Об инновациях в России говорят на каждом углу. Но далеко не все идеи доходят до потребителей. А вот в Нерюнгри работают изобретатели, которые находятся в одном шаге от крайне интересного производства. О том, какие технологии внедряются в Якутии не на словах, а на практике — в интервью с генеральным директором ООО «Сахабурстрой» Сергеем ЛЕОНТЬЕВЫМ
— Сергей Николаевич, это правда, что коллектив вашей компании разрабатывает буровые установки, которые соответствуют не только передовым технологическим стандартам, но ещё и полностью подходят к работе в сложных природно-климатических условиях Севера?
— Да, правда. И это вполне объяснимо, ведь мы сами живём и работаем в Якутии, соответственно знаем и местную специфику, в том числе природно-климатическую. Ведь те же скальные породы сами по себе чрезвычайно крепкие, поэтому тут нужен особый подход к бурению. Все эти и многие другие аспекты мы и учли в наших разработках.
— В разработках? А их несколько?
— В настоящее время мы разработали четыре высокотехнологичные буровые установки. И сейчас мы их, что называется, доводим до ума.
— А можно о ваших разработках рассказать поподробнее?
— Видимо, нет смысла подробно останавливаться на всех установках. Предлагаю ограничиться двумя. В первом случае мы создали самоходную гидравлическую буровую установку (СГБУ) для горнопромышленного комплекса, что весьма актуально для Южной Якутии, где идёт активное освоение природных запасников полезных ископаемых — угля, золота, железной руды и так далее. Причём и техническую и технологическую основу разработали мы сами. Не заимствовали идеи у тех же зарубежных производителей, а применили свои решения. Хотя задачу перед собой ставили довольно амбициозную — чтобы получилось не хуже, чем у «Атлас Копко». А по возможности и лучше, ведь речь идёт, повторюсь ещё раз, об уникальных условиях российского Севера. Теперь объясню, в чём основные преимущества этой установки. Во-первых, там учтены все имеющиеся отраслевые стандарты бурения. Имеются в виду оптимальные глубины и диаметры скважин, а также скорость ведения буровзрывных работ. Во-вторых, все технические составляющие на этой СГБУ легко и быстро меняются. Например, двигатель или компрессорную станцию можно заменить в течение часа. В-третьих, мачта на такой буровой значительно легче, чем на аналогичных установках. В-четвертых, на нашей СГБУ должен работать всего один специалист. А это, как вы понимаете, также является её ощутимым преимуществом. В-пятых, вездеходные свойства этой буровой позволяют использовать её в самых сложных географических условиях. В-шестых, она уже прошла испытания непосредственно на объектах горнопромышленного комплекса и доказала свою абсолютную надёжность. Наконец, в-седьмых, после того как мы запустим СГБУ в серийное производство (а такие плану у нас есть), стоимость её будет в несколько раз ниже цен на зарубежные аналоги.
— Когда вы планируете запустить установку в серийное производство?
— Надеемся, уже в 2015 году мы построим помещение и смонтируем линии по производству таких установок, а в четвёртом квартале этого же года выпустим первую партию СГБУ. Всё это мы, кстати, продемонстрировали на открытии Нерюнгринского технопарка, которое прошло в рамках Первого Нерюнгринского бизнес-форума.
— Сколько таких СГБУ вы планируете выпускать ежегодно?
— Пока 12 установок в год. Дальнейшие объёмы, как нетрудно догадаться, будут зависеть от спроса на рынке.
— Планируете ли вы дополнять ваши установки какими-то техническими новациями?
— А это — без вариантов, ведь любой производитель постоянно модифицирует свою продукцию.
— Уже сейчас у вас в этой связи есть какие-то планы?
— Да, есть. Мы разрабатываем идею, при которой СГБУ стала бы беспилотником, то есть работала бы на дистанционном управлении. По сути, человек в машине там и не нужен. Зачем, когда все профильные операции можно выполнять со стороны, при помощи обычного пульта?
— Это реально?
— Вполне! Если уж самолёты и спутники летают без пилотов и космонавтов, то почему буровая установка не может работать в автоматическом режиме? Да, нам придётся серьёзно дорабатывать наш проект, но, как мы с вами уже и говорили, любое изобретение нуждается в постоянной модернизации. В этом и заключается технический прогресс.
— Насколько я знаю, ваши буровые установки могут применяться и в энергостроительстве?
— Совершенно верно, но в этом случае имеются в виду уже другие модификации СГБУ. Эта установка может использоваться для установки линий электропередачи (ЛЭП). А при сегодняшних масштабах в энергостроительстве это также актуальное для нас направление.
— Но ведь те же ЛЭП устанавливаются не только в городах и посёлках. Гораздо чаще их строят в труднодоступных районах, например, в тайге, через которую и прокладываются эти линии. Вы этот момент предусмотрели?
— Мы его предусмотрели чуть ли не в первую очередь. Поэтому и смонтировали установку на базе трактора Т-150К. Получился универсальный вездеход, который может и в городах передвигаться, и в лесных массивах.
— На открытие Технопарка вы привезли еще одну свою установку. Причём смонтирована она на базе УАЗа. Что это такое?
— А это также наша разработка, мы называем ее СГБУ-210М. Она может успешно применяться при ведении дорожных работ, точнее при укладке бордюрного ограждения вдоль дорог.
— Чем эта установка отличается от других аналогов?
— Прежде всего тем, что при сохранении всего профильного функционала и наличии качественных технических характеристик, эта установка чрезвычайно манёвренная. Она может работать в любых условиях.
— Вопрос личный — каким образом вам, Сергей Николаевич, удалось создать инновационное и внедренческое предприятие? Ведь это чрезвычайно сложный бизнес?
— Буровыми технологиями я стал увлекаться ещё будучи студентом Технического института Якутского госуниверситета (теперь СВФУ). Что называется, спасибо моим преподавателям, в первую очередь заведующему кафедрой «Технологии и техника разведки полезных ископаемых» Александру Валерьевичу РУКОВИЧУ. Он, кстати, до сих пор является научным руководителем наших проектов. Также мы предлагаем и нынешним студентам нашего института участвовать в изобретательском и внедренческом процессах. Так что сплав опыта и молодости даёт весьма позитивные результаты.
— То есть вы по-прежнему сотрудничаете с альма-матер, то есть с Техническим институтом СВФУ?
— Конечно! Более того, мы планируем реализовать совместный проект — создать МИП, то есть малое инновационное предприятие, которое будет изобретать, выпускать и внедрять современную буровую технику.
— Это — ваша мечта?
— Это просто работа. А мечта у меня другая — пробурить самую глубокую на земле скважину. Глубже Кольской. Вот об этом я и мечтаю.
— Специалисты уже отметили, что у ваших изобретений есть большие перспективы. А куда можно обращаться за более подробной информацией?
— Можно позвонить по телефону 8-924-877-14-44. Мы будем рады любым деловым контактам.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >