«Наш регион — Дальний Восток»,  № 03 (190), август 2024
Свежий номер

«Восстанавливать леса нужно там, где их вырубали»

Мы не раз рассказывали о ситуации с компенсационным лесовосстановлением. Точнее, не мы, а на страницах газеты свою позицию озвучивали ведущие специалисты отраслевого рынка, включая учёных, которые едва ли не в один голос говорили: в природно-климатических условиях Дальнего Востока леса гораздо эффективнее восстанавливаются в естественной среде. Тем не менее государство пошло по иному пути, и теперь дополнительная нагрузка по восстановлению лесов легла на недропользователей. Разумеется, это вызвало жаркие споры. Но закон есть закон. Вопрос лишь в том, что целесообразно вести лесовосстановление на ранее отработанных полигонах, где для этого уже создана основа в виде рекультивации. И показательные примеры, в этой связи, уже есть.

Имя значит многое

Характерный пример — артель старателей «Восток» в Хабаровском крае. Это, без преувеличения, легендарное предприятие, которое было основано почти 55 лет назад знаменитым Вадимом ТУМАНОВЫМ. Об этом человеке можно писать бесконечно. Ещё в конце сороковых годов он был арестован как враг народа, долгие годы находился в сталинских лагерях, а после освобождения стал родоначальником советской старательской модели. Тогда артели, которыми он руководил, были едва ли не лучшими отраслевыми предприятиями СССР. Более того, Туманов уже тогда внедрял передовые методики в профильную деятельность, в том числе и в АС «Восток». Впоследствии этот же принцип отраслевых новаций исповедовали и те, кто встал у руля организации, в частности его преемник Геннадий МАЛЫШЕВСКИЙ, а после его смерти и новый председатель Николай ЮДАКОВ

Стоит отметить: речь идёт не только непосредственно о золотодобыче, хотя сама добычная и обогатительная схемы в «Востоке» (а работает артель на севере региона) выстроены безупречно, что позволяет решать задачи любого уровня сложности, но и об экологических моделях. Например, ещё в конце восьмидесятых здесь внедрили технологию очистки воды, которая до сих пор является наиболее передовой. Да и все природоохранные мероприятия на предприятии проводятся не только своевременно, но и в соответствии с очень жёсткими требованиями. Это же касается и компенсационного лесовосстановления. Поэтому переходим к сути вопроса. 

Перспективные проекты

Во время нашей встречи с Николаем ЮДАКОВЫМ мы поинтересовались: а насколько финансово обременительно для артели заниматься компенсационным лесовосстановлением? Ответ был несколько неожиданным: 

— Затраты в этой связи составляют десятки миллионов рублей. С учётом того, что мы как золотодобывающее предприятие и так платим огромные деньги в бюджеты всех уровней (не считая дополнительных обременений), всё это весьма затратные вопросы. Но! Хочу, чтобы меня правильно поняли: для старателей интересы государства всегда были выше собственных. Это не громкие слова, не пафос, а реальность. Так остаётся и по сей день. Мы заинтересованы в восстановлении лесов и делаем для этого всё возможное. Но для нас важно, чтобы соответствующие процессы были эффективными и шли только на пользу делу.

Для справки: постановление о компенсационном лесовосстановлении давало недропользователям некую временную отсрочку. То есть можно было начать восстанавливать леса через три года после выхода в свет этого нормативно-правового акта, чем большинство добывающих предприятий и воспользовалось. По принципу «кто знает, что там дальше будет?» Многие, но только не АС «Восток», которая приступила к работам практически сразу. 

Например, площадь посадок в 2020 году составила почти 392 гектара. В 2021 году — свыше 211 га. В 2022 году — без малого 117 га. В 2023 году — 144,5 га. А в году текущем — 20 га, освоенных весной, и более 80 га, которые предстоит освоить осенью. Итого общая площадь, восстановленная в результате лесопосадок, в артели составила почти тысячу гектаров. И это всего за пять лет. 

На пользу делу

Ещё момент: понятно, что золотодобытчики никогда сами не занимались восстановлением лесов. Их дело — добывать благородный металл. Металл, стратегически важный для России, особенно в сегодняшних непростых условиях. Однако Николай Юдаков неслучайно сказал, что для старателей интересы государства первичны, поэтому и к компенсационному лесовосстановлению здесь подошли серьёзно, с максимальным профессионализмом. Будучи в командировке на одном из участков «Востока» в Тугуро-Чумиканском районе, мы убедились, насколько тщательно здесь подошли к решению задач. В частности, старатели сами высаживали сеянцы на ранее отработанных площадях, на каменистых почвах, чтобы самим же убедиться: а как они приживутся в столь непростых условиях? И мы видели результат: сеянцы прижились просто замечательно — через короткое время там уже и маленькие зелёные хвоинки появились. Прямо как в названии известного фильма «И на камнях растут деревья». Значит, можно восстанавливать леса даже в условиях Севера. 

Кроме этого, представители АС «Восток» внимательнейшим образом изучили рынок и приобрели в Республике Беларусь специализированную лесопосадочную машину, которая позволяет механизировать лесовосстановительный процесс. При нас её и испытывали. Увы, если для белорусских почв эта машина подходит почти идеально, то для наших северных не подошла. Казалось бы, что делает в таких случаях обычное предприятие? Да просто закрывает проект, по принципу «не получилось работать механизмами, будем это делать вручную». Но артель есть артель. Здесь не опускают руки, даже если что-то не получилось с первого раза. И сейчас старатели «Востока» ещё тщательнее изучают рынок, чтобы приобрести новые механизмы, подходящие для северных территорий, которые могут снимать дёрн и раздвигать камни при помощи плуга и механизированно высаживать сеянцы на северные почвы. 

Также артель заключила договор с профильной подрядной организацией, которой выделили деньги не только непосредственно на восстановление лесов, но даже на строительство теплиц, для организации полного цикла выращивания собственных сеянцев с закрытой корневой системой. 

И таких примеров можно привести множество. Специалисты предприятия стараются максимально эффективно заниматься относительно новым для себя направлением. И у них это получается.

Надо — сделаем

В своей работе артель старателей «Восток» плотно взаимодействует и с региональными органами власти, которые отвечают «за лес», и с лесничествами в районах. Причём инициатива в этом случае зачастую исходит от самих старателей, что также нетипично: как правило, золотодобытчики работают по принципу «надо — сделаем, но самим с предложениями соваться не будем, себе дороже». Однако руководство «Востока» именно «суётся» с предложениями, а потом ещё и реализует профильные проекты. 

И опять будем приводить примеры. Весной текущего года подрядчики АС «Восток» произвели посадки в Тугуро-Чумиканском районе на площади в 20 гектаров. Ранее здесь никто этим не занимался, кстати говоря. Это был, без преувеличения, пионерный проект. Но по ходу дела выяснилось: в условиях Крайнего Севера на Дальнем Востоке технология высадки «в борозду» себя не совсем оправдывает, поэтому специалисты артели под руководством заместителя главного инженера по производству Сергея САФОНОВА внимательнейшим образом, с участием профессионалов, изучают альтернативные варианты решения сложной задачи. Уже в ближайшем будущем они будут готовы озвучить свои предложения. Главный эколог Владислав ФОФАНОВ говорит об этом так: 

— В частности, мы смотрим, как обстоит дело в других северных регионах нашей страны: в Карелии или, например, в Архангельской области, где условия примерно схожие с нашими, и будем делать выводы. Кроме того, наш многолетний опыт также позволяет вносить определённые коррективы в проекты. Но, конечно же, окончательное решение вопроса будет зависеть от органов исполнительной власти, утверждающих проекты. Со своей стороны работы по лесовосстановлению с применением лесопосадочной машины в районе имени Полины Осипенко, на площади в 82 с лишним гектара мы готовы произвести уже ближайшей осенью. Хотя я убеждён: понимание мы найдём, как находили всегда. Нас традиционно поддерживают и министерство природных ресурсов Хабаровского края под руководством Александра ЛЕОНТЬЕВА, и Кербинское лесничество (включает в себя Аяно-Майское и Тугуро-Чумиканское лесничества), возглавляет которое Юрий ЯКОВЧЕНКО. Спасибо им за поддержку. Что же касается наших технологий, то здесь мы готовы сотрудничать и с другими отраслевыми предприятиями. 

Что лучше? 

Кстати, с Юрием Яковченко нам удалось пообщаться лично. Это один из опытнейших специалистов в лесной отрасли, имеющий профильное образование и работающий по специальности вот уже четыре с лишним десятилетия. Вот какую позицию озвучил Юрий Александрович: 

— Я не без оснований считаю, что в наших условиях естественное лесовосстановление гораздо эффективнее искусственного. Об этом свидетельствуют и научные данные, и результаты многолетних наблюдений. Но закон есть закон, поэтому мы и работаем в относительно новых реалиях. Могу констатировать: именно АС «Восток» является наиболее ответственным недропользователем, который всегда безупречно выполняет нормативные требования, связанные с лесами, чего не скажешь о многих других участниках отраслевого рынка. При этом схема по восстановлению лесов на ранее отработанных полигонах, предложенная «Востоком», себя оправдывает. Мы это видим в режиме реального времени. 

Между прочим, о преимуществах естественного лесовосстановления не раз говорили ведущие специалисты. В частности, на страницах нашего издания соответствующую позицию озвучивал председатель Союза старателей России Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ, со ссылками на научные исследования. Но пока всё остаётся на прежнем уровне. 

А вот старатели «Востока» не просто безупречно выполняют свои обязательства (это, скорее, не достижение, а элементарное следование букве закона), а работают над тем, чтобы именно восстанавливать леса, а не отчитываться об их восстановлении. 

Вот как комментирует ситуацию главный эколог артели Владислав ФОФАНОВ

— Объясню, в чём заключается смысл нашего эксперимента. Согласно сегодняшним нормативно-правовым документам, недропользователь должен восстановить ровно столько леса, сколько вырубил. То есть произвёл рубки на территории в 100 гектаров — столько же и восстанови. С одной стороны, это правильно. С другой — не совсем, ведь участки под восстановление выделяются золотодобытчикам совсем не там, где они работали. И получается странная картина: мы совершили вырубку лесных насаждений в одном районе, а компенсационное лесовосстановление обязаны произвести в другом, где нас никогда не было. Там либо браконьеры лес вырубали, либо он попросту сгорел. Это и нелогично, и неэффективно, ведь за посадками нужно ещё и проводить агроуходы в течение нескольких лет, пока они приживутся. Поэтому мы предлагаем более понятную модель: где вырубил лес, там его и восстанавливай. Просто эту норму нужно узаконить на правовом уровне. Кстати, в регионе понимание вопроса есть — неслучайно сейчас мы работаем в рамках эксперимента, который, я уверен, себя оправдает. По крайней мере, мы делаем для этого всё возможное и на профессиональном уровне, с участием профильной подрядной организации. 

Это оправдано 

Чтобы осознать значимость темы, подчеркнём еще раз: руководители АС «Восток» убеждены в преимуществах естественного лесовосстановления перед искусственным. Но председатель артели Николай ЮДАКОВ не раз говорил: 

— Мы реалисты и понимаем, что необходимо работать в соответствующих условиях. Также хотелось бы отметить: мы не собираемся экономить средства, которые обязаны выделить на лесовосстановление, хотя лишних денег не бывает. Но для нас компенсация нанесённого вреда природе всегда была и будет одним из основных приоритетов. Дело в другом — не стоит бездумно кидаться восстанавливать леса там, где придётся. Мы добываем золото на конкретных площадях, после чего там же производим рекультивацию. Поэтому будет абсолютно логично, если и восстанавливать зелёный фонд мы будем на ранее отработанных участках. Вот о чём следует бы задуматься всем, кто вовлечён в эти процессы со стороны государства. 

К словам Николая Михайловича хотелось бы добавить следующее. Бытует мнение, что на Севере (в том же Аяно-Майском или Тугуро-Чумиканском районах) восстанавливать леса неэффективно. Тем более на бывших добычных полигонах, где почвы каменистые. Но это не так. Подчеркнём еще раз: мы сами убедились, насколько быстро и качественно приживаются сеянцы на рекультивированных добычных участках. По сути, рекультивация и должна быть первым этапом в компенсационном лесовосстановлении. 

Примерно об этом же говорил и один из наиболее известных в отрасли профессионалов — руководитель Кербинского лесничества Юрий ЯКОВЧЕНКО

— По нашим наблюдениям, леса после рекультивации на ранее отработанных полигонах восстанавливаются без проблем. Поэтому мы поддерживаем инициативы артели старателей «Восток». Они полезны и для отрасли, и для зелёного фонда российского Севера.

Автор Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров