Сахалинская область находится в зоне экстремальных погодно-климатических условий. И островная специфика отражается буквально на всех сферах промышленной деятельности. Поэтому полная информация о состоянии окружающей среды крайне необходима всем участникам регионального рынка. Ну и, конечно же, всем административным структурам территории. Сегодня на вопросы нашей газеты отвечает директор АНО «Сахалинское Метеоагентство» КАТО ЭКИЭ.
— Экиэ, скажите, пожалуйста, в чем заключается, как сейчас принято говорить, миссия АНО «Сахалинское Метеоагентство»?
— Наша деятельность включает широкий спектр исследований окружающей среды — от гидрометеорологических наблюдений до комплексного экологического сопровождения нефтегазовых проектов. Речь идёт об изучении приземной атмосферы, почвы, поверхностных и подземных вод, ну и, конечно же, прилегающих морских акваторий.
А цель такого комплексного мониторинга можно обозначить буквально в нескольких словах: мы получаем исходные данные о состоянии окружающей среды, после чего проводим тщательную обработку полученной информации и выдаём конкретные рекомендации, позволяющие снизить возможные риски. Точнее, если использовать сугубо профессиональную терминологию, мы изучаем различные аспекты антропогенной нагрузки на природные объекты с целью возможного её уменьшения. И вот в этом должны быть заинтересованы как природоохранные органы власти, так и руководители промышленных компаний.
— Природоохранная деятельность по своей сути достаточно противоречива. С одной стороны, экологическая безопасность — важнейшая составляющая нашей жизни, с этим спорить не приходится. С другой — любая производственная деятельность подразумевает пусть даже минимальный (и это в лучшем случае), но всё-таки вред природе. Как тут быть?
— Да, без развития экономики, и в первую очередь экономики промышленной, будущего нет ни у нашего региона, ни у страны в целом. Это аксиома. Но ведь и без сохранения природной среды о будущем также говорить не приходится. Мы не имеем права оставить наших потомков без замечательной природы Сахалина в её первозданной красоте. Поэтому тут и нужно искать разумные компромиссы между природопользованием и экологической безопасностью. Другого выхода у нас просто нет.
— Каким образом экологическая и природно-климатическая специфика отражается на работе вашей организации?
— Совершенно верно, погодно-климатические условия Сахалина можно, без преувеличения, назвать экстремальными. Затяжная зима с холодными ветрами и обильными снегопадами, холодное лето с частными дождями и туманами — всё это привычная для нас картина. Климат на острове весьма далёк от комфортного. Поэтому для региона крайне важны различного рода специализированные гидрометеорологические наблюдения и расчёты, выполняемые нашими специалистами. Без этой, скажем так, информационной подпитки невозможно проводить экологические изыскания или вести строительство тех или иных объектов.
И это лишь один из штрихов, поскольку фактически любая производственная деятельность на Сахалине немыслима без использования результатов таких исследований.
— А непосредственно вашим специалистам приходилось когда-нибудь проводить исследования в экстремальную погоду?
— Что значит приходилось? Это как раз привычная для нашего коллектива ситуация, поскольку гидрометеорологические или экологические полевые исследования зачастую проводятся именно при таких условиях. Наши специалисты постоянно выезжают на производственные объекты, расположенные в разных районах острова. Принцип работы тут простой: необходимо отобрать пробы воздуха, почвы или воды для их дальнейшего лабораторного исследования — едем и отбираем. И никакой шторм нам в этом помешать не может. И я могу с полным правом сказать: каждый из наших сотрудников обладает не только высокими профессиональными качествами, это ещё и неравнодушные к своей работе люди. Впрочем, иначе в нашем деле и нельзя.
— Вы сказали не только о полевых работах, но и о лабораторных исследованиях. А какой лабораторией располагает АНО «Сахалинское Метеоагентство»?
— В нашей организации действует комплексная эколого-аналитическая лаборатория (ЭАЛ), аккредитованная в качестве испытательного центра в национальной системе аккредитации. Причём область аккредитации включает более 50 объектов лабораторного контроля, 300 нормативных документов, устанавливающих методы исследований, и более 340 различных показателей. Такая правовая основа ЭАЛ является официальным подтверждением компетентности нашей организации для осуществления деятельности в области мониторинга объектов окружающей среды, производственно-экологического и санитарно-гигиенического контроля, радиационной безопасности.
Теперь — непосредственно о техническом и технологическом потенциале лабораторного комплекса. ЭАЛ оснащена самым современным оборудованием как зарубежных, так и российских брендов — Varian, Shimadzu, Testo, TQC, Hanna, Кортэк, Мониторинг, Промэкоприбор, НТМ-Защита, Люмэкс и так далее.
У нас внедрено действительно уникальное оборудование. В частности, единственный на Сахалине анализатор углерода ТОС-V-CPN фирмы Shimadzu. Также хочу отметить, что в своей ежедневной работе мы используем спектрофотометры с электротермической и пламенной атомизаторами, на которых методом ААС определяются концентрации более 30 тяжёлых металлов. Наша лаборатория единственная на Сахалине использует технологию определения токсичности образцов методами биотестирования, основанными на морской биоте.
— Получается, что ваши технологические возможности ничем не отличаются от потенциала ведущих лабораторных центров Дальневосточного региона и европейской части страны?
— Совершенно верно. Могу в этой связи привести конкретный пример. Сегодня исследования методами газовой хроматографии и ВЭЖХ, которые дают возможность с высокой точностью определять содержание загрязняющих веществ в микроколичествах, стали для нас вполне привычными. А ведь ещё 10 лет назад, при необходимости проведения лабораторных анализов на специфические органические показатели, пробы приходилось отправлять далеко на материк, в институты Москвы и Обнинска.
Так что современная техническая база нашей лаборатории, в сочетании с высокой квалификацией, опытом и ответственностью специалистов АНО «Сахалинское Метеоагентство» позволяют нам достигать безупречной точности в выполнении анализов и измерений. И эти исследования соответствуют самым строгим требованиям европейских и мировых стандартов. Впрочем, всё это является неотъемлемой частью нашей работы. Иначе мы бы просто не смогли взаимодействовать с крупнейшими компаниями мирового уровня.
— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что создание нашего метеоагентства совпало с установкой на сахалинском шельфе первой стационарной буровой платформы «Моликпак». Это произошло в 1998 году. А уже в декабре того же года мы приступили к метеорологическому обслуживанию этого объекта. Более того, через короткое время наши специалисты стали вести здесь ещё и экологические работы. И вот уже почти 17 лет мы плодотворно сотрудничаем с оператором проекта «Сахалин-2» — компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд».
Также мы выполняем профильные работы на объектах компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», в рамках проекта «Сахалин-1». Помимо перечисленного, наша организация оказывает услуги в области экологии дочерним компаниям Газпрома. Так вот требования к своим подрядчикам у всех перечисленных игроков рынка чрезвычайно жёсткие. Тут учитывается множество аспектов и технологического, и кадрового, и нормативно-правового характеров. И можно с уверенностью сказать — мы этим требованиям соответствуем в полной мере, что подтверждается сертификатами соответствия Системе менеджмента качества ISO 9001, Системе экологического менеджмента ISO 14001, Системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда OHSAS 18001.
Наша организация будет и в дальнейшем выполнять профильные работы любого уровня сложности, не забывая при этом основную свою задачу — изучать состояние окружающей природной среды для оценки и прогноза её состояния. Не случайно наш слоган: «Мы смотрим в будущее…» подразумевает его продолжение: «…с верой и надеждой на сохранение здоровой окружающей среды».
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >