Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 09 (128), сентябрь 2017
Важнейшему в системе жизнеобеспечения столицы Колымы предприятию в этом году исполнилось 50 лет. Нет нужды говорить, что тепло и в домах горожан, и в производственных помещениях — не просто показатель уровня комфорта. Здесь, на Крайнем Севере, бесперебойная работа теплоснабжающего предприятия обеспечивает саму возможность жизни в суровых климатических условиях. И это хорошо понимают в МУП «Магадантеплосеть». Именно поэтому здесь работают люди, которые умеют взять на себя ответственность, принять единственно верное решение в экстремальной ситуации, на которых всегда можно положиться. При этом им приходится не только чётко и грамотно выполнять свои прямые обязанности, но и разгребать ворох проблем, которые существуют в системе ЖКХ, лавировать среди зачастую взаимоисключающих законов. О том, как живёт сегодня предприятие, как справляется с трудностями, мы поговорили с директором МУП «Магадантеплосеть» Павлом ЖОРОВЫМ.
— Павел Валерьевич, понятно, что теплоснабжение Магадана началось не 50 лет назад, а гораздо раньше. Почему юбилей предприятия пришелся именно на 2017 год?
— Можно привести характеристики МУП «Магадантеплосеть» в цифрах?
— Вас устраивают тарифы на ваши услуги?
С каждым годом у нас всё больше обязанностей, причём прописываются они в федеральных законах, а тариф растёт примерно на четыре процента в год — якобы в соответствии с уровнем инфляции. Я понимаю, что наш департамент по ценам и тарифам не сам выдумывает правила: есть методические и прочие указания, которые поступают из Москвы. Если бы всё решали у нас в Магадане, было бы, наверное, легче — мы здесь все понимаем, что не может быть одинаковых условий для Костромы или Ярославля и для Магаданской области. Но в столице этого не видят. К сожалению.
— Павел Валерьевич, вот вы сказали, что к предприятию предъявляются всё новые требования. Что вы имели в виду?
— Ну, взять хотя бы антитеррористическую защищённость объектов топливно-энергетического комплекса. По закону мы обязаны обеспечить её на наших объектах теплоснабжения. А это стоит очень и очень дорого. По сути должен появиться настоящий блок-пост с ограниченным доступом, с противотаранными и противоподкопными сооружениями, словом, затраты колоссальные.
— Но вам же, наверное, выделяются на эти цели средства?
— Какие средства? Мы — муниципальное унитарное предприятие. А в соответствии с Гражданским кодексом, это коммерческое предприятие, стало быть, его цель — извлечение прибыли. Это бюджетные организации создаются для выполнения функций, заданных государством. Мы с бюджетом имеем дело лишь в одном случае: получаем плату за поставку тепловой энергии и компенсацию выпадающих доходов предприятия при обслуживании льготников. А всё, что мы делаем, включая мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости, мы делаем за свой счёт. Таким образом, мы должны заложить в тариф расходы на дорогостоящие сооружения с последующей их эксплуатацией, расходы на модернизацию нашего оборудования, на плановую замену изношенных сетей. При этом выше определённого уровня никто поднять тариф не позволит.
— Каким же образом вы выходите из положения?
— Мы всегда старались использовать высококачественное оборудование, преимущественно импортного производства, а если отечественного, то самое надёжное и проверенное. Наши котельные мы модернизируем по плану, одну за другой, без этого нельзя. Но вот нового оборудования в последние пару лет не покупали — на фоне громадных неплатежей эти расходы стали для нас непосильными. А экономически необоснованный тариф в сочетании с кризисом неплатежей не позволяет обеспечить необходимый уровень эксплуатации сетей и проведения работ на них.
Между тем работы по содержанию трубопровода требуется проводить постоянно. Есть нормативный срок службы трубопровода — 25 лет. У нас сетей 410 километров. Для того чтобы за четверть века поменять их полностью, мы должны каждый год менять 16,5 километра труб. По самым скромным подсчётам, это стоит 160 миллионов рублей. А у нас в тарифе заложено всего 61 миллион. Так что требования законодательства мы выполнить не можем никоим образом. Мы реально меняем семь километров трубопровода в год. И такая ситуация по всей стране.
А помимо трубопровода есть насосное оборудование, есть здания, машины и механизмы.
Я твёрдо уверен, нельзя говорить: мы много платим за тепло. Вопрос надо ставит по-другому: мы мало получаем. Старый верный принцип гласит: не бойся больших расходов, бойся маленьких доходов. Но эта проблема выходит за рамки отраслевой.
— Вы сказали об огромных неплатежах. Каков масштаб бедствия?
— Бюджеты всех уровней должны нам 250 миллионов рублей, население — 220 миллионов, энергетики в лице Магаданской ТЭЦ за транспортировку энергии — 150 миллионов. В целом это составляет 60 процентов нашего дохода. Такая ситуация ставит под сомнение возможность дальнейшей эффективной работы предприятия. Реально мы имеем 40 процентов даже тех доходов, которые заложены в тариф. А надо проводить дорогостоящие ремонты, аварийные работы, приобретать оборудование. Как быть, если, к примеру, в первом полугодии нынешнего года металлопрокат подорожал на 20 процентов?
Прогнозы, которые выдавались на перспективу колебания рыночной стоимости материалов, не оправдываются, происходит нерегулируемый рост цен. Между тем тариф — величина достаточно инертная, он всегда долгосрочный. Мы в 2015 году заявлялись на тариф 2018 года. А что там произойдёт с ценами, никто не может предвидеть.
— Павел Валерьевич, просматривается ли какой-то выход?
— Обойтись без покупки труб мы не можем. Нам говорят: покупайте подешевле. Но это не только снижает надёжность трубопровода, но и угрожает безопасности людей. Хотя покупать «подешевле» всё равно приходится — к этому нас обязывает закон.
— Вы имеете в виду печально знаменитый ФЗ-44?
— Конечно. С тех пор, как МУПы обязали производить закупки по этому закону (хотя это не госзакупки, не бюджетные деньги), начались неприятности. Я считаю, что это было катастрофически неверное решение — обязать предприятия, которые занимаются непрерывным жизнеобеспечением населения, работать по ФЗ-44. Нас нельзя ставить в рамки прогнозируемых закупок. Эксплуатация тех же тепловых сетей, особенно при высокой степени их изношенности, подразумевает обязательное возникновение аварийных ситуаций. В этом случае надо моментально принимать решение, не подкреплённое никаким проектом, никаким планом. Но если руководствоваться законом, мы должны объявить торги, заключить договор с победителем, получить свой заказ и только после этого приступить к устранению аварии. Это же нонсенс!
— А если пойти на нарушение, приобрести то, что вам надо вне аукциона?
— За нарушение этого самого ФЗ-44 предусмотрены очень серьёзные санкции. Вплоть до дисквалификации руководителя. Я не удивлюсь, если у нас введут и уголовную ответственность за такое «преступление». В свете общего отношения к ЖКХ как к отрасли, где не происходит ничего хорошего, всего можно ожидать.
И ведь вопрос не только в потере драгоценного времени при аварийной ситуации. Дело в том, что при проведении торгов значение имеет только «цена вопроса». Кто предложит товар или услуги по наиболее низкой цене, тот и победил. А для нас приоритет — качество и надёжность поставляемых материалов. Потому что наша деятельность регламентируется обязанностью бесперебойно осуществлять поставку тепловой энергии абсолютно всем подключённым к нам абонентам. И нигде, кстати, не говорится, что мы должны делать это самым дешёвым способом.
Но ФЗ-44 требует от нас приобретать именно самые дешёвые материалы. Как вы понимаете, эти требования — взаимоисключающие.
Есть, конечно, редкие случаи, когда вещь и дешёвая, и качественная, но, как правило, качество стоит денег. У всего есть цена. Если труба, допустим, стоит 35 тысяч рублей тонна по цене завода-изготовителя, то она не может стоить 15 тысяч за тонну в принципе. А если кто-то продаёт её за эту сумму, то труба эта — восстановленная, лежалая, неизвестно откуда вырезанная. Она уже не отвечает требованиям надёжности и безопасности.
— Но ведь именно этот поставщик вполне может выиграть аукцион?
— Не просто может, а при нынешних условиях торгов и требованиях закона обязательно выиграет. И я обязан буду заключить с ним договор, купить эту трубу. Если я этого не сделаю, буду отвечать по закону.
Просто необходимо вывести из-под действия этого ФЗ предприятия, которые заняты в сфере жизнеобеспечения. Что интересно, если ресурсоснабжающее предприятие изменит форму собственности — станет ООО, или АО, оно выйдет из-под этого закона. А надо все МУПы освободить от действия ФЗ-44.
Да и в других сферах деятельности ситуация в этом плане не лучше. Получит заказчик такого горе-подрядчика, и что может произойти, да, как правило, и происходит? Начинает «победитель» работать. Работает или плохо, или вообще никак, или использует бросовые материалы. Соответственно заказчик говорит: я принимать у тебя объект не буду. А объект сдаточный. И начинается чиновничье давление: да как же так, он стоит в плане, планы надо выполнять… Ни к чему хорошему это привести не может. И не приводит.
— Павел Валерьевич, существенной ли для вас является проблема «бесхозных» сетей?
— Да, очень существенной. По-хорошему, если есть компания, которая «питается» от этих сетей, которые ни у кого не стоят на балансе, то они ей и должны принадлежать. Со всеми вытекающими последствиями. Сейчас же сплошь и рядом построил кто-то сети, вложил в это дело средства, получил прибыль — хотя бы в виде отсутствия затрат на содержание сетей, «износил» их до предела, а потом они ему не нужны. Чаще всего тот, кто их построил, так и останется «неустановленным лицом».
А нам говорят: принимайте на баланс, обслуживайте. Но это несправедливо не только по отношению к нам, но и к нашим абонентам, которые десятилетиями оплачивали тепловую энергию, её потери, ремонты. Они вправе спросить: а почему вы отвлекаете средства, не приводите в порядок наши сети, а содержите неизвестно чьи? Почему мы должны платить за «дядю Петю», за фирму «рога и копыта»?
Я считаю так: не можешь содержать сети — бури скважину, ставь котёл, покупай электричество, дизтопливо, используй солнечную энергию, отапливайся сам. Но не требуй от муниципалитета предоставить тебе бездискриминационный доступ к тепловым сетям. За всё нужно платить. И никто не хочет делать это за кого-то. Это проблема, и решать её нужно на законодательном уровне.
— Вашему предприятию полвека. Наверняка старые специалисты или уже ушли на покой, или собираются это сделать. Вы испытываете кадровый голод?
— У нас работают 410 человек. Это высококвалифицированный персонал, но проблема с кадрами есть всегда. Особенно у нас на Севере. Старые кадры действительно стали помаленьку увольняться, а новых найти проблематично. На Колыме искать бесполезно — отток населения произошёл огромный, причём уехали высококвалифицированные специалисты, востребованные в других регионах. Мы стали приглашать людей из других регионов. Сейчас у нас работают и главный инженер, и старший диспетчер, и мастер, приехавшие по нашему приглашению. Мы купили им квартиры, передали в собственность.
Мы стали присматриваться к нашей молодёжи, отобрали перспективных ребят из обслуживающего персонала. Они отлично показали себя в работе, проявили творческое начало, и мы отправили их учиться заочно за счёт предприятия. Причём выбрали разные специализации, все по теплоэнергетике, но разных направлений.
Сегодня у нас учатся 11 человек, ребята поступили в вузы Москвы, Новосибирска, Томска, Хабаровска. Они уже перешли на инженерно-технические должности, разрабатывают новые проекты, используют новые технологии. Это люди, которые способны мыслить творчески и перспективно.
В то же время у нас работают специалисты, которые имеют бесценный опыт, досконально знают производство. И вот этот симбиоз со временем позволит нам подняться на новую ступень, увидеть наши производственные процессы свежим взглядом.
— Да. Но если этого не сделать, то в скором времени встанет вопрос отсутствия квалифицированного персонала. Тогда возникнет очень сложная ситуация. Я считаю, что мы на верном пути — мы готовим для себя специалистов, принимаем, так сказать, превентивные меры. Проще говоря, смотрим в будущее. Вот если бы ещё подкрепить всё это денежными средствами. Ведь мы можем разработать какие угодно проекты, защитить их, но не иметь возможности реализовать. Чтобы этого не произошло, государство должно понять, что жилищно-коммунальное хозяйство — важнейшая составляющая жизни страны и регулировать её надо не популистскими мерами, а строго по законам экономики и здравого смысла.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >