«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11 (88), октябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

«Главное — научить молодёжь работать»

Кадровая проблема была и остается одной из ключевых для дальневосточных производственников. Это может подтвердить руководитель любой компании. А куда смотрят те, кто отвечает за молодежную политику? Это и стало темой нашего разговора с начальником управления по делам молодежи администрации Магаданской области Денисом ПАВЛИКОМ. Причем разговор получился острым, но интересным. 

— Денис Анатольевич, наша газета постоянно сотрудничает с руководителями крупных и средних промышленных компаний Дальнего Востока. В том числе и в Магаданской области. И все они, перечисляя свои отраслевые проблемы, говорят буквально одно и то же — кадров нет. Причем не только квалифицированных, но и вообще никаких. Даже, что называется, «на лопату» людей найти сложно, несмотря на достаточно высокие зарплаты. И получается следующая история — молодые люди гораздо охотнее идут охранять супермаркеты за 20 тысяч рублей, чем мыть золото за более высокую зарплату. Вы руководите именно управлением по делам молодежи. В чем проблема?

— Начну с того, что та проблема, которую озвучивают вам руководители предприятий действительно есть. И я искренне рад, что вы меня об этом спросили. Более того, если вы думаете, что я сейчас буду ссылаться на «последствия девяностых», когда в России была «урезана» система профтехобразования, то вы ошибаетесь. И признаю совершенно откровенно — на определенном этапе и государство в целом, и мы, руководители молодежных структур в регионах, упустили эту проблему. Видимо, мы слишком увлеклись другими проектами. Да, тоже нужными и важными, но всё-таки другими. А вот о том, как создать предпосылки для привлечения молодежи на производство, мало кто думал. Хотя, если уж мы говорим откровенно, давайте признавать следующее — в этом виновно всё общество. А в первую очередь семья и система образования, поскольку и любовь к труду, и чувство ответственности прививаются всё-таки в детстве. По крайней мере, так было еще недавно. Вот давайте вспомним, когда мы с вами учились в школе, кто убирался у нас в классах? Да мы с вами и убирались. И это было нормально — ты тут учишься, значит, должен навести порядок. Кто в те годы ездил в лагеря труда и отдыха (ЛТО)? Да мы, школьники, и ездили. Кого отправляли осенью на поля, убирать урожай? Да нас, школьников, и отправляли. Чем мы занимались на уроках труда? Учились что-то делать своими руками. А сейчас всё это ушло в прошлое. Я тут спросил своего четырнадцатилетнего сына, мол, а что вы «на трудах» делаете? Тот долго думал и отвечает: ну, нам рассказывают то-то и то-то. Я продолжаю разговор: нет, а руками вас работать учат? Тот в ответ: пап, ты чего? Какими руками? Вот вам и картинка из жизни. То же самое происходит и в вузах. Попробуйте договориться с ректором любого университета о том, чтобы отправить студентов «на картошку». Ответ будет стандартным: вы вмешиваетесь в образовательный процесс. Студенты учиться должны, а не картошку копать. Да и вообще, их родители деньги заплатили, чтобы их чада в аудиториях сидели, а не на поле вкалывали. И что мы с вами после этого хотим? Чтобы после таких тепличных условий ребята стройными рядами пошли в старательские артели? Да не будет этого ровно до тех пор, пока родители и педагоги не станут с детства в практическом формате приучать детей к труду. К элементарному труду, начинающемуся с мытья полов и уборки урожая. Но есть и еще один момент. Вот вы говорите о том, что руководители промышленных компаний озвучивают вам кадровые проблемы. А что они сами сделали для их решения? Нужно ведь не только спецовку новому сотруднику выдать, но и в хорошем смысле закрепить его на производстве. Однако, насколько мне известно, институт наставничества сохранился у нас только на предприятиях с советским прошлым. 

— Так что, по-вашему, нужно делать для решения кадровых проблем?

— Тут необходима комплексная работа в трех плоскостях. Об одной из них я уже говорил. Это, что называется, семья и школа, где необходимо восстанавливать систему общественно-полезного труда. Второе — требуется вернуться к схемам трехлетнего распределения выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений на производство. Эту идею я не раз озвучивал на различных площадках, в том числе и федерального уровня. Ведь тут даже изобретать что-либо не придется, поскольку этот формат законодательно никто не отменял. Здесь необходимо просто принять поправку к уже существующим нормативным актам, согласно которой определенные специальности, указанные в дипломе, признаются действительными только после трехлетней отработки в отрасли. Это как интернатура после медицинских университетов. По такому же пути нам нужно идти и в строительстве, дорожной отрасли, недропользовании, энергетике, рыбном хозяйстве и агропромышленном комплексе. Третий момент — назрела необходимость восстанавливать систему учебно-производственных комбинатов и института наставничества на производстве. И вот тут должны работать и административные структуры, и бизнес. 

— Насколько известно, ваше управление уже реализует серьезные программы по вовлечению студентов в производственный сектор. Это так?

— Да, совершенно верно, эту работу мы ведем через стройотрядовское движение. Но! Тут у нас есть две собственные позиции, которые для нас незыблемы. Во-первых, стройотряды мы формируем не абы как, лишь бы студентов куда-то пристроить, а именно по профессиональному принципу. Грубо говоря — ты учишься на геолога? Иди работать в профильную службу Рудника имени Матросова. Готовишься стать дорожником? Тебя ждет дорожная компания. Ну и так далее. Конечно, поначалу ребята трудятся простыми рабочими. Но они и обязаны знать азы производства. Плюс ко всему у них появляется возможность заранее присмотреть для себя место будущей работы, а работодатели получают шанс оценить потенциального сотрудника. Не случайно я и мои коллеги постоянно убеждаем руководителей предприятий — приходите в вузы, желательно на второй курс. Выбирайте себе будущих сотрудников заранее и вовлекайте постепенно в свою работу. А в идеале, платите им пусть небольшую, но гарантированную стипендию. Вы же через несколько лет получите практически готового специалиста. Теперь — о нашей второй позиции. При первоначальных переговорах с работодателями, привлекающими стройотряды, мы четко обозначаем зарплатные вопросы. Дескать, даже не думайте сэкономить на зарплатах для студентов. И вот результат — в этом году многие ребята из наших стройотрядов получили по 60–70 тысяч рублей в месяц. Более того, мы создаем условия, при которых студенты сами могут корректировать свою зарплату. Можно сказать, мы способствуем тому, чтобы молодые люди учились работать в условиях сдельной оплаты труда. Был такой случай, когда мы кинули клич: друзья, нужно очистить периметр взлетно-посадочной полосы от стланика. Срок — до двух месяцев, а оплата по факту. В итоге между студентами возникло соревнование — кто быстрее и качественнее уберет свой участок. И таких примеров у нас довольно много. Но ведь мы еще и поощряем тех, кто хочет работать на благо территории в разных сферах. И научной, и предпринимательской, и другой. Например, наши молодые ученые в рамках областных программ не только гранты получают, но и на жилье имеют право рассчитывать. Та же история и с предпринимателями — несколько лет назад мы их поощряли в большей степени морально. А сейчас, через те же областные программы, на конкурсной основе, защищая свои проекты, молодые предприниматели получают средства из областного бюджета для открытия своего дела или развития бизнеса, им мы также оказываем образовательную и консультационную поддержку. 

— Нетрудно догадаться, что всё это делается при непосредственной поддержке областных властей?

— Конечно! Я вам больше скажу, губернатор Магаданской области Владимир Петрович ПЕЧЕНЫЙ неоднократно подчеркивал огромную роль молодежи в развитии региона. И уровень поддержки региональных властей у нас поистине громадный. Вот только один штрих — гранты на ведение исследовательской деятельности молодые ученые ежегодно получают непосредственно от губернатора. И таких примеров у нас масса. 

— Какие еще программы реализуются в вашей области?

— Их довольно много. Например, «Обеспечение жильем молодых семей», «Патриотическое воспитание жителей Магаданской области», «Профилактика правонарушений в Магаданской области» и многие другие. 

— Последний вопрос: вот скажите, Денис Анатольевич, у вас здорово развита работа с талантливой молодежью. И в то же время в своих интервью вы чаще говорите о работе с так называемыми «трудными подростками». Почему?

— Во-первых, «трудными», на мой взгляд, бывают только взрослые. Если говорить о молодых людях, то мы имеем в виду тех, кто в силу каких-то причин оказался в сложной жизненной ситуации. Во-вторых, талантливых ребят любят все. И это нормально. Но вот жизнь молодых людей с непростыми жизненными условиями интересует только органы социальной защиты и внутренних дел. И это печально, поскольку только от нас, взрослых, зависит, какими людьми они вырастут. При постоянной комплексной работе органов государственной власти и общественных структур мы можем помочь этим ребятам решить целый ряд их житейских проблем. Я в этом твердо убежден. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров