Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым направлением в производственном секторе ДФО, ведь без качественной логистики о разработке месторождений полезных ископаемых не может быть и речи. Поэтому к таким проектам, как Восточный полигон или Тихоокеанская железная дорога, приковано особое внимание. Но есть ещё один нюанс — наряду с промышленными перспективами транспортная составляющая имеет серьёзный социальный характер. Показательный пример — ситуация в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.
Дальний Восток обладает множеством специфичных характеристик. И не только климатических. Например, на этой огромной территории далеко не везде есть устойчивое транспортное сообщение. Даже с авиацией имеются серьёзные проблемы.
В частности, в аэропорту рабочего посёлка Чегдомын, райцентре Верхнебуреинского района, воздушные суда могут принимать только с наступлением холодов. Увы, почвы здесь своеобразные, поэтому приходится ждать морозов, чтобы самолёты могли безопасно приземляться на взлётно-посадочную полосу. Так что с ноября по март Чегдомын традиционно «закупорен» для авиации.
Можно представить, насколько это неудобно для местных жителей. Да и для промышленного бизнеса тоже, ведь на этой территории добывают более 10 миллионов тонн угля в год, а работы ведёт один из крупнейших игроков отраслевого рынка — группа СУЭК. Точнее, её дочерняя компания — АО «Ургалуголь», где трудится свыше трёх тысяч специалистов.
Да, большая часть из них — люди местные, и АО «Ургалуголь» по праву считается градообразующим предприятием. Но дефицит кадров — общая проблема для дальневосточного бизнеса, поэтому многие сотрудники приезжают в Чегдомын из других населённых пунктов, из Хабаровска, например. А это 17 часов по железной дороге. Если же авиасообщение будет круглогодичным, то время пребывания в полёте составит чуть больше часа. Конечно, для вахтовиков это крайне удобно. Да и для менеджмента тоже, ведь для оперативного решения тех или иных вопросов время чрезвычайно дорого.
Словом, реконструкция ВПП аэропорта Чегдомына необходима всем — и градообразующей компании, и Верхнебуреинскому району.
Ситуация изменится в лучшую сторону уже этой осенью. Именно в настоящее время в аэропорту Чегдомына полным ходом идёт реконструкция взлётно-посадочной полосы. Теперь она станет, во-первых, значительно длиннее (1 тысяча 300 метров вместо прежнего километра), а во-вторых, гораздо крепче.
В результате это позволит принимать не только L-410, но и самолёты более высокого класса. Кроме того, воздушное сообщение станет круглогодичным, поскольку ВПП теперь значительно укрепили — только слой асфальта на «взлётке» составит 15 сантиметров. Плюс очень крепкое дорожное основание.
А сейчас — главное. Стоимость реконструкции превышает 215 миллионов рублей. Половину из этих средств в проект вложила группа СУЭК — в формате государственно-частного партнёрства и по собственной инициативе.
Генеральный директор АО «Ургалуголь» Валентин КАЛАШНИКОВ так комментирует происходящее:
— Разумеется, для нас крайне важно сократить время в пути для тех сотрудников, которые работают вахтовым методом. Это, безусловно, имеет серьёзный экономический эффект. Но мы смотрим на ситуацию несколько шире. Для привлечения в отрасль квалифицированных специалистов мало платить достойные зарплаты — это у нас делается, что называется, по умолчанию. Но не меньшее значение имеет такой вопрос: а в каком состоянии находятся районы присутствия СУЭК? Насколько там развита социальная, коммунальная и транспортная инфраструктура? К примеру, мы не случайно построили для своих специалистов в Чегдомыне современный вахтовый городок — люди получили возможность для комфортного отдыха после трудового дня. И это лишь один из примеров социальной активности СУЭК. Ну а круглогодичное авиационное сообщение станет отличным стимулом для развития и нашей компании, и всего района.
Остаётся лишь добавить, что реконструированная (а по сути, новая) взлётно-посадочная полоса будет сдана уже в ноябре текущего года. Но на этом в СУЭК останавливаться не собираются.
Дело в том, что планы предприятия в хорошем смысле амбициозные. Так, уже в ближайшие три-четыре года объёмы добычи должны быть увеличены до 18 миллионов тонн угля в год.
В первую очередь за счёт развития разреза Правобережный (до 12 миллионов тонн). Аналогичные показатели будут актуальны для обогатительных мощностей: не случайно в планах компании — модернизация фабрики «Чегдомын», а также сортировочных комплексов и логистической инфраструктуры. Кроме того, прорабатывается вопрос строительства железнодорожной станции Ургальская. Ну и, конечно, парк предприятия постоянно «прирастает» современной техникой.
Понятно, что столь серьёзное развитие потребует создания новых рабочих мест. Вот над этим руководство АО «Ургалуголь» в частности и СУЭК в целом думает уже сейчас. В первую очередь речь идёт о формировании максимально комфортной среды для сотрудников. И вот здесь есть один интересный момент. О новых общежитиях в Чегдомыне мы уже упомянули. Но в АО «Ургалуголь» продолжают мероприятия по созданию условий, при которых люди смогут комфортно отдыхать после работы. Уже в недалёкой перспективе — строительство новой столовой, чтобы обеспечить работников вкусной и здоровой пищей. Проект этого объекта уже создан, так что скоро появится и сама столовая. Однако в компании смотрят на ситуацию значительно шире. Более того, с учётом интересов местных жителей. Поэтому на предприятии намерены кардинально решить ещё один вопрос — убрать технологический транспорт с дорог общего пользования, чтобы он не мешал удобному и безопасному передвижению жителей Чегдомына.
Однако всё перечисленное — лишь верхушка айсберга. На инфраструктурное развитие в СУЭК обращают особое внимание, поэтому уже сегодня руководством группы поставлена задача обновить мастер-план посёлка. И это крайне важный момент. Можно сказать, стратегический, ведь отток населения с Дальнего Востока — проблема глобальная. Именно она и влияет на дефицит рабочих мест. Причём, если ещё лет 10 назад люди уезжали в поисках более высоких зарплат, то сейчас ситуация изменилась. Заработать приличные деньги можно и в нашем регионе, в той же компании «Ургалуголь», например. Так что дело теперь не в деньгах, а именно в условиях проживания в небольших населённых пунктах. В своих командировках мы часто бываем в Якутии, Бурятии, Забайкалье, на Колыме и Сахалине… И часто слышим от местных жителей, работающих на добыче угля, золота и других полезных ископаемых: мол, зарплаты хорошие, а вот бытовые условия, мягко говоря, не очень. Да и возможности для отдыха, для занятий спортом, для получения детьми дополнительного образования в небольших населённых пунктах также довольно ограничены.
Требуется создавать объекты, которые напрямую влияют на качество жизни населения. Это — реальная необходимость.
Если благодаря ресурсам СУЭК и привлечению федеральных средств проект по формированию усовершенствованного мастер-плана развития посёлка будет реализован, это станет, без преувеличения, вопросом государственной значимости. Более того, поможет не только остановить отток населения, но и привлечь на Дальний Восток новых жителей. Причём квалифицированных специалистов. А это дорогого стоит.
Впрочем, о мастер-планах развития можно говорить не только в будущем, но и в настоящем времени. Пресс-секретарь АО «Ургалуголь» Александр ЮРЧЕНКО в одной из своих публикаций рассказал об этом так:
— СУЭК уже много лет финансирует разработку мастер-планов развития городов и посёлков присутствия. Причём планы эти реализуются не только на собственные, но и на привлечённые средства. Только в 2023 году в конкурсе Минстроя на создание комфортной городской среды победили проекты сразу девяти городов присутствия из шести регионов Сибири и Дальнего Востока. Общий объём инвестиций — почти миллиард рублей.
Добавим от себя: благодаря поддержке СУЭК порядка 30 городов и посёлков за Уралом получили средства на благоустройство. В небольших населённых пунктах постепенно появляются новые скверы, парки, набережные и многое другое, что украшает повседневную жизнь людей. Более того, любая зона отдыха — это ещё и своего рода магнит для малого и среднего бизнеса. Если есть парк — обязательно поблизости появятся и кафе, и торговый павильон. Если есть новый стадион — будет и магазин по продаже спортивных товаров. Ну а коль скоро жить в небольших городах и посёлках станет комфортно, то никто отсюда не уедет, ведь от добра добра не ищут.
Мы намеренно упомянули о необходимости остановить отток населения с Дальнего Востока. Группа СУЭК не только работает над решением этой, без преувеличения, государственной задачи, но и показывает пример того, как крупная промышленная группа является центром притяжения для малого и среднего бизнеса. Не случайно 98% подрядчиков, с которыми сотрудничает Сибирская угольная компания, именно местные организации. Как говорится, комментарии излишни.
Стоит отметить: ко всем социальным инициативам в Сибирской угольной компании и её дочерних предприятиях подходят комплексно. Так, вот уже более 10 лет успешно реализуется проект «СУЭК — РЕГИОНАМ», за который отвечает Фонд Андрея Мельниченко. Скажем больше: этот фонд делает ставку на инициативы… местных жителей. То есть практически каждая программа по повышению качества жизни людей — это предложения от самих людей. Так появились на свет конкурсы «Комфортная среда обитания» (затрагивает сферы благоустройства и здорового образа жизни), «Созидание» (стартапы в области социального предпринимательства), «Мой первый бизнес» (бизнес-проекты школьников), «Траектория добрых дел» (поддержка молодёжных волонтёрских инициатив) и другие.
Помимо перечисленного, под эгидой фонда Мельниченко действует «Школа социального предпринимательства», выпускники которой эффективно используют полученные навыки. В частности, Наталья Харламова прошла через «социальную школу» в 2023 году, а сейчас уже руководит МБУ «Плавательный бассейн посёлка Чегдомын» и реализует свой проект «Золотые рыбки» для детей шахтёров в возрасте 6—8 лет. Буквально за 12 занятий (по одному часу в удобное для родителей время) дети не просто учатся плавать, но и осваивают технику дыхания, а также правила поведения на воде.
Но не стоит забывать: СУЭК в целом и АО «Ургалуголь» в частности — успешные участники горнопромышленного рынка, и они заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров. Причём готовить будущих профессионалов начинают даже не со школы, а буквально с детского сада. Сотрудники предприятия регулярно приходят в образовательные учреждения и живым, доступным языком рассказывают детям о труде горняка, о том, насколько нужен России уголь, и, конечно же, об особенностях своей работы.
Также стоит отметить: при участии Фонда Мельниченко создана «Академия карбона», которая уже более глубоко решает профориентационные задачи. Там ребята и в теории, и на практике предметно изучают: а каково это — быть настоящим шахтёром? Школьники, обучающиеся в академии, уже многое знают о самом твёрдом топливе: что такое уголь, как образовывались месторождения, насколько будет востребовано чёрное золото и в ближайшей, и в отдалённой перспективе. Не случайно передвижная выставка-лаборатория «О!Каменелости», которую АО «Ургалуголь» организовало в сотрудничестве с ассоциацией музеев Хабаровского края, Хабаровским краевым музеем имени Н.И. Гродекова и Чегдомынским краеведческим музеем, вызвала живой интерес у детей Верхнебуреинского района. Также ребятам предоставили возможность побывать на угольном разрезе и шахте «Северная», где они увидели, как добывается и обогащается уголь. Разумеется, такой опыт, полученный в раннем возрасте, даром в любом случае не пропадёт.
В начале текущего года в Москве в павильоне ВДНХ «Энергия жизни» прошел Совет глав муниципальных образований на территориях присутствия СУЭК. В нём приняли участие глава Верхнебуреинского района Алексей МАСЛОВ и глава Чегдомына Вадим ФЕРАПОНТОВ. Они делились с коллегами из других населённых пунктов своим опытом сотрудничества с горнопромышленным холдингом. А заместитель генерального директора СУЭК Сергей ГРИГОРЬЕВ подчеркнул:
— Для нас это комплексная деятельность, которая охватывает все ключевые направления в социальной сфере: образование, культуру, спорт, здравоохранение, поддержку уязвимых групп, а также благоустройство шахтёрских городов и посёлков, стимулирование общественной инициативы, охрану окружающей среды.
С ним полностью согласился глава Чегдомына Вадим Ферапонтов, который высказался коротко, но исчерпывающе:
— Финансовое и ресурсное участие СУЭК даёт нашим регионам энергию для развития, для улучшения качества жизни.
И спорить с этим даже не приходится. Остаётся лишь добавить, что СУЭК и АО «Ургалуголь» действительно решают крайне важные задачи. Они не только добывают востребованное для страны сырьё, но ещё и делают всё возможное для комплексного развития восточной России. Причём и в экономической, и в социальной плоскости. И это, наверное, самое главное.
Автор АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >