«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11 (88), октябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

Не рыбные дни дальневосточных рыболовов

Экономика Магаданской области, как известно, держится на двух китах — золотодобыче и рыбопромышленности. Но если говорить непосредственно о рыболовстве, то здесь вообще наблюдается показательная ситуация. Не случайно эксперты рынка дают едва ли не единодушный прогноз — при существующем отношении государства к проблемам рыбаков и при современной нормативной базе ни о каких перспективах в развитии отрасли не может быть и речи. 

Общее мнение

Впрочем, отраслевые проблемы носят, в первую очередь, не региональный, а общероссийский характер. Не случайно на состоявшемся в сентябре во Владивостоке восьмом Международном конгрессе моряков были озвучены показательные данные. Оказывается, на сегодняшний день отечественные рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие компании контролируют 32 (!) ведомства. Более того, деятельность отраслевых предприятий в нашей стране регламентируется 511 видами самых разных разрешительных документов. Работать в таких условиях крайне сложно. Причем именно российским производственникам, на которых, в отличие от их китайских, корейских, японских и других зарубежных коллег, и распространяются все эти заслоны. 

Вот как обозначил ситуацию президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Геннадий МАРТЫНОВ:

— Технические возможности у нас пока остались — краны еще работают, железную дорогу на разобрали, холодильных мощностей хватает для оперативной работы. Но никуда не годится нормативно-правовое регулирование. Предприятия, привозящие рыбу на родной берег, платят НДС. Постоянно вставляют палки в колеса Россельхознадзор и Нацрыбресурсы. Без устранения этих проблем надеяться на превращение территории в рыбный регион сложновато. 

   Добавим от себя — ситуация типична для всех территорий нашей страны, имеющих выходы в море, и для Магаданской области в первую очередь, поскольку речь идет о регионе, в котором судоходство является фактически единственной серьезной транспортной схемой. И те самые «палки в колеса» вставляют рыбакам не только Россельхознадзор или Нацрыбресурсы, но и другие российские органы власти. Например, пограничное ведомство ФСБ России, которое, казалось бы, должно выполнять совсем иные задачи — стоять на страже безопасности отечественных границ. Но об этом — чуть позже. А пока показательный пример. Несмотря на все бюрократические препоны, рыбопродукция, поступающая в Россию из-за рубежа, является одной из самых проблемных. И это не домыслы, а официальные данные Роспотребнадзора. К примеру, в 10 % завозной продукции (речь идет только о проверенных партиях) нарушены условия температурных режимов при транспортировке, 

хранении и реализации. Еще 7 % всей импортной рыбопродукции поступает на наш рынок с превышением отечественных нормативов по содержанию глазури. И перечень подобных проблем можно продолжать долго. Достаточно сказать, что около 15 % всей продукции Таможенного союза, доставляемой на российский берег, или снабжено недостоверной маркировкой, или вообще не соответствует санитарным нормам. В основном речь идет именно об импорте. Зато к российским компаниям, вылавливающим и перерабатывающим рыбу, отношение принципиально иное.

   Выступая на том же восьмом Международном конгрессе рыбаков, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман ЗВЕРЕВ обозначил целый комплекс проблем:

— В России идет завихрение нескольких юридических волн. Поверх национальных систем регулирования накладывается общая система Таможенного союза. Новую реальность создает вступление России в ВТО. Заявка нашей страны составляет 670 страниц, из них 132 — о техническом регулировании, стандартах, санитарно-ветеринарном контроле. То есть о том, что в экономике называется техническими барьерами. Всё это создает немыслимые комбинации на рынке. 

Позиция профессионала

А теперь непосредственно об отраслевых проблемах Колымы. Наша газеты взяла интервью у одного из самых авторитетных участников рынка, президента Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генерального директора ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», депутата Магаданской областной думы Михаила КОТОВА.

— Михаил Николаевич, так что именно не позволяет магаданским рыбопромышленникам нормально работать?

— А тут наблюдается целый комплекс проблем. И главная из них заключается в том, что государство до сих пор не создало прозрачных правил игры в рыбной отрасли. Вот лично я 20 лет работаю в рыбной промышленности. И за прошедшие годы наши власти десятки раз затевали какие-то реформы в этой сфере экономики. То создавали управление при министерстве, то госкомитет, то федеральное агентство, то еще что-то. А в итоге никаких позитивных сдвигов, по большому счету, не было. В лучшем случае, мы наблюдали полумеры. Давайте вспомним времена отраслевых аукционов. Это вообще был кошмар, когда государство в одночасье либо разорило рыбаков, либо превратило их в браконьеров. Я тогда буквально обивал пороги в разных федеральных ведомствах. Помню, пришел к Герману ГРЕФУ, принес документы, «от и до» обосновал свою позицию по поводу грабительских аукционов. А он мне отвечает: аукционы на то и созданы, чтобы извлекать максимальную прибыль. Представляете? Извлекать прибыль из ничего, ведь квоты того времени представляли собой дорогостоящую пустышку. Люди покупали право на вылов синего краба по цене, в два раза превышающей стоимость этого краба на рынках. Та же история была и с другими биоресурсами. И всё это делалось чиновниками, которые просто обязаны поддерживать своего производителя. Вот почему рыбопромышленники в развитых странах добывают биоресурсы в чужих водах? А ответ очевиден — это часть их государственной политики. Мол, зачем грабить себя, если можно спокойно обогащаться в других водных бассейнах? И в Норвегии, и в Японии, и в Республике Корея, и в других странах рыбодобывающая отрасль является ДОТАЦИОННОЙ. Понимаете? Их рыбаки получают от своих государств не новые налоги и бюрократические обременения, а бонусы, поскольку обеспечивают продовольственную безопасность своих стран. То есть зарубежные государства делают всё возможное, чтобы, с одной стороны, реально поддержать своих рыбаков, а с другой — сохранить собственные природные богатства. Конечно же, такое отношение способствует развитию рыбопромышленных секторов во всем мире. Но у нас, увы, всё происходит по-другому. У нас же государство просто «через колено» ломает всю отрасль. Оно постоянно меняет правила игры. Но тогда и у меня есть предложения — вот давайте примем закон, согласно которому 31 декабря каждого года мы будем отправлять в отставку всех до одного федеральных, региональных и муниципальных чиновников. Всех до одного, начиная от Москвы и заканчивая Сусуманским районом Магаданской области. А 10 января, после новогодних праздников, станем проводить конкурс и самых достойных опять принимать на работу. 

— Хм, интересная идея. 

— Нет, вы уж честно говорите — странная. Поскольку нельзя раз за разом менять правила игры. А почему тогда эти правила с завидной регулярностью меняются в рыбопромышленном комплексе? Лично мне это непонятно. Точнее, понятно, но это уже тема отдельного разговора, на тему — кому и почему это выгодно. 

— Но ведь государство ушло от схемы ежегодных аукционов и теперь квоты распределяются на долгосрочный период?

— А вы бы знали чего нам, рыбопромышленникам, это стоило. Но по большому счету вы правы — да, теперь квоты выдаются на 10 лет. Это действительно стало хорошим стимулом для отрасли. По сути, мы получили возможность не только вылавливать рыбу, но и вкладывать средства в переработку, хотя тут тоже не всё однозначно, и об этом я еще скажу. Однако посмотрите на события буквально последних дней. Только-только мы привыкли к новым правилам игры, только-только смогли хотя бы слегка вздохнуть после постоянной лихорадки с аукционами, и вот — новый «подарок». На совещании у вице-премьера правительства России Аркадия ДВОРКОВИЧА представители ФАС рассказали множество страшилок о ситуации в рыбопромышленном комплексе. Даже какую-то компьютерную презентацию сделали. Дескать, в этой сфере экономики развивается монополизм, и новые игроки не имеют возможность выходить на рынок. Какая чушь! К примеру, топ-менеджеры компании «Русское море» купили активы нескольких отраслевых компаний со всеми квотами. Кто и кому мешает приобретать уже готовые бизнесы? Но я знаю, к чему приведет такая позиция ФАС. Теперь чиновники будут на полном серьезе обсуждать возможность вернуться к системе ежегодных аукционов. И если, не дай Бог, это произойдет, то наша отрасль снова окажется отброшенной на годы назад. Мы потеряем даже те крохи рентабельности, которые позволяют нам держаться «на плаву». 

— В этой связи у меня к вам сразу два вопроса. Первое — в чем был основной минус ежегодных аукционов? Второе — почему вы говорите о «крохах рентабельности»? Неужели рыбная отрасль по-прежнему остается убыточной?

— Что касается основного минуса аукционного формата, то он на поверхности. Когда ты получаешь квоту на год, то можешь работать только на самую ближайшую перспективу. Грубо говоря — ты покупаешь самые необходимые запчасти для судна, заправляешь его топливом, выходишь в море, ловишь рыбу, продаешь улов, платишь людям зарплату, и всё. Что-либо планировать на несколько лет вперед (например, покупку нового судна или рыбоперерабатывающего завода) ты уже не в состоянии. А смысл? Вот не получишь ты через год квоты в нужном объеме, и что тебе делать с этим судном или этим заводом? Поэтому для успешной работы нашей отрасли нужны ТОЛЬКО ДОЛГОСРОЧНЫЕ КВОТЫ. В идеале даже не на 10, а на 50 лет вперед. Рыбопромышленному комплексу нужна СТАБИЛЬНОСТЬ, давайте уж большими буквами писать это слово. Если у меня есть долгосрочные квоты, то я могу спокойно создавать новые производственные мощности и рабочие места, вкладывать средства в отраслевую и социальную инфраструктуру и так далее. Но эта самая СТАБИЛЬНОСТЬ должна быть настоящей. По сути, от государства требуется самое главное — озвучить эту позицию четко и однозначно. По принципу — господа рыбопромышленники, если вы работаете по закону, платите налоги и обеспечиваете продовольственную безопасность страны, то НИКТО И НИКОГДА не пересмотрит имеющиеся правила игры. НИКТО И НИКОГДА, я это подчеркиваю. Вот тогда мы и будем развивать свой бизнес с перспективой на многие десятилетия вперед. А для северных территорий, где отток населения продолжается, это звучит особенно актуально. Ведь если у людей есть стабильная работа и нормальные доходы, никто отсюда не уедет. Теперь о нашей рентабельности. Я ведь не случайно сказал, что во всем цивилизованном мире рыбопромышленный комплекс является дотационной. Это не нефть, не газ, не алмазы и не золото. Это — продовольствие. И оно не может продаваться по запредельной стоимости. А вот теперь давайте возьмем непосредственно нашу ситуацию. Уровень рентабельности в рыбной отрасли России, в лучшем случае, не превышает 10 процентов. И это — при самом хорошем раскладе. По некоторым видам биоресурсов рентабельность едва превышает ноль процентов. А как иначе, если 35 процентов от нашей прибыли «съедает» топливо. Только наша компания ежегодно платит за горючее не менее миллиарда рублей. Еще 35 процентов от наших доходов — зарплата, которую мы, кстати говоря, постоянно повышаем. Тем более что по закону мы обязаны платить своим специалистам северные надбавки и коэффициенты, оплачивать проезд в отпуск и так далее. Ну и, как вы понимаете, у нас есть еще и множество других расходов. Связанных, например, с ремонтом и содержанием судов, с реконструкцией производственных мощностей, с другими составляющими любого бизнеса. Вот вам и картина, насколько «золотым» может быть рыбопромышленный комплекс. 

— Еще один пример странного отношения государства к рыбной отрасли — те штрафы, которые выписываются пограничниками капитанам судов, осуществляющих рыболовство в прибрежной зоне, за выход в открытое море для сброса отходов. Что вы можете сказать по этому поводу?

— На мой взгляд, это просто вопиющее безобразие. С одной стороны, по закону сброс отходов в территориальном море строго воспрещен. За это статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрен солидный штраф. С другой — когда капитаны для сброса отходов выводят суда в открытое море, пограничники штрафуют их опять же на основании всё того же КоАП, но уже на основании части 1 статьи 18.1. Мол, вы обязаны заранее получить разрешение на пересечение пограничной линии. Но это же в условиях такой огромной территории, как Магаданская область, и уровня нашей бюрократии просто нереально. На получение такой бумаги у капитанов уйдет минимум полторы-две недели. И вместо того, чтобы ловить рыбу, они будут постоянно заниматься урегулированием вопросов с нашей погранслужбой. Получается замкнутый круг — в территориальных водах сбрасывать отходы нельзя, иначе тебя оштрафуют. И в открытое море лишний раз выйти для этой же цели тоже нельзя, иначе тебя опять оштрафуют. Я, кстати, написал об этом президенту РФ Владимиру ПУТИНУ и председателю правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ. Надеюсь, что первые лица государства нам помогут. 

— Сколько всего штрафов заплатили ваши капитаны только за это «нарушение»?

— В общей сложности семь штрафов на общую же сумму в 2 миллиона 610 тысяч рублей. Сумма для тех, кто осуществляет прибрежный лов, просто громадная. Но, с другой стороны, это лишь мелкий штрих в общем объеме наших проблем. Были случаи, когда погрануправление допускало переход судов через границу до 12 и более раз, а потом налагало за это многомиллионные штрафы. Вот я вам другой пример приведу. Любое государство должно быть заинтересовано в том, чтобы улов доставлялся на собственный берег. Но что происходит на практике? Когда ты заходишь с рыбой в японский или корейский порт, к тебе приходит один чиновник, улыбается и говорит: спасибо, что выбрали нас. А что происходит в российских портах? Да один судовой досмотр длится у нас часами, не говоря уж о том количестве надзорных ведомств, которые крутятся вокруг рыбопромышленников. Ну и как в этом случае заинтересовать рыбаков? Да никак. При такой бюрократии наш берег никогда не будет привлекательным, и в первую очередь для своих же рыбопромышленников. Показательная ситуация и с судоремонтом. Как в свое время поступили власти Республики Корея? Они изучили ситуацию на рынке и сделали всё возможное, чтобы судоремонт в их портах стал приоритетом. А какая картина проявляется у нас? Те же приморские судоверфи не имеют ни современных мощностей, ни доков с нормальной вместимостью, ни квалифицированных специалистов. Зато расценки у нас в два раза выше, чем у судоремонтников государств АТР. И всё, что я вам перечислил ранее, однозначно делает наш бизнес убыточным и неконкурентным. Мы живем не благодаря, а вопреки всему. И пока наша федеральная власть не поймет, что относиться к нашей отрасли необходимо именно с позиции обеспечения продовольственной безопасности, ни о каком развитии не может быть и речи. Еще раз повторюсь — нам нужна стабильность и прозрачные правила игры. Вот тогда рыбопромышленный комплекс станет одной из основ развития России. И Дальнего Востока в первую очередь. 

Михаил КОТОВ:  
Почему государство до сих пор не создало прозрачных правил игры в рыбной отрасли?  У нас же государство просто «через колено» ломает всю отрасль. Оно постоянно меняет правила игры. По сути, от государства требуется самое главное — создать правила и соблюдать их. По принципу: господа рыбопромышленники, если вы работаете по закону, платите налоги и обеспечиваете продовольственную безопасность страны, то НИКТО И НИКОГДА не пересмотрит имеющиеся правила игры. НИКТО И НИКОГДА, я это подчеркиваю. Вот тогда мы и будем развивать свой бизнес с перспективой на многие десятилетия вперед.

— А почему в таких условиях вы не откажетесь от такой мощной социальной нагрузки, которую постоянно несет ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания»? Ведь насколько я знаю, вы ежегодно отчисляете на различные социальные проекты порядка 40 миллионов рублей. Даже рыбу бесплатно раздаете ветеранам войны и труда, просто пожилым людям, инвалидам и другим категориям малоимущих во всех районах области? И это — лишь маленький штрих, поскольку социальных проектов у вас великое множество. Не случайно региональная власть официально признавала ваше предприятие «Меценатом года». Плюс ко всему вы содержите современный горнолыжный комплекс «Снегорка», где могут не только отдыхать взрослые, но и совершенно бесплатно занимаются дети из местной ДЮСШ. И это обходится вам минимум в 150 миллионов рублей в год. А ведь от содержания таких объектов уже отказываются даже госмонополии типа РЖД. Так почему вы продолжаете нести такие затраты на социальную сферу?

— А мы считаем это не меценатством, а своим долгом перед нашей территорией и нашими людьми. Именно так — своим долгом. Это моя позиция и как депутата Магаданской областной думы, и как руководителя предприятия, и просто как гражданина нашей страны. Да, пока мы, рыбопромышленники, не ощущаем системной поддержки от государства. И мы открыто высказываемся по этому поводу. Не случайно многие считают меня «неудобным» депутатом, регулярно поднимающим «неудобные» вопросы. Но федеральной власти, и я в этом убежден, нужны не лубочные картинки, а реальная информация о состоянии в отрасли. Только тогда возможны позитивные изменения. Но несмотря на все сегодняшние минусы, наша обязанность — делать всё возможное, чтобы качество жизни людей в Магаданской области постоянно повышалось. Чтобы люди продолжали жить на нашей удивительно прекрасной земле. 

Вопрос губернатору

Будет ли меняться ситуация в рыболовецкой отрасли региона? С таким вопросом мы обратились к губернатору Магаданской области Владимиру Печеному. Ответ был таким:

— Рыбодобывающая отрасль была и остается одной из ключевых для нашей территории. И я, как губернатор и как руководитель, давно работающий в нашем регионе, знаю все отраслевые проблемы. Как нормативного, так и административного характера. Я вам больше скажу — мы находимся в постоянном контакте с руководителями наших рыбодобывающих предприятий. В частности, с Михаилом Котовым. И мы совместными усилиями будем делать всё возможное для нормализации ситуации. Причем на уровне конкретных шагов. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров