Ещё несколько лет назад словосочетание «опережающее экономическое развитие Дальнего Востока» было устойчивым трендом официозных СМИ. Однако теперь даже журналисты Первого канала и НТВ, видимо, стараются избегать этих штампов. Поскольку не только опережающего, но даже хоть сколько-нибудь ощутимого развития в ДФО не наблюдается в принципе. Есть набор чиновничьих деклараций. И не более. Так что же происходит с дальневосточной экономикой? Это и стало темой нашего разговора с председателем попечительского совета Фонда политических технологий Сергеем ЛОКТИОНОВЫМ.
— Сергей Степанович, российские чиновники продекларировали множество проектов, связанных с Дальним Востоком. И что происходит с этими проектами?
— А ничего не происходит. Есть только громогласные декларации минвостокразвития во главе с Александром ГАЛУШКА о привлечении чуть ли не триллионов в дальневосточную экономику. И где они, эти триллионы? Хоть один производственный сектор ощутил реальную государственную поддержку? Нет, конечно. Если здесь что-то и происходит, то только благодаря отдельным людям. Например, в Приморье бывший председатель краевой думы, а теперь совладелец компании «Агрофонд-П» Сергей ДУДНИК своими силами создал современные сельскохозяйственные комплексы. И никакие чиновники ему, насколько я знаю, не помогают.
То же самое происходит и в других дальневосточных регионах. Возьмем в качестве примера племптицезавод «Хабаровский», которым руководит Сергей ЖУК. Люди сами произвели модернизацию производства и теперь продают продукцию не только в своём крае, но и за его пределами. И где тут государственная поддержка? А её нет, есть одни препоны.
Вот ваша газета уже писала, как несколько месяцев назад краевой минсельхоз срезал племптицезаводу дотацию на десяток яиц ровно в два раза, с четырёх до двух рублей. Благо теперь, насколько мне известно, в эту историю вмешалась прокуратура. Но факт, в любом случае, показательный. То же самое наблюдается в Якутии. Если компания ОАО «Алмазы Анабара» во главе с Матвеем ЕВСЕЕВЫМ вкладывала более чем серьёзные средства в сельское хозяйство и пищевую промышленность — эффект был очевиден. Развивались и животноводство, и коневодство, и другие отраслевые направления. И опять же безо всякой господдержки.
Я сейчас навскидку привёл три примера. Но тенденция очевидна — сельское хозяйство брошено на произвол судьбы.
— А каким образом государство должно поддерживать агропромышленный комплекс?
— Я уже не раз говорил, что нужна чётко сформированная агропромышленная стратегия Дальнего Востока, где будут учтены специфические сельскохозяйственные возможности каждого региона. Необходимо подсчитать, сколько мяса, молока, овощей и картофеля может дать та или иная территория не только для себя, но и для своих соседей. После этого требуется определить, какие производственные мощности могут быть дополнительно созданы в наших субъектах. И вот когда картина будет полной, тогда и модель развития АПК станет очевидной. Грубо говоря, Хабаровский и Приморский края становятся основными поставщиками мяса и молока не только для себя, но и для Амурской и Еврейской автономной областей. А Амурская и Еврейская автономная области, в свою очередь, обеспечивают хабаровчан и приморцев овощами и картофелем.
Та же история с северными территориями — с Якутией, Колымой, Чукоткой. Понятно, что это я сейчас схематично говорю, всё нужно просчитывать с учётом численности потребителей, транспортных схем, энергетических мощностей, финансовых возможностей. Но основа должна быть именно такой.
— Кто, на ваш взгляд, должен реализовать этот проект?
— А почему только этот проект? Речь идёт о целом комплексе стратегически важных задач, которые можно отнести к модели развития государства, в данном случае развития Дальнего Востока. Поэтому такие проекты должны реализовываться совместно с властями регионов, с привлечением реальных инвесторов и при участии банковского сектора. И разумеется, под патронажем и контролем государства. Конкретно под патронажем и контролем вице-премьера и полпреда президента РФ в ДФО Юрия ТРУТНЕВА.
Вот мы с вами ещё четыре года назад говорили о необходимости создавать государственную корпорацию развития Дальнего Востока. И именно тогда я прорисовывал вполне конкретные схемы из трёх основных составляющих: планирование — реализация — контроль. Причём госкорпорация должна была исполнять функции генерального подрядчика проектов. Это позволило бы ей масштабно вовлекать местные компании в производственную деятельность, при этом по всем направлениям — в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, в промышленно-гражданском и дорожном строительстве…
Список можно продолжить. Но самое главное заключается в том, что всё это должно было реализовываться на основе системного, долгосрочного планирования, по принципу Госплана в советские годы. И что получилось в итоге? А в итоге — каждый регион обзавёлся собственной госкорпорацией, которые неизвестно чем занимаются. И идея была, по сути, похоронена, хотя изначально она принадлежала Владимиру ПУТИНУ.
— А наши губернаторы способны на развитие межрегиональных схем?
— Далеко не все. И федеральный центр это прекрасно понимает. Не случайно сейчас за кадровую составляющую в Администрации Президента РФ отвечает Сергей КИРИЕНКО, первым делом сформировавший аналитическую группу, состоящую из профессионалов высокого уровня. Совершенно очевидно, что губернаторский корпус ждёт большая чистка. Она уже идёт и будет продолжена.
Думаю, теперь в Кремле сложилось чёткое понимание, с кем именно из глав регионов Владимир Путин пойдёт на выборы в 2018 году.
— Кто из дальневосточных губернаторов, на ваш взгляд, является первым «кандидатом на вылет»?
— Всё станет известно в ближайшее время. Но с учётом того, что ни один масштабный проект не заработал здесь в полную силу, выводы напрашиваются сами собой.
Также хотелось бы сказать пару слов о структуре региональной власти. Неправильно, когда губернатор является одновременно ещё и председателем правительства территории. У него другой, гораздо более широкий функционал. А региональное правительство должен возглавлять тот, кто непосредственно отвечает за экономику.
Другое дело, что решать вопрос с кандидатурой председателя правительства должен непосредственно губернатор. Но нельзя сидеть на двух стульях одновременно, ничего хорошего из этого не выйдет. Даже президент России не совмещает свою должность с постом премьер-министра. А губернаторы такими властными аппетитами отличаются.
— Бытует мнение, что высокопоставленные чиновники просто боятся принимать решения. Это так?
— Это так, поскольку зачастую мы наблюдаем не борьбу с коррупцией, а компанейщину, да ещё и сопровождающуюся откровенными провокациями. Да, честь и хвала тем сотрудникам правоохранительных органов, которые раскрутили дела губернатора Александра ХОРОШАВИНА или полковника Дмитрия ЗАХАРЧЕНКО.
Но ведь не секрет, что многие силовики, для получения звёзд на погоны, прямо провоцируют чиновников на взятки. Или преподносят обычную хозяйственную деятельность, как нецелевое использование бюджетных средств. Вот посмотрите, арестовали мэра Владивостока Игоря ПУШКАРЁВА. Раззвонили об этом на всю страну. А где конкретика? Какие-то нарушения там наверняка были, как и у любого чиновника, но уж точно не уголовщина. И в итоге крупный город до сих пор остаётся без главы, всё приходит в упадок. Даже неотложное медицинское обслуживание там стало проблемой — на смену государственной приходит частная скорая помощь, за вызов которой люди вынуждены платить. О состоянии дорог или ЖКХ я уж вообще помолчу.
Вот вам итог «борьбы с коррупцией» в современном формате. Я не защищаю Пушкарёва. Просто не надо разводить компанейщину. Это ведь повсеместное явление. И самое печальное в том, что губернаторы не защищают своих подчинённых. Не защищают даже тогда, когда людей сажают по откровенно надуманным обвинениям. Хотя это касается не только чиновников. И предпринимателей наши силовики в свои игры нередко вовлекают, в результате чего люди лишаются и бизнесов, и свободы.
Но все мы помним, что именно президент РФ недвусмысленно призвал силовиков «не кошмарить бизнес». В итоге этот призыв никто не услышал. Более того, теперь силовики кошмарят и бизнес, и сотрудников государственного аппарата.
И ещё. Каждый человек, занимающий серьёзные позиции на государственной службе или в бизнесе, должен работать с нормальными адвокатами. Вот я смотрю, сейчас как работают защитники того же Игоря Пушкарёва, и мне смешно. На мой взгляд, вместо квалифицированной юридической работы идёт сбор подписей известных артистов в поддержку арестованного мэра. При таком раскладе он будет сидеть ещё долго. Впрочем, это моё личное мнение.
— Но вернёмся к Дальнему Востоку. Вы верите, что здесь что-то изменится в лучшую сторону?
— Хотелось бы на это надеяться. И особые надежды я связываю с обновлённым губернаторским корпусом. Либо на то, что действующие главы регионов наконец-то поймут, что надо работать. Работать эффективно и с полной отдачей. Иначе их перспективы не просто туманны, а крайне печальны. Как говорил герой Евгения ЛЕОНОВА в замечательном фильме «Джентльмены удачи»: «Опомнитесь, пока не поздно!»
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >