Какие проблемы испытывают проектировщики Якутии? Однозначного ответа, наверное, нет. Сколько организаций — столько и проблем. Но есть в отрасли ситуации, которые можно назвать типичными для всех участников рынка. На наши вопросы отвечает один из авторитетных специалистов Якутии, почетный строитель РФ и обладатель множества других наград и званий, директор ООО «Проектно-конструкторское бюро № 1» Татьяна ЧЕКМАРЕВА
— Татьяна Александровна, насколько известно, вы уже 40 лет работаете в сфере проектирования и являетесь одним из самых опытных проектировщиков в Якутии. Поэтому задам вам вопрос именно как ведущему отраслевому специалисту. В последние годы в вашей республике бурно развивается каркасно-монолитное домостроение. Считается, что возводить такие объекты проще и дешевле. Что вы думаете по этому поводу?
— В ряде случаев каркасное домостроение вполне оправдано. Наряду с ним сегодня в республике востребованы и полносборные панельные здания и здания с массивными стенами из кладки. Как правило, здания с применением перечисленных конструктивов массово строятся в девятиэтажном варианте. При любой конструктивной схеме, применяя разумные продуманные инженерные решения, можно добиться снижения себестоимости строительства.
— Очевидно, в Якутии, с ее сильными зимними морозами, каркасные сооружения не самый лучший вариант?
— Нет, я так не думаю. Нужны разные архитектурные и проектные идеи. Чем больше будет профессиональных решений, тем лучше для рынка. Но в то же время стоит отметить — дома с массивными каменными стенами сами по себе достаточно долго хранят тепло, они, на мой взгляд, являются самыми приспособленными для сурового северного климата. При этом я не призываю строить только такие дома. Право на существование, конечно, должны иметь разные по конструкции здания. В каждом из них есть свои преимущества и свои недостатки, к сожалению.
— До недавнего времени считалось, что в зоне вечной мерзлоты оптимальная высота для домов из бетонных блоков не должна превышать пяти этажей?
— Да, такое мнение бытовало. Причем оно было довольно устойчивым. С 2005 года в нашем ПКБ мы разработали несколько девятиэтажных жилых домов с применением несущих стен из каменной кладки. Выполненные расчеты убедили нас, что возведение высотных домов с несущими стенами из кладки вполне возможно, а построенные дома наглядно свидетельствуют о том, что мы не ошиблись.
Если здание возведено без нарушений технологии строительства, то жить в нем тепло и комфортно.
— А почему так важно было доказать, что многоэтажные дома также имеют право на существование?
— Всё просто — строительство в Якутске продолжается, но вот земельные вопросы по-прежнему остаются сложными и дорогостоящими. И вот представьте положение заказчика — либо он строит пятиэтажку, либо на этом же пятне застройки возводит девяти- или даже двенадцатиэтажное здание. Что ему выгоднее, если уж принимать во внимание интересы рынка?
Естественно, что с повышением этажности зданий должны выполняться все требования по обеспечению надежности и устойчивости сооружения. Качества здания должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию.
Жизнь не стоит на месте. Когда-то на двенадцатиэтажные здания в республике мы смотрели, как на смелый эксперимент, а сегодня требуется делать больше. Сейчас речь идет о проектировании зданий высотой шестнадцать этажей, а если учесть, что такие здания лучше проектировать с собственной крышной котельной, обеспечивающей дом теплом и горячей водой, то речь идет уже о семнадцати-восемнадцатиэтажных домах.
— А как же наши мерзлые грунты? Разве выдержат они такие нагрузки? Ведь всем ясно, что нагрузка восемнадцатиэтажного дома вдвое превысит нагрузку от девятиэтажного!
— Да, здесь есть проблема. Если говорить о Якутске, то основная территория, которую можно сегодня использовать для строительства — это земли, занятые малоэтажными строениями, которые приходится сносить и на их месте возводить высотку. В пределах города залегают в основном засоленные, высокотемпературные грунты, имеющие низкую несущую способность. Кроме этого, грунты часто обводнены. Все эти факторы неимоверно осложняют строительство.
Сегодня самыми распространенными фундаментами, применяемыми при строительстве, являются обычные сборные сваи заводского изготовления, длину которых невозможно бесконечно наращивать для обеспечения требуемой несущей способности.
Применяются еще и монолитные бетонные, так называемые буронабивные сваи, но я считаю, что их использование на таких грунтах, какими мы располагаем сегодня, возможно только при безответственном отношении к мерзлым грунтам. Мерзлота — это наш оплот, наше особое северное достояние, требующее бережного и рачительного отношения.
— Чем же плохи эти типы фундаментов для высотного строительства?
— Я уже сказала, в чем основной недостаток сборных свай. А вот буронабивные сваи, которые часто применяются на мерзлых грунтах с небольшим температурным минусом, только вредят основанию здания, поскольку при твердении бетона выделяется огромное количество тепла, которое идет в грунт, производя дополнительную его оттайку.
Я много общаюсь со строителями и часто слышу их жалобы на то, что при устройстве буронабивных свай расход бетона во много раз превышает проектные показатели. Вот уж «экономия»! Вот уж технически «грамотное» решение проблемы! Сложившаяся ситуация требует разработки новых оптимальных типов фундаментов, позволяющих использовать существующие грунтовые основания. Для решения проблемы требуется качественно новый подход к проектированию фундаментов путем увеличения их конструктивной несущей способности, а не вбухивания немереных объемов бетона под землю.
— Где же решение?
— Совместно с нашим известным мостостроителем В.Н. МАЗУРОМ, на основе его идеи, с использованием выполненной им опалубки, мы разработали конструкцию свайного фундамента. Он имеет значительно большую несущую способность по сравнению с традиционными сваями. Естественно, как и при любом новом техническом решении необходимо потратить какое-то количество труда для его воплощения сначала в проекте, а потом на стройке. Естественно, эти мероприятия ведут к увеличению стоимости проектных работ, но зато позволят намного больше сэкономить на строительстве, устранив неразумные потери. Но пока заказчики предпочитают получать дешевые проекты с типовыми техническими решениями, которые на строительной площадке ведут к перерасходу материалов, труда и в конечном итоге значительно повышают себестоимость строительства. Кто не хочет оплачивать работу мозгов, тот втрое (а то и больше!) платит за это расходом строительных материалов.
Помимо фундаментных решений есть у нас и другие проработки: например, по междуэтажным перекрытиям, позволяющие упрощать и ускорять темпы возведения здания. Да много чего есть! Ведь повышение этажности зданий ведет к увеличению нагрузок на колонны здания. И здесь нужны новые подходы, и они есть у нас, мы работаем над такими вопросами. Но пока наш заказчик не поймет, что для внесения в проект новых технических решений проектировщику необходимо приложить массу усилий, которые должны достойно оплачиваться, дело с мертвой точки не сдвинется. Куда как проще, заключив договор по сходной цене, применить в проекте то, что еще в прошлом веке придумано было, не ломая голову над решением сложных проблем! Фактическая низкая стоимость проектных работ сегодня стала тормозом в развитии строительной отрасли. Если стоимость проектных работ по сборникам базовых цен составляет 3–5 процентов от стоимости возведения здания, а для особо сложных объектов до 10 процентов, то фактическая стоимость проектирования сегодня едва ли достигает 2 процентов. При такой оценке труда квалифицированного проектировщика мы не скоро увидим новые прогрессивные технические решения на наших стройках. Этот вопрос волнует всех, кто работает в проектном деле.
— Какие еще проблемы существуют в современном проектировании?
— Проблем, как и в жизни, много, но все они результат падения престижа проектной деятельности. Сегодня трудно удержать молодежь в проектном деле. Труд кропотливый, ответственный, да еще и не высоко оплачиваемый ведет к потере интереса к профессии. Молодые люди предпочитают пойти на стройку — там заработки несравненно выше, карьерный рост динамичнее. Пока мы не дадим мыслящим людям достойного вознаграждения за труд, мы так и будем строить по старинке, продвигаясь к прогрессу крохотными шажками…
— Наверняка, с такой проблемой сталкивались проектировщики и в других регионах Дальнего Востока?
— Думаю, да, сталкивались и продолжают сталкиваться регулярно. Вот мне и хотелось бы, чтобы эта тема была продолжена в ближайших номерах вашего регионального издания. Представители проектного сообщества Дальнего Востока имеют право высказать свою точку зрения. И предложить свое решение этой насущной проблемы.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ