«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (105), июнь 2015
Главная тема

Главная тема 

«Наши выпускники остаются жить и работать на Сахалине»

Одной из самых острых проблем для Дальнего Востока остаётся отток населения в европейскую часть страны. И эта тема регулярно становится предметом обсуждения на самых высоких уровнях, до президентского включительно. Однако в нашем регионе есть примеры, реально показывающие — ситуацию можно нормализовать, причём не административными, а сугубо образовательными методами. Подробности — в интервью с ректором Сахалинского государственного университета Игорем МИНЕРВИНЫМ.

Закрепительный момент

— Игорь Георгиевич, ни для кого не секрет, что население Дальнего Востока сокращается за счёт внутренней миграции. А для Сахалина эта проблема актуальна?

— Крайне актуальна, ведь мы теряем в первую очередь трудоспособную часть населения. А осваивать регион исключительно вахтовым методом, как в своё время предлагали некоторые экономисты,— это чистой воды утопия. С другой стороны, я бы не стал делать из этого трагедию, поскольку ситуация поправима. Она уже постепенно выправляется, по крайней мере, в нашем регионе.

— Каким образом?

— В своё время мы провели комплексное исследование и выяснили, что подавляющее большинство молодых сахалинцев, получивших образование в вузах европейской части страны, обратно в наш регион не возвращается. Если говорить точно, то возвращается один-два процента, не более того. Соответственно, только за счёт этого область ежегодно теряет не просто часть населения, а подготовленных специалистов. Теряет своё будущее, если хотите.

Но есть и другой пример — из 100 выпускников Сахалинского госуниверситета 98 остаются жить и работать на своей малой родине. Вот она, кадровая основа региональной экономики. Причём как уже сегодняшняя, так и перспективная. Не говоря уж о том, что эти ребята будут создавать здесь семьи и рожать детей. Понимаете? По сути, мы уже сейчас закладываем мощную демографическую платформу. Как минимум, на несколько десятилетий вперёд. Так что закрепление населения на Дальнем Востоке через качественный образовательный процесс — это реальность.

— Да, качество образовательного процесса в Сахалинском государственном университете сомнений не вызывает. Мы встречались со многими руководителями региональных компаний, которые в один голос говорят: большинство наших специалистов — это выпускники СахГУ. Скажите, при подготовке кадров вы ориентируетесь на нефтегазовый сектор экономики?

— Безусловно, мы это учитываем. И подготовка специалистов для этих промышленных направлений была и остаётся достаточно важным для нас процессом. Не случайно в структуре СахГУ функционируют и Технический нефтегазовый институт, и Институт естественных наук и техносферной безопасности. И могу с полным правом констатировать: наши выпускники трудятся во всех нефтегазовых компаниях, работающих на территории Сахалинской области. А это и «Роснефть», и «Газпром», и «Сахалин Энерджи», и «Эксон

Нефтегаз Лимитед». Скажу больше, наши лабораторные комплексы последнего поколения позволяют студентам уже сейчас проводить исследования, востребованные крупнейшими игроками нефтегазового рынка. И вот тут есть один момент, который выходит за рамки вашего вопроса о приоритетности нефтегазового комплекса.

На перспективу

— В каком смысле?

— Я сейчас выскажу на первый взгляд парадоксальную для нашей территории мысль, но факт остаётся фактом — для нас «нефтянка» хоть и важное, однако не ключевое направление. Да, на сегодняшний день это чрезвычайно конъюнктурный рынок. Но давайте будем реалистами — нефтегазовая конъюнктура не может быть вечной. И уже через несколько лет, не говоря уж о десятилетиях, произойдёт смена промышленных приоритетов. Та же альтернативная энергетика даже сейчас не миф, а обыденность. И это лишь один из штрихов. Поэтому наша задача заключается в подготовке инженерно-технических кадров на перспективу. Но с учётом сегодняшних реалий.

— А какие специалисты, на ваш взгляд, будут востребованы в любом случае?

— Например, строители. Это, так сказать, вечная профессия. Поэтому бакалавров соответствующего профиля (промышленно-гражданское строительство, строительство и городское хозяйство, водоснабжение и водоотведение) у нас обучают в Техническом нефтегазовом институте. Как, собственно, и геологов. Тоже профессия, не зависящая от конъюнктуры, ведь поиск месторождений полезных ископаемых будет вестись всегда. Могут меняться какие-то отраслевые приоритеты, однако в любом случае кто-то должен будет открывать природные кладовые.

Или взять в качестве примера наш Институт естественных наук и техносферной безопасности. Прикладная математика и информатика, экология и природопользование, электроэнергетика и электротехника, водные биоресурсы и аквакультура, техносферная безопасность, биология, география — эти специальности будут востребованы во все времена. Поэтому мы уже сейчас задаём здесь чрезвычайно высокие образовательные стандарты. Не случайно наши лабораторные комплексы и наш биотехнопарк соответствуют лучшим мировым аналогам. Так что подготовке квалифицированных инженерно-технических кадров мы уделяем самое серьёзное внимание. Впрочем, развитие качественного гуманитарного образования — также наш профиль.

— Вы, очевидно, имеете в виду Гуманитарный институт, а также Институт психологии и педагогики в структуре университета, ведь история вашего вуза начиналась как раз с Южно-Сахалинского пединститута?

— В определённой степени вы правы, не случайно такое направление подготовки, как педагогика, у нас есть в большинстве институтов, входящих в структуру СахГУ. Но здесь мы опять-таки учитываем реальные потребности общества. Его потребности в педагогах и психологах, в филологах и историках, в лингвистах и журналистах… Список можно продолжать долго. Также могу сказать, что с учётом географии Сахалина мы уделяем серьёзное внимание подготовке квалифицированных востоковедов. Не случайно в нашем Институте востоковедения, туризма и сервиса студенты изучают японский, корейский и китайский языки, а также историю, литературу и культуру азиатских стран. Ну и, конечно же, они получают максимально полное представление о современных методиках ведения туристического бизнеса.

Всё впереди

— Можно сколько угодно иронизировать на тему большого числа экономистов и юристов, подготовленных российскими вузами, но ведь понятно — без этих специалистов обойтись невозможно. Это также является одним из направлений СахГУ?

— Да, конечно же. Их готовят в Институте права, экономики и управления. Что же касается большого числа дипломированных юристов и экономистов, то эта тенденция уходит в прошлое. Теперь юриспруденции и экономике обучаются в основном те, кто хочет реально связать с этими специальностями свою жизнь. Не ради «корочек», понимаете? Впрочем, мы также прикладываем к этому серьёзные усилия.

Приведу опять-таки конкретный пример — вот сколько иронии в обществе вызывает такая специальность, как менеджер… Мол, молодой человек не успел жить начать, а уже хочет чем-то или кем-то управлять. И я, кстати, согласен с такой оценкой. В частности, поэтому обучение наших будущих менеджеров подразумевает, главным образом, управление малым бизнесом. То есть тут мы также работаем на перспективу, ведь от 40 до 80 процентов населения задействованы в малом и среднем бизнесе. А мы тут находимся лишь в начале пути. Но если Россия хочет всё-таки слезть с нефтегазовой иглы, этот путь неизбежен.

— Это правда, что благодаря СахГУ на Сахалине было фактически спасено среднее специальное образование? По крайней мере, об этом нам говорили руководители некоторых региональных предприятий.

— Я не стал бы употреблять столь пафосные выражения, но правда в этом есть. Если бы в состав СахГУ в своё время не включили некоторые колледжи, их судьба была бы по меньшей мере туманной. Мы же создали систему непрерывного образования, которая позволяет решать самые серьёзные задачи.

— Какие проблемы испытывает ваш вуз?

— Проблем хватает не только у нас, но и у всей системы образования в России. И я бы не хотел на этом сейчас останавливаться. Хотя бы потому, что, несмотря на все проблемы, СахГУ работает системно и эффективно. Это для нас — самое главное. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся. По сути, основные образовательные проекты у нас ещё впереди.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Фото Е. Таращука, К. Лоскутникова

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров