«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (91), март 2014
Главная тема

Главная тема 

«Дорожный комплекс — локомотив экономики»

Производственный бизнес на Севере — тема отдельного разговора. Здесь производственные предприятия работают в особых климатических, географических и экономических условиях. О том, какие проблемы являются для транспортных строителей наиболее актуальными, на примере своей компании нам рассказал генеральный директор ООО «Дорожник» (Чурапчинский район) Гаврил ВЛАДИМИРОВ. 

Наши пожелания

— Гаврил Гаврильевич, насколько я знаю, ваша компания выполняет весь комплекс дорожных работ — от строительства и ремонта до содержания. Но начать хотелось бы именно с содержания, поскольку тут есть проблема, актуальная для многих участников рынка. Как рассказывают ваши коллеги — руководители отраслевых предприятий, если на обслуживание федеральных автотрасс выделяются значительные средства, то дороги муниципального значения финансируются по остаточному принципу. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Во-первых, я хочу отметить следующее — мы не привыкли кого-то критиковать или слишком остро высказывать свои позиции. Наверное, это удел политиков. Мы же — производственники, поэтому все проблемы я буду обозначать как наши пожелания. Тем более что конструктивные предложения всегда предпочтительнее огульной критики. Ну а теперь конкретный пример, связанный с вашим вопросом.
Наша компания содержит 100 километров федеральной автодороги «Колыма» (км 90–км 190). И по итогам аукциона на обслуживание трассы в текущем году нам выделяется чуть больше 49 миллионов рублей. Это, кстати, не слишком большие деньги. Но качественно работать в этих ценовых параметрах всё-таки можно. Тем более что сейчас, слава Богу, срок содержания дорожных объектов увеличен до пяти с половиной лет. Это, конечно же, прогресс. При длительных сроках обслуживания мы можем системно планировать свою работу на годы вперед. Так что тут всё более или менее хорошо. Что же касается дорог муниципального значения, то в этой связи всё обстоит иначе. 
Наше предприятие содержит в общей сложности 201 километр таких трасс. И на их годовое обслуживание нам выделяется 1 миллион 800 тысяч рублей. А вот теперь возьмем в руки калькулятор и посчитаем: на содержание одного километра муниципальной автотрассы приходится менее 9 тысяч рублей в год, а в месяц этот показатель вообще составляет 746 рублей с копейками. Так что проблема с финансированием очевидна. Тем более что и состояние самих муниципальных трасс оставляет желать лучшего. Из всего объема обслуживаемых нами дорог муниципального значения всего 10 процентов обладают твердым покрытием. Всё остальное — это типичные грунтовки. 
— Но ведь сейчас в районах воссоздаются дорожные фонды. Это вам помогает?
— Пока нет, поскольку дорожный фонд в нашем улусе стал формироваться совсем недавно, причем благодаря усилиям нового главы Чурапчинского улуса Андрея Тимофеевича НОГОВИЦЫНА, избранного на этот пост в октябре прошлого года. И мы надеемся, что со временем тут будет наблюдаться позитивная динамика. Хотя всех проблем это не решит. 

Нужна поддержка

— И какой выход из ситуации?
— По моему мнению, тут без федеральной поддержки не обойтись. Именно федеральной поддержки, я это хочу подчеркнуть особо. Республиканские власти, во главе с президентом РС (Я) Егором Афанасьевичем БОРИСОВЫМ и так делают всё возможное для поддержки муниципальной дорожной сети. Например, прошлый год у нас был назван годом сельского хозяйства. И в рамках этого на селе велось довольно большое строительство. Однако возможности регионального бюджета не безграничны. Поэтому было бы желательно, чтобы федеральные программы распространялись и на муниципальный дорожный сектор на Дальнем Востоке. 
— Как вы считаете, это возможно?
— Повторюсь еще раз, я лишь высказываю наши пожелания. Но в то же время по отношению к Дальнему Востоку мы уже наблюдаем хорошие, позитивные тенденции. Руководство нашей страны, и в первую очередь президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН, а также председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ, реальными делами подчеркивают свою заинтересованность в развитии Дальневосточного федерального округа. Создано Министерство развития Дальнего Востока, готовится государственная программа поддержки дальневосточных территорий, планируется вливать серьезные средства в экономику нашего региона.
Было бы желательно, чтобы в перечень приоритетных проектов вошли строительство, реконструкция и содержание дорог муниципального значения. Для наших территорий это, наверное, самое главное. Особенно для Якутии, где автотрасс в принципе мало. Это не позволяет на должном уровне развивать местные промышленные проекты, например сельское хозяйство. Тут ведь всё просто — если к какому-то селу приходит нормальная автотрасса с твердым покрытием, у сельчан появляются дополнительные возможности для развития сельхозпроизводств. 
Дорога всегда была и будет локомотивом экономики. Я уж не говорю, что в нашем случае это еще и важнейший социальный аспект. Поэтому я уверен, если государство заинтересовано в том, чтобы на Севере жили люди, если федеральная власть хочет реально остановить отток населения в европейскую часть страны, значит, особое внимание необходимо уделять именно муниципальным дорогам. Будут в селах нормальные дороги — будут развиваться и остальные экономические и социальные направления. Это — наше взвешенное пожелание федеральным руководителям. 

О топливе и тарифах

— Но, насколько я знаю, у транспортных строителей Якутии хватает и других проблем?
— На мой взгляд, требует решения и ситуация с топливом, сложившаяся в Якутии. Вот вы знаете, сколько стоит дизельное топливо в западных регионах России?
— Как ни странно, знаю. Накануне нашей командировки в Якутию наши журналисты собирали эти сведения. 
— Ну и сколько?
— Например, в Москве тонна дизтоплива стоит в среднем 29 тысяч 500 рублей, в Самаре — 30 тысяч, в Ярославле — 32 тысячи 700 рублей, а в Краснодаре минимальная цена на дизельное топливо вообще составляет 23 тысячи 100 рублей за тонну. 
— Хорошие цены. Особенно с учетом того, что у нас тонна дизельного топлива еще осенью стоила 39 тысяч 800 рублей, в начале зимы – 41 тысячу, а сейчас – 43 тысячи. Вот и судите сами, в каком положении находится производственный сектор на Севере страны. Я понимаю, что государство не может в одночасье отрегулировать этот момент. Что тут всё диктуется рыночными условиями. Но наши затраты от этого, конечно же, постоянно наращиваются.
 А взять в качестве примера энерготарифы для промышленных предприятий. За электроэнергию мы платим в 4 раза больше, чем наши коллеги в той же Иркутской области. Только у нашего, не слишком большого предприятия ежегодные расходы на отопление и освещение составляют порядка 10 миллионов рублей. И при наших 50-градусных зимних морозах в этом нет ничего удивительного. И я вам так скажу – цены на топливо, ГСМ и электрическую энергию в расходах нашего предприятия (наверное, как и всех производственных предприятий Якутии) составляют минимум 40 процентов. Еще не менее 50 процентов — это затраты на зарплату и прочие выплаты. Вот такие у нас пропорции.

Верю в мудрость

 — И что делать?
— Я верю в мудрость руководителей нашего государства. Тем более что сейчас они и сами говорят о необходимости эффективно решать проблемы отдаленных территорий. Так что стоит надеяться на лучшее. Более того, мне очень отрадно, что сейчас власть прислушивается к мнению дальневосточных производственников. Это особенно видно на примере Якутии, где нас постоянно приглашают на любые заседания и совещания в правительственные структуры республики. Мы не останемся один на один со своими проблемами.
Не случайно говорят, что на Севере чужих проблем не бывает, все общие. Это так и есть. Иначе у нас просто не выжить. Но вот теперь и федеральная власть стала ближе к народу, к нашему производственному сектору. Возьмем в качестве примера создание Министерства развития Дальнего Востока. Это же институт прямой взаимосвязи между правительством, то есть государством, и нашими регионами, в первую очередь промышленными структурами. Так что позитивные сдвиги уже есть. 
— Какое еще пожелание представителям федеральной власти вы могли бы высказать?
— Вот смотрите, и по ФЗ-94, и по ФЗ-44 всё распределение государственных заказов происходило и происходит по системе аукционов, где определяющим фактором победы является ценовое снижение. А порой и откровенный демпинг, о чем не раз говорили руководители самых высоких уровней. И получается, что если на аукцион выходят компании из западных регионов России и из Якутии, то первые сразу приобретают серьезное преимущество, поскольку у них нет тех расходов, которые имеются у нас. Например, северные надбавки своим специалистам они не платят, а мы это обязаны делать по закону. Вот хотя бы на один этот параметр они могут, в отличие от нас, «ронять» цены на торгах. Я уж не говорю о других факторах. У нас на Севере буквально всё стоит значительно дороже, нежели на западе страны. Поэтому было бы очень хорошо, если бы федеральная власть выправила этот дисбаланс. Есть и еще один вопрос, требующий решения на федеральном уровне. 

Долго и дорого

— Какой именно?
— К сожалению, нормативная база на Севере также не всегда соответствует реалиям сегодняшнего дня. Речь идет, например, об оформлении лицензий на карьеры ПГС. Мы тратим слишком много времени и денег для решения этого вопроса. Хотя мы же планируем разрабатывать не золотые или алмазные месторождения, а природные запасники песчано-гравийной смеси. Мы ведь не для себя дороги строим и ремонтируем, а именно для государства. Но когда мы вынуждены перевозить щебень на участки за десятки километров, то это опять-таки ложится бременем на нашу экономику.
Впрочем, здесь тоже есть отрадный момент. Насколько я знаю, представители региональных агентств по недропользованию уже предлагали упростить решение этого вопроса. Я с ними полностью согласен. Это станет серьезным подспорьем для транспортных строителей в Якутии. 
— А можно ли уже сейчас оформлять лицензии на карьеры ПГС?
— Можно, конечно. Но всё это, повторюсь еще раз, долго и дорого. Вот не так давно мы кое-как, с большим трудом оформили две такие лицензии и заплатили за это около 2 миллионов рублей. 

Выход есть

— Сейчас полпредство президента РФ в ДФО и другие структуры готовят программу развития Дальнего Востока. Насколько я понимаю, у вас это вызывает чувство оптимизма?

— Безусловно! От принятия такой программы — реально работающей программы, кстати,— выиграет не только Дальний Восток, но и экономика всей России, поскольку наша территория была и остается богатейшей ресурсной базой государства. Но чтобы эта база успешно функционировала, необходимо поощрять именно местных производственников. Вахтовым методом наш регион не освоишь, это утопия. Это сделать могут лишь те, для кого наша земля не просто место работы, а малая родина. Кто корнями связан с этой землей. Кто является ее полноценным хранителем. 
— Вы верите, что федеральная власть это понимает?
— По крайней мере, мне хотелось бы в это верить. Повторюсь еще раз, руководители государства не раз высказывали свою позицию о том, что Дальний Восток должен стать территорией опережающего экономического развития. Но это развитие должно базироваться, в первую очередь, на местных производственных силах. Поэтому поддержку нужно оказывать, главным образом, своим производственникам. Это не только мое мнение, но и позиция подавляющего большинства людей, работающих в нашем регионе. 

Наши приоритеты

 — Но, несмотря на все сложности, Гаврил Гаврильевич, ООО «Дорожник» занимает весьма прочные позиции на отраслевом рынке территории. О вас говорят так: эта компания может выполнить задачу любого уровня сложности. Как вам удается не просто держаться «на плаву» но и постоянно увеличивать производственные обороты?
— Особого секрета здесь нет. Мы просто качественно и с полной отдачей выполняем свою работу. Я вам один пример приведу. В рамках подготовки к проведению спартакиады по национальным видам спорта на приз В. МАНЧААРЫ, которая проходила в Чурапчинском районе летом прошлого года, мы должны были заасфальтировать четыре с половиной километра дороги. По первоначальному проекту стоимость этого объекта была определена в 100 миллионов рублей. Но впоследствии, после аукциона, она понизилась до 50 миллионов. Кто-то скажет — хорошие деньги, для четырех с половиной километров. Да, для российского запада, может, и хорошие.
Но я вам покажу нашу калькуляцию — более 22 миллионов от этого финансового объема ушло на инертные материалы, которые мы были вынуждены возить на участок за 300 километров. Еще в 12 с лишним миллионов нам обошелся битум, доставляемый из Ангарска. Остальная сумма была затрачена на сопутствующие материалы, дизельное топливо, мазут, обслуживание АБЗ и техники и на покрытие прочих расходов. В результате, на этом объекте мы, фактически, сработали себе в убыток. 
Я уж не говорю о том, что сам аукцион проводился в апреле, а заасфальтировать дорогу нужно было к июню. Сроки, как вы сами понимаете, не просто поджимали, они буквально давили. И работали мы просто на износ, круглосуточно. Да еще и без денег, в долг, поскольку средства перечислялись, мягко говоря, не слишком активно. Спасибо, поставщики верили нам на слово. Но, несмотря на все проблемы, свою задачу мы выполнили в установленные сороки. И выполнили на отлично. Это отметили и заказчики, и глава республики Егор Афанасьевич Борисов, и многочисленные гости спортивного праздника. 
Для нас это была высшая оценка, ведь мы выдержали своего рода экзамен на производственную зрелость. Тем более что в Чурапчинском районе с 2007 года вообще никто не занимался асфальтированием. Да и остальные дорожные работы тут велись по остаточному принципу. Но в 2013 году, во время подготовки к национальной спартакиаде ситуация стала меняться в лучшую сторону. Например, только в райцентре мы реконструировали 19 улиц, уложив 14 километров 200 метров твердого покрытия. Плюс ко всему отремонтировали участок федеральной автотрассы «Колыма». Так что работы у нас хватало. А с приходом нового главы Андрея Тимофеевича Ноговицына в районе дорожной отрасли вообще стало уделяться самое серьезное внимание. Так что поводы для оптимизма у нас есть. 
Но самым главным фактором успеха являются, конечно же, наши люди. Замечательные труженики и профессионалы высокого уровня. Например, заместитель генерального директора нашей компании, почетный дорожник России Василий Петрович ЗАХАРОВ проработал в отрасли более 30 лет. Василий Петрович душа и мозг нашего коллектива. Также хотелось бы сказать спасибо таким людям, как механик экскаватора Алексей Васильевич ЛЕБЕДЕВ, старший оператор АБЗ Николай Семенович ЗАХАРОВ, водитель Иннокентий Михайлович ГОВОРОВ, начальник участка федеральной автодороги Спартак Васильевич ПАХОМОВ и многие другие. Все эти люди являются золотым фондом нашей компании. И с ними нам по плечу любое дело. 
— Последний вопрос. Вы, Гаврил Гаврильевич, человек в Чурапчинском улусе и вообще в Якутии известный. И не только как производственник, но еще и как ветеран боевых действий в Чеченской Республике, а теперь — председатель районного отделения Союза воинов — участников боевых действий. Насколько я знаю, вы воевали в Чечне в самый разгар первой компании. Какую работу вы ведете в этом направлении?
— Я бы не хотел останавливаться на всех подробностях этого дела, но один момент озвучу обязательно. В 1996 году в Чечне погиб мой друг, наш чурапчинский парень Роман НОГОВИЦЫН. И у нас есть идея назвать его именем районный чемпионат по пулевой стрельбе. Я, кстати, еще и председатель этой стрелковой федерации в нашем улусе. Так что память нашего друга будет обязательно увековечена. Ведь право на достойную жизнь имеют лишь те, кто не забывает имена своих героев.
И еще хочу пожелать всем производственникам, занятым в нашей отрасли, всегда поддерживать друг друга. Ведь только вместе мы можем добиться позитивных перемен, достичь высоких результатов. Всем желаю удачи!
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров