Пандемия коронавируса принесла множество проблем промышленным предприятиям Дальнего Востока, в том числе и золотодобывающим. Они, как правило, завозят работников из других регионов России и, соответственно, должны вдвойне учитывать вопросы безопасности. А если принять во внимание общий кадровый голод в ДФО, то можно констатировать, что вопросы, связанные с привлечением специалистов, становится решать всё сложнее. Однако, несмотря на трудности, отраслевые компании продолжают работать. О проблемах и путях их решения — в интервью с руководителем группы компаний «Россзолото» Юрием СЕРДЮКОМ.
— Юрий Николаевич, насколько известно, ГК «Россзолото» существует с 2008 года и уже двенадцать лет добывает золото в Амурской области. А где конкретно?
— Наше предприятие работает открытым способом на трёх производственных участках в Зейском районе, расположенных в 150 километрах от города Зеи. Запасы группы составляют порядка 37 тонн драгметалла.
— Расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка к промсезону в текущем году?
— Готовиться к промышленному сезону мы начинаем ещё зимой. В феврале завозим людей, доставляем новую технику (основная её часть всегда находится на участке). Заранее делаем запасы запчастей, топлива — его на сезон требуется около полутора тысяч тонн. Сейчас уже приступили к промывке золотоносных песков на Малой Тынде, на остальных участках пока готовимся к работам.
— Насколько технически оснащены производственные участки?
— На участках работает порядка двухсот единиц техники — это с учётом дизель-электростанции, сварочных агрегатов, насосных станций, прицепов... Если же говорить только о самоходной технике, то всего насчитывается около 150 машин — используем бульдозеры Komatsu D375A, экскаваторы Komatsu PC400, Volvo EC480DL, сочленённые самосвалы Volvo и Shacman, фронтальные погрузчики SEM 655D,
— А какие промприборы задействуете на промывке песков?
— Грохота инерционные, скруббер, промывочные приборы типа «Дерокер» мощностью в пределах от ста до трёхсот кубов (ГИС, ГИТ, ППМ-5). В зависимости от участка используем от двух до четырёх промприборов.
— Юрий Николаевич, многие специалисты говорят, что сейчас довольно непростое время для добывающей отрасли. Вы с этим согласны?
— Да, сегодня, действительно, сложное время, но мы сталкиваемся с трудностями постоянно. Вот, например, в прошлом году паводком размыло дорогу через деревню Ивановка, по которой добираемся на участок Малая Тында, в этом году были введены ограничения из-за распространения коронавирусной инфекции, в связи с этим на предприятии пришлось вводить систему профилактики. Рост стоимости топлива, запасных частей, кадровый дефицит влияют и на производство, и на объёмы золотодобычи. Но все проблемы мы привыкли решать самостоятельно.
— А что вы можете сказать о динамике добычи драгметалла?
— Общая картина такова: в 2018 году группа компаний добыла 800 килограммов золота, в 2019-м — примерно полтонны. Каждый год планируем увеличить эти показатели, но они зависят от многих факторов — и от уменьшения содержания металла в породе, и от геологических характеристик месторождений.
— В 2020 году на работу практически всех промышленных предприятий повлияла пандемия COVID-19. А вы сталкивались с проблемами, связанными с коронавирусом?
— У нас, как и у многих отраслевых предприятий, обострилась кадровая проблема. Сегодня в наших компаниях трудятся в общей сложности 250 человек, производственные участки укомплектованы примерно на 90%. Хотя, хочу отметить, мы постарались набрать специалистов по максимуму. Но, невзирая на все принятые меры, дефицит кадров ощущается довольно остро. К примеру, сейчас из-за нехватки специалистов не занимаемся ГРР, несмотря на то, что в «портфеле» компании четыре геологоразведочных проекта: Левая Тында, Унаха, Молчан, Журбанский Увал. Имеется у нас и собственная геологическая служба, но геологоразведкой будем заниматься только по мере высвобождения людей от других работ.
— ГК «Россзолото» полностью обеспечивает себе ресурсную базу за счёт проведения геологоразведочных работ или принимает участие в аукционах?
— С аукционами сегодня ситуация непростая. Мы участвуем в них, но в этом году ещё ни одного не выиграли. До определённого момента смотрим, что можем себе позволить, но когда цены поднимаются намного выше начальных, «сходим с дистанции». Хотя, в принципе, участков у нас достаточно — в течение ближайших пяти лет есть чем заниматься. Так что первоочередная задача сейчас — добыча золота.
— Многие предприятия принимают активное участие в социальной жизни тех регионов, где работают. Как ваша компания выстраивает отношения с областью?
— В первую очередь мы стараемся обеспечить работой местных жителей, причём с расширением группы появляется возможность предоставлять всё большее количество рабочих мест. Для многих людей это означает стабильный доход, а для территории даёт положительный социально-экономический эффект.
— Но ведь вы ещё и благотворительностью занимаетесь?
— Конечно, благотворительности мы всегда уделяли серьёзное внимание. Правда, стараемся на этом, как сейчас говорят, не пиариться, а помогать тем, кто нуждается больше всего. Например, оказываем безвозмездную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из Благовещенского детского дома. В этом году передали кондиционеры, офисную технику, компьютеры для учебного класса, бактерицидные излучатели.
Также оказываем финансовую поддержку в строительстве и эксплуатации зданий религиозного назначения и здравоохранения. Так, регулярно направляем материальную помощь ГБУЗ АО «Зейская больница».
В этом году оказали помощь области в приобретении средств индивидуальной защиты на один миллион рублей.
— А спорт поддерживаете?
— ГК «Россзолото» неоднократно выступала спонсором чемпионатов и соревнований по карате и другим боевым искусствам, в том числе чемпионата мира по киокусинкай.
— В борьбе со стихийными бедствиями тоже принимаете участие?
— Да. Например, на пожары реагируем сразу же — не ждём, когда позовут. В прошлом году в течение всех майских праздников своей техникой тушили огонь недалеко от Юбилейного и Умлекана. Впрочем, для золотодобытчиков это обычное дело. Мы не можем разделить проблемы на свои и чужие. На нашей земле всё общее: и беды, и радости. Иначе и не скажешь.
Артём Загородний
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >