СУЭК. 

— Ведь все мы работаем на благо нашей России, нашего народа, — убеждён Герой Труда РФ и почётный гражданин Мухоршибирского района Алексей Юденич Халмакшинов. 

Может быть, эти слова и звучат немного пафосно, но они, несомненно, отражают всю суть очень нелёгкого, но очень важного шахтёрского труда.

Автор НИНА КРАСИКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров