«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (179), декабрь 2022
Свежий номер

«Ургалуголь»: экология — однозначный приоритет

Добывающие компании находятся под пристальным вниманием надзорных и экологических органов, что вполне оправданно, ведь работа на сырьевых рынках подразумевает особые природоохранные стандарты. Да и требования к исполнению профильного законодательства здесь также особые. Это и стало одной из тем нашего разговора с генеральным директором АО «Ургалуголь» Валентином КАЛАШНИКОВЫМ. Но сначала мы побеседовали о юбилее предприятия, которому в 2022 году исполнилось 75 лет.

Немного истории

— Валентин Анатольевич, как известно, АО «Ургалуголь» — одна из крупных угледобывающих компаний региона, которая входит в группу СУЭК. Более того, именно в текущем году предприятие отметило 75-летие. Поэтому начать хотелось бы с общего вопроса: в промышленных структурах круглые даты принято отмечать производственными рекордами, и наверняка «Ургалуголь» не исключение?

— Что касается круглой даты, то мы, разумеется, придерживаемся трудовых традиций, сложившихся в советский период. Ведь официальной датой образования нашего предприятия считается 28 ноября 1947 года. В то время шло послевоенное восстановление шахт, отрасль планомерно наращивала производственные обороты. Именно тогда приказом Министерства угольной промышленности восточных районов СССР было организовано Ургальское рудоуправление комбината «Хабаровскуголь», впоследствии преобразованное в шахтоуправление «Ургальское». Развитие предприятия шло, без преувеличения, стремительными темпами. Уже в 1952 году наши объекты были механизированы, что даже на начальном этапе позволило увеличить годовой объём добычи угля до 50 тысяч тонн. Дальше — больше. Спустя 15 лет, после очередного этапа модернизации, ургальские горняки выдали на-гора 1 миллион 500 тысяч тонн сырья. К середине восьмидесятых соответствующие показатели выросли до 2 миллионов 418 тысяч тонн.

— А когда была создана непосредственно компания «Ургалуголь»?

— В 1994 году, на базе шахтоуправления «Ургальское».

— Времена были непростые. Но предприятие выжило?

— Не просто выжило, оно постоянно развивалось. Даже в сложный постперестроечный период, я имею в виду 2004 год, добыча превысила 2 миллиона 600 тонн топлива. Кстати, именно в это время группа СУЭК приступила к масштабной модернизации АО «Ургалуголь», которая не прекращается и по сей день, причём этот процесс последовательно и планомерно разбит на этапы. Что же касается производственных показателей, то мы вышли на новые рекорды. По итогам 2021 года было добыто свыше 10 миллионов тонн угля — на 30% выше, чем годом ранее. В частности, показатели шахты «Северная» составили 4 миллиона тонн, разреза Правобережный — 4,5 миллиона тонн, разреза Буреинский — 2 миллиона тонн топлива. А в текущем году мы планируем не просто удержать промышленные позиции, но и нарастить объём добычи угля. В юбилейном году предприятие трижды добывало более 1 миллиона тонн в месяц. Ожидаемый объём добычи угля в 2022 году составит более 10 миллионов тонн. Думаю, я ответил на вопрос о трудовых рекордах.

Только вперёд

— А сколько угля было добыто за всю историю предприятия?

— Свыше 165 миллионов тонн, из них добыто подземным способом 109 миллионов тонн и открытым способом 56 миллионов тонн. Это один из лучших показателей на Дальнем Востоке. Но у нас есть все возможности и для дальнейшего развития. Ведь лицензионные запасы компании составляют свыше 942 миллионов тонн топлива, разведанные запасы — более 537 миллионов тонн сырья, а оценочные запасы — не менее 11 миллиардов тонн угля.

— Вы сказали об этапной модернизации компании. Что она подразумевает?

— Речь идёт о соответствующей программе группы СУЭК. Там всё расписано предельно конкретно, и это даёт стабильные результаты. К примеру, в 2020 году был осуществлён переход на добычу одним очистным забоем, длиной в 350 метров, с увеличением производительности до 13 тысяч тонн угля в сутки. Прошёл год — и вот очередной знаковый показатель. Я имею в виду переход на добычу одним очистным забоем, длиной 400 метров, с увеличением производительности до 14,3 тысячи тонн в сутки. Причём был применён проектный подход строительства лавы 26-04, что является лучшим результатом по всей группе СУЭК, а именно 65 дней.

— Получается, модернизация предприятия — процесс непрерывный?

— Конечно! Это часть общей стратегии группы СУЭК, что и позволяет нам планомерно наращивать производственные обороты.

Это — закон

— Валентин Анатольевич, в последние годы добывающие компании всё чаще становятся объектами пристального внимания различных экологических структур. «Ургалуголь» не исключение?

— Я бы ответил на ваш вопрос так: речь идёт об исполнении требований природоохранного законодательства, а не просто о чьём-то внимании к нашей промышленной деятельности. Для нас закон — однозначный приоритет. Как и для всей группы СУЭК. Приведу примеры.

Для того чтобы максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду, в частности на водные объекты Верхнебуреинского района, мы реализуем целый комплекс мероприятий, связанных с проектированием и строительством очистных сооружений для защиты водотоков. С этой целью была разработана специальная программа на период 2020—2024 годы. Её финансовый объём составляет (внимание!) 3,5 миллиарда рублей, из которых свыше 2 миллиардов уже израсходованы как раз на создание профильных объектов. До конца 2024 года программа будет полностью реализована.

— А на каких водоёмах ведутся профильные работы? Точнее, какие водоёмы «охвачены» вашей программой?

— В первую очередь это реки Ургал, Чегдомын и ручей Большие Сатанки. Но наша программа подразумевает снижение воздействия на окружающую среду даже на мелких водопритоках, по сути, в ручьях и маленьких речушках. Здесь для нас мелочей не бывает, поэтому каждый этап проекта, связанный с водоотведением откачиваемых карьерных вод, для АО «Ургалуголь» крайне важен.

Второй ключевой момент: наша компания является предприятием-спутником посёлка Чегдомын. В связи с этим мы уделяем самое серьёзное внимание охране атмосферного воздуха от негативных выбросов, а точнее, поддержанию качества воздуха в населённом пункте. Для этого также была разработана соответствующая программа.

— Что она подразумевает?

— Имеется в виду оснащение объектов предприятия современными системами газоочистки. В программе предусмотрено несколько этапов, первый из которых — переоборудование систем газоочистки в нашей котельной.

— А каково финансовое наполнение программы?

— Если говорить непосредственно о воздухоохранной деятельности, то только в ближайшей перспективе на эти цели будет израсходовано свыше миллиарда рублей. А в дальнейшем бюджет планируется существенно увеличить. И перечисленное — далеко не полный список наших мероприятий. Мы делаем всё возможное для минимизации любого вреда природе.

Удел специалистов

— Какой экологический проект для вас наиболее перспективный?

— Самый важный — усиление мониторинга района расположения объектов компании по показателям качества охраны окружающей среды. Для этого планируем создать собственную лабораторию нового поколения, что позволит нам оперативно отслеживать любые негативные воздействия на ОС и планировать дальнейшие природоохранные мероприятия. То есть для того, чтобы эффективно развивать экологические проекты, требуется полная картина происходящего. А получить её можно лишь на научной основе. Вот для чего нам и нужна собственная лаборатория. — Но ведь это весьма затратный проект?

— Как я уже и говорил, финансовое наполнение природоохранных программ АО «Ургалуголь» исчисляется миллиардами рублей. Компания не жалеет денег на экологию, ведь мы не просто работаем в Хабаровском крае, мы здесь живём, здесь живут наши близкие, это наша малая родина. Соответственно, интересы нашей земли для нас первичны.

— Порой общественники-экологи предъявляют угольщикам претензии, связанные с негативным воздействием на окружающую среду. Это происходит и в Приморье, и в Забайкалье, и на Сахалине, и в других дальневосточных регионах. Как вы относитесь к такой экологической деятельности?

— Наша компания открыта для сотрудничества с любыми экологическими структурами. Мы, в принципе, предоставляем общественности всю профильную информацию. Но здесь есть два нюанса.

Первый: нет ни одного производственного направления, которое было бы абсолютно безвредным для окружающей среды. Угледобыча, лесопромышленный сектор, строительство, энергетика, транспорт — всё так или иначе наносит некий ущерб природе. Поэтому нереально требовать от производственников абсолютной стерильности — важно минимизировать вредные воздействия на окружающую среду. Современные технологии это позволяют. И мы это делаем, о чём я уже и сказал на основе цифр и фактов.

Второй нюанс: экология — это наука. Причём наука точная, базирующаяся на фундаментальных принципах и, опятьтаки, на технологиях нового поколения. Неслучайно мы свою лабораторию открывать собираемся. Поэтому мне, если честно, порой непонятны претензии некоторых общественников, утверждающих, что кто-то где-то наносит вред природе. На основании каких данных, каких исследований сделаны соответствующие выводы? Если это научно обоснованные данные — один вопрос, если просто «наблюдения» — другой. Поэтому каждый должен заниматься своим делом. А экология должна быть сферой ответственности профессионалов, неважно, государственная структура осуществляет мониторинг или общественная. Это моя позиция.

Свой район

— Сколько человек работают в АО «Ургалуголь»?

— В общей сложности почти 3 тысячи специалистов. А с учётом семей наших сотрудников это 42% от общей численности всех жителей рабочего посёлка Чегдомын.

— Получается, АО «Ургалуголь» — градообразующее предприятие?

— Разумеется! Плюс ко всему наличие в районе крупного градообразующего предприятия однозначно стимулирует развитие социальной и коммунальной сфер, а также строительства, торговли, общественного питания и так далее. При таком раскладе нетрудно догадаться: «Ургалуголь» — многогранный базис и для Чегдомына, и для всего Верхнебуреинского района. Да и в жизни Хабаровского края предприятие играет далеко не последнюю роль.

— Можно ли хотя бы примерно обозначить среднюю зарплату на предприятии?

— Ну зачем же примерно — могу сказать совершенно точно. На сегодняшний день средняя зарплата в АО «Ургалуголь» составляет 88 тысяч 525 рублей. Для сравнения: в Хабаровском крае этот же показатель — 56 тысяч 660 рублей, а в добывающей отрасли региона — 72 тысячи 985 рублей.

— Испытывает ли компания проблемы, связанные с дефицитом кадров?

— Мне кажется, это беда всех производственных предприятий на Дальнем Востоке. Я сейчас не хочу говорить о причинах, это тема отдельного разговора. Но даже при наличии высоких зарплат найти квалифицированного специалиста в наше время очень непросто. И для нас это особенно чувствительно, ведь АО «Ургалуголь» реализует серьёзные инвестиционные проекты, и, соответственно, уже к 2025 году нам понадобится не менее 500 новых сотрудников.

— Как решаете проблему?

— Здесь, скажем так, очевидные рецепты. Первое — высокие зарплаты. Второе — привлекательные условия труда. Третье — полный социальный пакет. Всё это у нас присутствует в полном объёме. Кроме того, наша компания оказывает финансовую поддержку Чегдомынскому горно-технологическому техникуму, а также обеспечивает студентов практикой с возможностью дальнейшего трудоустройства. Помогаем мы и в проведении ежегодного чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в рамках национального проекта «Образование». Благодаря такой вовлечённости наше предприятие было представлено в Атласе востребованных профессий для молодёжи Хабаровского края.

Впрочем, решение кадровой проблемы на Дальнем Востоке — задача государственной важности, особенно если иметь в виду добывающие отрасли. ДФО — регион сырьевой, и подход к подготовке, а самое главное — мотивации специалистов здесь должен быть особенным. Именно государственным.

Инвестиционный бум

— Валентин Анатольевич, вы упомянули инвестиционные проекты АО «Ургалуголь». Что имеется в виду?

— Прежде всего, инвестиции в производство. И здесь опять же нельзя обойтись без конкретных примеров. За неполные пять лет в разработку участка Северо-Западный (шахта «Северная») было инвестировано 5 миллиардов 552 миллиона рублей, в строительство разреза Правобережный — 1 миллиард 366 миллионов рублей, в увеличение проектной мощности разреза Правобережный — 6 миллиардов 409,3 миллиона рублей, в мероприятия по повышению эффективности буровзрывных работ — 1 миллиард 254 миллиона рублей, в строительство очистных сооружений водоотлива шахты «Северная» — 1 миллиард 688 миллионов рублей, в поддержание проектной мощности АО «Ургалуголь» — 18 миллиардов 664 миллиона рублей, в прочие проекты развития — 4 миллиарда 627,8 миллиона рублей. Нетрудно подсчитать, что общий инвестиционный портфель нашей компании уже превысил 26 миллиардов рублей. И, разумеется, соответствующие показатели будут увеличиваться.

— А что можно сказать о налоговых отчислениях?

— Здесь у нас также всё показательно. Если говорить о налогах без НДС, то в 2019 году в бюджеты всех уровней было перечислено 6 миллиардов 267 миллионов рублей, в 2020 году — 6 миллиардов 885 миллионов рублей, в 2021 году — 4 миллиарда 406 миллионов рублей, в 2022 году — 16 миллиардов 614 миллионов рублей. А показатель 2023 года должен составить 5 миллиардов 360 миллионов рублей. То есть за неполные пять лет общий объём налоговых отчислений у нас приблизился к 40 миллиардам рублей. Так что компания АО «Ургалуголь» вносит весомый вклад в развитие региона. Об этом говорят только факты и ничего, кроме фактов.

Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров