Одной из самых серьёзных проблем в агропромышленном комплексе Дальнего Востока является отсутствие собственных комбикормов. Это особенно актуально для северных территорий, куда корма завозятся из европейской части страны, что существенно отражается на их стоимости. Да и качество этой продукции нередко вызывает вопросы. А вот на Камчатке ситуация в этом плане принципиально иная. Эта территория практически полностью обеспечена собственными, причём качественными комбикормами, которые производятся здесь же, в Петропавловске-Камчатском. Об особенностях комбикормового бизнеса на Севере России — в интервью с генеральным директором АО «Камчатская мельница» Дмитрием ЧЕРЕДНИЧЕНКО.
— Дмитрий Вячеславович, сколько комбикормов было произведено в АО «Камчатская мельница» в 2017 году?
— В общей сложности более 21 тысячи тонн. И тут прослеживается серьёзная динамика. Буквально ежемесячно мы увеличиваем производственные объёмы. И уже по итогам 2018 года мы намерены выпустить не менее 25 тысяч тонн комбикормов.
— Какую долю рынка комбикормов на Камчатке вы закрываете?
— Да, соответствующие подсчёты мы производили. И сейчас уже можно сказать — более 80 процентов всех комбикормов на Камчатке производится в нашей компании.
— Но конкуренты у вас есть?
— Да, это поставщики из других регионов России. Но могу констатировать — качество нашей продукции, как правило, значительно выше. И это уже давно оценили наши потребители, причём как крупные сельскохозяйственные предприятия, так и фермеры. Поэтому конкуренция нам не страшна. Не говоря уж о том, что, производя комбикорма на месте, мы получаем однозначное преимущество.
— А ваши потребители — это главным образом животноводческие комплексы?
— Не только. Своими комбикормами мы обеспечиваем предприятия животноводства, свиноводства, птицеводства и так далее. У нас в настоящее время внедрено 35 рецептур продукции. Так что буквально все направления агропромышленного комплекса находятся в сфере наших интересов.
— Насколько известно, комбикормовый завод был построен на Камчатке ещё в начале девяностых. Почему развитие этого бизнеса стало возможным лишь в последние годы?
— Тут прослеживался целый комплекс причин, как объективных, так и субъективных. Да, строительство комбикормового завода велось на закате советской власти. Но потом в стране началась разруха. И производством, по сути, никто не занимался, все просто выживали. Плюс ко всему собственники предприятия также допустили ряд серьёзных ошибок. В итоге было принято решение создать на базе завода новую компанию — АО «Камчатская мельница», в которой сто процентов акций принадлежат Камчатскому краю.
— А почему создали акционерное общество, а не краевое унитарное предприятие, например?
— Для большей управленческой эффективности, ведь акционерное общество, независимо от того, частное оно или государственное, работает в сфере реальной экономики, на основе реальных бизнес-процессов. То есть деньги нам никто просто так не даёт. Мы их сами зарабатываем. Другое дело, что у нас есть возможность получать льготные кредиты, под относительно небольшие проценты. Но мы их, в любом случае, возвращаем.
— На какие цели идут эти кредиты?
— В первую очередь на закупку зерна и модернизацию. Но тут следует отметить ещё один момент. Если продолжить разговор о государственной поддержке, то нельзя не сказать — АО «Камчатская мельница» стало резидентом территории опережающего развития «Камчатка». Что дало нам дополнительные преимущества, в том числе и при кредитовании. Благодаря этому нам удалось получить инвестиционный кредит в 136 миллионов рублей и кредит на пополнение оборотных средств в 200 миллионов.
— И под какой процент?
— Речь идёт о 3,5 процента годовых по одному кредиту и о 5 процентах — по другому. Это действительно льготные условия. Ведь аналогичные кредитные линии в коммерческих банках предусматривают, как минимум, 10-процентную ставку.
— Правда ли, что уже сегодня видны результаты реформ на вашем предприятии?
— Судите сами, до того как было создано АО «Камчатская мельница», на заводе ежегодно производилось не более 10 тысяч тонн продукции. Сейчас, как я и сказал, мы выпускаем 21 тысячу тонн комбикормов. В разы выросло и количество рецептур — в одной до тридцати пяти. Также увеличилось количество используемых нами ингредиентов. Вначале их было пять, теперь — двадцать восемь. Ну и, конечно же, всё это стало возможным благодаря масштабной производственной модернизации.
— Она уже завершена?
— Что вы! Это процесс непрерывный. Мы постоянно наращиваем свои производственные возможности.
— Что именно делается в настоящее время?
— Например, мы запустили линию экструдирования — переработки высокобелкового сырья растительного происхождения.
— Какие преимущества это даёт?
— Это позволяет нам производить жмых непосредственно на заводе. Также нами была приобретена линия разгрузки и взвешивания зерна с водного транспорта. Сами понимаете, регион у нас специфичный, и большая часть продукции сюда завозится морским путём. Так что такая линия нам крайне необходима. Это позволит существенно сократить время при выгрузке зерна. Да и вообще такое оборудование является во всех смыслах современным.
Второй момент — уже в ближайшем будущем мы приобретём и смонтируем линию гранулирования, которую закупаем у российской компании «ТЕХНЭКС». Производительность этого оборудования составляет 20 тонн комбикормов в час. При этом появляются условия для конечного напыления рыбьего жира или иных витаминных добавок.
Наконец, в-третьих, уже скоро мы введём в эксплуатацию склад силосного хранения, где будет одновременно сосредоточено до 2 тысяч 700 тонн готовой продукции. Этот объект крайне важен не только для нас, но и для сельхозпроизводителей. Ведь многие из них не имеют возможности хранить серьёзные объёмы комбикормов на своих площадках. А мы решим эту проблему.
— Какое ещё оборудование вы планируете закупать?
— У нас есть инвестиционный план, в котором чётко, с цифрами и техническими выкладками, расписаны наши действия на ближайшие годы. Но, с другой стороны, оборудование на предприятии и так неплохое. Речь, в частности, идёт об итальянских механизмах, которые до сих пор являются одними из самых востребованных в мире. Так что технический базис у нас, без преувеличения, серьёзный. Но мы будем продолжать модернизацию. Это — одна из составляющих нашего производственного успеха.
— Насколько серьёзной проблемой для вас являются энерготарифы?
— Это хороший вопрос. И понимаю, почему вы его задали. Действительно, сельскохозяйственное производство отличается энергозатратностью. Но тут нам повезло. Благодаря губернатору Камчатского края Владимиру ИЛЮХИНУ и нашему министерству экономического развития в регионе действует льготный энерготариф для всех предприятий АПК и пищевой промышленности. Он составляет менее одного рубля за кВт/ч. Нетрудно догадаться, какое это подспорье для нашей отрасли.
— Да, вам действительно повезло. В подавляющем большинстве российских регионах сельхозпроизводители могут об этом только мечтать.
— Вы правы. Например, я регулярно езжу в командировки на различные отраслевые выставки. И могу сказать, коллеги в других регионах нам откровенно завидуют.
— А кто ещё, кроме губернатора, оказывает и вашей компании, и всей сельскохозяйственной отрасли Камчатки серьёзное внимание?
— Региональные руководители, в принципе, чётко нацелены на поддержку АПК и пищевой промышленности. Это, в первую очередь, заместитель председателя правительства Камчатского края Марина СУББОТА, министр сельского хозяйства региона Анатолий КУЧЕРЕНКО, руководитель Агентства инвестиций Камчатки Оксана ГЕРАСИМОВА и многие другие. Все эти люди вносят большой вклад в развитие нашего промышленного направления.
— Мы с вами коротко остановились на качестве вашей продукции. Его уже оценили ваши сельхозпроизводители?
— Без сомнения! Руководители сельскохозяйственных предприятий и фермеры уже давно поняли — дешёвое не значит хорошее. Вот смотрите, зачастую в Камчатский край доставляются корма из других регионов по «привлекательной» цене. Вроде бы она ниже, чем у нас. Почему? Да в первую очередь потому, что мы используем только качественные зерно и добавки. На этом мы не экономим. Но и пользу сельхозпроизводители получают реальную. И молоко, и мясо в тех компаниях, которые применяют наши корма, отличаются первоклассными свойствами. Это действительно вкусно. И не в последнюю очередь благодаря тем кормам, которые мы производим.
Могу привести и другой пример. Поначалу фермеры покупали в основном завозные комбикорма. По принципу: у нас каждая копейка на счету, а тут вроде бы дёшево. Но потом люди заметили — что-то работает не так. И перешли на наши корма. Результат не заставил себя ждать. Куры стали нестись лучше, молоко стало жирнее, свиньи стали расти быстрее. А ведь всё это — основа сельскохозяйственного бизнеса. Вот и получается, что приобретать наши комбикорма значительно выгоднее, нежели завозные. Выгоднее и по качеству, и, в конечном итоге, по цене.
— Какие компании являются основными потребителями вашей продукции?
— Перечислять тут можно долго. Это и ОПХ «Заречное», и ГК «Агротек», и птицефабрика «Пионерская», и «Свинокомплекс «Камчатский», и «Камчатпищепром», и «Елизовский свинокомплекс»… И это далеко не полный список. Плюс фермеры, многие из которых также являются нашими клиентами. У нас ведь по утрам даже очереди выстраиваются из желающих приобрести комбикорма.
— А свою продукцию вы сами никуда не вывозите?
— Пока нет, хотя в планах доставка комбикормов до Мильковского района. А дальше — будет видно. Мы, в любом случае, будем ориентироваться под потребности отраслевого рынка.
— Есть ли у вас проблема с кадрами?
— Я не ошибусь, если скажу — проблема с кадрами, в первую очередь с квалифицированными специалистами есть у большинства производственных предприятий Дальнего Востока. Эта проблема вообще многогранна. Тут и ситуация, связанная с оттоком населения на запад страны, и негативные моменты, проявившиеся в профессионально-техническом образовании, и нежелание молодёжи работать на производстве и многое другое. Думаю, всё выправится, если развитие Дальнего Востока будет действительно динамичным.
— Вы имеете в виду создание новых рабочих мест?
— Не только. Ведь если условия жизни на Дальнем Востоке будут соответствовать высоким стандартам, никто отсюда не уедет. Зачем? Ну и, конечно же, людей будет привлекать высокооплачиваемая работа. А это вообще имеет большое значение для всех. Тогда и молодёжь задумается, где выгоднее трудиться — охранником в супермаркете или на заводе. Я же говорю, тут прослеживается целый комплекс государственных вопросов.
— Насколько выгодно работать на вашем предприятии?
— Могу сказать, что зарплаты у нас весьма достойные. Плюс к этому каждый сотрудник обеспечивается полным соцпакетом. Ну и, конечно же, в связи с модернизацией у нас есть хорошие перспективы карьерного роста для молодых специалистов.
— В планах АО «Камчатская мельница» — производство муки. Что можно сказать по этому поводу?
— Это даже не наши планы, а системный проект правительство Камчатского края. Раньше в нашем регионе производилась своя мука. Причём мука отличная. В результате местный хлеб отличался высоким качеством. Но затем, по ряду причин, соответствующее производство прекратило своё существование. И весь негатив сказался моментально. Это замечают все — хлеб у нас, увы, далеко не самый лучший. Вот и было принято решение возродить своё производство муки. И реализацией этого проекта занимается АО «Камчатская мельница».
— С чего вы начнёте?
— С подготовки бизнес-плана, разумеется, где будут чётко расписаны все шаги по созданию серьёзных производственных мощностей.
— И когда будет готов бизнес-план?
— Уже в 2018 году. Ну а дальше начнётся реализация проекта.
— Где будете закупать оборудование?
— Пока не определились. Но, думаю, покупать оборудование будем у российских компаний. Мы уже сейчас ведём предварительные переговоры с производителями соответствующего оборудования, а также с известными мукомольными компаниями. Выбираем оптимальный вариант. Но с камчатской спецификой.
— При чём тут специфика?
— Дело в том, что соответствующее оборудование от крупных производителей «заточено» под регионы с многомиллионным населением. А на Камчатке живёт не так уж много людей. И этот фактор необходимо учитывать. Зачем заниматься гигантизмом, когда это никому не нужно?
— Сколько муки вы планируете производить?
— По первоначальным прикидкам — порядка 100 тонн в сутки. Для нашего региона этого вполне достаточно.
— То есть это позволит обеспечить качественным хлебом и качественными хлебобулочными изделиями весь регион?
— Конечно, цифры ещё будут уточняться при создании бизнес-плана, но, думаю, параметры не слишком изменятся. Для нас главное — насытить потребности рынка в качественной муке. А соответственно и в качественном хлебе. Хотя перспективы некоторого увеличения объёмов также нужно учитывать.
— Почему?
— Власти региона намерены увеличивать туристический поток на Камчатку. Работа в этом направлении идёт серьёзная. А хлеб нужен всем.
— Выходит, ваше производство встроено в общую модель развития Камчатки?
— У нас на полуострове вообще многие вещи взаимосвязаны. И одно без другого работать не будет. По крайней мере, эффективно.
— Насколько негативно транспортная изоляция Камчатки сказывается на развитии агропромышленного и пищевого рынка?
— А тут как посмотреть. С одной стороны, проблемы с доставкой практически всех товаров на полуостров, разумеется, имеют негативные последствия и для бизнеса, и для населения. С другой — это создаёт предпосылки для местных производителей. Ведь по таким показателям, как мясо, молоко, яйцо и так далее, территория во многом обеспечивает сама себя. Слишком дорого сюда всё это везти.
— Выходит, ваша изоляция — это ещё и ваш плюс?
— В определённой степени так. Тем более что правительство региона делает ставку на самообеспечение. И предпринимает в этом направлении конкретные шаги. Так что динамика развития Камчатки очевидна.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >