Угольная отрасль играет в экономике Республики Саха (Якутия) особую роль, поскольку именно от предприятий, добывающих твёрдое топливо, зависит, насколько качественно будут обогреваться районы северного региона. Одним из наиболее стабильных игроков рынка угледобычи на протяжении вот уже 50 лет остаётся ОАО «Телен». О планах предприятия, трудностях и особенностях работы в Якутии — разговор с директором компании Прокопием РАХЛЕЕВЫМ.
— Прокопий Дмитриевич, в прошлом году ваше предприятие отметило «золотой» юбилей — 50 лет с момента его основания. На протяжении полувека вы добываете каменный уголь, который поступает, если не ошибаюсь, исключительно на внутренний рынок?
— Всё верно. Вот уже 51-й год наше предприятие трудится на благо районов республики. Если конкретнее, то твёрдое топливо отгружаем на котельные в пять районов — Таттинский, где непосредственно расположен наш лицензионный участок, Амгинский, Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский и Чурапчинский. Главным заказчиком и потребителем продукции остаётся ГУП ЖКХ Республики Саха (Якутия). Также отгружаем уголь небольшими объёмами сторонним предприятиям.
— Выходит, что объёмы добычи напрямую зависят от потребностей заказчиков?
— Да, но мы не стоим на месте, а стараемся стабильно наращивать добычу. Если в прошлом году объём отгрузок был на уровне 160–163 тысяч тонн угля, то в этом году поставили себе планку по добыче 180 тысяч тонн. К настоящему моменту провели отгрузку 136 тысяч тонн угля филиалам ГУП ЖКХ РС (Я). Сторонним предприятиям поставили свыше 23 тысяч тонн. Сегодня ОАО «Телен» находится на пике своей мощности. Чтобы было понятнее — по нашему техническому проекту мощность предприятия составляет 100 тысяч тонн угля в год, а мы уже выходим на 160 тысяч.
— Вы долгие годы работали на Харбалахском месторождении. В прошлом году взяли новую лицензию на Харбалах-участок № 2. Это связано с дальнейшими планами по расширению ресурсной базы предприятия?
— Разумеется. На Харбалахском месторождении ещё есть балансовые запасы, но они не бесконечны, осталось примерно 1,6 миллиона тонн угля. Чтобы не исчерпать последние ресурсы, было принято решение подготовить лицензию на освоение нового участка. Для этого у нас в запасе есть несколько лет.
— Лицензия выдана вашей компании на геологическое изучение второго участка? Расскажите о планах предприятия на этот объект.
— Лицензию мы получили на геологическое изучение участка, включающее поиски и оценку запасов угля. Действует она до июня 2020 года. Участок только с прогнозными запасами, при этом нет данных о том, в каких объёмах и в каких горно-геологических условиях эти запасы лежат. В связи с этим в наших планах провести геологические работы, прирастить запасы угля до 10 миллионов тонн и на основании этих данных в 2021 году приступить к подготовке проекта разработки месторождения с производственной мощностью до 250 тысяч тонн. После его утверждения начнём осваивать новый участок, запуск которого позволит нам выйти на плановый годовой объём в 250 тысяч тонн угля.
— Геологоразведку будете выполнять своими силами?
— Нет, привлекли специалистов АО «Якутскгеология». Именно они на протяжении трёх лет будут проводить геологоразведочные работы на Харбалахском месторождении. Но пока у нас с ними только устная договорённость. До конца года подпишем договор и проведём авансирование. Общий объём инвестиций в геологические работы составит примерно 60 миллионов рублей. Проект реализуем полностью на собственные средства. К сожалению, государству и в частности бюджетным организациям не разрешается финансировать такие работы, несмотря на то, что мы их проводим для улучшения проживания населения региона.
— На строительство дорожной инфраструктуры средства не потребуются?
— В плане географического расположения наши объекты находятся недалеко друг от друга. Харбалахское месторождение связано с районным центром Таттинского улуса,посёлком Ытык-Кюёль, круглогодичной дорогой протяжённостью чуть более 40 километров. Дорога-то у нас есть, но при этом существует проблемный момент. Пользоваться дорогой мы можем только в зимний период, в связи с чем и добычные работы ведём только в этот сезон. Летом осуществляем вскрышу.
— С чем связаны ограничения?
— В летний период дорога не соответствует категории, разрешающей движение большегрузного автотранспорта. Дорожное полотно не выдерживает летом такие нагрузки, его необходимо укреплять. Я неоднократно поднимал этот вопрос перед властями. Но если ранее этими вопросами занималось правительство республики, то сейчас полномочия переданы муниципалитетам, а у них лишних денег нет. Но вопрос этот всё равно необходимо решать, учитывая тот факт, что в дальнейшем мы увеличим добычу и, скорее всего, будем поставлять уголь не только в пять районов. Своими силами нам решить проблему с дорогой не удастся с точки зрения финансовых возможностей.
— Достаточно ли у предприятия техники для проведения работ?
— На данном этапе техники нам вполне хватает. В основном используем машины импортного производства, также есть российские. В нашем автопарке четыре тяжёлых бульдозера, экскаватор Doosan, шесть КамАЗов для карьерных работ. Кроме того, имеются четыре погрузчика S-60, три буровых российских станка, две дробильные установки для подготовки сортового угля.
— Существует ли в «Телене» дефицит кадров?
— Сегодня на предприятии трудятся 83 человека, все — местные жители. При нынешних объёмах добычи угля этого количества достаточно. Работа у нас постоянная, и костяк коллектива давно сложился, но проблема в том, что средний возраст рабочих кадров — за 41 год. Поэтому, конечно, мы охотно принимаем молодых. Правда, ажиотажа со стороны молодёжи нет. Кроме того, хотелось бы отметить, что сейчас остро чувствуется дефицит кадров с высшим образованием. Найти горных мастеров и горных инженеров очень сложно. Хотя знаем, что учебные заведения стараются заинтересовать ребят.
— А что конкретно делается в этом направлении?
— Например, раньше в нашем селе Харбалах существовало СПТУ, где молодёжь обучали по специальностям механизаторов, водителей, машинистов тракторной техники. Сейчас учреждение переименовали в лицей. С этого года его объединили с общеобразовательной школой. В итоге ребята получили возможность параллельно с изучением обязательной школьной программы учиться на водителей, машинистов. Мы, со своей стороны, охотно берём таких учащихся на практику. Также плотно работаем с горно-геологическим техникумом в Хандыге.
— Но проблема нехватки молодых кадров с высшим образованием остаётся…
— Разумеется, причём такая ситуация сложилась по всей республике. Молодые кадры не хотят работать на периферии. На мой взгляд, главная проблема заключается в том, что молодёжи не предоставляется жильё. В этом направлении мы работаем с местной администрацией. Пять лет назад заключили договор на предоставление в пользование работников компании пяти квартир. Как только молодой специалист приезжает из другого района или региона, мы ему сразу предоставляем жильё.
Но у нас давно есть желание построить большое благоустроенное общежитие. Если предприятие и дальше продолжит развиваться, то мы сможем реализовать эти планы. Хотя тут тоже две стороны медали. С одной стороны, мы обеспечим работников жильём, с другой — каждый воспринимает общежитие как что-то временное. То есть и это не даст гарантии, что человек задержится на предприятии.
— Как же тогда быть в этой ситуации?
— Если людей привлекать к работе на периферии, то есть в отдалённые районы и посёлки, то в идеале нужно строить частные дома, покупать специалистам квартиры. Разумеется, это совсем другие затраты, но иначе мы так и не решим эту проблему. Любой руководитель предприятия скажет: без людей развития быть не может. Поэтому в данном направлении у нас есть несколько вариантов: строить жильё сотруднику и по истечении нескольких лет передать его ему в собственность или предоставить работнику самому построить жильё, а компания окажет ему финансовую помощь. Пока это только планы, но мы намерены воплотить их в жизнь. Да, быстро это, конечно, не получится, но если мы эти планы реализуем, они однозначно дадут реальные плоды.
Беседовала Мария ВАСИЛЕНКО
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >