В 2022 году Республика Саха (Якутия) отмечает столетие со дня образования и вхождения в состав России. Создание республики придало могучий стимул промышленному освоению огромной территории, её социально-экономическому росту и развитию всей страны. Важной вехой в истории региона, несомненно, стало строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯМ).
Якутия — крупнейший сырьевой регион России, единственный в мире, в недрах которого находится вся таблица Менделеева. На её территории открыты и осваиваются уникальные месторождения полезных ископаемых. Республика занимает лидирующее место в стране по добыче алмазов (82% запасов РФ), сурьмы (82%) и урана (61%). Общий запас древесины составляет 9 миллиардов кубометров (1/6 часть всего лесного фонда России). За первое полугодие 2022 года промышленное производство региона показывает максимально высокие темпы роста (14,2%). Такая динамика — результат увеличения производства продукции в добывающем секторе: угля — на 29,8%, природного газа и газового конденсата — на 32,2%, нефти и попутного газа — на 9,9%.
Столь высокие темпы роста промышленности, экономического развития республики и всего северо-востока России обусловлены постоянно развивающейся логистической инфраструктурой региона. Важной составляющей частью развития экономики Якутии является транспорт, который позволяет реализовать многие актуальные задачи. Это, прежде всего, поставка хозяйственных грузов и товаров народного потребления, перевозка людей, обеспечение всем необходимым для бесперебойной работы социально значимых объектов — детских садов, школ, больниц, поликлиник.
Из-за сложных природных особенностей, удалённости основных промышленных районов транспортная схема Якутии сложная и дорогостоящая. На сегодняшний день одной из главных транспортных артерий является железная дорога.
Благодаря построенной Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) стало возможным освоение новых территорий и месторождений, дальнейшее развитие региона и всей страны.
Ещё в начале прошлого века, в тяжёлое предреволюционное время, прогрессивные умы русского общества поняли, что в будущем Россия должна иметь в Сибири не одну, а несколько широтных железнодорожных транзитных линий и меридиональных транспортных коридоров.
История строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали ведёт отсчёт с 1906 года. Именно тогда Совет министров Российской империи во главе с Сергеем Юльевичем Витте принял решение о необходимости создания новой железнодорожной ветки Сибирь — Аляска через Чукотку и Якутию. Воплощение смелого и важного проекта началось в 1930-х годах со строительства линии Бамовская — Тында как части запланированного участка БАМа. Но Великая Отечественная война на долгие годы остановила реализацию этого замысла. Рельсы построенного участка дороги были разобраны и использованы для возведения Волжской рокады, что обеспечило эвакуацию жителей и промышленности Сталинграда, а затем и успех Сталинградской битвы. Лишь в 1972 году возобновилось строительство этого участка. Полностью железнодорожная линия Бамовская — Тында была введена в эксплуатацию в октябре 1977 года.
11 апреля 1985 года — особая дата в истории железных дорог Якутии. В этот день строители БАМа, бойцы отряда «Якутский комсомолец», приступили к строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск протяжённостью 830 километров.
На торжественном митинге, посвящённом этому знаменательному событию, заместитель начальника СМП-574, Герой Социалистического Труда Владимир Павлович Степанищев вручил командиру отряда «Якутский комсомолец» Алексею Иванченко и комиссару отряда Виктору Яковлеву символический ключ. Разделённый на две половинки ключ предстояло соединить в городе Якутске, когда первый поезд придёт в столицу республики. На митинге перед строителями выступил Герой Социалистического Труда, начальник «Главбамстроя» Константин Владимирович Мохортов. Он сказал: «Все отряды, которые хорошо зарекомендовали себя на строительстве БАМа, будут задействованы на новой железной дороге… Магистраль будет строиться в сложных геологических условиях. Много неизвестного. Опыт БАМа, несомненно, закрепится на АЯМе для будущих поколений, которые придут вслед за нами осваивать богатства Севера…»
Начало строительства железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск складывалось непросто. Необходимо было со станции Каунда, где состоялась «золотая» стыковка БАМа, на расстояние более полторы тысячи километров передислоцировать подразделения, участвовавшие в строительстве БАМа. Отсутствие всей необходимой проектной документации и низкие объёмы финансирования осложняли процесс работы. Но, несмотря на сложности, стройка набирала обороты.
Транспортные строители готовы были самоотверженно трудиться на объектах АЯМа. Планировалось досрочно завершить строительство магистрали в 1990 году, то есть за пять лет возвести 830 километров — по 166 километров в год. Однако этим планам не суждено было сбыться, поскольку финансирование строительства Амуро-Якутской магистрали закрывалось 15 раз. Только благодаря настойчивости первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева, Правительства Якутии, поддержке Правительства РФ и мужеству коллектива строителей АЯМа укладка рельсов на Север продолжалась. В условиях острой нехватки строительных материалов, запасных частей, горюче-смазочных материалов для машин и механизмов велось не только строительство железной дороги, но и возведение жилых домов, объектов соцкультбыта. В дальнейшем это помогло избежать большой текучки кадров.
К 1990 году было уложено 212 километров магистрали. В начале следующего года строители уложили лишь 8 километров пути и остановили работу из-за нехватки шпал. Остаток 1991 года и весь 1992-й ушли на преодоление 70 километров до станции Алдан.
Для транспортных строителей приход первого поезда в Алдан был вопросом профессиональной чести, поскольку центр Алданского района — знаковое место не только для Якутии и северо-востока страны, но и для всей России.
Традиции укладки «серебряного» и «золотого» звеньев, «прихода первого поезда», пуска пассажирского движения имеют давнюю историю — с начала строительства железных дорог. «Серебряное» звено укладывали в начале железнодорожной линии, «золотое» — при завершении работ.
В случае с Алданом строители отошли от традиций, и 19 декабря 1992 года было уложено «золотое» звено, хотя эта станция не являлась конечным пунктом возведения АЯМа. Приход железной дороги в Алдан — это самоотверженный подвиг транспортных строителей в очень сложный для государства период. Преодоление огромных трудностей на пути строительства дало всем его участникам моральное право поднять значимость события до «золотого».
В 1993 году было создано Министерство по вопросам строительства Амуро-Якутской магистрали, которое возглавил Дмитрий Дмитриевич Трофимов. Через два года министерство преобразовали в акционерную компанию «Железные дороги Якутии».
10 сентября 1995 года первый поезд пришёл на станцию Нижний Куранах. От Алдана это всего 30 километров (укладывались они два года!). Но именно эти километры доказывают, как велико было желание Правительства Республики Саха (Якутия) и строителей АЯМа не дать стройке «замёрзнуть» и, несмотря на многочисленные трудности, двигаться вперёд, воплощать в жизнь задуманное.
Отсутствие финансов вынуждало Правительство Якутии находить нестандартные пути решения проблем. Выплата заработной платы коллективам транспортных строителей производилась не только деньгами, но и ювелирными украшениями, продуктами питания. На стройке остались самые преданные среди них: С.Г. Смотрин, Н.Н. Прокопенко, А.Н. Зайцев, Б.П. Станчук, В.П. Давыдов, А.Г. Филипов, В.А. Груц, С.Г. Шишкин, Л.И. Михайленко, Д.Д. Вольф, М.В. Лощилин, Н.К. Кочнева, В.Н. Шульгин, А.М. Жуков, В.Н. Безруков, Н.Н. Кондратьева. Коллективы транспортных строителей, участвующих в строительстве АЯМа, в тот период возглавляли: В.И. Тарасенко, В.Н. Кулаженко, А.Н. Дудников, В.А. Пересада, В.А. Михайленко, С.В. Гремяко, В.А. Шарафутдинов, А.А. Титов, С.А. Кляхин, Е.Н. Вешняков.
16 августа 1997 года на станцию Томмот прибыл первый поезд — рабочее движение по Амуро-Якутской железной дороге было открыто.
К сожалению, в период с 1997 по 2002 год строительство столь нужного и важного для республики объекта шло очень медленно, постоянно останавливалось и фактически прекратилось.
По сути, вновь нужно было начинать с чистого листа. Это стало возможным благодаря назначению В.А. Штырова президентом Республики Саха (Якутия), а также поддержке Правительства РФ, руководителей корпорации «Трансстрой» Е.В. Басина, А.Н. Дудникова. Они принимали активное участие в обсуждениях на самых высоких уровнях органов власти вопроса о необходимости продолжения строительства железнодорожной линии до Якутска, что, наконец, привело к принятию Правительством РФ постановления № 242 от 15 мая 2004 года «О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск».
25 апреля 2005 года возобновилось строительство нового, 364-километрового участка Томмот — Кердем. В торжественном митинге по случаю начала строительства приняли участие президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта М.П. Акулов, руководители корпорации «Трансстрой» — Е.В. Басин, А.Н. Дудников, генеральный директор АО «АК «ЖДЯ» В.В. Шимохин.
15 ноября 2011 года на станции Нижний Бестях было уложено «золотое» звено. В торжественном мероприятии принял участие президент РФ Д.А. Медведев.
За время строительства АЯМа были выполнены огромные объёмы земляных работ, пробиты километры просек, построены десятки мостов, уложены железнодорожные пути и линии связи, выполнены работы по возведению служебно-технических зданий и сооружений. С вводом в эксплуатацию в 2014 году железнодорожной линии Томмот — Нижний Бестях протяжённостью 436 километров стало возможным переключение перевозки значительных объёмов грузов с речного и автомобильного транспорта на железнодорожный. Участок линии Беркакит — Томмот— Нижний Бестях протяжённостью 830 километров называют самым крупным и сложным проектом за последние 30 лет в области железнодорожного строительства АЯМа.
В июле 2019 года здесь было открыто пассажирское движение, а 5 августа 2019 года на станцию Нижний Бестях прибыл первый пассажирский поезд с участниками строительства БАМа и АЯМа, ветеранами комсомольского движения, командирами молодёжных коллективов, бойцами строительного отряда «Якутский комсомолец». Среди них были и Герои Социалистического Труда — А.В. Бондарь и И.Н. Варшавский. Именно они в сентябре 1984 года обеспечили укладку «золотого» звена на разъезде Балбухта Байкало-Амурской магистрали. В торжественном мероприятии, посвящённом открытию пассажирского сообщения, приняли участие глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев, члены Правительства РС (Я), председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жирков, глава Мегино-Кангаласского района Н.П. Старостин и гендиректор компании «Железные дороги Якутии» В.В. Шимохин.
Успешное окончание строительства Амуро-Якутской магистрали даёт возможность реализовать ещё один масштабный и очень важный проект — строительство железной дороги до Магадана. Генеральный директор АО «АК «Железные дороги Якутии» В.В. Шимохин прокомментировал цель строительства этой магистрали: «Уже сегодня промышленные предприятия, действующие на территории Якутии и Магаданской области, проявляют большой интерес к оптимизации транспортных схем по доставке грузов. Строительство железной дороги до Магадана позволит сформировать единое транспортное пространство. Железная дорога обеспечит круглогодичную перевозку жизнеобеспечивающих грузов для северного завоза, улучшит транспортную доступность и качество транспортно-логистических услуг при перевозке грузов и пассажиров, повысит уровень безопасности транспортной системы и привлекательность инвестиционных проектов, тяготеющих к данной железной дороге».
В рамках мероприятий, организованных к 100-летию образования Якутской АССР, 3-4 июня 2022 года в городе Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвящённая строительству железной дороги Нижний Бестях — Магадан. При поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ её организаторами стали Правительство Республики Саха (Якутия), правительство Магаданской области, ОАО «РЖД». Генеральным партнёром выступила акционерная компания «Железные дороги Якутии».
Реализация столь масштабных и сложных проектов, как строительство Амуро-Якутской магистрали, стала возможной только благодаря самоотверженному труду и преданности людей своему делу. Мы должны хранить память о строителях-ветеранах, ценить их трудовые подвиги, ведь именно они являются примером для молодого поколения, образцом доблестного труда и целеустремлённости.
Якутия может по праву гордиться строителями АЯМа, которые, я уверен, в год столетнего юбилея республики достойны самых высоких наград.
Юрий ЯКИМЧУК, генеральный директор УК «АЯМ», почётный строитель РФ, участник строительства БАМа
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >