Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 11 (99), ноябрь 2014
Никакого развития на Дальнем Востоке нет — такое мнение высказал председатель попечительского совета Фонда политических технологий Сергей ЛОКТИОНОВ.
— Сергей Степанович, в Госдуму поступил соответствующий законопроект, где прописаны параметры территорий опережающего развития (ТОР), которые вы не раз критиковали. Эта идея победила?
— Правительство во главе с Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, на мой взгляд, в очередной раз продемонстрировало свою некомпетентность. Нельзя делить единый регион на участки с маловразумительным функционалом. Вместо того чтобы создавать условия для развития всего Дальнего Востока, мы дробим его на отдельные территории, которые наделяем преимуществами перед другими территориями. К тому же Россия не Япония. И, на мой взгляд, не нужно копировать какие-то схемы, не имеющие перспективы в нашей стране.
— Что делать?
— Первое — необходима система планирования развития Дальнего Востока, привязанная к геополитическим и макроэкономическим интересам России. Президент РФ Владимир Путин именно сейчас выстраивает модель, при которой новые мировые центры смещаются в АТР. Я имею в виду и банк БРИКС, и целый перечень стратегически важных промышленных соглашений с Китаем, и вовлечение в эти процессы Монголии, и многие другие вещи.
Да и нашумевшее выступление главы нашего государства на Валдайском форуме, если помните, сопровождалось чётким посылом — у нас тайги хватает, нам важно её осваивать. А тайга — это Дальний Восток, если кто не знает. Так что предпосылки для развития этой территории уже созданы. Но для того чтобы её развивать, необходимо государственное планирование, где всё будет увязано в единый концепт, с прицелом на несколько десятилетий вперёд.
Второе — помимо планирования требуются инструменты для развития региона. А таким инструментом должна стать госкорпорация, которая будет решать государственные задачи, но не в чиновничьем, а в предпринимательском формате. Это даст возможность, с одной стороны, сохранить и даже усилить контроль государства над нашей ресурсной и инфраструктурной базой, а с другой — выведет проекты на окупаемый уровень. Ведь не секрет, что сколько чиновникам денег не дай, они их всё равно в землю зароют и будут доить казну до бесконечности.
Иное дело — государственная корпорация, которая будет выполнять комплекс чётких задач и сопровождать это конкретными действиями. Это касается и поисков инвесторов, которым будут предлагаться проекты под ключ, и вовлечения в реализацию проектов дальневосточных компаний, которые будут получать серьёзные производственные объёмы, и финансовой, а также социальной отдачи от производственной деятельности. Вот они, ключевые моменты — стратегическое планирование и инструментарий. А ТОРы — это не инструмент. Это планируемый хаос.
— Но что, в таком случае, делать с правительством?
— По моему мнению, настала пора отправлять это правительство в отставку. И наполнять кабинет министров другими, талантливыми и ответственными людьми. Иначе все стратегические инициативы Владимира Путина будут провалены. Второй аспект — в настоящее время жизненно необходимо провести аудит ключевых федеральных законов. Ведь именно российская правовая база тормозит развитие регионов даже там, где для такого тормоза вообще нет предпосылок.
— Что вы имеете в виду?
— Вот смотрите, из федерального бюджета в Дальний Восток регулярно вливаются громадные финансовые ресурсы, которые на 85 процентов не осваиваются. А причина заключается в сегодняшнем формате аукционов, то есть в ФЗ-44. В результате ФЦП «худеют» на глазах, промышленные компании остаются без объёмов, бюджеты территорий отчислений не получают, объекты не строятся, инвестиционный климат ухудшается. И таких вот «правовых коллизий» у нас великое множество. Поэтому я и считаю, что назрела жизненная необходимость в проведении аудита федеральных законов.
Хотелось бы подробней остановиться на вопросах внутренней экономической ситуации.
Возьмём в качестве примера строительную отрасль. На сегодняшний день эта позиция находится в виде обратной пирамиды. Крупные компании практически все закредитованы, и выхода из этой ситуации не будет, если не изменить экономическую политику.
Что происходит? Например, Минфин России в феврале выделяет деньги на исполнение какой-нибудь Федеральной целевой программы. Затем вступает в действие проектный институт, потом проект отправляется на госэкспертизу. При этом временной промежуток в этом случае составляет три-четыре месяца. Причём, как правило, государственная экспертиза направлена не на изучение качества проекта, а на уменьшение его стоимости. И снижение стоимости проекта составляет в среднем 10-15 процентов после экспертизы.
Затем этот проект попадает к заказчику, то есть в государственную региональную структуру. Заказчик формирует конкурсную документацию, где временной промежуток опять-таки составляет два-три месяца. В итоге проведение конкурса осуществляется в сентябре — октябре, а если результаты ещё и оспорены, оттяжка увеличится на полтора месяца минимум. Месяц берём на заключение госконтракта. Соответственно, приступить к освоению средств компания может только в декабре.
А вот теперь скажите, возможно ли освоить хотя бы полмиллиарда рублей за один месяц? И можно ли построить объект, с учётом снижения стоимости государственной экспертизы, да ещё и при учёте демпинга на конкурсах? Объект стоимостью в сто миллионов невозможно построить за семьдесят. И такое положение дел прослеживается в каждой отрасли. Это касается и государственных закупок технических и строительных материалов, и продуктов питания, и лекарственных препаратов, и всего остального. И это только один из важных факторов в экономике нашей страны.
— Вы говорите, что министры должны быть людьми талантливыми и ответственными. Что вы вкладываете в эти понятия?
— Давайте начнём с ответственности. И это, кстати, касается не только правительственных, но и региональных, а также муниципальных чиновников, из которых минимум 75 процентов, на мой взгляд, можно смело увольнять, Россия от этого только выиграет. Обратите внимание, у нас регулярно принимаются заведомо невыполнимые либо никому не нужные решения. Поэтому чиновники просто обязаны нести ответственность, желательно прямую материальную, за принятие решений. Ошибки уровня правительства страны — это не ошибки, это преступление перед государством и своим народом.
Теперь — о талантах. Как правило, талантливый человек креативен по определению и может даже минус превратить в плюс. Хотелось бы, чтобы такими и были наши чиновники. Вот я раскритиковал идею ТОРов. Да, в нашей ситуации это глупый вариант. Но есть и выход — а давайте не Дальний Восток на отдельные территории дробить, а всю Россию объявим единым ТОРом с привлекательным инвестиционным климатом. Хочет иностранный капитал зарабатывать с выгодой для себя? Пусть вкладывает средства в российские проекты и получает преференции. Это — вполне реально. И выгодно для России. Сегодня я бы выделил четыре основных тезиса развития государства.
Первое — требуется реформирование чиновничьего аппарата и ликвидация лишних госструктур, чтобы хоть как-то минимизировать бюрократическую машину государства.
Второе — необходимо привести в порядок законодательную базу страны, то есть провести аудит законов РФ.
И направить деятельность Госдумы не на количество принятых законов, а на их качество. Депутаты должны не лоббировать и протаскивать угодные каким-то группам людей законодательные акты, а принимать законы, которые позволят развивать и защищать державу.
Третье — нужно разумное государственное реформирование экономической системы. А именно сокращение никому не нужных, дублирующих друг друга контрольных органов и фискальных структур.
И последнее. Так сказать, о роли личности. Три года назад в одной из своих статей я писал, что надо бы заменить министра обороны Анатолия СЕРДЮКОВА на боевого, грамотного офицера, пользующегося авторитетом и уважением в данном ведомстве. Что произошло? После назначения министром обороны Сергея ШОЙГУ за кратчайшее время в нашей армии произошёл мощный рывок вперед. И сегодня Вооружённые силы России стали опорой своему народу. Народ вновь стал гордиться своей армией и своим флотом.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >