Каким образом промышленники поддерживают муниципальные территории Магаданской области? Как развивается сотрудничество администраций и производственников? Какие основные проблемы испытывают люди на Севере? И как решаются такие проблемы? На вопросы нашего корреспондента ответил глава Хасынского района Иван ТЕЙХРИБ.
— Иван Петрович, в последние годы на всех уровнях власти, включая федеральный, постоянно говорится о необходимости развивать социальное партнерство в российских регионах. Речь идет о схемах системного взаимодействия бизнеса и местных органов управления. Но, насколько известно, в вашем районе такой формат давно работает. Это так?
— Совершенно верно. Если вы проехали через населенные пункты нашего района, то наверняка заметили – их облик меняется на глазах. Появляются новые современные здания, детские площадки, другие сооружения. А в нашем райцентре даже новый православный храм достраивается. Все это стало возможным именно благодаря тому самому социальному партнерству, о котором вы сказали. И это еще не полный перечень результатов совместной работы бизнеса и власти на благо нашей территории.
— Вы имеете в виду вклад председателя совета директоров ЗАО «Арбат», депутата Магаданской областной думы Александра БАСАНСКОГО?
— Да, в первую очередь мы говорим об этом человеке. Дело в том, что Александр Александрович является депутатом областной думы именно от нашего района. И его производственные мощности также сосредоточены, в числе прочего, на нашей территории. Поэтому он считает своим долгом делать всё возможное для того, чтобы нашим людям жилось комфортно. Например, вы видели детскую площадку в центре райцентра Палатка?
— Не только видели, но и были приятно удивлены. Без преувеличения. Это ведь даже не площадка, а настоящий детский городок, который редко встретишь и в московских дворах.
— Вот! Совершенно правильно. Именно такой акцент и делается в работе нашего инвестора, да и в нашей работе тоже. Понимаете, на Колыме люди живут в особых климатических, транспортных и, как следствие, социально-экономических условиях. Мы географически оторваны от материковой части страны. И это здорово сказывается на нашей жизни. Вот поэтому и областная власть, и районная, и наши инвесторы, в первую очередь Александр Александрович Басанский ставят перед собой задачу — максимально приблизить качество жизни наших земляков к стандартам современной цивилизации. Да и к духовным стандартам тоже.
— Очевидно, вы имеете в виду православный храм, который достраивается в райцентре Палатка?
— Да, и его тоже. Можно без преувеличения отметить — это было мечтой не одного поколения жителей Хасынского района. И вот теперь благодаря инвестициям ЗАО «Арбат» мечта становится реальностью. Правда, официально речь идет о восстановлении, но вы же сами видели, что фактически имеется в виду совершенно новое строительство. Так что не за горами тот день, когда в нашем храме пройдет первая служба.
— У вас еще было отремонтировано здание Дома культуры. Это тоже результат социального партнерства?
— А тут вообще показательная схема проявилась. Половину средств на эти цели выделил областной бюджет. А оставшиеся 50 процентов — районная казна и ЗАО «Арбат». Так что здесь социальное партнерство проявилось в чистом виде.
— Для вас ремонт ДК был принципиальным вопросом?
— Без всякого сомнения. И это как раз тот самый случай, о котором я говорил выше. Наш народ имеет право на самую современную социальную и культурную инфраструктуру. Тем более, что Хасынский район всегда славился своими талантами. Это проявляется на всех праздниках как районного, так и регионального значений. И потребность в реконструкции Дома культуры у нас назрела давно. Вот теперь это стало реальностью.
— Хочу задать вопрос о школах. Мы часто бываем в командировках во многих населенных пунктах Дальнего Востока. И нередко видим, что ремонты в образовательных учреждениях отличаются, скажем так, скромностью. Где-то фасад слегка подкрасили, где-то крыльцо поменяли. В общем, на что денег хватило, то и сделали. Но вот в ваших школах, по крайней мере в поселке Палатка сразу бросается в глаза серьезный размах. Современные стеклопакеты, хорошие двери, вообще презентабельный внешний вид. Как вам это удается?
— А тут присутствует сразу несколько факторов. Во-первых, требования к ремонту образовательных учреждений сейчас довольно серьезные. Тут есть стандарты, от которых отступать ни в коем случае нельзя. И это правильно, ведь на кону — жизнь и здоровье детей. Во-вторых, руководство нашей области всегда уделяло этому вопросу самое серьезное внимание. Ну и, наконец, в-третьих, мы тоже не сидим сложа руки. И делаем в этом направлении всё, что возможно. Причем были отремонтированы школы, не только в райцентре, но и во всех остальных населенных пунктах нашего района.
— А что конкретно делалось?
— Да перечислять можно долго. Делалось все необходимое, от замены окон и дверей до реконструкции систем отопления и водоснабжения, до капремонта пищеблоков и санузлов, до перекрытия кровель, до обустройства пришкольных территорий. Перечень тут большой.
— Еще одна проблема всех муниципальных учреждений — детские сады. Вы их также ремонтировали?
— А как тут может быть иначе? Конечно, ремонтировали, ремонтируем и будем ремонтировать.
— Честно говоря, когда в наших СМИ, при описании каких-то работ в наших районах указывают общие цифры, не совсем понятно, о чем идет речь. Тут может быть некий элемент лукавства, ведь общая цифра — она и есть общая цифра. Вот давайте на одном реальном примере и с указанием одного вида ремонта скажем, что было сделано у вас для одного детского сада именно за счет районного бюджета. Это возможно?
— Ну а почему нет? У нас всё четко фиксируется, как и положено по закону. Вот возьмем в качестве примера, как вы и сказали, конкретный детский сад в поселке Стекольном. И конкретный вид работ — замена стеклопакетов. На эти цели из районного бюджеты было израсходовано 38 миллионов рублей. Так что всё у нас предельно прозрачно.
— Впечатляет.
— А мы не жалеем средств на самое главное. Ведь ничего важнее поддержки наших детей быть не может. Ни для нас, ни для области, ни для России в целом.
— Еще вопрос — сфера здравоохранения. По закону она теперь напрямую не относится к компетенции местных властей. Но все мы понимаем — со своими проблемами, в том числе и связанными с теми же больницами или поликлиниками, народ всё равно идет к вам, то есть к местным властям. Для людей неважно, кто и за что отвечает. Важен результат. И вот когда в районной больнице протекает крыша, крайним останется в любом случае глава района. Это так?
— К нам идут со всеми проблемами, тут вы правы. И довольно сложно объяснить человеку, какой орган власти отвечает за ту или иную сферу. У них один ответ — мы тебя избрали на должность главы? Избрали. Значит, ты и отвечаешь за решение всех вопросов. По-своему народ прав. Среднестатистический человек и не должен разбираться в административных нюансах. Для него, действительно, важен результат. Только это повышает доверие к власти. И в первую очередь к районной власти. Ну а теперь — конкретно о нашей больнице. Она у нас также была отремонтирована и теперь отвечает всем необходимым требованиям.
— Цена вопроса?
— Более 200 миллионов рублей.
— В вашем районе есть и еще одна отличительная черта. По крайней мере, по сравнению со многими другими населенными пунктами Дальнего Востока. У вас в населенных пунктах заасфальтирован довольно серьезный процент дорог. Как вам это удается?
— Какого-то особого секрета здесь нет. Просто мы уделяем благоустройству наших населенных пунктов, в том числе и асфальтированию дорог в поселках, самое серьезное внимание.
— И опять же, можно озвучить цифры?
— Ну, раз вы призываете не давать общих показателей, скажу конкретно. На асфальтирование в поселке Палатка было выделено 36 миллионов рублей. И ровно столько же на аналогичные работы в поселке Стекольном. Плюс ко всему такая же работа проводится и в других населенных пунктах. Я вообще считаю, что в 21-м веке стыдно пользоваться гравийными дорогами. Это — анахронизм. К сожалению, сегодняшняя экономика не позволяет нам сделать всё и сразу. В бюджетах на такие цели просто нет достаточного количества денег. Но это — вопрос перспективы. И работать в этом направлении обязательно нужно уже сейчас. Что мы, собственно, и делаем.
— Не за горами холода. Как у вас идет подготовка к отопительному сезону?
— Ну, это у вас в Хабаровске холода не за горами. А на Колыме морозы могут ударить уже в сентябре. Поэтому у нас подготовка к зиме — всегда проект номер один. Могу сказать, что на сегодняшний день все без исключения котельные в нашем районе полностью готовы работать в режиме зимнего времени.
— Как нам рассказали, вы реконструировали котельную в поселке Палатка?
— И не только в поселке Палатка. В Стекольном было заменено оборудование одновременно на четырех котлах в двух котельных. В поселке Талая реконструировали здание дизельной электростанции. Проводили мы и другие профильные работы. Так что на сегодняшний день, повторюсь, наш район полностью готов к зиме.
— Вам оказывает поддержку областная власть? Я, конечно, имею в виду не только подготовку к зиме, но и все остальные насущные вопросы?
— Оказывает, причем очень большую. Начнем с того, что наш район, как и все муниципальные образования Магаданской области, является дотационным. Поэтому без поддержки региональной власти мы бы жить не смогли. Но тут есть еще один существенный момент. Именно областные руководители постоянно внедряют различные программы, которые позволяют развиваться нашим районам.
— Например, какие?
— Да их масса. Но вот вернемся к началу нашего с вами разговора. Вы спрашивали, насколько активно внедряются у нас схемы социального партнерства. А я вам конкретный пример приведу. Не так давно у нас в Хасынском районе проходило выездное заседание Совета территории, под руководством губернатора Магаданской области Владимира Петровича ПЕЧЕНОГО. Так вот одной из ключевых тем этого мероприятия было как раз социальное партнерство между бизнесом и различными органами власти. И разговор был предельно предметным. Что называется, со схемами, цифрами и фактами. Так что руководители нашей территории делают всё возможное для последовательного развития муниципальных районов.
— У вас в районе проживают представители коренных малочисленных народов Севера. Что для них делается?
— Администрация района постоянно оказывает методическую, информационную помощь в решении проблем КМНС. С целью принятия неотложных решений по стабилизации социально-экономического развития КМНС и создания условий для дальнейшего развития отрасли традиционного хозяйствования, возрождения культуры была разработана районная целевая программа «Социально-экономическое и культурное развитие КМНС, проживающих на территории Хасынского района, на 2012–2014 гг.». Ежегодно администрация района формирует делегацию районной организации коренных малочисленных народов Севера и концертную бригаду для участия в областных национальных праздниках Хэбденек и Бвкылдыдяк.
— Среди глав дальневосточных районов бытует мнение, что нужно менять федеральную налоговую базу, чтобы как можно больше средств оставалось именно в муниципальных образованиях. Вы с этим согласны?
— На мой взгляд, тут есть некий элемент утопии. Хотя бы потому, что каждый район обладает собственными ресурсными возможностями. К примеру, где-то есть золото, а где-то вообще нет никаких полезных ископаемых. В итоге один район будет жить прекрасно, а другой так и останется нищим. Между тем сейчас идет работа по схеме подушевого финансирования. И это совсем неплохой формат, учитывающий интересы всех людей.
— Но ведь средств в регионах не хватает?
— Вот! Это правильная постановка вопроса. И для начала было бы неплохо большую часть налоговых поступлений оставлять именно в бюджетах регионов. А уж губернаторы, в соответствии со своими полномочиями, смогут эффективно распределять эти поступления между районами. Тем более теперь мы снова вернулись к процедуре прямых губернаторских выборов. И в числе первых — наша Магаданская область. Соответственно главы территорий напрямую отвечают перед своими избирателями за всё, что происходит в их субъектах. В том числе и в муниципальных районах.
— Еще одна проблема, которую озвучивают ваши коллеги — главы дальневосточных районов, связана с ФЗ-94. С 1 января следующего года в силу вступает закон «О федеральной контрактной системе». Но пока еще «на плаву» девяносто четвертый нормативный акт. Это является помехой в вашей работе?
— Это помеха всей нашей жизни. Мы уже столько раз наступали на грабли, под названием ФЗ-94, что даже говорить об этом не хочется. Но я скажу, тем более что именно в нашем районе недавно в этой связи возникли вполне конкретные проблемы.
— Какие именно?
— До недавнего времени участок федеральной автомобильной трассы «Колыма», который проходит по территории нашего района, содержала местная Палаткинская дорожная компания. И всё было нормально. Хорошо работали наши дорожники. И технику необходимую использовали, и материалы качественные применяли. И самое главное — мы всегда были в прямом контакте с руководством этой организации. А как иначе? Они же местные. Поэтому все возникавшие вопросы решались быстро и эффективно. Но на последнем аукционе произошло вот что. Работы по содержанию этого участка выиграла магаданская фирма с показательным названием «Хамелеон». Выиграла, как водится, снизив цены на торгах. Причем, насколько мне известно, эта структура раньше занималась рекламной деятельностью. А вот теперь решила попробовать себя еще и в дорожной сфере. И я могу с полной ответственностью сказать — то, что происходит сейчас на нашем отрезке «Колымы», вплоть до поселка Яблоневый, это просто ужас. Сплошные выбоины, которые никто не ремонтирует.
— Да, мы заметили, когда проезжали.
— Еще бы этого не заметить. Я сам, проезжая по этому отрезку пути, за два раза новую машину чуть не угробил. Да и вообще я за всё лето на этом участке ни разу не то чтобы грейдера — допотопного трактора не видел. Один раз, правда, «посчастливилось» — еду и наблюдаю двух гастарбайтеров с пульверизатором. Вот это и называется теперь содержанием дороги. И жалоб у меня в администрации по этому поводу скопилось, что называется, выше крыши. А что мы в этой ситуации можем сделать? Да ровным счетом ничего. В итоге теперь в течение пяти с половиной лет обслуживать трассу будет этот самый «Хамелеон».
— А Палаткинская дорожная компания теперь осталась без работы?
— По большому счету — да, без работы. Однако меня даже не судьба самой компании волнует. Бизнес есть бизнес, тут всякое бывает. Но ведь в этой организации работали в основном жители нашего района. А коль скоро у организации нет объемов — у работников нет зарплат. Это же очевидно. Да и поступлений в местный бюджет тоже нет. Ну а о современном «качестве» дороги я вам уже сказал. И даже сложно представить, что будет с этой трассой уже в ближайшее время. Хотелось бы надеяться, что в ситуацию вмешаются представители соответствующих компетентных органов. Возможно, это позволит решить проблему и нашего района, и наших жителей.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >