Прошедший, 2018 год, был для Дальневосточного региона чрезвычайно насыщенным в политическом отношении. Этого не скажешь об экономике — здесь мы, скорее, просто выживали. Также на Дальнем Востоке один за другим начинались и заканчивались судебные процессы, которые сложно назвать однозначными. Так что всё было, по крайней мере, не скучно.
Итак, в этом году в ДФО избирали руководителей пяти субъектов Федерации – Республики Саха (Якутия), Магаданской и Амурской областей, а также Хабаровского и Приморского краёв. В трёх первых случаях никаких сюрпризов не случилось. Так, главой РС (Я) стал Айсен НИКОЛАЕВ, который в течение нескольких лет руководил региональной столицей – городом Якутском. То есть коэффициент узнаваемости тут изначально был высокий. Да и, как не раз говорили местные политологи, вся карьера г-на Николаева выстраивалась таким образом, чтобы рано или поздно возглавить Якутию. Вот он её и возглавил. Скорее рано, чем поздно. И он явно видит, что требуется для развития территории в первую очередь. Не случайно в интервью нашей газете А.С. Николаев чётко расставил приоритеты. В первую очередь он говорил о развитии инфраструктуры: «Мы ставим вопрос об обеспечении транспортной доступности в целом, для нас это чрезвычайно актуально. Это касается и автомобильных дорог, и мостовых переходов, особенно моста через Лену. Посудите сами: на юге наша республика соединена с единой транспортной системой страны. Я имею в виду Транссиб, БАМ и федеральную автотрассу. А вот на Севере, через реку Лену, на несколько тысяч километров сообщений нет. И Якутск – крупнейший город на вечной мерзлоте, в течение шести месяцев находится вне всякой транспортной доступности, кроме авиационной. Поэтому строить мостовой переход нужно».
Так что глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев изначально чётко формулировал, над чем он намерен работать в приоритетном порядке. И это вызывает у населения чувство доверия, несмотря на то, что политическое наследство руководителю территории досталось явно не простое.
Иная история произошла в Магаданской области. Здесь каких-то политических коллизий не происходило. Просто золотодобывающая территория давно нуждалась в том, чтобы её возглавил промышленник. Именно промышленник, досконально знающий специфику масштабного производства. Поэтому кандидатура «варяга» Сергея НОСОВА у колымчан отторжения не вызвала, скорее, наоборот. Мало того, что он выходец из знаменитой династии металлургов, так и собственный трудовой путь проложил через эту профессию. Работать начинал на Магнитогорском металлургическом комбинате (той самой «Магнитке»), возглавлял Нижне-Тагильский металлургический комбинат. И только потом г-н Носов приобрёл чиновничий опыт в должности мэра Нижнего Тагила. Поэтому совершенно объяснимо, что в интервью нашему изданию он дал понять: с производственниками ему общаться легче, нежели с чиновниками, поскольку в «первом случае понятны критерии оценки труда – тонны, килограммы, километры, метры и так далее». После чего Сергей Носов так же, как и его коллега в Якутии, определил инфраструктурные приоритеты в своей работе: «Скажу честно: состояние дорог, и в первую очередь федеральной трассы „Колыма“, меня поначалу шокировало. Тем более что все прекрасно понимают, какое значение для Севера имеет транспортная инфраструктура. Поэтому нам нужно в течение пяти – десяти лет привести „Колыму“ в порядок. Первая „пятилетка“ требуется для интенсивного „разгона“. А вторая понадобится для закрепления результата».
Впрочем, если говорить о промышленности в целом, то возникает большой вопрос: а как будут работать колымские компании, добывающие золото на техногенных россыпях? 31 декабря 2018 года закончила функционировать схема опытно-промышленных полигонов (ОПР). И непонятно, какой формат, в этом плане, будет действовать дальше. Насколько нам известно, губернатор знаком с этой проблемой.
Если же продолжить разговор об избирательных кампаниях, то сюрпризы продемонстрировали, как известно, Хабаровский и Приморский края. Например, многие ожидали, что губернатор Хабаровского края, единоросс Вячеслав ШПОРТ в своей должности не останется. Слишком уж много экономических и социальных проблем накопилось у этой территории за последние годы. Но вот то, что во втором туре г-н Шпорт не наберёт и 30 процентов голосов избирателей, представителям властных структур не могло привидеться и в страшном сне. Тем более что основной конкурент действующего губернатора – депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей ФУРГАЛ никакой яркой предвыборной кампании не вёл. Складывалось впечатление, что на последнем этапе он был бы рад, скорее, проиграть, нежели выиграть и взвалить на свои плечи такую ответственность. Одно его заявление по поводу готовности войти в команду Шпорта чего стоило. Но народ, фигурально выражаясь, «психанул» и проголосовал именно за Фургала. Кстати, свою работу в должности губернатора он начал так, что заслужил симпатии простых людей и вызвал раздражение чиновников. Например, отказался от лишних расходов на содержание аппарата и подписал постановление, согласно которому пенсии чиновникам и депутатам должны быть сокращены. Народ это оценил. Ведь действительно сложно понять, почему обычный человек живёт (вернее, выживает) на пенсию в 10 тысяч рублей, а бывший госслужащий или парламентарий получает обеспечение, исчисляемое в сотнях тысяч рублей.
Вот как прокомментировал ситуацию сам Сергей Фургал: «Размер пенсии сократится минимум в два раза, в некоторых случаях и больше. Постановление будет распространяться на всех членов правительства и депутатов Законодательной думы. Решение, конечно, не из легких, я прекрасно понимаю, что это вызовет серьёзный негатив в мою сторону, но считаю нужным и возможным привести пенсионное обеспечение в соответствие с порядком и здравым смыслом. Со мной неоднократно пытались поговорить и убедить, а некоторые даже и поплакать в моём кабинете, изобразить несчастных, но это вопрос принципиальный. Всё должно быть в рамках закона и здравого смысла, а пенсия должна быть пенсией, а не каким-то безумным вознаграждением за проделанную работу».
А сейчас – о Приморье. Там, как известно, ЦИК отменил результаты второго тура сентябрьских губернаторских выборов, поскольку нарушения были уж слишком очевидными. Достаточно вспомнить, что кандидат от КПРФ Андрей ИЩЕНКО до последнего опережал действующего главу региона, единоросса Андрея ТАРАСЕНКО. Причём опережал минимум на пять процентов. Но победителем признали именно г-на Тарасенко. Всё это едва ли не вызвало народные волнения. А руководитель ЦИК Элла ПАМФИЛОВА, узнав о ситуации, чуть не расплакалась. В итоге результаты были отменены. Но при этом Андрей Тарасенко ушёл в отставку. Ну, а дальше случилось то, чего мало кто ожидал – врио главы региона стал Олег КОЖЕМЯКО, до того руководивший тремя дальневосточными субъектами – Корякией, Амурской областью и Сахалином. И – началось! Предвыборная кампания г-на Кожемяко была настолько громкой, что отголоски доносились буквально отовсюду, а информационное пространство было переполнено заявлениями врио главы Приморья. Не остался в стороне и федеральный центр. Буквально за два дня до выборов Президент РФ Владимир ПУТИН подписал указ о переносе столицы ДФО из «проштрафившегося» Хабаровска во Владивосток. Но самое главное – коммунисты фактически сдали своего кандидата, не выдвинув Андрея Ищенко. Под весьма странным предлогом: мол, мы не признаём итоги сентябрьских выборов. Самостоятельно преодолеть муниципальный фильтр Андрей Ищенко не смог. Таким образом, всё стало предсказуемо. И Олег Кожемяко стал губернатором Приморского края, набрав более 61 процента голосов.
Впрочем, не все дальневосточные регионы приковали к себе внимание в выборном контексте. Некоторые территории развиваются в плановом порядке. И развиваются весьма неплохо. Это особенно заметно на Камчатке, где успешно идёт реализация сельскохозяйственных проектов. Это и стало темой нашего короткого интервью с губернатором Камчатского края Владимиром ИЛЮХИНЫМ.
— Владимир Иванович, как известно, ваш регион является изолированным в транспортном отношении. Железных дорог здесь нет и никогда не было, поэтому большая часть продукции доставляется сюда морским путём. Это правда, что вы стремитесь к тому, чтобы перевести территорию на сельскохозяйственное и пищевое самообеспечение?
— Совершенно верно. Это особенно актуально в условиях курса на импортозамещение. Да и наши региональные особенности, как вы правильно заметили, играют здесь свою роль. Поэтому мы стараемся максимально поддерживать местных производителей. В частности, у нас запущена госпрограмма развития пищевой перерабатывающей промышленности. В результате объём производства собственной пищевой продукции в крае вырос на 15 процентов. Также хотелось бы отметить, что по сравнению с другими субъектами ДФО Камчатка занимает первые строчки в рейтинге по развитию животноводства. А в наших планах – уже в ближайшее время увеличить производство свинины на 70 процентов. Что же касается молока и молочной продукции, то местные производители уже вырабатывают около 50 процентов от того объёма, который необходим нашему региону. И эти показатели будут увеличиваться. К примеру, одно из крупнейших агропромышленных предприятий Камчатки – УМП ОПХ «Заречное» осенью 2018 года получило положительное заключение главгосэкспертизы на строительство нового высокотехнологичного животноводческого комплекса на 1 199 голов крупного рогатого скота. При реализации этого проекта, естественно, существенно увеличится и объём выпускаемой молочной продукции. Помимо этого, Камчатка полностью обеспечена собственным картофелем и на 50 процентов овощами, выращенными на открытом грунте. Или вот момент. У нас налажено масштабное производство собственных комбикормов — компанией АО «Камчатская мельница», которая является резидентом ТОР «Камчатка». Там проведена масштабная модернизация, мощность новой линии рассчитана на производство 120 тысяч тонн продукции в год. И уже сегодня наши сельхозпроизводители обеспечены местными комбикормами на 80 процентов. В следующем году руководство АО «Камчатская мельница» планирует обеспечить своими товарами всех камчатских аграриев и даже наладить поставки в Магаданскую область. Сейчас правительство края прорабатывает возможность наладить морской фрахт на Колыму.
— Что можно сказать о развитии рыбопромышленного комплекса Камчатки?
— Итоги лососёвой путины 2018 года — это более 490 тысяч тонн улова. Абсолютный рекорд с 1906 года, когда впервые за всю историю промысла начали вести подсчёт добытой рыбы. Что же касается сегодняшних показателей, то это объясняется многими факторами, важнейший из которых – работа наших промышленников в рамках механизма «квоты в обмен на инвестиции». За последние 10 лет на Камчатке построено более 20 новых высокотехнологичных заводов, аналогов которым нет в России. Их мощность — от 300 до 600 тонн переработанной продукции в сутки. Смогли бы мы добиться такого результата без реализации системной государственной политики? Уверен, что нет. Также хотелось бы отметить, что дальнейшего развития требует участие местных специалистов, в частности рыбопромышленников, в обсуждении и утверждении важнейших для отрасли решений, в том числе и в составе комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. С соответствующим предложением я выступил на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета, где предложил сделать Камчатку, в этой связи, пилотным регионом.
— Как в Камчатском крае обстоят дела с золотодобычей?
— Здесь стоит говорить о горнодобывающей промышленности в целом. Да, АО «Золото Камчатки» входит в десятку субъектов РФ по производству золота. Но наши перспективы связаны ещё и с добычей платины, никеля, угля, углеводородного сырья, строительных материалов, а также бальнеологических и подземных вод.
— Это правда, что в течение 2018 года в крае велось серьёзное дорожное строительство?
— Да, 2018 год стал рекордным для дорожной отрасли Камчатки. В этот период на ремонты автомагистралей было направлено более 3 миллиардов рублей. В итоге мы привели в нормальное состояние почти 80 километров дорог. Такого у нас ещё никогда не было. И соответствующие объёмы мы будем наращивать.
О том, что происходило в 2018 году в Еврейской автономной области, нам рассказал губернатор территории Александр ЛЕВИНТАЛЬ.
— Александр Борисович, ещё в советские годы ЕАО считалась аграрным регионом. Но затем ситуация изменилась не в лучшую сторону. Тем не менее известно, что в 2018 году в области были засеяны под сою довольно большие площади. Это действительно так?
— Не просто большие, а рекордно большие – 162 тысячи гектаров. Такого не было и в советские годы. И это для нас может стать чрезвычайно перспективным направлением, ведь до недавнего времени тот же Китай сою закупал в США. Но во внешнеэкономических взаимоотношениях между этими странами происходят некоторые изменения, и сейчас КНР нуждается в дополнительных, причём больших, объёмах сои. Цена на эту продукцию сейчас хорошая. Так что мы можем занять в этом направлении свою нишу. А это для нас выгодно. Впрочем, мы развиваем и другие сельскохозяйственные направления. Пока не так активно, как хотелось бы, но результаты будут.
— В 2017 году ЕАО стала лидером среди российских регионов по объёму валового регионального продукта (ВРП). А что происходит сейчас?
— Действительно, по объёму ВРП, а он тогда составил 19 процентов, мы лидировали. В 2018 году показатели были скромнее – 2,3 процента. Но это объясняется резким стартом в 2017 году. Сейчас для нас главное – удержать объём промышленного производства.
— Какие промышленные предприятия в ЕАО являются ключевыми?
— Я бы не стал ставить вопрос именно так. Да, такие компании, как ООО «Кимкано-Сутарский ГОК» или ООО «Кульдурский бруситовый рудник» — это значимые для нас промышленные структуры. Но и другие производственные организации вносят большой вклад в развитие территории. Надеюсь, этот процесс станет ещё более динамичным после ввода строящегося в селе Нижнеленинском моста в Китай, который запланирован на лето следующего года.
— Ещё одна новость, на которую многие обратили внимание, связана с тем, что в ЕАО закуплено 49 квартир для врачей. Это так?
— Да, таким образом мы решаем проблему дефицита кадров в сфере здравоохранения. Причём жильё от области получат медработники и в Биробиджане, и в районах. Впрочем, в этом плане мы проводим и другие мероприятия, в частности отправляем выпускников школ в медицинские вузы по целевым программам. Но если говорить о здравоохранении в целом, то здесь у нас сделано довольно много. Это касается и закупок современного оборудования, в первую очередь восьми цифровых флюорографов для различных больниц, которые позволят не только проводить рентгенографические исследования, но и передавать данные. Помимо этого, наши врачи успешно применяют процедуру тромболизиса, и это уже спасло жизни более чем двумстам пациентам с инфарктами. Но проблема помощи при инсультах у нас ещё остаётся. Поэтому в наших планах – создание сердечно-сосудистого центра. Также хотелось бы сказать, что большое внимание мы уделяем вопросам акушерства. Нами была разработана современна система маршрутизации, при которой все беременные будут находиться под наблюдением специалистов, от первых недель до родов и послеродового периода.
Ещё одно событие 2018 года – вхождение в ДФО двух новых субъектов – Забайкальского края и Республики Бурятия. Поэтому мы предоставляем слово для поздравления главе Забайкалья Александру ОСИПОВУ:
— Дорогие забайкальцы!
Ушёл в прошлое 2018 год. Его не назовёшь простым и безоблачным. Чего стоит, к примеру, небывалый паводок нынешнего лета. Его последствия мы ликвидируем до сих пор. Борьба со стихией показала множество примеров самоотверженных действий наших земляков, их добровольную и бескорыстную помощь пострадавшим.
Самое главное — забайкальцы сохранили веру в свои силы, в свою страну, в свой родной край. Все мы, каждый на своём посту, стремимся работать с полной отдачей. Мы уверены, что всё у нас получится. Хотел бы искренне поблагодарить вас за доверие и понимание, за терпение и оптимизм, за настоящую заботу о России и своей малой родине.
Большие надежды на будущее связаны с тем, что Забайкальский край недавно вошёл в состав Дальневосточного федерального округа. В результате этого мы получили возможность строить больше школ, больниц, детских садов, дорог, создавать новые рабочие места, развивать экономику и культуру.
Но успех не придёт сам собой. Он зависит от эффективного труда каждого из нас. Мы объединены стремлением приносить пользу своей семье, своему коллективу, своему селу или городу и ответственностью за их судьбу.
Пройдёт совсем немного времени – и наступит Новый, 2019 год. Как в детстве, мы ждём его с надеждой и радостью, с верой во всё самое светлое и лучшее. В новогоднюю ночь, за праздничным семейным столом, мы по старой доброй традиции желаем нашим близким крепкого здоровья и исполнения заветных желаний.
Пусть всё у нас будет хорошо! Пусть дети и старики всегда будут окружены теплом, вниманием и заботой. Пусть в каждой семье, в каждом доме царят любовь, достаток и взаимопонимание! Пусть краше и комфортнее становятся наши сёла и города! Пусть крепнет, развивается и расцветают наша страна и наш край! Пусть в семьях рождаются дети!
С праздником, дорогие забайкальцы!
С Новым, 2019 годом! Счастья всем нам!
Ну, и последнее. Наше издание в течение всего года публиковало материалы о наиболее значимых судебных процессах в регионах ДФО. К сожалению, здесь многое далеко не так радужно, как хотелось бы. Например, в конце 2018 года была подана кассационная жалоба на решение сахалинских судов по делу о гибели траулера «Дальний Восток». Об этом мы писали в нескольких номерах и можем констатировать: за решёткой оказались невиновные люди, не имеющие к трагедии никакого отношения. Надеемся, что в этом деле разберётся Верховный суд. Также вызывает вопросы процесс над экс-губернатором ЕАО Александром ВИННИКОВЫМ. Его обвинили в том, что он якобы оказывал давление на своего подчинённого при проведении конкурсов по закупкам медицинского оборудования. Вот только никаких конкретных доказательств этому пока не предъявлено, а все свидетели по этому делу ничем свои слова не подтверждают. Поэтому мы продолжим следить за развитием событий. Впрочем, есть и позитивный момент. Мы не раз рассказывали о ситуации, которая сложилась вокруг АО «Торговый дом «Медтехника». Эта компания едва не попала под рейдерский каток. Более того, на основании показаний экс-руководителей управления здравоохранения ЕАО с неё были взысканы серьёзные средства (более 24 миллионов рублей) за якобы завышенные цены при поставках медицинского оборудования. И вот в октябре 2018 года Верховный суд РФ признал: никто не имел права взыскивать с коммерческой организации эти деньги. То есть речь идёт, по сути, об оправдательном решении. Правда, выполнять его судьи в ЕАО почему-то не спешат.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >