Север — уникальная территория России. И подход к его развитию тоже должен быть уникальным. Что нужно делать в этой связи? На вопросы нашего корреспондента ответил глава Булунского улуса Республики Саха (Якутия) Константин ШАХУРДИН.
Наш «Сталинград»
— Константин Николаевич, одним из наиболее интересных событий в культурной жизни страны многие называют вышедший на экраны фильм Федора БОНДАРЧУКА «Сталинград». Относиться к самому фильму можно по-разному, но я хочу спросить о другом — правда ли, что в вашем улусе ветераны и школьники смотрели «Сталинград» бесплатно?
Досье БГ
ШАХУРДИН Константин Николаевич родился 4 ноября 1954 года в селе Кюсюр Булунского района Якутской АССР. В 1978 году окончил геологическое отделение инженерно-технического факультета ЯГУ. По распределению был направлен в Верхне-Индигирскую геологоразведочную экспедицию ПГО «Якутскгеология». Работать начинал техником-геологом, а через три месяца и геологом на месторождении Сарылах в Оймяконском районе. С 1990 года старший геолог, начальник партии, а затем инженер НПО «Полярная экспедиция» АН СССР. В 1996–1997 годах — заместитель главы родовой общины «Энкэн». Впоследствии — геолог, начальник добычного участка ОАО «Нижне-Ленское». В 2003 году работал начальником карьера «Хара-Мас» ООО «КДМ-Оленек», где менее чем за год организовал перспективный участок по добыче алмазов со всей инфраструктурой. В результате здесь были извлечены первые алмазы в истории Оленекского района. В 2004–2006 годах трудился помощником главы Анабарского улуса по промышленности. В 2008 году был избран главой Булунского района. Через пять лет население вновь избрало его главой улуса.
— Да, правда. Такой подарок ветеранам и школьникам сделал депутат Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), первый заместитель генерального директора ОАО «Алмазы Анабара» — генеральный директор ОАО «Нижне-Ленское» Иван Иванович АНДРЕЕВ. Он ведь баллотировался в региональный парламент от населения группы арктических улусов Якутии. В том числе и от нашего района. И вот теперь сделал нашим людям такой подарок. Мы не станем сейчас обсуждать достоинства «Сталинграда».
— Фильм понравился?
— Кому-то из наших жителей понравился, кому-то — не слишком. Однако тут важно другое — показ состоялся накануне шестидесятилетия начала Сталинградской битвы. Самого продолжительного и самого кровавого в истории человечества сражения. Как мы помним, наши воины сражались буквально за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж. И победили. Победили одно из самых мощных соединений германских вооруженных сил — шестую армию генерала-фельдмаршала ПАУЛЮСА. Но победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вот ради того, чтобы о цене этой никто и никогда не забыл, и нужно смотреть такие фильмы.
Перспективные проекты
— Наша газета давно сотрудничает с руководством компаний ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское». И насколько нам известно, сейчас управленцы этих структур разрабатывают проект создания в вашем районе предприятий глубокой переработки мяса (оленины), рыбы и дикоросов. Как вы относитесь к этой идее?
— Начну с того, что недавно у нас в районе состоялось выездное совещание по вопросам сельского хозяйства, которым руководил заместитель председателя правительства РС (Я) Петр АЛЕКСЕЕВ. И там также речь шла о реализации аграрных проектов, вплоть до организации агрохолдинга. Что же касается вашего вопроса, то, действительно, мы обсуждали с Иваном Ивановичем Андреевым проект по созданию в нашем улусе предприятия по глубокой переработке мяса, рыбы и дикоросов. Ну что тут можно сказать? Идея хорошая, ведь без реализации конкретных производственных проектов о развитии арктической зоны Якутии не может быть и речи. Арктика не терпит пустоты, это очевидный факт. Вот смотрите, у нас на Севере идет добыча полезных ископаемых. Это, конечно, хорошо. Но для нас чрезвычайно важно, чтобы это стало еще и фундаментом для повышения качества жизни местного населения. Тех же коренных малочисленных народов Севера (КМНС), например. И тут мы имеем в виду качественно новый подход к формированию лицензионных соглашений между недропользователями и органами власти. Это один момент. Второй, на наш взгляд,— поддержка арктических территорий должна стать частью государственной политики России. Ведь чем живут представители КМНС? В первую очередь оленеводством и рыболовством. Но эти хозяйственные направления, в силу своей специфики, вряд ли смогут стать самодостаточным бизнесом. Да для оленеводов и рыболовов это и не бизнес вовсе, а многовековой уклад жизни. Понимаете? Это гораздо большее, чем просто хозяйственная деятельность. И, разумеется, без серьезной государственной поддержки КМНС прожить не смогут. Да, республиканское руководство, во главе с Егором Афанасьевичем БОРИСОВЫМ, нас активно поддерживает. В республике реально работают несколько серьезных программ по поддержке сельского хозяйства, КМНС и северных территорий. Но тут нужна еще и более серьезная работа федерального центра, поскольку возможности регионального руководства не безграничны. Ну и, разумеется, всё должно делаться в комплексе — и господдержка, и сотрудничество с промышленниками. Вот поэтому проект Ивана Ивановича Андреева по созданию производства глубокой переработки мяса, рыбы и дикоросов наверняка будет востребован. Мы также станем активно работать в этом направлении. Это чрезвычайно важно для нашего населения.
— Тут уже можно говорить о какой-то конкретике?
— Что вы называете конкретикой? Ну, например, мы готовы предоставить здание, где будет размещаться пищекомбинат. Оно у нас уже есть. А все остальные вопросы будут прорабатываться в ходе реализации проекта. Тем более что в последнее время у нас довольно активно решаются так называемые инфраструктурные проекты.
Главное — инфраструктура
— Что вы имеете в виду?
— Например, энергетику. Ведь не секрет, что во многих северных районах котельные изношены до предела. О каком производстве без энергетической генерации можно рассуждать? Любому предприятию требуются энергоносители. Это — аксиома. И вот теперь у нас появились возможности для бесперебойного и качественного энергоснабжения и теплоснабжения. Благодаря поддержке республиканских властей у нас будет строиться новая ТЭС на углях. Этот проект уже включен в «Программу оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия)». Причем в Тикси появится не только сама котельная, но и инженерные коммуникации. Водозабор, водовод и так далее. Объем финансирования этого проекта только на 2013 год составил 320 миллионов рублей. Это, так сказать, на саму ТЭС. Еще 50 миллионов было выделено на строительство водозабора, а в 55 миллионов обошлась прокладка водовода. И что мы получим в итоге? А я вам скажу. При развитии энергетики мы приобретем, во-первых, качественно новый уровень коммунальных услуг для населения. Уже сейчас мы ведем серьезную работу в сфере ЖКХ, например капитально ремонтируем жилые дома. Благо пока еще работают соответствующие федеральные программы, связанные с капремонтом и энергосбережениями. Счет тут идет на десятки миллионов рублей только в нашем районе. Ну а во-вторых, 15 сентября у нас в районе была введена в эксплуатацию новая ТЭС с инженерной инфраструктурой. В итоге у нас появились возможности для подключения новых производственных объектов. К примеру, того же пищекомбината, о котором мы с вами и говорили. Да и качество жизни в нашем районе повысилось. Как говорится, люди у нас сейчас спят с открытыми форточками. Ну а начиная с 2014 года у нас, возможно, начнется строительство ДЭС в Тикси. В настоящее время ведется подготовка проектно-сметной документации.
— То есть у вас всё будет решаться в комплексе?
— А иначе и нельзя. Можно сколько угодно рассуждать о развитии производства, но без инфраструктуры это невозможно в принципе. И не только энергетической, но и транспортной. Не случайно тема северного бездорожья всегда была для нас одной из самых проблемных. Надеюсь, что со временем и здесь будут происходить масштабные изменения.
О транспортных проблемах
— Кстати, о транспорте. Некоторое время назад проблема с авиационными перевозками в Тикси была, как говорится, на слуху у всей страны. Сюжеты о вашем аэропорте шли первыми на всех телеканалах. Что-то изменилось?
— Не могу сказать, что все проблемы нашего аэропорта уже решены. Нет, конечно. Вопрос собственности Министерства обороны всегда был и остается непростым. Но для нас главное другое — правительство РС (Я) сумело выправить ситуацию по так называемым стыковочным рейсам, благодаря которым наши люди смогли летать в Якутск и обратно по более или менее приемлемым ценам.
— Насколько известно, цены удалось сохранить на прежнем уровне?
— Да, совершенно верно, повышения не произошло. Билеты, как и раньше, стоят в пределах 18–19 тысяч рублей.
— А кто субсидирует такие перевозки?
— Региональный бюджет, разумеется. Цена вопроса — 179 миллионов рублей, которые и выделила республиканская казна на субсидирование стыковочных рейсов.
Перспективы развития
— Вот скажите, Константин Николаевич, всё, о чем вы говорите, это вопрос сегодняшнего дня или ближайших лет. А кто-то рассматривает ситуацию, связанную с развитием Арктики на долгие годы вперед?
— Я не стану сейчас говорить об инициативах федеральной власти, хотя надо отдать должное Владимиру Владимировичу ПУТИНУ и правительству РФ — в последние годы развитию Арктики уделяется самое пристальное внимание. Вы же смотрите телевизор, читаете газеты, заходите в Интернет и сами видите — арктическая тема уже давно стала одной из самых актуальных. И главный идеологический посыл здесь такой: Арктика — это сфера российских интересов. Вот что важно, вот что является нашим фундаментом. А теперь идет процесс дополнения идеологии конкретными вещами, конкретными проектами. Не случайно 23 сентября на острове Самойловский была открыта полностью модернизированная российско-германская экспедиция. Это — серьезный шаг в освоении Арктики.
— Известно, что и вы, как глава одного из арктических районов, тоже принимаете в этом непосредственное участие. Какие предложения вы вносите в этой связи?
— Я понял смысл вопроса. И начну по порядку. Недавно в Якутии проходил гражданский форум «Человек в условиях Арктики», на котором довелось выступать и мне. Скажу откровенно, на форум я приехал не с пустыми руками. Мы с нашими специалистами довольно тщательно и системно разработали документ, состоящий из шести пунктов, точнее, из шести предложений. Вот их-то, эти предложения, я и озвучил.
— Можно их перечислить?
— Да пожалуйста. В первом пункте мы предложили: при формировании бюджетов арктических районов учитывать отдаленность территорий, сложность транспортных схем и так называемый коэффициент суровости климата.
— А такой коэффициент вообще существует?
— Да, конечно, ученые работают в этом направлении вот уже более 80 лет. Они изучили несколько самых проблемных (если говорить о климате) территорий. И выяснилось, что самыми климатически суровыми землями являются, во-первых, Северный полюс, а во-вторых… Тикси. Да-да, не удивляйтесь, наш райцентр. Но об этом почему-то никто теперь не вспоминает и при формировании бюджетов к нашему улусу относятся точно так же, как и ко всем остальным районам региона. А это в корне неправильно, ведь понятно, что из-за исключительной суровости климата наши расходы значительно выше, чем где бы то ни было.
Вот этот перекос мы и предложили исправить. Перейду ко второму пункту, в котором мы прописали свои предложения по формированию лицензионных соглашений. По нашему мнению, компании, занимающиеся поисково-разведочной и добычной деятельностью, должны гораздо активнее участвовать в социально-экономических проектах тех районов, на территориях которых они работают. Пока какие-то шаги в этом направлении — добрая воля промышленников. Грубо говоря: захотят — поддержат нашу социалку, не захотят — не поддержат. Слава Богу, арктическим районам Якутии повезло с ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижне-Ленское», поскольку топ-менеджеры этих компаний воспринимают северные проблемы как свои собственные. Но ведь тут работают и другие игроки рынка. И для некоторых все социальные вопросы — пустой звук. Мы, мол, купили лицензию, и больше нас ничего не волнует. А это в корне неправильно, ведь они работают на земле, где народ жил испокон веков. При таком подходе мы можем, рано или поздно, потерять свою малую родину. Вот поэтому и нужно дополнять лицензионные соглашения именно муниципальным интересом, то есть интересом местного населения. Теперь — о третьем пункте. По нашему мнению, функции контроля за соблюдением природоохранного законодательства должны осуществлять не только территориальные органы Росприроднадзора, но и соответствующие подразделения районных администраций. Тут ведь всё просто и прозрачно — охранять природу необходимо не от случая к случаю, а буквально ежедневно. Это непрерывный процесс. И местные власти в этом отношении гораздо более динамичны. Мы ведь и сами на этой земле живем и кровно заинтересованы в том, чтобы наша экология не подвергалась негативным внешним воздействиям. Перейду к четвертому, чрезвычайно важному для нас пункту. Мы считаем, что в Булунском районе РС (Я) должна быть создана особая экономическая зона (ОЭЗ), которая будет предусматривать и налоговые льготы, и иные ключевые моменты. Как я уже и говорил, условия работы и жизни у нас тяжелые, в определенной степени уникальные. Значит и социально-экономическое развитие тоже должно быть уникальным. Между прочим, еще в августе 2010 года Владимир Владимирович Путин приезжал в Тикси. Он внимательно выслушал наши доводы и позицию руководителей республики. И дал поручение разработать концепцию социально-экономического развития района. В итоге такая программа была разработана. Теперь она должна получить дополнительный социальный и экономический импульс. То есть мы по-прежнему говорим о необходимости создавать именно ОЭЗ. Сейчас я коснусь пятого пункта. Одной из самых серьезных проблем для нашей территории является кадровый голод. Квалифицированных специалистов катастрофически не хватает в большинстве отраслей. И этот вопрос нужно выводить в совершенно иную и предельно конкретную плоскость. Тем более здесь есть несколько аспектов. Вот смотрите, мы и сейчас занимаемся подготовкой специалистов для производственного сектора Якутии. У нас действует четырехстороннее соглашение между администрацией Булунского улуса, ОАО «Алмазы Анабара», производственного училища № 33 в Тикси и Министерством профессионального образования РС (Я). В соответствии с этим документом у нас идет подготовка сварщиков, бульдозеристов, машинистов спецтехники и так далее. Я даже больше скажу, все выпускники нашего учебного центра получают возможность трудоустройства. В ту же компанию «Алмазы Анабара», например. А это — и большие зарплаты, и серьезный соцпакет, и возможности для карьерного роста. Вроде бы внешне всё выглядит неплохо и для района, и для предприятия, и для самих местных жителей. Однако тут есть свои нюансы, о которых мало кто знает. К примеру, многие молодые люди просто не в состоянии приезжать из отдаленных наслегов на обучение в райцентр. Расстояния у нас огромные, да и жить ребятам в Тикси где-то надо. И эту проблему тоже надо решать. Правда, со своей стороны мы делаем всё возможное для нормализации ситуации. В частности, в соответствии с четырехсторонним соглашением налаживаем работу по дистанционному обучению курсантов. То есть специалисты выезжают в наслег (например, в село Кюсюр) и непосредственно там учат молодежь. И тут нам также большую помощь оказывает компания «Алмазы Анабара». Наконец, шестой пункт — нам необходим особый статус для сельского хозяйства в арктической зоне. Да, аграрные программы в республике работают. Но с учетом уникальных условий в секторе оленеводства и рыболовства тут нужны уникальные шаги. В том числе и тот, о котором мы говорили в начале нашей беседы. Имеется в виду создание предприятий глубокой переработки мяса, рыбы и дикоросов.
Всё будет хорошо
— Как вы считаете, ваши идеи будут поддержаны?
— Надеюсь на это. Но руководство республики и так нас всемерно поддерживает. Я вот вам конкретный пример приведу. У нас есть проект по строительству пятиэтажного досугового центра купольного типа. Общая площадь этого здания — 5 тысяч квадратных метров, а диаметр купола — 40 метров. Там будет всё, чтобы наша молодежь могла, что называется, шлифовать свои таланты. Хоть культурные, хоть спортивные — какие угодно. Даже бассейн там будет, что для нашей северной территории очень важно. А еще в досуговом центре будут использованы возможности альтернативной энергетики в виде солнечной батареи.
— Очень необычный проект.
— Да, и мы надеемся, что с помощью региональных властей он будет воплощен в жизнь. Для нас главное, чтобы качество жизни наших людей приближалось к самым передовым стандартам. Это решит множество проблем. И экономических, и социальных, и культурных, и демографических. Так что будущее у российской Арктики есть. Но создавать условия для развития территории надо уже сейчас. Чем, собственно, мы и занимаемся.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ