Сахалинская область — единственный в России островной регион, полностью изолированный водой от материковой части страны. А Курилы отрезаны еще и от Сахалина. Всё это создает неповторимый экономический и социальный фон. Но несмотря на все сложности, развитие островов уже давно приобрело поступательный характер. И это не просто слова, а реальные факты. Хотя и проблем тут более чем достаточно. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает глава администрации муниципального образования «Курильский городской округ» Николай ГОЛЮК.
Кардинальные перемены
— Николай Степанович, насколько известно, еще недавно Курилы вообще и ваш Курильский район в частности воспринимались в обществе как однозначно депрессивная территория. Сейчас что-то изменилось?
— Я бы сказал, всё меняется кардинально. Хотя я был избран главой администрации в октябре 2013 года и не могу судить о делах давно минувших дней, но факты говорят сами за себя.
— Какие именно?
— Но для начала одна ремарка. Вот сейчас многие политики и журналисты негативно отзываются о различных федеральных целевых программах (ФЦП). Причем такие оценки зачастую справедливые, поскольку ряд ФЦП постоянно подвергается финансовым корректировкам. Грубо говоря — изначально в документ закладываются одни суммы, а затем, по разным причинам, их начинают секвестрировать. Или урезать, если быть точным. Что же касается ФЦП «Социально-экономическое развитие Курил до 2015 года», то эта программа выполняется безукоризненно. Я вам больше скажу, сейчас речь идет о новом варианте программы, на период 2016–2025 годы. Так что никаких претензий к региональным или федеральным властям у нас нет. Все свои обязательства перед курильчанами они выполняют. И это сказывается буквально на всех сторонах нашей жизни.
Полёты наяву
— Давайте конкретно — одной из самых серьезных проблем Курил всегда была транспортная изоляция. Причем, что называется, изоляция двойная — от материка отрезан Сахалин, а Курилы — еще и от Сахалина. Но, по большому счету, человеку всё равно, где жить, хоть на острове, хоть на материке. Было бы устойчивое транспортное сообщение с центром России. Что у вас делается в этой связи?
— А это как раз ключевые моменты в курильской программе. Например, уже в 2014 году в нашем районе будет сдан в эксплуатацию современный аэропорт. Весь основной объем работ на этом объекте уже сделан — я имею в виду взлетно-посадочную полосу, коммуникации, здание аэровокзала и пожарной части и так далее. Сейчас мы ждем, когда сюда привезут и смонтируют навигационное оборудование. Так что всё идет по плану, в соответствии как раз с федеральной целевой программой.
— А какая длина ВПП в вашем аэропорту?
— 2 тысячи 300 метров. Это позволит нам принимать самолеты типа АН-74 и классом ниже. То есть мы можем принимать и отправлять даже «боинги» средних классов. А это для нашего района серьезный транспортный прорыв. Ведь основным, скажем так, средством передвижения с Курил и на Курилы остаются именно самолеты. По крайней мере, если мы имеем в виду связь с материком. Тут авиация — наш главный «мост» на Большую землю.
Порт — наше всё
— А как же морской порт?
— Да, это также один из ключевых моментов в ФЦП. И этот объект мы тоже планируем сдать в 2014 году.
— Имеется в виду здание морского вокзала?
— И не только. Мы говорим обо всем портовом комплексе, включая морской вокзал, пирс, причальные сооружения и инфраструктурные объекты. В итоге получится следующее — с введением в эксплуатацию аэропорта и морского порта мы в значительной степени решаем проблему транспортной изоляции Курильского района. Он, собственно, никогда и не был полностью изолированным, ведь и морское, и воздушное сообщение здесь всё-таки функционировало даже в советские годы. Но эти объекты давно устарели и технически и технологически. Они уже не соответствовали требованиям времени. И вот сейчас ситуация стремительно меняется. Как вы правильно заметили, человеку, по большому счету, всё равно, где жить и работать. Главное, чтобы уровень жизни был высоким. И устойчивое транспортное сообщени, в этой связ, играет огромную роль. Наши люди не должны чувствовать себя оторванными от внешнего мира. Это, кстати, не бытовой, а социальный или, если хотите, психологический момент. Когда вы знаете, что можете в любой момент выехать в командировку или в отпуск, то решается масса проблем. Курилы — неотъемлемая часть России. Здесь живут точно такие же граждане нашей страны, как и в Москве, Санкт-Петербурге или Саратове. И устойчивое транспортное сообщение ликвидирует тот самый «психологический отрыв» от материка, о котором много раз говорилось на самых разных уровнях.
Квартирный вопрос
— Если всё-таки вернуться к теме уровня жизни, то здесь большое значение имеет именно быт. Как тут не вспомнить Михаила БУЛГАКОВА, с его бессмертной фразой о «хороших людях» и «квартирном вопросе». Но общеизвестно, что и на Сахалине в целом, и на Курилах в частности имеется большой процент ветхого и аварийного жилья. Соответственно «квартирный вопрос» стоит довольно остро. Это так?
— Совершенно верно. Но и этот вопрос у нас также постепенно решается. Например, только в 2013 году мы сдали два 8-квартирных дома в поселке Рейдово. Еще два 10-квартирных дома в этом же населенном пункте — вопрос ближайшей перспективы. Таким образом, мы фактически ликвидируем напряженность среди тех, кто стоит в очереди на получение нового жилья в Рейдово.
— То есть все, кто имеет на это право, жилье получат?
— Совершенно верно. Также идет соответствующая работа и в Курильске. Только в декабре мы сдали один 8-квартирный дом в райцентре. И этот процесс у нас развивается довольно активно. В Курильске регулярно сдается новое жилье. На это, кстати, выделяются серьезные средства.
Серьёзные затраты
— Насколько серьезные?
— Например, согласно областной программе на строительство жилья в Курильске выделяется 208 миллионов рублей. При таких темпах уже в ближайшие годы у нас есть все шансы полностью ликвидировать жилищную проблему, по крайней мере, среди очередников.
— Бытует мнение, что без привлечения инвесторов на рынок строительства жилья решать соответствующие вопросы довольно сложно. Вы с этим согласны?
— Что значит согласен? Мы сами решаем этот вопрос. К примеру, именно под инвесторов мы объявили аукцион на земельный участок площадью в 10 тысяч квадратных метров. Так что инвестиционная составляющая у нас не просто проявляется, это — реальность. На мой взгляд, муниципальные руководители просто обязаны вовлекать бизнес в инвестиционные процессы.
Исключение из правил
— Еще один немаловажный социальный момент — детские сады. В России их катастрофически не хватает. А как у вас обстоит дело?
— Мы, наверное, редкое исключение из правил, но очереди в детские сады у нас вообще нет.
— Да, это действительно редкость. В большинстве районов Дальнего Востока, да и в России в целом, проблема с детсадами — одна из самых острых.
— Ну а у нас все родители имеют возможность водить своих ребятишек в детсад. Другое дело, что тут тоже нужно смотреть на перспективу. Поэтому сейчас у нас идет разработка проектно-сметной документации нового детсада на 110 мест в Курильске. Думаю, что этот проект будет реализован.
— А как обстоит дело со школами?
— Тут у нас тоже особых проблем нет. Все школьные здания соответствуют необходимым требованиям и нормативам. Другое дело, что мы опять же и здесь рассматриваем ситуацию на перспективу. Причем на отдаленную. В частности, речь идет о строительстве в 2021 году новой школы (на 250 мест) в райцентре Курильске.
Топливный баланс
— Одной из серьезных проблем как северных, так и островных территорий России является доставка и хранение топлива. Далеко не во всех районах есть склады, которые бы соответствовали современным нормам. Вас эта беда касается?
— Уже нет. В 2013 году у нас шло строительство и реконструкция систем топливообеспечения. Имеется в виду и склад горюче-смазочных материалов (на 8 тысяч кубометров топлива), и заправочная станция, и инфраструктурные объекты.
— Так что теперь вы сможете хранить серьезные объемы топлива?
— Да, это большое подспорье для всех жителей Курильского района.
Комплексный подход
— В последние годы первые лица государства не раз говорили: культура и спорт должны стать фундаментальной основой в государственной стратегии России. Что-нибудь в этой связи в вашем районе делается?
— Разумеется! Но тут мы стараемся внедрять комплексный подход к развитию и культуры, и спорта.
— Что вы имеете в виду?
— Вот смотрите, у нас идет строительство Дома культуры, который, по сути, является именно культурно-спортивным комплексом. Ведь помимо актового зала и помещений для занятий творчеством в нем предусмотрены и спортзал, и даже бассейн. А еще в ДК будут размещаться музей и библиотека.
— Фигурально выражаясь, одним выстрелом вы убиваете двух зайцев?
— Совершенно верно, под одной крышей мы станем развивать как культуру, так и спорт.
Проблемные факторы
— Послушать вас, так в районе никаких проблем нет.
— Почему же нет? Проблем-то как раз хватает.
— Каких именно?
— В первую очередь я хотел бы отметить отток населения на материк. К сожалению, этот процесс продолжается, несмотря на все усилия федеральной, региональной и муниципальной власти. Например, за период: январь — сентябрь 2013 года из Курильского района на материк уехало 323 человека. При общей численности в 6 тысяч 600 человек, это, как вы понимаете, очень много. Хотя, с учетом роста рождаемости, картина выглядит не столь печально. Даже демографический подъем у нас наблюдается, и довольно серьезный.
Почему они уезжают
— А почему уезжают люди?
— В первую очередь любой человек ищет, где жить дешевле и проще. И как бы мы ни развивали транспортную инфраструктуру, но пока не изменится ценовая политика на Дальнем Востоке, вряд ли можно ожидать каких-то сказочных перспектив.
— Ну, например, сколько стоит добраться на самолете от Курильска до Москвы?
— С учетом пересадки порядка 30 тысяч рублей. И это лишь в одну сторону, как вы понимаете. Всего же полет на самолете обходится курильчанину приблизительно в 60 тысяч рублей. Естественно, вряд ли для среднестатистического человека такие цены приемлемы.
— Да, немало.
— Но ведь чтобы улететь в Москву, человеку нужно вначале добраться до аэропорта в Южно-Сахалинске. При этом билет на теплоход «Игорь ФАРХУТДИНОВ», опять же в одну сторону, из Курильска в Корсаков стоит около 6 тысяч рублей. С учетом обратной дороги — вот вам еще 12 тысяч к тем 60, о которых я уже говорил. Ну а если приплюсовать сюда дополнительные расходы, которые неизбежно возникают в дороге, то путь в столицу и обратно обходится человеку в 75 тысяч рублей, или в 2,5 тысячи долларов. Думаю, на западе страны о таких расходах на передвижение даже не слышали.
Кадровый голод
— Но чтобы платить такие деньги, человек должен зарабатывать приличные средства. То есть, быть специалистом высокого уровня. У вас есть кадровые проблемы?
— Они не просто есть, это одна из самых болезненных проблем. Многие специалисты высокого уровня (я имею в виду, в первую очередь, квалифицированных рабочих) уже давно уехали на материк и отлично там устроились. У нас их остается всё меньше и меньше. И кадровый голод проявляется везде, от производственных предприятий до аппарата администрации района.
— Даже так?
— Да, даже так. Даже в администрации не хватает квалифицированных специалистов. Та же история в органах образования, здравоохранения и прочих социальных структурах. Выход тут может быть только один — платить на Курилах людям необходимо в несколько раз больше, нежели в Москве и центральных регионах России. Вот тогда проблема решится сама собой.
— Еще одна проблема, которая, наверняка, также является для вас серьезной. Я имею в виду содержание муниципальных дорог, которые в России традиционно финансируются по остаточному принципу. А как у вас?
— Да так же, как везде. Содержанием у нас занимается ЗАО «Гидрострой», выигравшее это право на аукционе. Ну и, конечно, денег на эти цели не хватает. Тем более, мы же не в Рязани живем и не в Твери, а на Курилах. Зимы у нас снежные. Соответственно, объем дорожных работ постоянно увеличивается. Но вот финансирование остается на весьма скромном уровне.
— Вы пытались решать эту проблему?
— Решить ее на местном уровне мало реально, даже с учетом особого статуса Курил. Тут необходимы налоговые реформы.
О налогах
— Да, многие главы дальневосточных районов говорят, что для нормализации ситуации в нашем регионе требуется менять систему межбюджетных отношений. По принципу — большая часть налогов должна оставаться на территории муниципальных образований. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
— В принципе, да. На мой взгляд, большая часть налогов должна оставаться на тех территориях, где реально живут и работают налогоплательщики. Потому что только частью НДФЛ обойтись чрезвычайно трудно. Но в то же время здесь уже видны позитивные сдвиги.
— Какие именно?
— Например, с января 2014 года в пользу районов пересматривается система транспортного налога. Это для нас большой позитивный сдвиг. Происходят серьезные и опять-таки позитивные изменения с акцизами на нефтепродукты, с налогом на аренду земель, с земельным налогом при праве государственной собственности. Позитив есть! Но необходимы более четкие, системные шаги по изменению межбюджетных отношений. Тогда мы сможем более эффективно работать с теми средствами, которые остаются в бюджетах районов. Ведь всё это — социальные расходы. А коль скоро социальный сектор на Курилах будет развиваться динамично и поступательно, многие проблемы решатся сами собой. В том числе и отток населения. Если у человека уровень жизни достаточно высок — никуда он отсюда не уедет. Ведь от добра, как известно, добра не ищут.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ