Одной из самых острых проблем для Дальнего Востока остаётся отток населения в европейскую часть страны. И эта тема регулярно становится предметом обсуждения на самых высоких уровнях, до президентского включительно. Однако в нашем регионе есть примеры, реально показывающие — ситуацию можно нормализовать, причём не административными, а сугубо образовательными методами. Подробности — в интервью с ректором Сахалинского государственного университета Игорем МИНЕРВИНЫМ.
— Игорь Георгиевич, ни для кого не секрет, что население Дальнего Востока сокращается за счёт внутренней миграции. А для Сахалина эта проблема актуальна?
— Крайне актуальна, ведь мы теряем в первую очередь трудоспособную часть населения. А осваивать регион исключительно вахтовым методом, как в своё время предлагали некоторые экономисты,— это чистой воды утопия. С другой стороны, я бы не стал делать из этого трагедию, поскольку ситуация поправима. Она уже постепенно выправляется, по крайней мере, в нашем регионе.
— Каким образом?
— В своё время мы провели комплексное исследование и выяснили, что подавляющее большинство молодых сахалинцев, получивших образование в вузах европейской части страны, обратно в наш регион не возвращается. Если говорить точно, то возвращается один-два процента, не более того. Соответственно, только за счёт этого область ежегодно теряет не просто часть населения, а подготовленных специалистов. Теряет своё будущее, если хотите.
Но есть и другой пример — из 100 выпускников Сахалинского госуниверситета 98 остаются жить и работать на своей малой родине. Вот она, кадровая основа региональной экономики. Причём как уже сегодняшняя, так и перспективная. Не говоря уж о том, что эти ребята будут создавать здесь семьи и рожать детей. Понимаете? По сути, мы уже сейчас закладываем мощную демографическую платформу. Как минимум, на несколько десятилетий вперёд. Так что закрепление населения на Дальнем Востоке через качественный образовательный процесс — это реальность.
— Да, качество образовательного процесса в Сахалинском государственном университете сомнений не вызывает. Мы встречались со многими руководителями региональных компаний, которые в один голос говорят: большинство наших специалистов — это выпускники СахГУ. Скажите, при подготовке кадров вы ориентируетесь на нефтегазовый сектор экономики?
— Безусловно, мы это учитываем. И подготовка специалистов для этих промышленных направлений была и остаётся достаточно важным для нас процессом. Не случайно в структуре СахГУ функционируют и Технический нефтегазовый институт, и Институт естественных наук и техносферной безопасности. И могу с полным правом констатировать: наши выпускники трудятся во всех нефтегазовых компаниях, работающих на территории Сахалинской области. А это и «Роснефть», и «Газпром», и «Сахалин Энерджи», и «Эксон
Нефтегаз Лимитед». Скажу больше, наши лабораторные комплексы последнего поколения позволяют студентам уже сейчас проводить исследования, востребованные крупнейшими игроками нефтегазового рынка. И вот тут есть один момент, который выходит за рамки вашего вопроса о приоритетности нефтегазового комплекса.
— В каком смысле?
— Я сейчас выскажу на первый взгляд парадоксальную для нашей территории мысль, но факт остаётся фактом — для нас «нефтянка» хоть и важное, однако не ключевое направление. Да, на сегодняшний день это чрезвычайно конъюнктурный рынок. Но давайте будем реалистами — нефтегазовая конъюнктура не может быть вечной. И уже через несколько лет, не говоря уж о десятилетиях, произойдёт смена промышленных приоритетов. Та же альтернативная энергетика даже сейчас не миф, а обыденность. И это лишь один из штрихов. Поэтому наша задача заключается в подготовке инженерно-технических кадров на перспективу. Но с учётом сегодняшних реалий.
— А какие специалисты, на ваш взгляд, будут востребованы в любом случае?
— Например, строители. Это, так сказать, вечная профессия. Поэтому бакалавров соответствующего профиля (промышленно-гражданское строительство, строительство и городское хозяйство, водоснабжение и водоотведение) у нас обучают в Техническом нефтегазовом институте. Как, собственно, и геологов. Тоже профессия, не зависящая от конъюнктуры, ведь поиск месторождений полезных ископаемых будет вестись всегда. Могут меняться какие-то отраслевые приоритеты, однако в любом случае кто-то должен будет открывать природные кладовые.
Или взять в качестве примера наш Институт естественных наук и техносферной безопасности. Прикладная математика и информатика, экология и природопользование, электроэнергетика и электротехника, водные биоресурсы и аквакультура, техносферная безопасность, биология, география — эти специальности будут востребованы во все времена. Поэтому мы уже сейчас задаём здесь чрезвычайно высокие образовательные стандарты. Не случайно наши лабораторные комплексы и наш биотехнопарк соответствуют лучшим мировым аналогам. Так что подготовке квалифицированных инженерно-технических кадров мы уделяем самое серьёзное внимание. Впрочем, развитие качественного гуманитарного образования — также наш профиль.
— Вы, очевидно, имеете в виду Гуманитарный институт, а также Институт психологии и педагогики в структуре университета, ведь история вашего вуза начиналась как раз с Южно-Сахалинского пединститута?
— В определённой степени вы правы, не случайно такое направление подготовки, как педагогика, у нас есть в большинстве институтов, входящих в структуру СахГУ. Но здесь мы опять-таки учитываем реальные потребности общества. Его потребности в педагогах и психологах, в филологах и историках, в лингвистах и журналистах… Список можно продолжать долго. Также могу сказать, что с учётом географии Сахалина мы уделяем серьёзное внимание подготовке квалифицированных востоковедов. Не случайно в нашем Институте востоковедения, туризма и сервиса студенты изучают японский, корейский и китайский языки, а также историю, литературу и культуру азиатских стран. Ну и, конечно же, они получают максимально полное представление о современных методиках ведения туристического бизнеса.
— Можно сколько угодно иронизировать на тему большого числа экономистов и юристов, подготовленных российскими вузами, но ведь понятно — без этих специалистов обойтись невозможно. Это также является одним из направлений СахГУ?
— Да, конечно же. Их готовят в Институте права, экономики и управления. Что же касается большого числа дипломированных юристов и экономистов, то эта тенденция уходит в прошлое. Теперь юриспруденции и экономике обучаются в основном те, кто хочет реально связать с этими специальностями свою жизнь. Не ради «корочек», понимаете? Впрочем, мы также прикладываем к этому серьёзные усилия.
Приведу опять-таки конкретный пример — вот сколько иронии в обществе вызывает такая специальность, как менеджер… Мол, молодой человек не успел жить начать, а уже хочет чем-то или кем-то управлять. И я, кстати, согласен с такой оценкой. В частности, поэтому обучение наших будущих менеджеров подразумевает, главным образом, управление малым бизнесом. То есть тут мы также работаем на перспективу, ведь от 40 до 80 процентов населения задействованы в малом и среднем бизнесе. А мы тут находимся лишь в начале пути. Но если Россия хочет всё-таки слезть с нефтегазовой иглы, этот путь неизбежен.
— Это правда, что благодаря СахГУ на Сахалине было фактически спасено среднее специальное образование? По крайней мере, об этом нам говорили руководители некоторых региональных предприятий.
— Я не стал бы употреблять столь пафосные выражения, но правда в этом есть. Если бы в состав СахГУ в своё время не включили некоторые колледжи, их судьба была бы по меньшей мере туманной. Мы же создали систему непрерывного образования, которая позволяет решать самые серьёзные задачи.
— Какие проблемы испытывает ваш вуз?
— Проблем хватает не только у нас, но и у всей системы образования в России. И я бы не хотел на этом сейчас останавливаться. Хотя бы потому, что, несмотря на все проблемы, СахГУ работает системно и эффективно. Это для нас — самое главное. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся. По сути, основные образовательные проекты у нас ещё впереди.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Фото Е. Таращука, К. Лоскутникова
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >