«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (177), сентябрь 2022
Главная тема

Главная тема 

Шахтёрские традиции Харанора

Во время нашей командировки в Забайкалье мы побывали на многих предприятиях. В том числе и на горнопромышленных. И можем с уверенностью сказать: практически все они вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие региона. Но даже на этом фоне АО «Разрез Харанорский» (входит в группу СУЭК) занимает особое место. Здесь речь идёт не просто о каких-то точечных проектах, позитивно влияющих на качество жизни в забайкальских посёлках. Нет, всё гораздо серьёзнее — угледобывающая компания берёт на себя полную ответственность за свою территорию.

Тепло Забайкалья

Но для начала — производственная история. Харанорский угольный разрез был образован более полувека назад, в 1970 году. И за короткое время он превратился в ведущее отраслевое предприятие региона. Достаточно сказать, что уже в начале девяностых здесь добывалось 9 миллионов тонн «чёрного золота». Впоследствии объёмы, конечно, корректировались, но уже в соответствии с потребностями рынка. И на сегодняшний день компания добывает более 4 миллионов тонн бурого угля, что позволяет полностью обеспечивать потребности Харанорской ГРЭС (около 2 миллионов тонн) и ТГК-14 в Чите (также порядка 2 миллионов тонн). Плюс к этому сырьё (100 тысяч тонн) поставляется на ТЭЦ посёлка Шерловая Гора в Борзинском районе, где и расположена компания. И часть отгружается сторонним заказчикам.

Так что харанорский уголь — это, без преувеличения, тепло и для столицы Забайкалья, и для других территорий. В состав компании также входит «Разрез Восточный», работающий в Улётовском районе. Здесь добывается порядка полутора миллионов тонн угля. Основной потребитель — опять-таки ТГК-14, то есть обе теплоэлектроцентрали Читы.

На участке

Да, производственные масштабы в АО «Разрез Харанорский» весьма серьёзные. Но тут стоит ещё раз подчеркнуть — компания входит в состав группы СУЭК, которая, в свою очередь, является лидером отечественной угледобычи и одним из ведущих поставщиков угля в мире. Например, в этом году добычный план СУЭК составляет 122 миллиона тонн. При этом производственная география также чрезвычайно обширна — от Приморья до Кузбасса.

Что же касается непосредственно АО «Разрез Харанорский», то для начала мы побывали на добычном объекте. Сопровождал нас заместитель гендиректора по охране труда и производственному контролю Сергей АРТЕМЬЕВ. Он отметил, что Харанорское месторождение обладает запасами в 300 миллионов тонн. При этом примерно столько же было добыто за полувековую историю предприятия.

Конечно, сама добыча выглядит впечатляюще, особенно как задействована тяжёлая техника, например вскрышной экскаватор Komatsu PC-4000 с ёмкостью ковша в 22 куба или карьерный экскаватор ЭКГ-12,5. Применение таких мощных машин здесь вполне оправданно, ведь структура месторождения такова, что для добычи 1 миллиона тонн угля нужно вскрыть порядка 4 миллионов тонн породы.

Кроме этого, в активе АО «Разрез Харанорский» и «Разрез Восточный» есть вся необходимая техника: бульдозеры Liebherr, колёсные бульдозеры Четра, автогрейдеры John Deer, а также «Cat», 16 единиц самосвалов (главным образом БелАЗ) грузоподъёмностью в 130 и 220 тонн и многое другое. И всё это в совокупности позволяет предприятию работать максимально интенсивно и качественно.

Что же касается самой добычи, то Сергей Артемьев рассказал об этом ёмко и предельно понятно:

— Специфика нашего месторождения такова, что протянуть железнодорожный тупик прямо к верхним пластам невозможно. Поэтому погрузка на автотранспорт осуществляется шагающим экскаватором ЭШ 13/50, с объёмом ковша в 13 кубов. И уголь доставляется самосвалами. На нижних же пластах, где протянут железнодорожный тупик, работают уже роторные экскаваторы PC-1250. В угольном забое они через роторное колесо снимают «стружку» с пласта, которая прогоняется по роторной ленте, и через приёмный бункер отправляют этот уголь по отвальной ленте транспортёра через разгрузочную воронку непосредственно в вагон.

Железнодорожный парк у нас также свой, это в общей сложности 7 локомотивов, по 8 вагонов в каждом. Из них пять составов работает на подаче угля из забоев, а 2 локомотива используются для манёвров. Ну а далее уголь поступает на станцию Карьерная, взвешивается, доводится до нормативного веса (74 тонны на вагон), проверяется приёмосдатчиком и направляется клиентам. Процесс максимально отлажен, к примеру, зимой, то есть в пиковые периоды, тут ежесуточно отгружается более 500 вагонов.

Важные моменты

А теперь немного именно личных впечатлений. На участке обратили внимание на работников, которые, в отличие от своих коллег, носят каски необычного зелёного цвета. И нам объяснили, что это новые сотрудники. Они лишь нарабатывают необходимый опыт. Ну а для того, чтобы остальные специалисты были в их отношении максимально осторожными, и предусмотрена такая визуализация.

На технике безопасности в АО «Разрез Харанорский» в хорошем смысле слова зациклены. Каждая смена здесь начинается с обязательного медосмотра на современном оборудовании. И если у кого-то кровяное давление пусть даже немного не в норме — к работе человек не допускается. Плюс ко всему ежедневно проводятся консультации по технике безопасности. Да и вообще, сами стандарты ТБ здесь отрегулированы максимально эффективно. Это, кстати, общая практика группы СУЭК.

В АО «Разрез Харанорский» бросается в глаза чистота и максимальный комфорт для работников. Территория заасфальтирована, разбиты цветники, всюду скамейки для отдыха, красивые уличные светильники. Да и офисные здания построены, что называется, очень умно, когда из одного помещения можно быстро пройти в другое. Но те, кто работает здесь, говорят в один голос: так было задумано изначально, ещё в семидесятые годы. То есть «при рождении» предприятия его руководители уже смотрели на десятилетия вперед.

Впрочем, несложно догадаться — в основе всех процессов здесь до сих пор остаётся забота о людях. Труд у шахтёров тяжёлый. А значит, и отдыхать они должны, как говорится, на пять с плюсом. Так оно, собственно, и есть. К примеру, мы побывали в комфортной столовой предприятия и сами убедились, насколько вкусно и качественно тут кормят. Причём питанию уделяется особое внимание, неслучайно этим занимается сторонняя компания, привлечённая по схеме аутсорсинга. Более того, как и в советские годы, еда в столовой стоит сущие копейки. И третью часть оплаты компенсирует сам «Разрез Харанорский». Как говорится, без комментариев.

Есть все условия

В общем, чтобы понять «природу» такого отношения и к производству, и к людям на производстве, мы побеседовали с генеральным директором АО «Разрез Харанорский», депутатом Законодательного собрания Забайкальского края Георгием ЦИНОШКИНЫМ.

— Георгий Михайлович, сколько человек работает на вашем предприятии?

— Непосредственно на нашем разрезе — около 700 сотрудников. И ещё порядка 300 специалистов задействованы на разрезе Восточный.

— Это всё местные жители?

— Конечно, главным образом у нас работают жители посёлков Шерловая Гора и Харанор. Эти населённые пункты исторически горняцкие. Так что традиции сохраняются. Из других сёл Борзинского района также есть работники. Ну а на разрезе Восточный, конечно же, задействованы те, кто живёт в Улётовском районе.

— Какая средняя зарплата у тех, кто работает на тяжёлой технике?

— Например, у водителей БелАЗов — 85—90 тысяч рублей. Достойно оплачивается труд бульдозеристов, экскаваторщиков, грейдеристов, машинистов буровых станков, слесарей, токарей, наладчиков и так далее. Это выше, чем в среднем по экономике Забайкальского края. Разумеется, все зарплаты у нас только «белые». Плюс к этому каждый человек обеспечен полным социальным пакетом. Предусмотрены и серьёзные меры поддержки как для самих сотрудников, так и для членов их семей. Так, работники, вместе с семьями могут раз в три года бесплатно ездить в отпуск на Чёрное море, например. А стоимость санаторно-курортного лечения составляет для семьи всего 20 процентов от общей «цены вопроса». Дети сотрудников также регулярно отдыхают в оздоровительных лагерях Сочи или Туапсе. И это лишь отдельные примеры, их у нас достаточно. Поймите, мы — местное предприятие. И интересы территории для нас первичны.

— Получается, с кадрами у вас проблем нет?

— Есть, и ещё какие. Начнём с того, что дефицит кадров — общая беда для всех производственных компаний России. Увы, природа этого явления известна — в девяностые годы в большинстве молодёжь стремилась стать менеджерами, юристами, экономистами. И вот получился провал — сегодня многие из этих ребят стали бы опытными горняками в самом «золотом» производственном возрасте 35—50 лет. Но не случилось. Вторая проблема — многие молодые люди хотят работать вахтовым методом, в первую очередь в золоторудных компаниях. Да, платят там несколько больше. Но я в таких случаях говорю: за воротами всё всегда кажется красивее. А по факту везде свои проблемы. Дома же, как известно, и стены помогают. Жить и работать в одном месте в любом случае проще, чем месяцами быть в отрыве от семьи.

— Насколько известно, в АО «Разрез Харанорский» внедрены собственные образовательные программы. Это так?

— Совершенно верно. Мы ещё с советских времён сохранили собственный учебно-производственный комбинат (УПК), где и обучаем десяткам различных специальностей. В прошлом году отучили 80 водителей БелАЗа, 15 грейдеристов и сотрудников, которые теперь могут работать на гидравлических экскаваторах. А вообще, мы можем давать самый широкий круг профильных знаний. Желаешь работать на шагающем или роторном экскаваторе? Не вопрос! Хочешь стать водителем тепловоза? Без проблем! Преподаватели у нас в УПК опытные и высококвалифицированные. Так что кадровую проблему мы решаем сами. Помимо этого, есть серьёзные образовательные проекты в рамках группы СУЭК, есть постоянные конкурсы и мероприятия, связанные с повышением профессионального мастерства, в которых мы участвуем. Скажу больше, если кто-то из рабочих пожелает в заочном формате приобрести высшее техническое образование и стать инженером — мы ему окажем всю необходимую поддержку.

— Но ведь АО «Разрез Харанорский» ещё и один из крупнейших налогоплательщиков региона. Не ошибаюсь?

— Я не люблю громких слов, поэтому скажу на языке цифр — общий план налоговых отчислений в 2022 году у нас составляет 1 миллиард 131 миллион рублей. Но, думаю, заплатим не менее 1 миллиарда 200 миллионов. И СУЭК, и АО «Разрез Харанорский» крайне щепетильно относятся к выполнению обязательств перед всеми бюджетами, а по большому счёту перед государством и населением.

— Как вы считаете, что нужно делать, чтобы удержать население, и в первую очередь, молодёжь в Забайкалье?

— Тут необходимо, чтобы было соответствие двух важных аспектов. Первое — должно развиваться производство. Производство современное, высокотехнологичное, интересное. Где молодёжь имела бы все возможности для самореализации. Второе — требуется создавать качественный уровень жизни в забайкальских посёлках, где должны быть нормальные дороги, а также учреждения образования, здравоохранения и культуры. Да и для нормального отдыха у людей должны быть все условия. И тогда, я вас уверяю, никто отсюда не уедет. Ведь от добра, как известно, добра не ищут.

Для своих людей

С Георгием Михайловичем сложно не согласиться. Но есть одна поправка — именно в АО «Разрез Харанорский» уже создаются условия и для производственного, и для социального развития. И тут стоит привести конкретные примеры.

Первое — сейчас, особенно в условиях санкций, на всех уровнях говорится об импортозамещении. Всё правильно, конечно. А вот в АО «Разрез Харанорский» такая деятельность — это давно реальность. В своё время в Чите было создано подразделение предприятия, а именно Черновский ремонтно-механический завод (ЧРМЗ). Да, в самом начале организация специализировалась только на ремонтах техники и оборудования. Но впоследствии ЧРМЗ перешёл именно к производству. И теперь здесь выпускают ковши, кузова, рукояти, отвалы и многое другое для тяжёлой техники. Например, кузова для 220-тонных БелАЗов. Или для 180-тонных Caterpillar. Или для 90-тонных Komatsu. Вот оно, реальное импортозамещение в действии.

Более того, на заводе работают ещё и по собственным технологическим решениям. Так, здесь изготовили 20-ку-бовый ковш для экскаватора ЭКГ-18, который изначально был оборудован 18-кубовым ковшом. В результате производительность техники выросла на 15 %. Более того, теперь с ЧРМЗ сотрудничают и другие компании, в частности Быстринский ГОК. А те же кузова направляют и в другие регионы, например на Сахалин. При этом предприятие начинало с того, что там работало около 70 человек при производстве товарной продукции на 70 миллионов рублей в год. Сейчас коллектив завода составляет 450 человек, а объём товарной продукции в текущем году должен превысить полтора миллиарда. И на сегодняшний день ЧРМЗ является структурным подразделением профильного дивизиона группы СУЭК.

Второе — АО «Разрез Харанорский» создаёт все условия для того, чтобы люди оставались жить и работать в Забайкалье. Как рассказала нам начальник отдела кадров Екатерина ЛОПАТИНА, на предприятии уже давно сложились целые производственные династии — ВАРИЧИ, ПЕЧЕРСКИЕ, РОГАЛЕВЫ… Перечень можно продолжить.

Нередки случаи, когда молодые рабочие делают очень успешную карьеру. Один из примеров — Алексей ПРОНИН, который начал свой трудовой путь с должности машиниста насосных установок, а сейчас работает заместителем генерального директора по производству.

Наконец, третье. АО «Разрез Харанорский» вкладывает серьёзные средства в социальное развитие посёлков Борзинского района. Корреспондент компании Анна ТЕРТЕШНИКОВА организовала для нас настоящую экскурсию по парку «Шахтёр». Мы увидели, насколько современно выглядит парк, созданный силами коллектива разреза. Такому уголку отдыха позавидовали бы и большие города. И опять-таки здесь всё сделано с умом. К примеру, покрытие дорожек состоит из материала, сделанного из переработанных белазовских покрышек. Получается упруго для ног и вообще комфортно. Впрочем, всё, что есть в парке, сделано руками самих угольщиков. И как сделано! Даже урны необычны — в виде зонтиков. Получилось стильно и красиво. Есть в парке детское кафе. Сцена, где регулярно проводятся различные мероприятия, главное из которых, конечно же, День шахтёра. Этот день отмечается с большим размахом. А ещё в парке создана аллея директоров, на которой размещены стенды с биографией каждого из прежних руководителей предприятия. Вот уж точно — без прошлого не бывает и настоящего.

Впрочем, не парком единым олицетворяется социальная деятельность АО «Разрез Харанорский». Предприятие финансово поддерживает местные спортивные команды, творческие коллективы, школы, детсады, медицинские учреждения. Также коллектив акционерного общества опекает местный детский дом, воспитанники которого в обязательном порядке к Новому году получают от своих шефов подарки, в том числе телефоны, компьютеры и так далее. И если подытожить, то можно констатировать: АО «Разрез Харанорский» живёт интересами своей малой родины. Иначе и не скажешь.

Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров