Статья подготовлена партнёром Юридической компании «Шаповалов Петров» и автором книги «Настольная книга недропользователя» Алексеем Вакуленко, к.ю.н.
После введения эмбарго в 2022 году на экспорт российского золота в страны Европейского союза и США, а также прекращения статуса «good delivery»1 у отечественных аффинажных заводов ЦБ РФ стал закупать у российских банков, а те, в свою очередь, у недропользователей аффинированное золото с дисконтом 10–15%.
Такая ситуация стала критической для многих добывающих компаний, поскольку на фоне укрепления рубля и падения мировой цены на золото, дополнительный дисконт опустил цену продажи золота на внутреннем рынке ниже его себестоимости. Как следствие, многие золотодобытчики устремили свой взор на внешние рынки (ОАЭ, Турция, Китай).
С серебром получилась ситуация гораздо сложнее. Во-первых, оно стоит гораздо дешевле чем золото и, во-вторых, спросом на внешнем рынке особенно не пользуется. Поэтому некоторые добывающие компании, у которых серебро является попутных металлом, стали просто его складировать, что называется «до лучших времён». Государство со своей стороны предпринимало ряд мер по стимулированию экспорта драгоценных металлов.
Ещё с 2020 года Правительство РФ поручило Минпромторгу России выдавать недропользователям и аффинажным заводам генеральные лицензии (не привязанные к конкретному контракту) на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков2. До этого времени такую возможность имели только кредитные организации. Но данное поручение не относилось к экспорту иного сырья, содержащего драгоценные металлы.
В период с 01.04.2022 по 31.03.2023 появилась возможность получать генеральные лицензии на экспорт не только аффинированного золота и серебра в виде слитков, но и в виде гранул, а также платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков3. На этом фоне добывающие компании всё первое полугодие 2022 года активно занимались получением генеральных лицензий на экспорт драгоценного металла. После их получения начались активные этапы переговоров с контрагентами, поиска логистических маршрутов, заключения экспортных договоров, а также таможенного оформления груза.
И вот на этапе таможенного оформления, который включает выдачу органами пробирного надзора акта госконтроля драгоценных металлов, выявилась одна очень большая проблема. Пробирный надзор стал отказывать в выдаче актов госконтроля по тем экспортным контрактам, в которых была указана цена на металл с дисконтом.
В качестве основания для отказа указывается ссылка то, что при расчёте стоимости драгоценных металлов необходимо руководствоваться ценой мирового рынка4. Государственный орган, мотивируя своё решение, ссылается на подп. «г» п. 3 Правил осуществления государственного контроля драгоценных металлов (далее — Правила)5 и п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах и драгкамнях)). Следовательно, если в экспортном контракте и расчёте стоимости цены золота присутствует дисконт, то по мнению органов пробирного надзора, акт госконтроля выдан быть не может.
Однако Правила утверждались в 2015 году, когда всё было хорошо, не было антироссийских экономических санкций, у российских аффинажных заводов был статус good delivery, и Великобритания была крупнейшим импортёром отечественного золота. В настоящее время совершенно другие реалии. Никто за границей золото без дисконта от цены LBMA брать не будет.
Поэтому, чтобы сектор добычи драгоценных металлов мог спокойно выдохнуть, нужно как можно оперативнее менять нормы Правил и Закона о драгметаллах и драгкамнях, а именно дать возможность отправлять драгоценные металлы на экспорт по фактической цене, указанной в контрактах, либо установить максимальный уровень дисконта стоимости товара, который может быть применён сторонами экспортного контракта.
Жёсткое требование Правил и отказы органов пробирного контроля в выдаче актов госконтроля заставило золотодобытчиков искать пути выхода из сложившейся проблемной ситуации. Самый радикальный — вывоз золота в чемоданах — не стоит рассматривать, поскольку это уже самостоятельный состав преступления (ст. 226.1, 191 УК РФ).
В процессе практики таможенного оформления драгоценного металла и его выпуска за границу возникло два возможных варианта отражения дисконта в экспортных контрактах:
Первый вариант выглядит более рискованным, поскольку Таможенный кодекс Евразийского экономического союза не предусматривает такого понятия, как «уточнённая таможенная декларация» и существуют высокие риски отказа таможенными органами в её принятии. Это повлечёт с одной стороны обязательство продавца репатриировать валютную выручку от продажи металла в полном объёме, а с другой стороны лишит покупателя возможности приобретения золота по цене с дисконтом. В настоящее время таможенные органы начали активно отказывать экспортёрам аффинированного золота в согласовании уточнённых таможенных декларациях. Соответственно, второй вариант решения проблемы с дисконтом выглядит более надёжным.
Суды в последнее время встают на сторону налоговых органов в спорах о доначисления НДПИ из-за необоснованного, по их мнению, уменьшения недропользователями стоимости реализации золота в связи с применением дисконта на его покупку третьими лицами6. В частности, суды указывают, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов должна производиться с учетом цен мирового рынка в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о драгметаллах и драгкамнях. Поэтому, по мнению судебных органов, уменьшение стоимости реализации драгоценного металла на сумму дисконта нельзя признать обоснованной применительно к расчёту налоговой базы по уплате НДПИ согласно п. 5 ст. 340 НК РФ7.
Кроме этого, существует риски привлечения недропользователей к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за занижение налоговой базы при исчислении налога на прибыль при экспортной продаже золота в размере недополученной выручки в сумме дисконта.
С экспортёрами концентратов, содержащих драгоценные металлы в качестве попутных компонентов, ситуация несколько иная, чем с экспортёрами аффинированного золота.
Содержание в концентратах полезных ископаемых (медь, олово, золото, серебро и т.д.) может отличаться по результатам опробования в лаборатории продавца и покупателя. Также может отличаться масса сухого концентрата по данным исследований лабораторий сторон из-за разницы в данных по проценту влажности товара.
Поэтому, даже учитывая мировые цены на полезные ископаемые при расчёте стоимости концентрата без каких-либо дисконтов, декларируемая продавцом стоимость концентрата может не совпадать с окончательной, установленной по данным лаборатории покупателя или независимой арбитражной лаборатории. Это влечёт необходимость подачи в таможенные органы уточнённой таможенной декларации. В таких случаях таможенные органы, как правило, её принимают.
С аффинированным золотом такая опция отсутствует, поскольку явно содержание золота и его масса при поступлении к покупателю измениться не должна.
1 Статус «good delivery» присваивается Лондонской биржей драгоценных металлов (LBMA) и даёт право продажи слитков золота на LBMA, аффинированных на аффинажных заводах, получивших такой статус.
2 См. Постановление Правительства РФ от 17.04.2020 № 539 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков».
3 См. Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 № 485 «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде гранул, аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, гранул и порошков»
4 Под мировой ценой драгоценного металла обычно понимается утренняя или вечерняя цена, устанавливаемая по результатам торгов на Лондонская бирже драгоценных металлов (LBMA).
5 Приложение № 2 к Положению о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории драгоценных металлов…(утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30).
6 См. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.07.2022 по делу № А27-25203/2021; решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2022 по делу № А60-14164/2022.
7 Ст. статья 340 НК РФ предусматривает при определении расчётной стоимости добытого полезного ископаемого право налогоплательщика на учёт расходов по хранению, транспортировке, упаковке и иной подготовке (включая предпродажную подготовку), но не предусматривает применение каких-либо понижающих поправочных коэффициентов.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >